Меню

Аспекты деятельности школы здоровья

Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.

Теоретическое занятие №6 (Лекция)

1. Аспекты деятельности школы здоровья для лиц с факторами риска пациентов: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма. Роль сестринского персонала в работе школ здоровья.

2. Методика работы в школах для лиц с факторами риска. Составление памяток для населения.

Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Для больных бронхиальной астмой, далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.

Цель школ – достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,

— сформировать у больных четкое представление о своей болезни;

— добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;

— научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.

1. Школы работают по специально разработанным программам, баз0ирующимся на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям и методах лечения и самоконтроля за лечением.

2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» — «шагам» с постановкой цели для каждого учебного шага с последовательностью действий обучаемого, повторения материала, закрепления знаний и умений.

3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.

4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и группами. Больше успеха получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия – по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны. Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или больницах (отделениях по профилю). Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.

При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.

С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:

1. Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.

2. Планирование помощи, методов и средств обучения.

3. Реализация плана обучения.

4. Оценка результатов обучения.

Естественно от сестринского персонала требуются хорошие знания и умения, а также умение аналитически мыслить.

Давайте конкретно разберемся, в чем заключается деятельность медицинской сестры.

I. Так в «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:

1. По выполнению I этапа

— составление картотеки пациентов

— оформление историй болезней

— опрос пациента по опросным листам или скринингам.

Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений.

Не смотря на то, что есть определенные различия при работе с детьми (на пример опрос проводят в присутствии родителей и многие вопросы анамнеза выясняются у них), особенно в данной группе пациентов мы должны обязательно выяснить наличие:

-аллергологического анамнеза, его длительность, при возможности на какие виды аллергена появляются приступы, знание и выполнение гипоаллергенного быта и гипоаллергенной диеты;

Читайте также:  Занятия боксом это здоровье

— проведение профилактики обострений и пользование лекарственными средствами (особенно в неотложных состояниях);

— умение пользоваться ингалятором, вести дневник самонаблюдения за состоянием и эффективностью лекарственных препаратов;

— умение оценить свое состояние и выявить признаки ухудшения.

II этап. Исходя из полученных данных опроса, по согласованию с врачом медсестра планирует методы и средства обучения.

III этап. Реализация обучения:

— обучает пациента знанию признаков ухудшения самочувствия;

— объясняет необходимость лечебной гимнастики и дренажа положения, простейших физиотерапевтических процедур и фитотерапии и показывает как их надо проводить;

— объясняет необходимость пикфлуометрии и проводит ее, обучает пациента проведению пикфлуометрии и ведению дневника самонаблюдения;

— демонстрирует технику ингаляции, демонстрирует самостоятельное выполнение ингаляции;

— выявляет больных с неудовлетворительным эффектом от ингаляций или приема лекарственных средств и направляет их к врачу;

— консультирует пациентов по телефону всем вышеупомянутым действиям.

I. Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:

Цель достигнута: пациент информирован о своем заболевании, обучен самоконтролю за самочувствием, соблюдает рекомендации врача по быту, питанию, применению лекарственных препаратов, ЛФК, умеет пользоваться ингалятором, мотивирован на сохранение здоровья, достигнуто улучшение состояния и отсутствие прогрессирование заболевания.

II. В школах больных артериальной гипертонии:

Медсестра также создает картотеку пациентов и заводит истории болезни.

— обучает методике измерения АД;

— ведению дневника самоконтроля с записью АД;

— контролирует знание пациентом информации о своей болезни;

— проверяет выполнение рекомендации врача по обследованию и лечению;

— консультирует пациента в ряде случаев неотложных состояний и выполняет назначенные врачом манипуляции;

— обучает пациента (при необходимости сложных диагностических манипуляций) подготовку к ним;

— обучает самоконтролю за состоянием (измерение PS, АД, появление одышки, отеков, подсчету водного баланса);

— консультируют по вопросам соблюдения режима труда и отдыха, диетотерапии и фитотерапии;

— оценка результатов осуществляется подобно предыдущему рассмотренному случаю.

Источник

Основная деятельность Школы здоровья

Школа здоровья для пациентов.

Нормативные документы

приказ МЗ СО от_19.03.2012 г. №_250-п «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области».

Школа здоровья

организационная форма группового профилактического консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Утверждены методики 5 типовых Школ здоровья.

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (приложение № 3).

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой (приложение № 4).

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа (приложение № 5).

Методика проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка (приложение № 6).

Основная цель

Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

Задачи

Школы здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

— повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

— повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

— формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

Читайте также:  Общественное здоровье населения показатели общественного здоровья населения

— формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

— формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Задачи

Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:

— информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;

— формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;

— снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;

— мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;

— повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;

— укрепление внутрисемейных отношений.

Задачи

Школы для желающих бросить курить являются:

— повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методиках отказа от курения;

— определение курительного статуса;

— повышение мотивации к отказу от курения;

— разработка индивидуального плана по отказу от курения;

— повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;

— поддержка выпускникам Школы.

Организация ШЗ.

— Школа здоровья (далее Школа) создается на базе:

1. амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения),

2. кабинета (отделения) медицинской профилактики,

3. центра здоровья,

4. дневного стационара,

5. специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория,

— Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания.

— В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью».

— Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

— Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов.

— Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

— Цикл обучения в Школе для пациентов с (ХНИЗ) хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза внеделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

— Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек.

— Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

Читайте также:  Сосиски полезные для здоровья

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

— В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинскойпрофилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

Основная деятельность Школы здоровья.

Обучение пациентов по типовым программам.

Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

Оценка организации и качества обучения в Школе.

Источник

Кочубеевская районная больница

+7 (86550) 4-04-13

+7 (86550) 4-06-91

+7 (86550) 4-01-98

+7-906-470-78-45

07.00 — 18.00

08.00 — 16.12

Школы здоровья

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Цели Школ Здоровья:
  • Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
  • Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
  • Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
  • Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
  • В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
  • Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
  • Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
  • Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
  • Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
  • Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
  • Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
  • Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Кочубеевская районная больница

Система ОМС
Государственные сайты

Задайте свой вопрос

Заполните все обязательные поля

Обращение к главному врачу

Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.

Оцените качество оказанной помощи

ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!

В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.

Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.

При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Источник

Adblock
detector