Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал
Данное выступление можно использовать на метод.объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова С.Е. учитель
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость
И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.
Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;
— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);
— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Инвалидность бывает врожденная и приобретенная: врожденная — является следствием нарушений внутриутробного развития плода, родовой травмы при родовспоможении, приобретенная- возникает после рождения, вследствие болезни или травмы.
По данным Министерства труда и социального развития РФ на начало 2013 г. число детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составило 641,9 тысяч. Это на 16,1 тыс. меньше, чем в 2012 г., и на 33,4 тыс. меньше, чем в 2011 г. Но данные Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России) показывают, что идет рост детской инвалидности по сравнению с 2010 г. (196,2 на 10 тыс.) и с 2011 г. (195,1 на 10 тыс.). Очевидно, это расхождение отражает то, что идет недостаточное использование реабилитационного потенциала детей с ОВЗ.
Ясно, что сокращение общего числа детей-инвалидов, приведенное Министерством труда и социального развития, вызвано не улучшением ситуации. Наиболее вероятно то, что идет неполный учет детей-инвалидов в системе социальной защиты, а также сокращение численности общего населения России (убыль детей-инвалидов до 18 лет превышает прирост за счет рождающихся и выявляемых впервые). Эти факторы подтверждаются Ларисой Балевой, главным специалистом по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России, которая отмечает, что механизм установления инвалидности на практике работает очень плохо, так как многим детям ее не оформляют [1, 2, 3].
Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, распределяются следующим образом: умственные нарушения – 21%; другие психологические – 6%; языковые и речевые – 2%; слуховые и вестибулярные – 5%; зрительные – 8%; висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 25%; двигательные – 23% (чаще всего, это детский церебральный паралич); уродующие – 5% (чаще это заболевания, сопровождающиеся расстройствами психики); общие и генерализованные – 4% (обычно это тяжелые врожденные аномалии).
Высокий уровень заболеваемости родителей, в особенности матерей, неправильный образ жизни, плохая экология, детский травматизм, – все это способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Семья и ближайшее окружение для такого «особого» ребенка – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, обучения, социализации, профориентации. Часто в таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели и предметов бытовой техники. Лечение, лекарственные препараты, массаж, медицинские процедуры, санаторно-курортное лечение и т.д., все эти услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья преимущественно платные и требуют больших денежных средств.
Семья для ребенка-инвалида – это первостепенная, естественная защита, развивающая среда, способная создать самые благоприятные условия для его роста и развития. Ребенок с ограниченными возможностями предъявляет к членам семьи массу дополнительных требований, но только семья может являться важнейшим фактором медико-социально-педагогической реабилитации ребенка с особыми нуждами.
Опыт показывает, что только одна семья не может добиться значимых результатов в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль медицинского обслуживания в районе проживания детей с ОВЗ, организации медико-социальной реабилитации и абилитации трудно переоценить.
В 1990 г. в России насчитывалось примерно 50 тыс. детей-инвалидов. В 2000 г. было зарегистрировано около 155 тыс., на начало 2013 года зарегистрировано уже 593 тыс. детей-инвалидов, и эти показатели составляют примерно 2% от всего детского населения России. Если опираться на эти данные, то получается, что с 1990 г. показатели детской инвалидности выросли в 13 раз, а с 2000 г. еще в 4 раза. Конечно, не исключено, что с течением времени критерии оценки детской инвалидизации изменялись, но неуклонный рост все же достаточно хорошо прослеживается.
В России не существует единой системы учета таких детей, некоторые авторы определяют количество детей-инвалидов как 5% от всего детского населения, т.е. примерно 1,5 млн чел., из которых около 20% отводится детям с психическими расстройствами, 20% – детям с врожденными пороками, от 16 до 35% детей с заболеваниями нервной системы, остальное количество приходится на прочие заболевания [2, 3].
В России за последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих инвалидность. Вполне вероятно, что это связано с ухудшением общей социально-экономической, а также экологической обстановки. Свой вклад вносит и развитие медицины, так как за последние годы появилось больше возможностей для обследования и выявления различных заболеваний, которые являются инвалидизирующими, как до рождения ребенка (внутриутробно), так и в ранние сроки после рождения.
В последнее время становится популярным активное вовлечение семьи в процесс социально-медицинской реабилитации своего ребенка с ОВЗ. Попытаться помочь оставить в семье такого ребенка, попытаться предоставить помощь в его развитии и обучении – это одна из первоначальных задач реабилитации (абилитации), чтобы интегрировать такого ребенка в общество. Для этого необходимо разработать эффективную программу реабилитации, которая охватит периоды с раннего детства и до достижения взрослого возраста, социализации инвалида в достаточно востребованного человека, живущего в нормальной социальной среде.
Реабилитация (абилитация) инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Наибольшая эффективность реабилитации инвалида достигается в сочетании реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, физических, трудовых, социальных, технических, правовых, экономических, которые в своем сочетании составляют единый комплекс.
Медицинская реабилитация подразумевает: своевременную госпитализацию; лабораторно-инструментальные обследования; комплексное лечение (диета, режим, медикаментозное лечение и пр.); контроль за динамикой заболевания, эффективностью лечения; прогноз течения болезни; диспансерное наблюдение; проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Физическая реабилитация является частью медицинской. Она предусматривает проведение лечебной физкультуры с последующим нарастанием по интенсивности нагрузки, что помогает восстановлению трудоспособности. При использовании физических факторов идет широкое воздействие на центральную нервную систему, сердечнососудистую, улучшается газообмен в легких, обмен веществ, чего не всегда возможно добиться с помощью медикаментозного лечения. Однако применение физических факторов должно быть четко рассчитано для каждого больного, т.к. неадекватное применение не только не принесет пользы, но и может вызвать непоправимый вред.
Психологическая реабилитация (психическая) – ее цель, преодоление отрицательных реакций со стороны психики у инвалидов, в связи с возникшими проблемами из-за болезни. Задачи этого вида реабилитации – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, а также профилактика и лечение связанных с этим психических нарушений. Основными методами здесь являются: различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и т.п.); психопрофилактика; психогигиена; хорошая обстановка в семье, лечение трудом (трудотерапия); при необходимости, назначаются психоторопные лекарственные препараты.
Трудовые мероприятия (или профессиональная реабилитация) – по сути, это подготовка инвалида к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и сочетаться с другими видами реабилитации.
Социальные мероприятия дают возможность изучить влияние социальных условий на болезнь или травму, приведшую к инвалидизации. В этом аспекте рассматриваются многие вопросы, например, эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, влияние социальных факторов на развитие и течение болезни, трудовое и пенсионное обеспечение инвалидов.
Одним из основных факторов, влияющих на дальнейшую жизнь ребенка-инвалида, является реализация его социального потенциала. В этом случае, социально-медицинская реабилитация обеспечивает возможность развития ребенка не только в семье, но и вне ее, определяет будущую самостоятельность.
Определением комплекса реабилитационных услуг, необходимых ребенку-инвалиду, то есть составлением уже непосредственно ИПР, занимается служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), в лице соответствующих бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). В течение одного месяца после определения инвалидности или прохождения переосвидетельствования БМСЭ обязаны ребенку-инвалиду оформить карту ИПР, куда должны быть внесены соответствующие мероприятия: медицинские, трудовые, психологические, необходимые для успешной реабилитации, максимального развития способностей данного ребенка-инвалида. В соответствии с законом, ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации. Получается, что в России гарантируется реализация включаемых в ИПР программ и реабилитационных мероприятий и оплачиваться они должны государством, а не за счет средств родителей ребенка-инвалида.
Таким образом, из рассмотрения нормативно-правовых актов можно сделать следующие выводы о реабилитации ребенка-инвалида:
комплекс реабилитационных, лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий требует участия соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, специалистов по физической культуре, и других);
необходимо установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий, индивидуальность программы – все это определяется врачебно-трудовой экспертизой;
выбор наиболее эффективных реабилитационных мероприятий, которые обеспечивают наиболее быстрое восстановление и выздоровление, должен осуществляться с учетом состояния ребенка-инвалида, тяжести и динамики заболевания и индивидуальной переносимости воздействий, и обеспечиваться за счет государства.
1. Балева Л. Интеграция детей-инвалидов в России // Новые известия. – 10.09.2003. – С. 1-7.
2. Грибанова М.Б. Правовая реабилитация как путь реадаптации инвалидов в обществе // Социальная работа. – 2006. – №2. – С.41-49.
3. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в РФ. – М.: Инфра-М, 2005.
4.Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста /Под ред. Холстовой Е.И. – М.: ЮНИТИ, 2004.
5.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М., 2003.
Источник