Меню

Арт терапия для людей с ограниченными возможностями здоровья

Арт терапия для людей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных ограничений и барьеров, не позволяющих лицам с ограниченными возможностями активно интегрироваться в общество, устанавливать полноценные социальные связи и отношения. Зачастую структура жизнеустройства, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам людей с ограниченными возможностями.

Среди многочисленных потребностей инвалида (в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социальной сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных социально-бытовых условиях; в материальной поддержке) важную роль занимают потребности в социально-психологической адаптации и социализации.

Люди с ограниченными возможностями являются специфической социально-демографической группой. У большинства инвалидов наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Врожденные или приобретенные ограниченные возможности затрудняет образование социальных связей и отношений, ведут к их разрыву, смещению. Инвалиды, как правило, выпадают из жизни общества, что оказывает неблагоприятное влияние на социальное положение этого человека. В связи с этим основной задачей социально-реабилитационой работы в целях успешной интеграции инвалидов в общество, является установление или восстановление утраченных ранее социальных связей, а именно социально-психологическая адаптация и реадаптания. Реадаптация, по мнению многих ученых, является этапом социальной реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции жизненной активности инвалидов, специальная педагогическая работа с психотерапевтической направленностью, проводимая с больными и их родственниками. Процесс реадаптации представляет собой комплекс мероприятий, направленный на приспособление к условиям внешней среды [8].

В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной адаптации и реадаптации лиц с ограничениями здоровья. Арт-терапия в последнее время стала довольно популярным и эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии. Именно арт-терапия как социально-психологичесая технология играет большую роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации и адаптации.

Арт-терапия, принадлежащая к творческим методам и подходам, в социальной работе является одной из инновационных технологий, входящих в социальную терапию. Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц с различными ограничениями здоровья, эмоциональными и психическими расстройствами. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что арт-терапевт работает с неосознаваемым материалом. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами.

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [1].

Дефицит общения, характерный для большинства людей с ограниченными возможностями здоровья, приводит к тяжким последствиям в психосоциальном развитии. Дефицит внимания, ограничения в процессе коммуникации часто приводят к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и понимания со стороны общества. Возможности арт-терапии позволяют решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие инвалида.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы, в том числе и с людьми-инвалидами:

  • негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • трудности эмоционального развития (повышенная тревожность, трудность переживания таких чувств и состояний, как обида, горе, страхи);
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • нарушения в межличностных отношениях; враждебность к окружающим, ограниченность в социальных контактах;
  • психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах).

В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

  • устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;
  • снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;
  • относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3].

Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц:

  • недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен;
  • не следует ожидать быстрых результатов;
  • следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;
  • следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе;
  • основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции больных, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);
  • отказываться от четкого обозначения целей работы [3].
Читайте также:  Декада здоровья классный час

Работа с инвалидами, страдающими различными хроническими заболеваниями, требует соблюдения определенных правил. От арт-терапевта требуется повышенное внимание к организации арт-терапевтического пространтсва. За каждым человеком должен быть закреплен индивидуальный набор материалов. Необходимо учитывать потребность в автономности, возможности индивидуальной работы в условиях группы, свободном входе и выходе из кабинета.

Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная.

В творческом процессе в арт-терапевтической работе с людьми с ограниченными возможностями неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Участник арт-терапевтической сессии может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; может отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем.

Исследование процесса реадаптации молодых людей с ограниченными возможностями проходило в Ульяновском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности». На базе этого отделения работает клуб молодых инвалидов «ПИОН» (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития и их семей. Главная цель данного клуба заключается в создании условий для адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития. Среди основных задач работы клуба выделим наиболее приоритетные: социокультурная реабилитация молодых инвалидов; оказание социально-психологической помощи инвалидам и их семьям; развитие коммуникативных навыков молодых инвалидов.

Молодые люди, закончив коррекционные школы, остаются изолированными от общества, лишаются возможности установления социальных новых контактов. Прежние социально-практические умения и навыки утрачиваются, происходит стагнация в социально-психологическом развитии. Поэтому для успешной реадаптации и инклюзии с молодыми инвалидами было проведено лонгитюдное исследование по использованию разнообразных арт-терапевтичесих технологий: изотерапия, драмотерапия, куклотерапия, сказкотерапия.

Представленные далее упражнения и техники арт-терапии были подобраны и адаптированы для лиц с ограниченными возможностями в качестве инструмента социализации и социальной реадаптации.

Все приводимые техники и упражнения объединены в тематические группы. Использование тематически ориентированных групп представляет особый интерес, потому что такие группы предоставляют возможность для выбора тем и поэтому могут быть легко адаптированы в любой группе лиц с ограниченными возможностями [7].

  1. Группа «Работа с материалами» включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет целью преодолеть затруднения в изобразительной работе, стимулировать спонтанность, развить креативное мышление («Каракули», техника овощных печатей, «Мой талисман», «Коллаж», «Моя кукла»).
  2. Группа «Практические навыки» включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности («Моя одежда», «Мой дом», « Мой город», «Праздник», «Мое хобби», «За столом»).
  3. Группа «Чувства и эмоции» составлена из упражнений и тем, позволяющих выражать широкий спектр различных переживаний, способствующих преодолению эмоциональных проблем и снижению тревожности («Моя уверенность», «Фотоальбом моего настроения», «Цвет настроения», «Ларец счастья», «Пульт управления эмоциями») [2].
  4. Группа упражнений «Восприятие себя» позволяют человеку отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми (Я -Разный», «Автопортрет», «Выметаю болезнь», «Я — солнце», «Перфоманс»).
  5. Группа упражнений «Я работаю в группе» предполагают совместную изобразительную работу в парах, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения («Сценарий моей жизни», «Рисуем деревья» [5], «Мои друзья», «Фруктовый салат»).
  6. В группу «Работа с семьями» вошли техники, которые могут быть использованы в психосоциальной работе с семьями по успешной социализации и реадаптации детей с ограниченными возможностями («Семейный портрет», «Рисунок семьи в образе цветов» [5], «Образ семьи»).

В рамках социокультурной адаптации и социальной реабилитации на базе Детского музейного центра в рамках программы «Покажи мне свой мир» многократно проводились благотворительные выставки и мастер-классы для людей с ограниченными возможностями.

На базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова было организовано волонтерское движение по работе с участниками клуба молодых инвалидов «ПИОН». Волонтеры активно использовали в волонтерской работе разнообразные арт-терапевтические занятия. Кроме этого, ежегодно проводится благотворительный концерт «Сердце отдаю детям» в рамках которого проходит арт-выставка творческих работ молодых инвалидов.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гармонизация социальных отношений, формирование утраченных социальных навыков, позитивная коммуникация посредством арт-терапевтических технологий положительно влияют на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их редаптации и интеграции в социум. Поэтому комплекс реадаптационных мероприятий посредством арт-терапии способствовал стимуляции социальной активности молодых инвалидов, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды.

Рецензенты:

Макаров Д.В., доктор культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск.

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет имени», г. Ульяновск.

Читайте также:  Шутка с днем здоровья

Источник

Арт-терапия для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье поэтамно описана схема работы с детьми с ОВЗ с помощью арт-терапии

Скачать:

Вложение Размер
art-terapiya_dlya_detey_s_ovz.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д.. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.

Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель арт-терапии – гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.

  1. создать условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет;
  2. помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
  3. научить отражать свои чувства и эмоций с помощью красок на бумаге;
  4. снять эмоциональное напряжение;
  5. улучшить детско-родительские взаимоотношения.

В результате занятий по арт-терапии дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

  • найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
  • отражать свои чувства и эмоций с помощью различных форм искусства;
  • снимать нервно-психическое напряжение социально приемлемыми способами;
  • стабилизировать эмоциональное состояние;
  • использовать релаксационные навыки.
  • самооценки;
  • развития тактильной чувствительности;
  • высших психических функций;
  • навыков предметно-игровой деятельности;
  • коммуникативных навыков;
  • активизации творческих проявлений;
  • адаптации ребенка в макросоциальной среде.
  • отношение к себе и утверждение чувства социальной значимости;
  • детско-родительские отношения;
  • межличностные отношения со сверстниками, педагогами.

Работа по арт-терапии проводится с детьми, посещающими специализированную группу, «Детского сада компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик». Группа состоит из 8 детей, со сложными сочетанными дефектами. Занятия проходят, 1 раз в неделю. Цикл арт-терапевтических занятий рассчитан на два учебных года, при этом соблюдается постоянный контроль изменения эмоционального состояния ребенка.

В связи с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья частично понимают инструкцию, то психологические методики и тесты в большинстве случаев мы не можем использовать. Исходя из этого, мы разработали критерии отслеживания изменения эмоционального состояния ребенка.

Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  • соглашается на деятельность;
  • отказывается от деятельности;
  • проявляет активность;
  • проявляет пассивность;
  • имеет эмоциональный отклик (восторг, радость, удивление и т.п.);
  • не выражает эмоционального отношения.
  • проявляет спонтанность (переходит к другим способам, рисование пальцами или ладонями и т.п.);
  • стереотипность поведения;
  • работает с желанием, увлеченно.
  1. Анализ продуктов детского творчества
  • абстрактные рисунки: мазки, марания, каракули, штриховки;
  • тематические рисунки: изображения людей, объектов, сюжетов.
  • абстрактность или реалистичность изображения;
  • заполненность или пустота изобразительного пространства;
  • предпочтение цветов (психологическое значение);
  1. нажим, продавливания на обратной стороне.
  2. Упражнение «Цветная вода» , цель которого узнать цвет настроения в начале занятия. С помощью этого также можно проанализировать изменения состояния ребенка.
  3. Цветовой тест М. Люшера. Данный тест выполняют дети, которые понимают инструкцию.
  4. Беседы с воспитателями группы и родителями об эмоциональном состоянии ребенка.

Так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разный уровень развития, то арт-терапевтические занятия мы разбили на этапы. Дети в процессе индивидуальной арт-терапевтической работы находятся на разных этапах, при этом продолжительность этапа зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Этапы арт-терапевтической работы

1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности (см. Приложение 1) .

Данный этап сопровождается эмоциональными комментариями, создание атмосферы волшебства, частое использование междометий: «Ой», «О!», «У-а-у» и т.п. На данном этапе были использованы упражнения: «Цветная вода», «Сливание красок».

2 этап: рисование «по заказу» ребенка (см. Приложение 2) .

К заинтересованности ребенка к волшебству «Цветной воды» и «Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент, сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами, раскрашивать свои руки [Янушко, 2004. С. 107].

3 этап: введение новых элементов, на основе знаний ребенка (см. Приложение 3) .

В данном этапе мы ввели в занятия различные геометрические фигуры, которые необходимо проговорить и раскрасить.

4 этап: введение сюжета.

На данном этапе занятие строиться на основе сюжетов стихотворений А. Барто. А также любимых животных ребенка.

5 этап: дальнейшее развитие сюжета.

Когда сюжет стал близок ребенку и зайчик или мишка стали его любимыми друзьями, то в занятие добавляется проигрывание игр с любимым героем (театрализация, подвижные, познавательные, дидактические игры).

6 этап: перенос полученных знаний в другие ситуации.

Проигрывание сюжетов с любимыми героями в игровой деятельности, в лепке, конструировании.

Список используемой литературы

  1. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М.В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  3. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
  4. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [текст] / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
  5. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.
  6. Цветочный мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [текст] / Л.Д. Мардер – М.: Генезис, 2007. – 143 с.
  7. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [текст] / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности

Занятие «Волшебные краски»

Занятие направлено на привлечение ребенка к арт-терапевтическим занятиям, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.

Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

И превращаемся в волшебников.

Упражнение 1. «Цветная вода»

Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».

Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.

Упражнение 2. «Слияние цветов»

Ход упражнения: А теперь давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться.

Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.

В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку (как видно на фото, ребенок на протяжении занятия предпочитает чёрный цвет).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть!

2 этап: рисование «по заказу» ребенка

Занятия данного этапа направлены на закрепление интереса к арт-терапевтическим занятиям, отражение с помощью красок испытываемых, подавленных чувств, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.

Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Упражнение 1. «Цветная вода»

Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку в правую руку. Посмотри на краски, какая больше всего тебе нравиться? Обмакнем в эту краску кисточку. (Психолог помогает ребенку обмакивать кисточку в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться того цвета, который выбрал ребёнок. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!». Совместно с ребёнком психолог выполняет данное действие с каждой из трёх стаканчиков с водой, при этом цвета выбирает ребенок сам (пусть даже они повторяются).

Упражнение 2. «Самостоятельное рисование»

Ребёнок по желанию выбирает:

  • Чем он будет рисовать — кисточка, губка, пальчиками, рукой.
  • На чём ему рисовать — на бумаге, или на теле (руки), возможно и сочетание, т. е. ребёнок сначала рисует на бумаге, а затем проявляет желание рисовать на руках.

Ребенок выбирает краски, которые ему нравятся, и начинает творить. Рисунки, которые рисуют дети, могут быть как тематические, так абстрактные.

В процессе самостоятельного рисования ребёнка, психолог спрашивает названия цветов, которые он использует, задаёт ему вопросы по рисунку.

В процессе рисования у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут возникать различные желания: растирать руками рисунок, разорвать его, как руками, так и зубами, мыть руки в стаканчиках, с огромной силой стучать по бумаге, делая отпечатки своих рук и т.п. Если наблюдается у ребенка сильное эмоциональное напряжение, то на арт-терапевтических занятиях, психолог предлагает ребёнку побить грушу в боксерских перчатках, покричать в трубочку и т.п. для отреагирования сильных негативных чувств.

Упражнение 3. «Цветная полянка»

В заключение занятия, психолог предлагает ребенку нарисовать зеленую травку и на ней цветы.

Источник

Adblock
detector