Арт-терапия для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье поэтамно описана схема работы с детьми с ОВЗ с помощью арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_dlya_detey_s_ovz.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д.. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.
Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель арт-терапии – гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.
- создать условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет;
- помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
- научить отражать свои чувства и эмоций с помощью красок на бумаге;
- снять эмоциональное напряжение;
- улучшить детско-родительские взаимоотношения.
В результате занятий по арт-терапии дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
- отражать свои чувства и эмоций с помощью различных форм искусства;
- снимать нервно-психическое напряжение социально приемлемыми способами;
- стабилизировать эмоциональное состояние;
- использовать релаксационные навыки.
- самооценки;
- развития тактильной чувствительности;
- высших психических функций;
- навыков предметно-игровой деятельности;
- коммуникативных навыков;
- активизации творческих проявлений;
- адаптации ребенка в макросоциальной среде.
- отношение к себе и утверждение чувства социальной значимости;
- детско-родительские отношения;
- межличностные отношения со сверстниками, педагогами.
Работа по арт-терапии проводится с детьми, посещающими специализированную группу, «Детского сада компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик». Группа состоит из 8 детей, со сложными сочетанными дефектами. Занятия проходят, 1 раз в неделю. Цикл арт-терапевтических занятий рассчитан на два учебных года, при этом соблюдается постоянный контроль изменения эмоционального состояния ребенка.
В связи с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья частично понимают инструкцию, то психологические методики и тесты в большинстве случаев мы не можем использовать. Исходя из этого, мы разработали критерии отслеживания изменения эмоционального состояния ребенка.
Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- соглашается на деятельность;
- отказывается от деятельности;
- проявляет активность;
- проявляет пассивность;
- имеет эмоциональный отклик (восторг, радость, удивление и т.п.);
- не выражает эмоционального отношения.
- проявляет спонтанность (переходит к другим способам, рисование пальцами или ладонями и т.п.);
- стереотипность поведения;
- работает с желанием, увлеченно.
- Анализ продуктов детского творчества
- абстрактные рисунки: мазки, марания, каракули, штриховки;
- тематические рисунки: изображения людей, объектов, сюжетов.
- абстрактность или реалистичность изображения;
- заполненность или пустота изобразительного пространства;
- предпочтение цветов (психологическое значение);
- нажим, продавливания на обратной стороне.
- Упражнение «Цветная вода» , цель которого узнать цвет настроения в начале занятия. С помощью этого также можно проанализировать изменения состояния ребенка.
- Цветовой тест М. Люшера. Данный тест выполняют дети, которые понимают инструкцию.
- Беседы с воспитателями группы и родителями об эмоциональном состоянии ребенка.
Так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разный уровень развития, то арт-терапевтические занятия мы разбили на этапы. Дети в процессе индивидуальной арт-терапевтической работы находятся на разных этапах, при этом продолжительность этапа зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Этапы арт-терапевтической работы
1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности (см. Приложение 1) .
Данный этап сопровождается эмоциональными комментариями, создание атмосферы волшебства, частое использование междометий: «Ой», «О!», «У-а-у» и т.п. На данном этапе были использованы упражнения: «Цветная вода», «Сливание красок».
2 этап: рисование «по заказу» ребенка (см. Приложение 2) .
К заинтересованности ребенка к волшебству «Цветной воды» и «Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент, сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами, раскрашивать свои руки [Янушко, 2004. С. 107].
3 этап: введение новых элементов, на основе знаний ребенка (см. Приложение 3) .
В данном этапе мы ввели в занятия различные геометрические фигуры, которые необходимо проговорить и раскрасить.
4 этап: введение сюжета.
На данном этапе занятие строиться на основе сюжетов стихотворений А. Барто. А также любимых животных ребенка.
5 этап: дальнейшее развитие сюжета.
Когда сюжет стал близок ребенку и зайчик или мишка стали его любимыми друзьями, то в занятие добавляется проигрывание игр с любимым героем (театрализация, подвижные, познавательные, дидактические игры).
6 этап: перенос полученных знаний в другие ситуации.
Проигрывание сюжетов с любимыми героями в игровой деятельности, в лепке, конструировании.
Список используемой литературы
- Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М.В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
- Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [текст] / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
- Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.
- Цветочный мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [текст] / Л.Д. Мардер – М.: Генезис, 2007. – 143 с.
- Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [текст] / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности
Занятие «Волшебные краски»
Занятие направлено на привлечение ребенка к арт-терапевтическим занятиям, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.
Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
И превращаемся в волшебников.
Упражнение 1. «Цветная вода»
Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».
Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.
Упражнение 2. «Слияние цветов»
Ход упражнения: А теперь давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться.
Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.
В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку (как видно на фото, ребенок на протяжении занятия предпочитает чёрный цвет).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили играть!
2 этап: рисование «по заказу» ребенка
Занятия данного этапа направлены на закрепление интереса к арт-терапевтическим занятиям, отражение с помощью красок испытываемых, подавленных чувств, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.
Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Упражнение 1. «Цветная вода»
Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку в правую руку. Посмотри на краски, какая больше всего тебе нравиться? Обмакнем в эту краску кисточку. (Психолог помогает ребенку обмакивать кисточку в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться того цвета, который выбрал ребёнок. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!». Совместно с ребёнком психолог выполняет данное действие с каждой из трёх стаканчиков с водой, при этом цвета выбирает ребенок сам (пусть даже они повторяются).
Упражнение 2. «Самостоятельное рисование»
Ребёнок по желанию выбирает:
- Чем он будет рисовать — кисточка, губка, пальчиками, рукой.
- На чём ему рисовать — на бумаге, или на теле (руки), возможно и сочетание, т. е. ребёнок сначала рисует на бумаге, а затем проявляет желание рисовать на руках.
Ребенок выбирает краски, которые ему нравятся, и начинает творить. Рисунки, которые рисуют дети, могут быть как тематические, так абстрактные.
В процессе самостоятельного рисования ребёнка, психолог спрашивает названия цветов, которые он использует, задаёт ему вопросы по рисунку.
В процессе рисования у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут возникать различные желания: растирать руками рисунок, разорвать его, как руками, так и зубами, мыть руки в стаканчиках, с огромной силой стучать по бумаге, делая отпечатки своих рук и т.п. Если наблюдается у ребенка сильное эмоциональное напряжение, то на арт-терапевтических занятиях, психолог предлагает ребёнку побить грушу в боксерских перчатках, покричать в трубочку и т.п. для отреагирования сильных негативных чувств.
Упражнение 3. «Цветная полянка»
В заключение занятия, психолог предлагает ребенку нарисовать зеленую травку и на ней цветы.
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной работы с лицами с ограничениями здоровья. Арт-терапия является эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии.
Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель — гармоничное развитие личности, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, полноценного участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье.
Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.
Термин арт-терапия состоит из двух частей: art в переводе с английского языка — искусство; therapy — терапия, лечение. Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [3].
По мнению Л.Д. Лебедевой, под арт-терапией понимается направление психологии, основанное на спонтанном творчестве и способствующее гармонизации эмоционального состояния [6].
А.А. Осипова отмечает, что главная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А так же выделяет основные цели арт-терапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам(работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля.Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм [1].
По мнению К. Тисдейла, задача арт-терапевтической работы — подтолкнуть участников арт-терапевтического процесса учиться на собственном раннее не осознанном опыте. Человек, познавший себя, лучше будет понимать окружающую действительность.
Побочным продуктом арт-терапии, по замечанию К. Рудестама, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате развития скрытых талантов, выявленных в процессе арт-терапии [3].
В процессе творческой деятельности, человеком создаются образы, так или иначе связанные с его личностью, интересами, впечатлениями, желаниями; проигрываются важные для ситуации, обсуждаются сложные или непонятные моменты. Педагог контролирует, и при необходимости, корректирует эмоциональное состояние, поведение, отношение к себе и окружающему.
Необходимо выделить факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:
фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.
фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания [1].
Методы арт-терапии предоставляют возможность:
выразить агрессивные чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
ускорить прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
интерпретировать и диагностировать работы в процессе терапии.
работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);
укрепить взаимоотношения между участниками;
способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
развивает и усиливает внимание к чувствам;
усиливает ощущение собственной личностной ценности.
Важное значение в арт-терапии — для развития личности — имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.
Активно арт-терапия применяется:
в индивидуальной, групповой и семейной форме;
в арт-терапевтических центрах при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;
в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества;
в работе с людьми с ограниченными способностями здоровья;
с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);
с лицами, страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.) [5].
Стратегической целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку и степень его самопринятия и самоценности. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
В работе с инвалидами важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт-терапия предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Из теории арт-терапии прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы человек не сковывался, вёл себя как можно естественнее.
В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:
устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;
снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;
относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [7].
Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц:
недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен;
не следует ожидать быстрых результатов;
следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;
следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе;
основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции больных, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);
отказываться от четкого обозначения целей работы [4].
Арт-терапия имеет свои общие функции для использования в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Техники арт-терапии, подобранные для лиц с ограниченными возможностями, выступают в качестве инструмента социализации и социальной адаптации.
1. «Работа с материалами» включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет целью преодолеть затруднения (нередко отмечаемые у клиента или группы в начале арт-терапевтического процесса) в изобразительной работе, стимулировать спонтанность, развить воображение и творческие способности; техники, основанные на использовании других изобразительных материалов и средств работы (песка, глины, теста, текстуры, цветной бумаги и т. д.).
2. «Практические навыки» включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.
3. «Чувства и эмоции» составлена из упражнений и тем, позволяющих выражать широкий спектр различных переживаний, способствующих преодолению эмоциональных проблем.
4. «Восприятие себя» позволяют человеку отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми (включая и отношение к самому себе).
5. «Я работаю в группе» Упражнения предполагают совместную изобразительную работу в парах, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения [2].
Использование методов арт-терапии в работе с инвалидами позволит глубже понять его внутренний мир, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Арт-терапия формирует творческое отношение к жизненным проблемам, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
Арт-терапевтическая помощь детям с особенностями развития / под ред. Л.А. Раимовой. — Казань: Веда, 2010.- 146 с.
Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
Бибикова Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями / Н.В. Бибикова // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 4; [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/118-14301 (дата обращения 15.08.2014).
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2007. — 336 с.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
Плохова И.А., Бибикова, Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие / Сост. Плохова И.А., Бибикова Н.В. -Ульяновск: УлГПУ, 2014. — 69 с.
Источник