IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Инвалидность бывает врожденная и приобретенная: врожденная — является следствием нарушений внутриутробного развития плода, родовой травмы при родовспоможении, приобретенная- возникает после рождения, вследствие болезни или травмы.
По данным Министерства труда и социального развития РФ на начало 2013 г. число детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составило 641,9 тысяч. Это на 16,1 тыс. меньше, чем в 2012 г., и на 33,4 тыс. меньше, чем в 2011 г. Но данные Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России) показывают, что идет рост детской инвалидности по сравнению с 2010 г. (196,2 на 10 тыс.) и с 2011 г. (195,1 на 10 тыс.). Очевидно, это расхождение отражает то, что идет недостаточное использование реабилитационного потенциала детей с ОВЗ.
Ясно, что сокращение общего числа детей-инвалидов, приведенное Министерством труда и социального развития, вызвано не улучшением ситуации. Наиболее вероятно то, что идет неполный учет детей-инвалидов в системе социальной защиты, а также сокращение численности общего населения России (убыль детей-инвалидов до 18 лет превышает прирост за счет рождающихся и выявляемых впервые). Эти факторы подтверждаются Ларисой Балевой, главным специалистом по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России, которая отмечает, что механизм установления инвалидности на практике работает очень плохо, так как многим детям ее не оформляют [1, 2, 3].
Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, распределяются следующим образом: умственные нарушения – 21%; другие психологические – 6%; языковые и речевые – 2%; слуховые и вестибулярные – 5%; зрительные – 8%; висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 25%; двигательные – 23% (чаще всего, это детский церебральный паралич); уродующие – 5% (чаще это заболевания, сопровождающиеся расстройствами психики); общие и генерализованные – 4% (обычно это тяжелые врожденные аномалии).
Высокий уровень заболеваемости родителей, в особенности матерей, неправильный образ жизни, плохая экология, детский травматизм, – все это способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Семья и ближайшее окружение для такого «особого» ребенка – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, обучения, социализации, профориентации. Часто в таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели и предметов бытовой техники. Лечение, лекарственные препараты, массаж, медицинские процедуры, санаторно-курортное лечение и т.д., все эти услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья преимущественно платные и требуют больших денежных средств.
Семья для ребенка-инвалида – это первостепенная, естественная защита, развивающая среда, способная создать самые благоприятные условия для его роста и развития. Ребенок с ограниченными возможностями предъявляет к членам семьи массу дополнительных требований, но только семья может являться важнейшим фактором медико-социально-педагогической реабилитации ребенка с особыми нуждами.
Опыт показывает, что только одна семья не может добиться значимых результатов в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль медицинского обслуживания в районе проживания детей с ОВЗ, организации медико-социальной реабилитации и абилитации трудно переоценить.
В 1990 г. в России насчитывалось примерно 50 тыс. детей-инвалидов. В 2000 г. было зарегистрировано около 155 тыс., на начало 2013 года зарегистрировано уже 593 тыс. детей-инвалидов, и эти показатели составляют примерно 2% от всего детского населения России. Если опираться на эти данные, то получается, что с 1990 г. показатели детской инвалидности выросли в 13 раз, а с 2000 г. еще в 4 раза. Конечно, не исключено, что с течением времени критерии оценки детской инвалидизации изменялись, но неуклонный рост все же достаточно хорошо прослеживается.
В России не существует единой системы учета таких детей, некоторые авторы определяют количество детей-инвалидов как 5% от всего детского населения, т.е. примерно 1,5 млн чел., из которых около 20% отводится детям с психическими расстройствами, 20% – детям с врожденными пороками, от 16 до 35% детей с заболеваниями нервной системы, остальное количество приходится на прочие заболевания [2, 3].
В России за последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих инвалидность. Вполне вероятно, что это связано с ухудшением общей социально-экономической, а также экологической обстановки. Свой вклад вносит и развитие медицины, так как за последние годы появилось больше возможностей для обследования и выявления различных заболеваний, которые являются инвалидизирующими, как до рождения ребенка (внутриутробно), так и в ранние сроки после рождения.
В последнее время становится популярным активное вовлечение семьи в процесс социально-медицинской реабилитации своего ребенка с ОВЗ. Попытаться помочь оставить в семье такого ребенка, попытаться предоставить помощь в его развитии и обучении – это одна из первоначальных задач реабилитации (абилитации), чтобы интегрировать такого ребенка в общество. Для этого необходимо разработать эффективную программу реабилитации, которая охватит периоды с раннего детства и до достижения взрослого возраста, социализации инвалида в достаточно востребованного человека, живущего в нормальной социальной среде.
Реабилитация (абилитация) инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Наибольшая эффективность реабилитации инвалида достигается в сочетании реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, физических, трудовых, социальных, технических, правовых, экономических, которые в своем сочетании составляют единый комплекс.
Медицинская реабилитация подразумевает: своевременную госпитализацию; лабораторно-инструментальные обследования; комплексное лечение (диета, режим, медикаментозное лечение и пр.); контроль за динамикой заболевания, эффективностью лечения; прогноз течения болезни; диспансерное наблюдение; проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Физическая реабилитация является частью медицинской. Она предусматривает проведение лечебной физкультуры с последующим нарастанием по интенсивности нагрузки, что помогает восстановлению трудоспособности. При использовании физических факторов идет широкое воздействие на центральную нервную систему, сердечнососудистую, улучшается газообмен в легких, обмен веществ, чего не всегда возможно добиться с помощью медикаментозного лечения. Однако применение физических факторов должно быть четко рассчитано для каждого больного, т.к. неадекватное применение не только не принесет пользы, но и может вызвать непоправимый вред.
Психологическая реабилитация (психическая) – ее цель, преодоление отрицательных реакций со стороны психики у инвалидов, в связи с возникшими проблемами из-за болезни. Задачи этого вида реабилитации – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, а также профилактика и лечение связанных с этим психических нарушений. Основными методами здесь являются: различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и т.п.); психопрофилактика; психогигиена; хорошая обстановка в семье, лечение трудом (трудотерапия); при необходимости, назначаются психоторопные лекарственные препараты.
Трудовые мероприятия (или профессиональная реабилитация) – по сути, это подготовка инвалида к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и сочетаться с другими видами реабилитации.
Социальные мероприятия дают возможность изучить влияние социальных условий на болезнь или травму, приведшую к инвалидизации. В этом аспекте рассматриваются многие вопросы, например, эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, социальное обеспечение инвалидов, влияние социальных факторов на развитие и течение болезни, трудовое и пенсионное обеспечение инвалидов.
Одним из основных факторов, влияющих на дальнейшую жизнь ребенка-инвалида, является реализация его социального потенциала. В этом случае, социально-медицинская реабилитация обеспечивает возможность развития ребенка не только в семье, но и вне ее, определяет будущую самостоятельность.
Определением комплекса реабилитационных услуг, необходимых ребенку-инвалиду, то есть составлением уже непосредственно ИПР, занимается служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), в лице соответствующих бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). В течение одного месяца после определения инвалидности или прохождения переосвидетельствования БМСЭ обязаны ребенку-инвалиду оформить карту ИПР, куда должны быть внесены соответствующие мероприятия: медицинские, трудовые, психологические, необходимые для успешной реабилитации, максимального развития способностей данного ребенка-инвалида. В соответствии с законом, ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации. Получается, что в России гарантируется реализация включаемых в ИПР программ и реабилитационных мероприятий и оплачиваться они должны государством, а не за счет средств родителей ребенка-инвалида.
Таким образом, из рассмотрения нормативно-правовых актов можно сделать следующие выводы о реабилитации ребенка-инвалида:
комплекс реабилитационных, лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий требует участия соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, специалистов по физической культуре, и других);
необходимо установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий, индивидуальность программы – все это определяется врачебно-трудовой экспертизой;
выбор наиболее эффективных реабилитационных мероприятий, которые обеспечивают наиболее быстрое восстановление и выздоровление, должен осуществляться с учетом состояния ребенка-инвалида, тяжести и динамики заболевания и индивидуальной переносимости воздействий, и обеспечиваться за счет государства.
1. Балева Л. Интеграция детей-инвалидов в России // Новые известия. – 10.09.2003. – С. 1-7.
2. Грибанова М.Б. Правовая реабилитация как путь реадаптации инвалидов в обществе // Социальная работа. – 2006. – №2. – С.41-49.
3. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в РФ. – М.: Инфра-М, 2005.
4.Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста /Под ред. Холстовой Е.И. – М.: ЮНИТИ, 2004.
5.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М., 2003.
Источник
Социальная реабилитация детей с ОВЗ
материал на тему
Социальная реабилитация детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_reabilitatsiya_detey_s_ovz.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. — 2-3% детской популяции.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Сущность, этапы и механизмы процесса социализации
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется «конформизм» — пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам. Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.
В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.
Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.
У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.
Процесс социальной реабилитации — это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности — сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации — инвалиды.
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе, отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление.
Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами родителей, детей и специалистами, с которыми они имеют дело.
Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс «навешивания» ярлыков, при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или расстройства.
Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной дискриминации.
Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова, которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в умах.
Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет решения о том, кто их должен посещать.
Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий социальной реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной реабилитации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого порядка — это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения.
Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно — иждивенческих жизненных ориентации.
Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина «инвалид», который, в силу сложившейся традиции, несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к социально бесполезной категории.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде «ребенок — общество – государство». Суть этого изменения состоит в следующем:
— главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб;
— ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
— ребенок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
— государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Традиционализм, характерный для учебных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к «группе риска». Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
Социальная реабилитация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта — его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия — лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность включает :
— развитие духовных и физических способностей ребенка;
— содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
— обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
— содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);
— установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
— поддержку, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
— облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
— необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.
Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и «ребенок – продукт общественных отношений».
Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра – Учение – Труд – Общение, в которых и рождаются психические новообразования.
Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:
1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности
2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.
Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы приложения психической активности. Одно – это мир вещей и деятельность, которое производят эти «вещи», другое – мир идей, связанный со смыслообразованием, производством смысла.
Высший уровень психического здоровья это личностно-смысловой уровень, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.
Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья человека, оценка которого связана со способностями человека строить адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений.
Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.
Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.
Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства. Социолог, педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее, нейропсихолог – действуя на биологические составляющие.
Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно-исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью.
Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду. Ребенок – личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения. Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.
Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.
Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предлагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выжить, заметим – не жить полнокровной жизнью, а именно выжить.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.
Обследования, проведенные в 250 семьях, показали, что 20% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.
53% для этого необходимо создать определенные условия, 25, к сожалению, не смогут возродиться в социальном плане из-за тяжелой формы болезни.
Суть идеи: человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Помочь ему реализовать это право призвана система социальных служб, которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.
Независимая жизнь — предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.
1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.
2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: С ребенком, его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей, так и на их родителей и близких.
3. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.
4. Взаимопомощь – широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.
Скорректировать существующую социальную политику, в которой в соответствии с медицинской моделью инвалидности акцент сделан на методах сегрегации, в виде специальных учебных заведений, специальных санаториев, которые изолируют детей с инвалидностью от детского сообщества, превращают их в меньшинство, права которых дискриминируются. Проблема интеграции детей, имеющих инвалидность, в сферу образования, ощущаются особенно остро.
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
1. Вначале обучается родитель: получает информацию о социальной политике, социальных программах, знакомится с кругом друзей, участвует в определении приоритетных аспектов работы с его ребенком, ориентированный на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.
2. Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети.
3. Организуются мероприятия, авторами которых выступает ребенок (помощь родителей носит скрытый характер).
Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы и здоровые сверстники.
Разрабатывается методика формирования у детей и молодых людей организующих умений и навыков.
В задачи социального развития также входят:
— умственное развитие детей;
— формирование навыков правильного поведения;
— трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
— бытовая ориентировка и социальная адаптация;
— знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;
— получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.
Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
- Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей // журнал «Дефектология». — 1998. — №3.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. — М., 1998.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Кумариной Г.Ф. — М., 2001.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Пузанова Б.П. — М., 1999.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) /Под ред. Пузанова Б.П. — М., 2000.
Источник