Меню

Аспекты управления здоровьем человека

Управление здоровьем

Управление здоровьем — это систематическая организация более или менее сложных социально-политических мероприятий и институтов с целью сохранения и укрепления здоровья населения.

Оглавление

Основы

Управление здоровьем включает в себя множество задач и функций по организации здоровья , особенно в форме укрепления здоровья . Он основан на биопсихосоциальном понимании здоровья. Цель состоит в том, чтобы укрепить процессы адаптации к здоровью, такие как помощь на основе потребностей. Управление здравоохранения осуществляется в области здравоохранения и социальной политики учреждений , таких , как группы самопомощи и социального ухода в учреждениях здравоохранения, несчастных случаев и пенсионное страхование, известный под термином социального обеспечения . Во-вторых, описываются такие задачи, как планирование, организация, контроль, регулирование и оценка услуг, связанных со здоровьем (см. Niehoff, J.-U., Braun, B., 2003, p. 107).

Методологически менеджмент здравоохранения является перекрестным предметом, объединяющим несколько дисциплин, таких как социальная медицина , экономика здравоохранения , медицинское право и медицинская социология, и является систематической частью наук о здоровье , особенно в форме «Нового общественного здравоохранения » (см. Mann , Б., 2005; Уоллер, Х., 2002). В контексте целей здравоохранения в Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), управления здравоохранением является стратегическим подходом «Здоровье для всех» . В качестве корпоративного управления здоровьем этот подход, связанный со здоровьем, получил дальнейшее научное и практическое развитие.

Подходы к управлению

Шварц и Висмар (1998, стр. 560-564) говорят о четырех основных направлениях управления; они уходят корнями в концепцию целевого управления ( Management by Objectives ):

  • население или сообщества
  • ориентированный на провайдера
  • ориентированы на пациента, клиента и потребителя
  • системно ориентированный

На основе населения или сообщества

Это «классический европейский подход к организации системы здравоохранения» (см. Schwartz / Wismar, 1998, стр. 561), основанный на идее оказания помощи населению. В Великобритании в качестве примера следует упомянуть Национальную службу здравоохранения, а в Германии — государственное медицинское страхование со страховой ставкой примерно 89%. Традиционно местные или региональные ссылки также можно найти в Швеции .

Ориентированный на провайдера

Концепции управления, ориентированные на поставщика, относятся к планированию требований и безопасности на стороне поставщика, например: Б. больницами и другими медицинскими учреждениями (см. Goldschmidt AJW / Hilbert J, 2011), управление человеческими ресурсами с вопросом о функциях и управлении человеческим трудом в учреждениях системы здравоохранения и технологического планирования (см. Schwartz / Wismar, 1998 , С. 562). Различают инструментальные и реальные потребности в области здравоохранения . Инструментальная потребность относится к доступным средствам лечения, таким как амбулаторное лечение, стационарное лечение, койки или врачи. Реальная потребность может включать более комплексные услуги снабжения, такие как укрепление здоровья на рабочем месте ( укрепление здоровья компании ) или в школах (например, здоровый образ жизни, обучение ), уменьшение дорожного движения, охрана окружающей среды или социальные работники в медицинской практике (см. Там же).

Ориентация на пациента и потребителя

Последовательное определение потребностей пациента затруднено, потому что речь идет о субъективных потребностях пациента. В целом, однако, можно констатировать, что пациенты должны иметь возможность отстаивать свои права. Согласно Шварцу и Висмару, ориентация на пациента только начинается в немецкоязычной литературе по управлению здоровьем — в отличие от США (стр. 563). На международном уровне ориентация на пациента обсуждается на трех уровнях (там же):

  • Ориентированное на пациента управление качеством
  • Управление сервисом
  • Потребительский подход

В центре внимания управления качеством, ориентированного на пациента, находятся потребности «клиентов», связанные со здоровьем, как это обсуждается в рамках подхода тотального управления качеством ( TQM ). Управление услугами анализирует здравоохранение как часть экономики услуг. Потребительство подход основан на спорное обсуждении потребительского суверенитета со стороны пациента, тем более , что выбор между различными службами в системе здравоохранения подвержено значительные ограничения (стр. 564).

Системно ориентированный

В основе этой точки зрения лежит связь между растущей потребностью в уходе и растущими проблемами финансирования. Эта связь интерпретируется как «системно-зависимая проблема контроля в здравоохранении» (см. Schwartz / Wismar, стр. 25). Эта финансовая ориентация приобрела важность в большинстве систем промышленного здравоохранения. «Целевое обсуждение, ориентированное на результат» также можно наблюдать на системном уровне. Он основан на реальных результатах в отношении здоровья пациентов и групп населения.

Квалификация

Основные компетенции связаны, в первую очередь, с анализом исторических, социологических и экономических аспектов безопасности здоровья. Здесь очень важны достижения социального обеспечения , включая конфликты в этой системе. Во-вторых, дополнительные ключевые компетенции включают в себя социальную способность быть знакомым с интересами и проблемами, связанными с услугами, связанными со здоровьем. Потому что обоснование и оценка будущих вариантов системного и экономического дизайна услуг здравоохранения — важная цель.

В дополнение к основным компетенциям показаны дополнительные навыки (см. Niehoff, Braun, 2003, стр. 107):

  1. концептуальные и организационные навыки
  2. социальная компетентность в управлении персональными услугами
  3. Владение персоналом и бизнес-процессами
  4. Знание правовой основы
Читайте также:  Диагностика состояния здоровья воспитанников

Дипломные программы и степени

Степени или должности в области управления здравоохранением можно получить как дополнительную квалификацию или получить степень бакалавра. Часто вместе с профессией врача проводится аспирантура по экономике . В зависимости от объема и предыдущего образования степень присуждается сертификатом или академической степенью, такой как степень бакалавра или магистра.

Источник

Системы управления здоровьем

Прежде чем говорить о том, для чего нужны системы управления здоровьем, напомним, что ранее говорилось о здоровье как зоне ответственности самих граждан. Мы должны сами брать ответственность за собственное здоровье в свои руки. Хорошая персональная диета, физические упражнения и здоровый образ жизни (ЗОЖ) – являются основными факторами здоровьесбережения. Работа с эмоциональной и духовной составляющей человека, в некоторых случаях, позволяют избавиться от хронических заболеваний и является ещё одними важным моментом к улучшению здоровья и снижению заболеваемости. Это тот минимальный уровень, который доступен каждому.

Следующим уровнем становится управление своим здоровьем, т.е. создание системы, в которой здоровье является объектом управления. Это означает, что по отношению к нему нужно ставить цели и задачи управления, тогда как сейчас управление здоровьем у большой массы населения происходит «в режиме автопилота» и «управленческие» воздействия начинаются только в критических ситуациях, кроме Нealth management для корпоративных клиентов, что недоступно обычным гражданам.

Под управлением здоровьем человека в самом общем смысле понимаются, прежде всего, формирование и поддержание здорового образа жизни с учетом экологических факторов, а также регулярная оценка результатов управления и при необходимости внесение корректировок в план мероприятий управления.

Принципы системы управления здоровьем

А чтобы системы управления здоровьем стали возможными, выделяют следующие основные принципы[1]:

  1. Индивидуальная ответственность человека (субъекта управления) за управление своим здоровьем (объект управления);
  2. Ключевая роль образования человека в сохранении и управлении здоровьем, его непрерывность в течение всего процесса управления и контролируемость его усвоения;
  3. Выполнение каждого из последовательных этапов процесса управления здоровьем для достижения поставленных целей;
  4. Периодический мониторинг состояния здоровья человека и применение мер по его профилактике с целью предотвращения необратимых последствий;
  5. Регулярный контроль за результатами управления для оценки качества управления и обоснования изменения способов воздействия на объект управления.

Попробуем «расшифровать» эти принципы.

Принцип 1.

Необходимость индивидуальной ответственности за управление своим здоровьем прямо вытекает из общей ответственности за свое здоровье. Хотя этот принцип можно рассматривать и с точки зрения экономии расходов, и готовности населения взять ответственность за управление здоровьем на себя, и недостатка необходимых компетенций.

Хотя в группе факторов, влияющих на здоровье, медицине отводится только 10%, все-таки, когда человек заболевает и не в состоянии себе сам помочь, то нет другого выхода, как обратиться к врачу. Постарайтесь в этом случае сделать так, чтобы врач стал вашим союзником, а не равнодушным механизмом, выписывающим рецепты.

Принцип 2.

Мудреная формулировка этого принципа сводится к тому, что необходимо постоянно повышать уровень своих компетенций по здоровьесбережению и ключевая роль здесь отводится образованию. Слово «Образование», на наш взгляд, здесь оказалось потому, что тот, кто формулировал принципы, забыл или не знает слово «Просветительство». Именно «просветительству» должна принадлежать ключевая роль, а не системе образования, а уж тем более не здравоохранению, т.к. все потуги медицины по профилактике заболеваний находятся на уровне благих пожеланий. Посмотрите на существующие «Школы диабета», «Школы здоровья» — ведь там уже люди с диагнозами.

В Зеленограде при кардиоцентре в 2016 открылась «Школа инфаркта миокарда» с целью профилактики заболеваний сердца. Потом медики либо сами догадались, либо кто-то подсказал, что так называть школу нельзя и ее быстренько переименовали в «школу здоровья», но суть от этого не изменилась. Люди приходили на занятия уже с конкретными заболеваниями и задавали одни и те же вопросы: «Как лечиться?» и «Что принимать?». Так и ответ был стандартный «А вы приходите к нам на прием, мы вас осмотрим, сдадите анализы, тогда мы сможем сказать!» Просветительство – не удел медицины. Медики это не умеют делать. Да к тому же профилактика плохо продается.

Остается некоммерческий сектор. ЗОЖ – одно из главных направлений НКО и здесь немалая роль отводится именно просветительской деятельности. Кстати, эта статья и адресована в первую очередь НКО, особенно тем, кто подает заявки на конкурсы субсидий. Вот вам практически готовая заявка! В соответствии с разработанным нами модульным принципом написания проектов, система управления своим здоровьем может быть встроена как модуль в любой проект по ЗОЖ. Поскольку мы сами являемся НКО, то все, о чем здесь написано уже прошло многократную проверку в наших проектах на практике.

Читайте также:  Как разорвать контракт по состоянию здоровья

Кстати, системы управления здоровьем легко встраиваются и в образовательный проект.

Принцип 3.

Здесь нечего комментировать, кроме того, что весь процесс управления здоровьем состоит из последовательных этапов (пошаговая инструкция) для достижения поставленной цели.

Принцип 4.

Периодический мониторинг (объективный контроль) состояния здоровья возможен только при наличии приборов диагностики сертифицированных для домашнего применения.

Принцип 5.

Результаты управления должны сопоставляться с заданными целями и в случаях их несоответствия необходимо производить коррекцию.

Схема системы управления здоровьем

Тогда можно предложить следующую схему системы управления

Основной контур управления:

Цель -> Программа -> Исполнение -> Здоровье -> Диагностика.

В принципе программа оздоровления может загружаться любая, лишь бы она была согласована с целями и давала конкретные рекомендации к исполнению, и есть объективные приборы, которые оценивают влияние этой программы здоровья на наш организм. А еще есть внешняя среда, которая влияет на все, и в которой все это находится.

Кстати, образование, в первую очередь школы, пока тоже не сильно торопятся взять на себя эту роль повышения ключевых компетенций по здоровбесбережению. Хотя предпосылки для этого есть. Например, в виде занятий по ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В некоторых школах создаются различные кабинеты здоровья, даже медицинские классы, но все это носит фрагментарный и не системный характер. Про медицинские классы в московских школах мы уже писали. Основная проблема в том, что пока никто не рассматривает здоровье, как систему управления в том виде, в котором она здесь описана. Поэтому, например, есть донозологическая диагностика, но нет программ оздоровления, нет коррекции результатов, поэтому и поставленные цели по здоровью повисают в воздухе, т.е. не могут быть реализованы. Или другой пример, есть программы по здоровью, но не поставлены цели и не используются доступные приборы для объективного контроля состояния здоровья. В этом случае обучение является неким процессом без видимого результата.

Обучение только тогда станет эффективным, когда все элементы системы управления здоровьем будут соединены воедино.

Далее мы опишем, как эта схема реализуется в конкретных программах здоровья. Вернее, как программы по оздоровлению могут быть представлены в виде этой системы управления здоровьем.

Литература

1. Нефедов О.Ю. Принципы управления здоровьем и информатизация российского здравоохранения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2013. Т. 9. № 4 (21). С. 95–103.

Источник

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Кулкаева Г.У.

магистрант “Almaty Management University”

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация

Система здравоохранения, как государственный институт, в недостаточной степени фокусирует свое внимание на главном объекте своей деятельности – человеке. Человек не только может быть объектом диагностики и лечения, но и сам может принимать активное участие в улучшении своего здоровья, в лечении с помощью использования методов управления собственным здоровьем.

Ключевые слова: здоровье, управление здоровьем

Kulkaeva G.U.

undergraduate of “Almaty Management University”

METHODS OF MANAGEMENT OWN HEALTH CARE

Abstract

The health care system, as a state institution, insufficiently focuses on the main subject of its activities – man. Man can not only be the object of diagnosis and treatment, but he can take an active part in improving their health, in the treatment by the use of their own health management.

Keywords: health, health management

Методы управления собственным здоровьем – это механизмы, которые побуждают человека принять решение управлять своим здоровьем, а затем помогают реализовать процесс управления. В соответствии с этим определением, методы управления здоровьем мы будем классифицировать следующим образом:

  • методы управления здоровьем, ориентированные на мотивацию населения управлять своим здоровьем: пропаганда здорового образа жизни, изменение отношения к своему здоровью, создание благоприятной атмосферы в больничных организациях для поддержки населения, которое желает управлять своим здоровьем;
  • методы управления здоровьем, ориентированные на организацию процесса управления заболеваниями. То есть эти методы уже направлены на организацию процесса лечения, а не пропаганды. Рассмотрим подробно каждую группу методов управления собственным здоровьем.

Государственные органы власти отвечают реализацию методов, применяемых при создании условий, мотивации и возможностей населения для принятия решения по управлению собственным здоровьем.

Методы управления здоровьем базируются на качественной медицинской помощи, которая, в свою очередь, основывается на использовании современных медицинских технологий организации и предоставления лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных услуг, безопасность и эффективность которых подтверждена принципами доказательной медицины.

Также методом развития управления собственным здоровьем являются меры по повышению качества и обеспеченности равного доступа к медицинским услугам в объеме, который гарантируется населению государством [1].

Читайте также:  Линия здоровья облучатель для ребенка

Одним из методов управления собственным здоровьем является – Программа управления заболеванием (далее – ПУЗ), которое внедряется в РК для трансформации доказательств в клиническую практику, улучшения координации между поставщиками услуг и пациентами, обеспечения комплексности медицинской помощи. ПУЗ – это концепция снижения затрат здравоохранения и улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания с помощью интегрированной помощи.

Вместе с тем, ПУЗ – это система скоординированных медицинских вмешательств и коммуникаций для определенных групп пациентов с состояниями, где можно прилагать усилия по самопомощи/самоменеджменту. Такая программа дает возможность отдельным лицам вместе с другими поставщиками медицинских услуг управлять своим заболеванием и предотвращать осложнения. ПУЗ является методом улучшения помощи для лиц с хроническими состояниями. Люди с хроническими заболеваниями обычно используют больше медицинских услуг, которые часто не скоординированы между поставщиками медицинских услуг, создавая возможности для чрезмерного или недостаточного использования медицинской помощи.

Целью использования данного метода управления собственным здоровьем, является изменение менталитета пациентов, улучшения качества жизни лиц с хроническими заболеваниями путем предотвращения или минимизации последствий заболевания через интеграцию медицинской помощи и взаимодействия медицинских работников, а также снижения затрат на здравоохранение.

В качестве первого шага внедрения этого метода управления собственным здоровьем, определяется группа населения, которые участвует в реализации ПУЗ, определяются четкие критерии для участников. Программы по управлению заболеваниями сосредотачивают внимание на таких хронических и затратных состояниях, как астма, сахарный диабет, застойная сердечная недостаточность, гипертензия и другие.

Медицинские работники в рамках программы по управлению заболеваниями имеют решающее значение, как для предоставления качественной медицинской помощи, так и для обучения пациентов об их заболевании и как лучше управлять их состояниями.

Самоменеджмент/самопомощь в системе терминологии метода ПУЗ – это активное участие больных в процессе лечения. Цель самоменеджмента – минимизировать воздействие хронического заболевания на состояние здоровья и жизнедеятельность.

Обучение пациентов самопомощи является неотъемлемой частью ПУЗ. Поддержка самопомощи основана на совместном подходе, ориентированном на пациенте для поддержания и повышения активности больного, его обучение, расширение его полномочий и возможностей. Поддержка самопомощи расширяет роль медицинских работников от традиционного предоставления информации и обучения пациентов до оказания им помощи в обретении уверенности в себе и выборе действий, ведущих к более эффективной самопомощи и улучшения результатов лечения.

Кроме того, пациентов обеспечивают обучающим материалом, которые могут быть представлены буклетами, брошюрами, памятками, алгоритмами. Если требуется ведение дневника самонаблюдения или чек-листа, необходимо пациента обучить ведению записей, производить некоторые процедуры. Например, использование глюкометра, измерение артериального давления, подсчитывания пульса и т.д.

Участникам ПУЗ может понадобиться дополнительная поддержка в соблюдении режима лечения. Консультирование, приемы на дому, круглосуточные информационно-справочные службы и системы напоминания о приеме используются для поддержки пациентов, управляющих своим состоянием.

Для успешной реализации ПУЗ потребность в большем количестве врачей и медицинских сестер совершенно очевидна и необходимо ведение пациентов с участием мультидисциплинарных (многопрофильных) команд, регулярно взаимодействующих по вопросам лечения определённой группы пациентов и участвующих в лечении на длительной основе. Важно четко распределить обязанности и функции внутри мультидисциплинарной команды. Необходимо, чтобы лечение мультидисциплинарной командой объединяло специалистов и создавало оптимальное сотрудничество между ними и пациентом.

В состав мультидисциплинарных команд входят: врачи-терапевты, врачи-кардиологи, диетологи, клинические фармакологи, физиотерапевты, реабилитологи, фельдшера, медицинские сестра. Основные задачи, которые входят в компетенцию многопрофильных команд включают в себя следующее:

  • основное лечение или клиническое управление;
  • планирование лечения;
  • поддержка самоконтроля;
  • самопомощь и консультирование в изменении образа жизни;
  • постоянное наблюдение либо индивидуальное, либо по телефону, либо через Интернет.

Медицинские специалисты должны использовать информационные и коммутационные системы для того, чтобы поддерживать пациентов с хроническими заболеваниями. Как правило в результате реализации рассматриваемого метода управления собственным здоровьем ждут следующих результатов:

  • улучшено здоровье пациентов, увеличение использования эффективных лекарственных препаратов, имеющих научно-доказанную эффективность и улучшение самоменеджмента, что существенно повлияет на снижение числа обострений и осложнений;
  • сокращение избыточного использования ресурсов здравоохранения с помощью поддерживающего подхода, приемлемого для пациентов;
  • повышено сотрудничество между специалистами различного профиля и учреждениями разного уровня, которые традиционно действовали порознь;
  • повышена солидарная ответственность пациентов и профилактика здорового образа жизни.

Таким образом, нами рассмотрены основные методы управления собственным здоровьем. Изучены функции и задачи государственных органов системы здравоохранения при реализации методов управления здоровьем. Также был изучен метод ПУЗ, как наиболее эффективный метод управления собственным здоровьем населения больных ХНЗ. Метод ПУЗ можно использовать и для здорового населения, в качестве профилактики заболеваний и управления группами риска.

Источник

Adblock
detector