Мастер-класс «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Мастер-класс «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Цель— лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи:
• Расширять эмоциональный опыт;
• Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;
• Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей с ОВЗ;
• Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать познавательные процессы;
Слайд 1.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:
— Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите?
Пришли вы все на мастер-класс,
Вам лекции хочется слушать сейчас?
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?
Слайд 2.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека — это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?»
Слайд 3.
Арт-терапия (дословно — лечение искусством, творчеством) — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Слайд 4.
Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:
— избавление от стресса,
— преодоление тяжелых переживаний,
— развитие творческих способностей,
— самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,
— негативные эмоциональные состояния,
— разностороннее развитие личности и др.
Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.
Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт-терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М. Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.
В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.)
Слайд 5.
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое.
Но к основным видам лечения творчеством можно отнести: изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкутерапию и т. д
Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.
Слай д 6
Одним из направлений арт-терапии, применяемых мной в работе с детьми — тестопластика.
Одно из самых популярных художественных занятий – это лепка из солёного теста. Мука, вода, соль -природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Тесто можно использовать соленое или магазинное готовое тесто для лепки.
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие и приглашаю фокус группе превратиться в мастериц и заняться творчеством. Дети очень любят фантазировать и создавать что-то новое. И вам Я предлагаю проявить свою фантазию и воображение а потом показать, что у вас получилось. А пока наши коллеги творят, мы с вами обратим внимание на другие виды арт-терапии.
Слай д 7
Изотерапия – еще один вид арт-терапии часто применяемый мной в работе с детьми.
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.
Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету.
Уважаемое жюри, я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент, передает следующему, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: вы не должны общаться!
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу. Затем проводится обсуждение полученного рисунка.
Давайте полюбуемся вашим рисунком
Как вы думаете, чему способствуют используемые техники в работе с детьми?
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Слай д 8
В своей повседневной деятельности мы используем множество игр подвижных, дидактических, развивающих.
Чтобы гости не скучали, я предлагаю поиграть в игру, которая направлена на развитие зрительно-моторной координации.
ДВИГАТЕЛЬ НО – РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»
Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, затем то же левой рукой)
На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу)
И любили очень – очень (Гладят живот)
На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила, (Кулачками «месят» тесто)
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок)
Вышел круглый, (Круговые движения правой ладошкой на
Вышел гладкий, левой)
И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.)
Мимо мышка тут бежала, (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.)
Колобочек увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)
«Ах, как пахнет колобочек, (нюхают)
Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)
А мы спрячем колобочек (Прячут руки за спиной)
И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)
Вот видите, как вместе у нас все получилось интересно и весело.
А теперь участники фокус группы расскажут что у них получилось и где они могут это применять в своей работе.
Слай д 9
Вы правы, но я бы добавлю только…
Арт-терапия для детей выполняет следующие функции
• Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
СЛАЙД 10
В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу:
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!
На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо.
Источник
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ольга Валерьевна Шабашная
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик, а также разработка программ для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, выраженные нарушения процессов познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы, пространственной ориентации и двигательно-моторной координации, несформированность языковых средств.
Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира ребёнка.
Среди известных методов психокоррекционной работы арт-терапия имеет ряд преимуществ:
-каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе;
-арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
-изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
-арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Применение данной технологии в работе с детьми с ОВЗ решает следующие задачи:
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, самооценка становится более адекватной, сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности.
Развивающие. Происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, позитивного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Воспитательные. Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.
Прежде всего, необходимо знать отрицательные и положительные факторы различных видов деятельности
Показаниями для проведения арт-терапии являются:
• трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;
• эмоциональная депривация детей, переживание ребёнком эмоционального отвержения и чувства одиночества;
• наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворённость внутрисемейной ситуацией, ревность к другим детям в семье;
• повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
• некоординированное подёргивание различных мышц (нервный тик);
• асимметричные, некоординированные, резкие движения, тремор (дрожание) пальцев рук;
• дисгармоничная, адиалогичная, косноязычная речь, в том числе различные дисартрические нарушения (заикание и др.).
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисование способствует развитию чувственно-двигательной координации, внимания, активизирует конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. Наряду с этим изотерапия способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.
Особое место в развитии творческого потенциала личности занимает изобразительное искусство и художественный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый, делая их более понятными.
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям разного возраста. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребёнка.
Нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т. д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие им эмоционально отреагировать и снять излишнюю напряжённость. Можно использовать музыкальные композиции, направленные на расслабление, погашение гиперактивности (возбуждения) и других негативных психоэмоциональных состояний.
Детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах или на конторках, глину, пластилин. В это время может звучать соответствующая музыка для активизации психоэмоционального фона. Можно использовать музыкальные композиции, направленные на расслабление, погашение гиперактивности (возбуждения) и других негативных психоэмоциональных состояний. Включение в само занятие физкультурных пауз является обязательным. Детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах или на конторках, глину, пластилин. В это время может звучать соответствующая музыка для активизации психоэмоционального фона.
Остановлюсь более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья. .
Рисование пальчиками (пальчики – палитра).
Метод пальцевой живописи — один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились — а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Оборудование: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.
Техника выполнения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла — рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами — рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Рисование ладошкой.
Оборудование : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.
Техника выполнения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Советуем использовать поролон, надо только сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.
Техника выполнения: ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Отпечатки листьев.
Оборудование: листья разных деревьев (опавшие, гуашь, кисти.
Техника выполнения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Можно использовать с детьми и другие различные техники: кляксография с трубочкой, восковые мелки (свеча) + акварель и др.
Таким образом, применение арт-терапевтических методов способствует коррекции, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни.
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Д. С. Шовгенова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.
Источник