Авиценна каноны врачебной науки сохранение здоровья
Об определении понятия медицины
Об определении медицины
Я утверждаю: медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где-либо, кроме медицины.
Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины — познание, а другая часть — действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины — не что иное, как наука, но одна из них — это наука об основах медицины, а другая — наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй — название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки — три, и что натур1 существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких-нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям2 следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.
Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.
Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние — не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин «здоровье», ибо здоровье — это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.
О задачах медицины
Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках3 изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков.
Причины, однако, бывают четырех разновидностей — материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки,4 еще более отдаленная — элементы. Эти две [последние] основы [различаются], смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она [возникает] по превращению, определенная же форма [возникает] по сочетанию.
Действенные причины — это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы [состояния] воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.
Формальные причины — это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.
Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у [медицины] должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, [применяемым] при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.5 Все это у врачей [применяется] в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних,6 о [средних] мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.
И вот [теперь, когда] мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела — здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор [подходящего] воздуха, выбор7 движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.
Словом «натура» в настоящем издании переведено арабское мизадж — «смешение». Имеется в виду обоснованное Гиппократом, впоследствии более подробно разработанное перипатетиками, учение о четырех первичных элементах, входящих в состав плотных и жидких органических тел и отдельных их частей. По мнению Галена, на котором основывается и Ибн Сина, эти элементы и присущие им качества нигде не встречаются в чистом, изолированном виде, а только как различные комбинации из них, с преобладанием, однако, в этих комбинациях одного из элементов и его качества. Правильное смешение элементов, соков и их качеств и составляет «натуру», т. е. уравновешенность жизнедеятельности организма, выраженную в состоянии совершенного здоровья. «Натура» может изменяться соответственно с изменениями соотношения четырех соков или четырех качеств первичных элементов. Слово «темперамент», которым раньше обозначалось «смешение», в настоящем издании не принято, во избежание неправильного сопоставления с психическими моментами.
Под горячими опухолями разумеются очаги воспаления. Говоря об опухолях, Ибн Сина разумел, согласно античной традиции и формулировкам Галена, расширенное понимание термина «опухоль», включая сюда как неоплазму в современном значении, так и увеличение объема тканей в связи с воспалительным процессом. При этом, однако, он все же выделяет злокачественные новообразования (саратан — рак). T. е. в науках философских.
Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов (Гален), пневм — три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органу по нервам.
Соки — согласно гуморальной теории Галена, — четыре основных жидких части человеческого тела, образованные от четырех первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь.
Источник
Авиценна каноны врачебной науки сохранение здоровья
В декабре 2013 г. в Республике Беларусь проведена Международная конференция, посвященная 1000-летию создания Авиценной «Канона врачебной науки». Признавая значимость вклада Авиценны в науку, ЮНЕСКО учредила специальную премию в его честь — «Премию Авиценны за этику в науке», которую поддерживает Исламская Республика Иран. Одним из организаторов конференции был Белорусский государственный медицинский университет.
…Здоровье сохранять —задача медицины, Болезней суть понять и устранить причины.
Авиценна
Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек— Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна). На протяжении многих столетий благодарные потомки преклоняются перед его умом, прозорливостью, способностью осмысливать знания и делать выводы, которые и в настоящее время являются актуальными. Специалисты из разных стран обращаются к творческому наследию Авиценны, восхищаются им и задаются вопросом — кем он был? Врачи говорят, что он великий врач! Математики считают его известным астрономом и математиком! Литераторы — поэтом и писателем! Геологи — теоретиком геологии! Музыканты — теоретиком музыки! Философы — великим мыслителем!
На протяжении многих столетий Авиценну сопровождали почетнейшие титулы как дань глубокого уважения и признания. На Востоке его называли «аш-Шейх» — Мудрец, Духовный Наставник, «ар-Раис» — Глава, Правитель, «Худжат аль-Хак» — Авторитет Истины; на Западе — «князь философов», «князь врачей». В наши дни американский ученый Г. Хавзер назвал Авиценну «Солнцем медицинского мира».
Признание заслуг Авиценны в разных отраслях знаний символично запечатлено в памятнике-мавзолее над его могилой в г. Хамадане (Иран). Памятник представляет собой 12 устремившихся ввысь колонн, соединенных вверху куполом. Они символизируют 12 основных отраслей знаний того времени, которыми в совершенстве владел великий ученый. Авиценна оставил потомкам богатейшее творческое наследие: более 450 трудов, из которых сохранилось около 240. Философским, мировоззренческим проблемам посвящено 150 книг, 40 — медицине, 50 — остальным наукам. До наших дней многие стороны его учения до конца еще не раскрыты и не получили должной оценки.
Медицинские труды Авиценны по направленности можно разделить на 3 группы: работы общего характера, общие и теоретические вопросы медицины; труды о патологии отдельного органа или об одной конкретной болезни; труды по лекарствоведению. Среди них специалисты выделяют 2 главных труда — «Кита аш-шифа» («Книга исцеления»), посвященная достижениям науки того времени в области естествознания, психологии, астрономии и теории музыки, а также медицине, и «Ал-канун-фит-тибб» («Канон врачебной науки») — вершина медицинской мысли средневековья.
Судьба творческого наследия Авиценны в разные исторические периоды была различной. Через 100 лет после его смерти были сожжены его философские книги. А в XII веке «Канон врачебной науки» был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон врачебной науки» оказался среди первых печатных книг и по числу изданий соперничал с Библией. Впервые латинский текст «Канона врачебной науки» был издан в 1473 г., а на арабском языке — в 1593 г. За период с XV века по XVIII век в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки».
В «Каноне врачебной науки» собраны и обобщены с учетом взглядов и опыта того времени медицинские знания, накопленные греческими, римскими, индийскими и среднеазиатскими врачами. Авиценна, работая с материалами своих предшественников, преследовал цель избежать их ошибок и заблуждений. Не ограничиваясь пересказом прошлого, он подверг их наследие критическому разбору и пересмотру. Благодаря этому «Канон врачебной науки» стал поистине новым этапом в развитии медицины, послужил основой для ее быстрого расцвета, начавшегося в XVI—XVII веках.
«Канон врачебной науки» — один из крупнейших в истории медицины трудов, заслуженно получивший статус медицинской энциклопедии. В нем рассматривается все, что относится к здоровью и болезням человека. Почти 5 веков он являлся основным руководством для изучения медицины в университетах.
«Канон врачебной науки» — обширный труд в 5 книгах.
Первая книга посвящена теории медицины и представлена в 4 частях. В них последовательно рассматриваются определение медицины, понятия «о болезнях», сохранении здоровья, способах лечения.
Во 2-й книге излагается учение Авиценны о «простых» лекарствах, их природе и их испытаниях. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии — описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.
Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях, заразных болезнях.
Книга S-я содержит описание «сложных» лекарств, а также ядов и противоядий.
Материалы о лекарственных средствах изложены также в произведениях: «Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксусомеда», «Поэма о медицине». Авиценна, обобщив опыт предшественников, добавил в обращение новые виды лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, ввел в медицинскую практику препараты, полученные химическим путем: «Знай, что у тебя могут возникнуть четыре потребности, и ты не найдешь для них природного лекарства, а только искусственное».
Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне врачебной науки», 1400 имеют растительное происхождение. Рекомендуемые к применению лекарственные препараты разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. Среди 3 основных орудий врача, признаваемых Авиценной, — слово, травы и нож; лечение растительными средствами он считал наиболее предпочтительным. Шведский естествоиспытатель, врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира К. Линней для увековечения имени Авиценны назвал род растений семейства Акантовых Авиценнией.
В медицине, наряду с клиникой, значителен вклад Авиценны в профилактику. Он указывал, что «самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем режим пищи и режим сна». Ибн Сина описал восстановительный и лечебный массажи, дал рекомендации по закаливанию, проведению водных процедур, которые и сегодня являются составной частью оздоровительной физической культуры.
Исходя из собственных наблюдений, осмысления высказываний древних ученых, он создал гипотезу о факторах заражения инфекционными заболеваниями и разработал рекомендации по их предупреждению. Ему первому принадлежит предположение о существовании мельчайших невидимых существ, играющих решающую роль в передаче и распространении инфекции. Пройдет более 800 лет и великий Л. Пастер подтвердит гипотезу Авиценны. Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка и многих других.
Авиценна предлагал лечить не болезнь, а больного, рассматривать нарушения, возникающие в организме, во взаимодействии с окружающей средой, поскольку лучший терапевтический эффект достигается при создании благоприятной окружающей среды. При рассмотрении любого заболевания он обязательно указывал на условия, способствующие его возникновению, а также на возможные пути предупреждения. Первичными этиологическими факторами болезни Авиценна считал воздух, характер местности, время года. Такая направленность позволяла ему искать меры профилактики для многих заболеваний. Применительно к каждому времени года он разработал рекомендации по качеству и количеству пищи. В процессе лечения он придавал значение мобилизации внутреннего потенциала больного, защитных сил его организма, при трактовке состояния больного исходил из наличия тесной связи причины и следствия.
В искусстве сохранения здоровья Авиценна рекомендовал уделять основное внимание 7 факторам: уравновешенности натуры; выбору пищи; очистке тела от излишков; сохранению правильного телосложения; улучшению того, что вдыхается через нос; приспособлению одежды; уравновешенности физического и душевного движения. Все это соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни.
Важным фактором сохранения здоровья, по мнению Авиценны, является рациональное питание. Наряду с его разнообразием существенную роль играет режим приема пищи в теплое и холодное время года, возраст людей: «Для принятия пищи имеется определенный порядок, которого должен придерживаться каждый берегущий свое здоровье». Ценными являются рекомендации рассматривать пищевые продукты как лекарства, а при лечении придерживаться определенного режима питания. Выдающиеся врачи Древнего мира оставили потомкам завещание: «Пища должна быть лекарством, лекарство— пищей».
Столь же пристальное внимание уделялось качеству воды, ее очистке. Авиценна высказал предположение в отношении благоприятного воздействия солнца на качество воды. В то время еще не было известно о существовании ультрафиолетовых лучей и их бактерицидном действии. Вместе с тем «хорошая вода текущих ручьев открыта для солнца, … течение воды должно быть направлено к солнцу, особенно в летний период».
На состояние здоровья оказывает влияние место жительства: «Тому, кто себе выбирает место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышена или низменна, открыта или закрыта, какова там вода.».
В сохранении здоровья значимая роль принадлежит физической активности: «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, . но упражнения должны быть соответствующими для каждого человека, . организм поддается воспитанию, … бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений».
Многие позиции великого мыслителя о медицине звучат удивительно современно, пережили века и сохранили практическое значение в настоящее время. Важно, что Авиценна при определении диагностического значения симптома рассматривал его в комплексе с другими проявлениями болезни. Распознавание и правильная оценка различных признаков болезни, считал он, дают врачу возможность точно выбрать лечение, установить прогноз и добиться у больного глубокого доверия к своим действиям.
Не потеряли ценность указания Авиценны о необходимости различать признаки по их значению: признаки ли это основного заболевания, сопутствующего ли («соучаствующего») или осложнения. В каждом конкретном случае они и определяют терапевтическую тактику врача.
Рассуждая о развитии заболеваний, Авиценна указывал на роль нервной системы, считая ее взаимосвязанной с окружающей средой. Такие действия, как «действие рассудка», активные движения, сон и бодрствование, характер ответной реакции на внешние факторы (тепло, холод и др.) он рассматривал в связи с различными отклонениями «мизаджа». Под «мизаджем» («смешением») подразумевается темперамент, конституция, «натура». «Мизадж» бывает 4 степеней — горячий, холодный, сухой и влажный. Авиценна придерживался основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным». Среди лекарств для «урегулирования мизаджа» он называл растворяющие, разогревающие, обжигающие, охлаждающие, разъединяющие, разжижающие, заживляющие, общеукрепляющие, очищающие, успокоительные и др. Знания о «мизадже» он применял и для инактивации ядовитых свойств лекарств.
Представленные в трудах Авиценны вопросы развития, воспитания и лечения детей позволили историкам медицины считать его одним из основоположников педиатрии. В «Каноне врачебной науки» говорится о необходимости всестороннего воспитания ребенка, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.
Прежде всего Авиценна определил особенности анатомического строения и физиологических функций детского организма. Он придавал особое значение внутриутробному развитию плода, указывал на возможные нарушения в организме будущего ребенка при воздействии причин, возникающих в начале его формирования, уделял пристальное внимание правильному ведению родов, так как они в значительной степени определяют дальнейшее развитие младенца.
Авиценна представил возрастную периодизацию человеческой жизни. Был выделен возраст роста или юности — до 30 лет, который он также разделил на 3 этапа. Первый — младенчество, когда органы новорожденного не подготовлены для движения и вставания. Второй — детство, после вставания и укрепления органов, когда зубы еще не полностью выпали и не выросли. Третий именовался собственно возрастом роста или подростковым. Он предшествовал половой зрелости. С точки зрения такого деления знаменитый врач рассматривал развитие и болезни детей.
Воспитанию здорового ребенка Авиценна посвящал особые главы «Канона врачебной науки»: «О режиме ребенка с момента его рождения и до того, как он встанет на ноги», «О режиме кормления грудью и отнятии от груди», «О заболеваниях грудных детей и их лечении», «О режиме детей при переходе в отрочество». Многие суждения поражают своей глубиной, а разумные советы не утратили актуальности. Среди них, например, — о вскармливании новорожденных.
Описывая вскармливание новорожденных, Авиценна подчеркивал преимущество грудного молока: оно «походит на ту пищу, которую ребенок получил внутриутробно». Писал он и о том, что «практикой установлено предотвращение различных страданий у ребенка при сосании соска матери». При малом количестве либо отсутствии грудного молока рекомендовал улучшить питание матери или же нанять кормилицу. Авиценна подробно описывал требования к кормилице (возраст, внешность, характер), качеству молока, необходимый режим питания. Он считал, что с ростом и развитием грудного ребенка одного молока будет недостаточно и с S—6 месяцев следует давать легкоусваиваемую пищу. С появлением первых зубов рекомендовал более плотную пищу — «хлеб с водой и молоком». «Отнимать ребенка от груди нужно постепенно». Естественным периодом кормления в «Каноне врачебной науки» назван срок 2 года. Эти воззрения великого врача нашли отражение в трудах российских и белорусских педиатров А. Ф. Тура, Г. Н. Сперанского, И. В. Коршун.
С особенностями физиологических функций детского организма Авиценна связывал необходимость специального режима и ухода, утверждая, что они могут устранить даже те изъяны, которые «получены при (самом) зарождении». Также отмечал необходимость оберегать детей от падений и ударов, прежде чем члены окрепнут и станут сильными, убирать колющие и режущие предметы с тех мест, где дети находятся. Он обращал внимание на полезность физических упражнений, способствующих нормальному росту и развитию. Предостерегал от чрезмерных физических воздействий, оказывающих нередко обратное действие.
Авиценна описывал ряд патологических состояний и лечение больных детей грудного возраста. Диагностика должна опираться на объективные данные — опрос, результаты осмотра, определение пульса, влажность или сухость кожи, данные о физиологических выделениях.
Как исследователь Авиценна всегда стремился раскрыть причины болезни и в соответствии с ними построить лечение. Нужно отметить, что при любых заболеваниях детей Авиценна рекомендовал назначать количество лекарственных средств соразмерно весу ребенка. В «Каноне врачебной науки» описаны наиболее часто встречаемые у грудных детей проблемы: прорезывание зубов, диарея, расстройства дыхания, лихорадка, кожные сыпи, грыжи и др.
Авиценна первым описал признаки глистной инвазии у детей. Он указывал: «В животе у детей иногда появляются черви, которые беспокоят их. Большей частью они находятся в области заднего прохода. Появляются также и длинные черви, но плоские образуются очень редко. При появлении длинных червей детей лечат малым количеством настоя цитварной полыни, давая его пить соразмерно с силами ребенка». Только в 1830 г. Калер и Альмс из надземных частей растения цитварной полыни выделили вещество сантонин, обладающее глистогонным эффектом. Интересным с точки зрения истории является тот факт, что цитварная полынь (дармина) — ядовитое лекарственное растение, которое в 1884 г. привлекло внимание купцов Н. Савинкова и Н. Иванова. В долине реки Арысь они построили Шимкентский завод по выработке сантонина — в то время дорогого антигельминтного средства. Строительство завода было важной вехой развития фармацевтической промышленности в царской России.
Великий врач описывал симптомы, методы лечения ряда болезней нервной системы у детей, уделяя особое внимание профилактике заболеваний. Это клиника менингита, менингоэнцефалита, гидроцефалии, эпилепсии, функциональных расстройств нервной системы (неврозов). О глубине практических знаний свидетельствует и тот факт, что он знал о прогностическом значении каждого симптома. Так, к неблагоприятным признакам при менингите Авиценна относил появление косоглазия, уменьшение одного глаза.
Ученый указывал на возможность возникновения судорог у детей при острых лихорадках, испуге. Он писал: «Вообще дети быстро впадают в спазмы вследствие слабости сил их мозга и органов и слабости мышц, но столь же легко выходят из этого состояния». Тем самым он указывал на анатомо-физиологическую незрелость организма ребенка.
Успех «Канона врачебной науки» был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали «Канону врачебной науки» огромную популярность, а его автору обеспечили «самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире средних веков».
Для пропаганды передовых достижений медицины среди народных масс средневековые ученые часто прибегали к стихотворной форме написания своих произведений. «Поэма о медицине» («Урджуза») — медицинский трактат Авиценны, которому специалисты отводят второе по значимости место после «Канона врачебной науки».
В «Поэме о медицине» Авиценна ответил на вопросы о назначении и сущности медицины, указал на единство науки и практики, описал функциональные обязанности врачей. «.А в практике все так разделено: хирургом исцеляется одно, подчинено другое терапевту: лекарство назначать или диету.».
В трактате рассматривались элементы медицинской этики и деонтологии:
«…Больной, который только встал с постели, Себя напоминает еле-еле… Врач, помни, назначая что-нибудь, Вдвойне к нему внимательнее будь… Заботой щедрой окружи его, Не говори плохого ничего. Входи с улыбкой доброю к нему. Все назначай с особенным вниманьем, Следи за организма состояньем.». В произведении автор дает разъяснения естественным компонентам и элементам природы, мужскому и женскому началу, возрасту, телесным натурам, пище. В поэме Авиценна объяснял значимость и пропагандировал необходимость соблюдения режима бодрствования и сна, питья и питания. Практические части «Медицинская практика, осуществляемая с помощью диеты и лекарств», «Хирургическая практика — три раздела хирургии» содержат описание причин болезней, их симптомы, стадии кризиса, методы лечения, признаки выздоровления.
Арсенал рекомендуемых Авиценной средств велик. Поэтому в своих произведениях он подробно останавливался на правилах, которыми следует руководствоваться врачу при назначении лекарства. Требовал от врача отчетливого понимания, почему он прописывает именно это, а не другое лекарство. Ученый настаивал на необходимости производить расчет дозировки. Рекомендовал врачу определиться со временем употребления лекарственного препарата— часы и дни. Предписывал соблюдение строгого режима приема веществ. Делал акцент на способах и месте введения лекарственных средств.
Поражает количество различных форм препаратов, готовившихся тысячу лет назад:
«Одни принять вовнутрь лекарства нужно, Другие применяются наружно. Средь них пилюли, порошки, облатки. Припарки, травы против лихорадки. Сиропы, мази, зубочистки, пудры И палочка мисвака зубы чистить утром, Татуировки, крашенья, бандаж, а также обмыванья и массаж. Окуривания, пластыри.».
На протяжении всего периода лечения неотъемлемой функцией врача Авиценна называл наблюдение за изменениями в состоянии больного. Разъяснял, что лекарственные вещества в организме претерпевают изменения, инактивируются и/или задерживаются в различных органах и вследствие этого вызывают различный терапевтический эффект. Ученый писал о возможности усиления направленного терапевтического эффекта лекарства.
Во время первого посещения Хамадана был написан трактат «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия»). В произведении подробно описана роль сердца в возникновении и проявлении «пневмы», особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
Авиценна создал учение о пульсе («Трактат о пульсе» — «Рисолайи набзийа»): «пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой».
Завершенность и логичность выводов и умозаключений Авиценны — великого мыслителя, ученого, гуманиста — сделали его учителем для всех последующих поколений.
Мысли и идеи Авиценны продолжают служить современности, помогают глубже и шире изучать мир. Его учение вечно, имя — бессмертно!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абу Али Ибн Сина. Его медицинские и некоторые философские воззрения: Материалы Республ. науч. конф., посвящ 1000-летию Абу Али Авиценны.— Ташкент, 1980.
2. Абу Али Ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения.— Ташкент, 1980.
3. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки: Избранные разделы. В 3 ч.— М., 1994.
4. Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна).— М., 1980.
5. Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна).— М., 1980.
Поступила 18.02.14.
Адрес для корреспонденции:
Павлович Татьяна Петровна.
Белорусский государственный медицинский университет.
220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 6; сл. тел. (8-017) 328-58-94.
Ключевые слова: «Канон врачебной науки», Авиценна, здоровье детей и подростков, Ибн Сина, Иран, история медицины
Автор(ы): Павлович Т. П., Пилипцевич Н. Н., Ушакевич И. Г., Халямина И. И.
Медучреждение: Белорусский государственный медицинский университет
Источник