Презентация Витамины
презентация к уроку по биологии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vitaminy.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В и т а м и н ы
Цель урока: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержание в продуктах питания. Задачи урока: — Понять, что такое витамины. — Узнать, где находятся витамины. — Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему. — Узнать, как сохранить витамины.
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным . Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. 1880 год — Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в натуральных продуктах. Функ Казимеж (1884-1967) , биохимик. Родился в Польше. Жил и работал в Швейцарии, Франции, Великобритании, Польше, США. Впервые выделил (1912) из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери, и назвал его витамином (от лат. « виталис » — животворный), « амин » жизни, класс органических соединений, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу. Ввел термин « авитаминоз » .
Историческая справка ЛУНИН Николай Иванович (1853-1937), российский врач-педиатр. Впервые в 1880 г. показал необходимость для организма особых веществ, названных позднее витаминами. ЭЙКМАН Христиан (1858-1930), нидерландский врач. В 1886-1898 в Индонезии. Установил, что витаминная недостаточность — причина ряда заболеваний. Открыл витамин В1. Нобелевская премия (1929). ВИНДАУС Адольф (1876-1959), немецкий химик и биохимик. Исследовал структуру стероидов. Открыл образование витамина D из эргостерина под действием ультрафиолетовых лучей. Первым синтезировал гистамин. Нобелевская премия (1928). УИЛЬЯМС ( Williams ) Роберт (1886-1965 ), американский химик. Труды по изучению строения и синтезу сложных органических соединений. Синтезировал в 1936 г. тиамин (витамин В1), установил его структуру и свойства. Разработал метод подводной изоляции кабеля, занимался исследованиями свойств каучуков синтетических . 1920 г.- открыты витамины группы А 1921г. — открыт и выделен в чистом виде витамин Д 1922 г.- открыты витамины группы В, витамины группы Е, русский ученый Бессонов выделил витамин С в чистом виде 1938 г. – Каррер синтезировал витамин Е
ВИТАМИНЫ ( от лат. « vita » — жизнь , « amin » — содержащий азот) — это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме
Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
Продукты растительного происхождения
Продукты животного происхождения
Витамины Водорастворимые Жирорастворимые С А D В В В В 1 12 2 6 Е Н К
Наименование витамина Функции Симптомы гиповитаминоза и авитаминоза Источники витамина для организма С Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга- стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте Водорастворимые витамины
В 1 Необходим для нормальной деятельности нервной системы Повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти. Бери-бери-судороги, паралич В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке В 2 Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, катаракта – помутнение хрусталиков глаз Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа В 12 Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела, злокачественная анемия (малокровие) Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты
ВИТАМИН B 6 пиридоксин Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина. При недостатке — анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварения Содержится : сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых
ВИТАМИН B 5 пантотеновая к-та Регулирует работу надпочечников, усвоение витаминов, синтез антител, жировой обмен Содержится: в горохе, дрожжах, фундуке, листовых овощах, цыплятах, крупах, икре
ВИТАМИН B 9 фолиевая к-та Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения Содержится : в мясе, корнеплодах, финиках, абрикосах, грибах, тыкве, отрубях
Наименование витамина Функции Симптомы гиповитаминоза и авитаминоза Источники витамина для организма А Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» — не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета Жирорастворимые витамины
D Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей E Для нормального функционирования органов размножения, антиоксидант- препятствует окислению витамина А Слабеют мышцы, нарушение сердечной деятельности, параличи. Прекращение выработки половых гормонов Яичный желток, печень, рыбий жир, растительные масла- подсолнечное льняное, оливковое; миндаль, арахис, проростки пшеницы, овса, зеленые листовые овощи
ВИТАМИН K Обеспечивает свертываемость крови, предупреждает остеопороз Содержится : в зелени, зеленых помидорах, хлебе грубого помола, капусте, шпинате, фитоменадион
Можете ли вы объяснить термины: авитаминоз , гипервитаминоз, гиповитаминоз ? . Авитаминоз — отсутствие витаминов в организме. Гиповитаминоз — недостаточное содержание витаминов . Гипервитаминоз — избыток витаминов в организме . Используя таблицу №6, узнайте, как действует на организм человека недостаток и избыток витаминов.
Наименование витамина Суточный рацион, мг Гиповитаминоз-недостаток витамина Гипервитаминоз-избыток витамина С 50-100 Подверженность к инфекциям, кровоточивость десен Повреждение почек, поджелудочной железы В1 1,4-1,6 Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница Аллергия В2 1,5-2,5 Ухудшение зрения, трещинки в углах глаз Интоксикации не вызывает, но появляется оранжево- желтый цвет кожи Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
В12 2-5 Ухудшение аппетита, снижение массы тела, нарушение функций пищеварительного канала Отек легких. сердечная недостаточность А 0,9 Сухость роговых оболочек глаза, повреждение слизистых дыхательных путей и пищеварительной системы, замедление роста у детей Головные боли, рвота, малокровие D 0,02- 0,06 Замедление усвоения кальция и фосфора, снижение иммунитета, замедление роста у детей Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей Е 15 Дистрофия сердечных мышц, нарушение сердечной деятельности Нетоксичен
Гипервитаминоз Избыточное потребление витамина D может привести к избыточной концентрации кальция. При этом кальций может проникать в стенки сосудов и провоцировать образование атеросклеротических бляшек. возможны аллергические реакции, спазмы жар снижение артериального давления иногда бывает индивидуальная непереносимость витамина В1 – появляется крапивница и кожный зуд длительное применение в больших дозах может привести к нарушению работы печени и почек
Авитаминоз Бери – бери (полиневрит)
Авитаминоз витамина Д У детей рахит, деформация позвоночника, Задержка в росте и развитии У взрослых развитие остеопороза
Возраст В 1 В 2 В 6 С РР 7-10 лет 1,4 1,9 1,7 60 15 11-13 лет 1,7 2,3 2,0 72 19 14-17 лет (юноши) 1,9 2,5 2,2 79 21 14-17 лет (девушки) 1,7 2,2 1,9 69 18 Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков
Вопросы командам ( « Да » или « Нет » ). Блиц-опрос, кто быстрее ответит. 1. Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме. 2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно. 3 . Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь. 4. В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах. 5. Основным источником витаминов являются растения. 6. Витамины способствуют образованию ферментов. 7. Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду. 8. Витамины разрушаются при контакте с кислородом.
Загадки командам О каком витамине идет речь? *** Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами, Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате. Поищите на земле: он в салате, щавеле. Лук, чеснок, редиска, брюква и укроп, петрушка, клюква. И лимон, и апельсин в них во всех его едим. *** Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить. Витамин там есть: поможет от рахита защитить. *** Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор. Витамин они имеют, и отдать его сумеют. Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков. Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. *** Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти? В моркови, печени, желтке он есть. В общем, все не перечесть.
Источник
Презентация на тему Витамин С
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВИТАМИН С – мощнейший антиоксидант.
Это свойство
обусловлено
способностью легко
отдавать
электроны
и образовывать ион-радикалы.
Эти заряженные частицы
с неспаренным электроном
берут на себя
роль мишеней
для свободных радикалов,
ответственных за повреждение
клеточных мембран
и последующие мутации клеток.
Витамин С участвует в синтезе коллагена, именно поэтому он является одним из любимых компонентов косметических лабораторий, производящих средства для упругости кожи и борьбы с морщинами. Коллаген необходим не только для красоты кожи: уменьшение количества коллагеновых волокон в сосудистой стенке ведет к кровоизлияниям, а недостаток в ткани скелете приводит к разрушению костей.
Усиленное образование коллагена необходимо для быстрого заживления ран, при дефиците витамина С этот процесс происходит очень медленно.
Витамин С против старения
Иммунитет и витамин С
Аскорбиновая кислота ( витамин С )
участвует в обмене некоторых аминокислот,
способствуя образованию гормонов
– норадреналина, серотонина,
а также особого белка,
который имеет прямое отношение
к иммунному ответу.
Во-первых, присутствие аскорбиновой кислоты в крови оказывает защитное действие на гемоглобин, препятствуя его окислению.
Во-вторых, этот витамин помогает поддерживать резерв железа в организме – аскорбиновая кислота способствует превращению трехвалентного железа в двухвалентное, которое легче усваивается организмом.
Витамин С против стресса
Прием аскорбиновой кислоты повышает количество адреналина в крови – она предохраняет адреналин от окисления. Поэтому витамин С особенно необходим нам, чтобы легче преодолеть стресс.
Организм человека способен усвоить только ограниченное количество витамина, обычно 2-3 г в сутки. Избыточные количества сразу выводятся почками в неизмененном состоянии. Минимальная суточная доза витамина С для здорового человека – примерно 30 мг в день.
Длительное наблюдение за здоровыми людьми показали, что оптимальный уровень резистентности кровеносных сосудов и максимальная скорость регенерации гемоглобина у доноров после взятия крови обеспечиваются суточным потреблением 50-60 мг аскорбиновой кислоты – видимо, такую дозу витамина С следует считать оптимальной.
Роль витамина С в лечении простудных заболеваний, в улучшении состояния раковых больных и другие медицинские аспекты до сих пор являются темами дискуссий, но большинство специалистов сходятся во мнении, что при этих болезнях нужна повышенная доза.
То же самое касается вегетарианцев: дефицит в пище белка способствует развитию витаминной недостаточности в связи с ослаблением связывания аскорбиновой кислоты в тканях.
Суточная доза витамина С
Лучшие источники витамина С
ШИПОВНИК
Способ употребления витамина
Суточная потребность
здорового человека
– около 100 мг
витамина С в сутки.
Примерно 60 мг
мы получаем
из поливитаминных
комплексов
, а остальное
– из сырых овощей и
фруктов.
Чтобы поддержать
наш организм
во время простуды
или гриппа,
можно повысить дозу
до 150-200 мг в день.
Не увеличивайте «порции»
полезного вещества
самостоятельно:
превышение нормы
витамина С
может отразиться
на работе почек.
Советуйтесь с врачом.
Детям тоже нужен витамин С,
но доза,
которую
рекомендуют педиатры,
меньше – 40 до 70 мг в сутки
( в зависимости от возраста ).
В организме витамин С участвует в синтезе коллагена, главного белка основы организма — соединительной ткани. Витамин С также участвует в активации или продуцировании жизненно необходимых химических веществ, таких как адреналин, нужный для отклика «драться или драпать», увеличивающий частоту пульса, приток крови мускулам, подъем кровяного давления, а также повышающий боеготовность, когда опасность рядом. Две другие важные роли витамина С — детоксикационная (он помогает очищать организм от ядов, начиная с сигаретного дыма и окиси углерода и кончая змеиным ядом), и антиоксидантная. В данном случае он функционирует как молекула, предназначенная для защиты организма, его необходимых жиров и жирорастворимых витаминов (особенно А и Е) от разрушительного действия кислорода. Антиоксидантные свойства аскорбиновой кислоты в цитрусовых соках (например, лимонном) предотвращают потемнение нарушенных поверхностей таких нежных фруктов, как яблоки, персики, авокадо. И наконец, витамин С увеличивает адсорбцию железа из кишечного тракта путем комплексообразования.
Источник