Арт-терапия для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье поэтамно описана схема работы с детьми с ОВЗ с помощью арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_dlya_detey_s_ovz.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д.. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.
Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель арт-терапии – гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.
- создать условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет;
- помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
- научить отражать свои чувства и эмоций с помощью красок на бумаге;
- снять эмоциональное напряжение;
- улучшить детско-родительские взаимоотношения.
В результате занятий по арт-терапии дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
- отражать свои чувства и эмоций с помощью различных форм искусства;
- снимать нервно-психическое напряжение социально приемлемыми способами;
- стабилизировать эмоциональное состояние;
- использовать релаксационные навыки.
- самооценки;
- развития тактильной чувствительности;
- высших психических функций;
- навыков предметно-игровой деятельности;
- коммуникативных навыков;
- активизации творческих проявлений;
- адаптации ребенка в макросоциальной среде.
- отношение к себе и утверждение чувства социальной значимости;
- детско-родительские отношения;
- межличностные отношения со сверстниками, педагогами.
Работа по арт-терапии проводится с детьми, посещающими специализированную группу, «Детского сада компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик». Группа состоит из 8 детей, со сложными сочетанными дефектами. Занятия проходят, 1 раз в неделю. Цикл арт-терапевтических занятий рассчитан на два учебных года, при этом соблюдается постоянный контроль изменения эмоционального состояния ребенка.
В связи с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья частично понимают инструкцию, то психологические методики и тесты в большинстве случаев мы не можем использовать. Исходя из этого, мы разработали критерии отслеживания изменения эмоционального состояния ребенка.
Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- соглашается на деятельность;
- отказывается от деятельности;
- проявляет активность;
- проявляет пассивность;
- имеет эмоциональный отклик (восторг, радость, удивление и т.п.);
- не выражает эмоционального отношения.
- проявляет спонтанность (переходит к другим способам, рисование пальцами или ладонями и т.п.);
- стереотипность поведения;
- работает с желанием, увлеченно.
- Анализ продуктов детского творчества
- абстрактные рисунки: мазки, марания, каракули, штриховки;
- тематические рисунки: изображения людей, объектов, сюжетов.
- абстрактность или реалистичность изображения;
- заполненность или пустота изобразительного пространства;
- предпочтение цветов (психологическое значение);
- нажим, продавливания на обратной стороне.
- Упражнение «Цветная вода» , цель которого узнать цвет настроения в начале занятия. С помощью этого также можно проанализировать изменения состояния ребенка.
- Цветовой тест М. Люшера. Данный тест выполняют дети, которые понимают инструкцию.
- Беседы с воспитателями группы и родителями об эмоциональном состоянии ребенка.
Так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разный уровень развития, то арт-терапевтические занятия мы разбили на этапы. Дети в процессе индивидуальной арт-терапевтической работы находятся на разных этапах, при этом продолжительность этапа зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Этапы арт-терапевтической работы
1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности (см. Приложение 1) .
Данный этап сопровождается эмоциональными комментариями, создание атмосферы волшебства, частое использование междометий: «Ой», «О!», «У-а-у» и т.п. На данном этапе были использованы упражнения: «Цветная вода», «Сливание красок».
2 этап: рисование «по заказу» ребенка (см. Приложение 2) .
К заинтересованности ребенка к волшебству «Цветной воды» и «Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент, сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами, раскрашивать свои руки [Янушко, 2004. С. 107].
3 этап: введение новых элементов, на основе знаний ребенка (см. Приложение 3) .
В данном этапе мы ввели в занятия различные геометрические фигуры, которые необходимо проговорить и раскрасить.
4 этап: введение сюжета.
На данном этапе занятие строиться на основе сюжетов стихотворений А. Барто. А также любимых животных ребенка.
5 этап: дальнейшее развитие сюжета.
Когда сюжет стал близок ребенку и зайчик или мишка стали его любимыми друзьями, то в занятие добавляется проигрывание игр с любимым героем (театрализация, подвижные, познавательные, дидактические игры).
6 этап: перенос полученных знаний в другие ситуации.
Проигрывание сюжетов с любимыми героями в игровой деятельности, в лепке, конструировании.
Список используемой литературы
- Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М.В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
- Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [текст] / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
- Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.
- Цветочный мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [текст] / Л.Д. Мардер – М.: Генезис, 2007. – 143 с.
- Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [текст] / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности
Занятие «Волшебные краски»
Занятие направлено на привлечение ребенка к арт-терапевтическим занятиям, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.
Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
И превращаемся в волшебников.
Упражнение 1. «Цветная вода»
Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».
Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.
Упражнение 2. «Слияние цветов»
Ход упражнения: А теперь давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться.
Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.
В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку (как видно на фото, ребенок на протяжении занятия предпочитает чёрный цвет).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили играть!
2 этап: рисование «по заказу» ребенка
Занятия данного этапа направлены на закрепление интереса к арт-терапевтическим занятиям, отражение с помощью красок испытываемых, подавленных чувств, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.
Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Упражнение 1. «Цветная вода»
Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку в правую руку. Посмотри на краски, какая больше всего тебе нравиться? Обмакнем в эту краску кисточку. (Психолог помогает ребенку обмакивать кисточку в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться того цвета, который выбрал ребёнок. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!». Совместно с ребёнком психолог выполняет данное действие с каждой из трёх стаканчиков с водой, при этом цвета выбирает ребенок сам (пусть даже они повторяются).
Упражнение 2. «Самостоятельное рисование»
Ребёнок по желанию выбирает:
- Чем он будет рисовать — кисточка, губка, пальчиками, рукой.
- На чём ему рисовать — на бумаге, или на теле (руки), возможно и сочетание, т. е. ребёнок сначала рисует на бумаге, а затем проявляет желание рисовать на руках.
Ребенок выбирает краски, которые ему нравятся, и начинает творить. Рисунки, которые рисуют дети, могут быть как тематические, так абстрактные.
В процессе самостоятельного рисования ребёнка, психолог спрашивает названия цветов, которые он использует, задаёт ему вопросы по рисунку.
В процессе рисования у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут возникать различные желания: растирать руками рисунок, разорвать его, как руками, так и зубами, мыть руки в стаканчиках, с огромной силой стучать по бумаге, делая отпечатки своих рук и т.п. Если наблюдается у ребенка сильное эмоциональное напряжение, то на арт-терапевтических занятиях, психолог предлагает ребёнку побить грушу в боксерских перчатках, покричать в трубочку и т.п. для отреагирования сильных негативных чувств.
Упражнение 3. «Цветная полянка»
В заключение занятия, психолог предлагает ребенку нарисовать зеленую травку и на ней цветы.
Источник
Арт-терапия для детей с ОВЗ
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия решает следующие задачи:
- Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.
- Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.
- Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
- Компенсирует недостающие возможности.
- Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.
- Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.
- Оптимизирует личностные качества.
- Обеспечивает социальную адаптацию.
- В целом помогает достойно жить.
Механизм действия арт-терапии
Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.
Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот).
Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.
При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.
Виды психотерапевтических техник
Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.
- Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.
- Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.
Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.
Активные методы:
- самостоятельное творчество по созданию творческого продукта;
- самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств.
Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.
Рекомендуемые примеры вспомогательной арт-терапии:
Изотерапия. Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души».
Цель — активизация целительного потенциала самого ребенка. Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития.
Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить). Потом предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы:
- «Этот рисунок изображает какую-то историю?»
- «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?»
- «У рисунка есть название?»
- «Какие события предшествуют этом рисунку?»
- «Что произойдет потом?»
- «О чем ты думал, когда рисовал?»
Рисунки при этом не интерпретируются.
Результат: В беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок происходит безопасная разрядка саморазрушительных и разрушительных тенденций. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности, вплоть до того, что ребенок придумывает танец и его исполняет.
Пассивная групповая методика «Поход в музей»
Цель — стимулирование процессов мышления, повышение самооценки, развитие эстетического восприятия. Рекомендуется для коррекции личности ребенка с проблемами в эмоциональной и коммуникационной сферах, а также при задержке умственного развития.
В музее детям предлагается рассмотреть картины или скульптуры. Затем даются задания:
- повторить позу скульптуры;
- повторить мимику скульптуры;
- представить себя в роли героя картины;
- придумать диалоги героев картины;
- рассказать о развитии сюжета картины.
Результат: осуществляется мощный стимул для развития творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивается умение выражать собственные мысли. Происходит выход за рамки мышления, сформированного психическими и физиологическими особенностями развития, а также повышение самооценки и развитие эстетических чувств.
Пример лечебной арт-терапии
Цветотерапия. Основная цель — здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему. Вот ее простые, но очень действенные приемы:
Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски».
Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.
Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.
Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала».
Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.
Цель — развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение. Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.
Результат: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами.
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:
- Создается положительный эмоциональный настрой.
- Улучшается психическое здоровье.
- Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
- Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
- Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
- Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
- Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
- Повышаются адаптационные способности.
- Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.
Источник