Архитектор
Презентация профессии
Архитектор (в переводе с греческого – главный строитель, зодчий) – профессия ответственная, в полном смысле этого слова. От работы архитектора зависит многое: в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги, как будут выглядеть квартиры и помещения для работы. Неслучайно в древние времена именно архитектор стоял под вновь возведенным мостом, когда проходили испытания его прочности. Ведь от его работы зависело, насколько будет пригодно к использованию это сооружение, и он отвечал за это «головой». Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная по содержанию деятельность архитектора, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории конкретного города, дома или здания, создать шедевр архитектурного творчества, воссоздать какую-либо архитектурную реликвию. Если в древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки, то со временем неизбежная специализация в строительном деле привела к тому, что архитектор стал заниматься только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проекты здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора – это еще и творческая профессия, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Это может быть городская застройка, промышленное здание, мост, ландшафт, дорога и т.д. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования, и продуманные принципы реализации этих требований.
Тип и класс профессии
тип — человек-художественный образ; относится к классу эвристических профессий
Содержание деятельности
разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов; подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора; проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.); реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры; организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.) проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог; создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы); разработка проектов промышленных предприятий; дизайн жилых и общественных сооружения, организация внутреннего пространства; колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
эмоциональная устойчивость; склонность анализировать и синтезировать информацию; развитое пространственно-образное мышление; высокая концентрация внимания; развитые математические и конструкторские способности; большой объем внимания, памяти; способность к творчеству.
- Психологическое тестирование
Условия труда
Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, проектных бюро. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера, либо специальных инструментов – бумаги, планшетов, чертежных и т.п. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, меньшая часть которой предполагает командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами -заказчиками. Архитектор достаточно самостоятелен в своей деятельности и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, хотя при этом он ограничен реалистическими и практическими требованиями той или иной разработки, государственными стандартами и строительными нормами. И, конечно же, в условия труда архитекторов могут входить выезды на места строительства предполагаемых объектов, а также участие в сдаче и приемке построенных объектов.
Медицинские противопоказания
неврологические и психиатрические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения.
Базовое образование
высшее профессиональное образование
Перспективы карьерного роста
специализация, повышение квалификации, освоение смежных областей, организация собственного дела, управленческая деятельность, преподавательская и научная работа
Видеоролик «Актуальные профессии в строительной области»
Источник
Архитектор
Родственные профессии
Дизайнер интерьера, реставратор, оформитель, художник, конструктор
Сфера профессиональной деятельности
- Культура
- Искусство
- Строительство
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Художественный образ» (ориентирована на работу по созданию, проектированию, моделированию пространства, строительных конструкций).
- «Человек – Знак» (работа архитектора также связана с различной знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами).
- Класс профессии: эвристический (творческий). По характеру труда профессия архитектора связана с конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
- Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Описание профессии
Архитектор – специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, разработку объемно-планировочных и интерьерных решений.
Основные виды деятельности архитектора связаны с проектированием, расчетом конструкций, разработкой планов зданий, фасадов и внутренних пространств. Проектирование систем расселения человека: городов, районов, ансамблей, площадей, жилых и промышленных зданий, сооружений, садово-парковых объектов и др., разработка проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий и отдельных помещений, проведение исследований, связанных с проектным решением, осуществление авторского надзора за строительством – всё это является содержанием деятельности архитектора.
К основным обязанностям архитектора относятся:
- разработка творческих проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации;
- участие в проведении прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
- визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед заказчиком и общественностью;
- участие в координации деятельности специалистов и участников проектного процесса;
- участие в администрировании проектной деятельности;
- участие в проведении оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов;
- участие в программах архитектурного образования, в популяризации архитектуры в обществе.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам архитектора относятся:
- способность к конструированию и проектированию;
- навыки черчения;
- способность к цветовому восприятию;
- развитое абстрактное мышление;
- чувство вкуса, гармонии и симметрии;
- развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный);
- способность концентрировать внимание;
- стрессоустойчивость;
- способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное описание;
- интуитивное мышление;
- развитая зрительная и тактильная память;
- развитый эстетический и художественный вкус;
- способность к восприятию пространственного соотношения предметов.
Архитектор должен обладать следующими личностными качествами:
- усидчивость;
- внимательность;
- аккуратность;
- самостоятельность;
- инициативность;
- старательность.
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
- Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
- Хронические аллергические заболевания органов дыхания и кожи.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
- Хронические гепатиты, циррозы печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени; боязнь высоты; нарушение функций вестибулярного аппарата; тремор рук.
- Хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
- Глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
значительное снижение зрительной и слуховой чувствительности; некорректируемое снижение остроты зрения; нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Архитектор должен хорошо знать:
- основы архитектурной композиции;
- закономерности визуального восприятия;
- содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа;
- систему проектной и рабочей документации для строительства, основные требования к ней;
- правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей;
- свойства материалов и конструкций;
- основы технологии возведения зданий и организации строительного производства;
- теории и методы экономической оценки и контроля стоимости архитектурных решений и строительства;
- основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;
- основные системы транспорта, связи, обслуживания и безопасности;
- методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства;
- тенденции развития современных строительных материалов, конструкций и технологий.
Архитектор должен уметь:
- разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;
- инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;
- проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;
- грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;
- участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;
- оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;
- координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;
- осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.
Область применения
Архитекторы могут работать в проектных институтах, научно-исследовательских институтах, архитектурно-строительных компаниях, дизайнерских студиях и бюро; архитектурных мастерских, студиях, органах государственной власти (территориальные управления по архитектуре и градостроительству). Кроме того, эти специалистов востребованы в архитектурных мастерских и студиях, реставрационных мастерских, мебельных магазинах и салонах. Образовательные организации могут приглашать архитекторов в качестве преподавателя.
Часто архитекторы работают самостоятельно, выполняя частные заказы.
Источник
города Севастополя
Профессиограмма
Архитектор
1. Презентация профессии
Архитектор (в переводе с греческого – главный строитель, зодчий) – профессия ответственная, в полном смысле этого слова. От работы архитектора зависит многое: в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги, как будут выглядеть квартиры и помещения для работы. Есть мнения, что в профессии архитектора больше ответственности, чем в профессии медика, ведь ошибки архитектора будут видны другим людям даже спустя много лет. Неслучайно в древние времена именно архитектор стоял под вновь возведенным мостом, когда проходили испытания его прочности. Ведь от его работы зависело, насколько будет пригодно к использованию это сооружение, и он отвечал за это «головой». Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная по содержанию деятельность архитектора, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории конкретного города, дома или здания, создать шедевр архитектурного творчества, воссоздать какую-либо архитектурную реликвию.
Если в древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки, то со временем неизбежная специализация в строительном деле привела к тому, что архитектор стал заниматься только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проекты здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора – это еще и творческая профессия, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Это может быть городская застройка, промышленное здание, мост, ландшафт, дорога и т.д. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования, и продуманные принципы реализации этих требований.
Преимущества профессии: высокий социальный статус, интеллектуальная работа, возможности профессионального развития.
Ограничения профессии: высокая ответственность, длительная специализация.
2. Тип и класс профессии
Профессия архитектора относится к типу «Человек — Художественный образ», она ориентирована на работу, связанную с созданием, проектированием, моделированием пространства, строительных конструкций.
Дополнительный тип профессии — «Человек – Знак», поскольку работа архитектора также связана с различной знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами.
Профессия архитектора относится к классу «эвристических (творческих)». Она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, конструированием и проектированием.
3. Содержание деятельности
Архитектора называют технологом окружающей среды. Ведь основной задачей архитектора является разработка новых и оптимизации существующих планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека – начиная от квартиры и заканчивая целым городом.
Основными видами деятельности для архитектора являются:
разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов;
подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора;
проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.);
реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры;
организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.)
проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог;
создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы);
разработка проектов промышленных предприятий;
дизайн интерьеров жилых и общественных сооружения, организация внутреннего пространства;
колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.
Архитекторы, наряду с собственно проектированием, могут осуществлять авторский контроль над ведением строительных и отделочных работ, заниматься подбором строительных и отделочных материалов, мебели, техники, расчетом работ, составлением смет. В некоторых случаях архитекторы непосредственно занимаются согласованием и утверждением проектов в специальных органах, курирующих ведение строительства. Прежде всего, это касается случаев работы с объектами, признанными архитектурными памятниками.
4. Условия труда
Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, проектных бюро. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера, либо специальных инструментов – бумаги, планшетов, чертежных и т.п. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, меньшая часть которой предполагает командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами -заказчиками.
Архитектор достаточно самостоятелен в своей деятельности и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, хотя при этом он ограничен реалистическими и практическими требованиями той или иной разработки, государственными стандартами и строительными нормами. И, конечно же, в условия труда архитекторов могут входить выезды на места строительства предполагаемых объектов, а также участие в сдаче и приемке построенных объектов.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии архитектора необходимы знания по математике (начертательной геометрии), черчению, информатике, проектированию.
Квалифицированный архитектор должен знать:
- черчение, изобразительное искусство;
- нормативные требования строительства и разработки;
- основы архитектуры и проектирования;
- методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов;
- технические, художественные, экологические и другие требования для проектируемых объектов;
- специфику условий реализации проектов, а также передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства;
- виды и свойства строительных материалов и конструкций;
- требования охраны окружающей среды;
- стандарты и технические условия разработки и оформления проектно-сметной документации;
- технологии строительства и эксплуатации объектов.
- выполнять чертежи, рисовать;
- работать с компьютерными программами, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX);
- работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.);
- разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования;
- подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.
- развитые логические способности;
- развитое пространственно-образное мышление;
- способность к концентрации внимания;
- склонность к работе с информацией;
- развитые математические и конструкторские способности;
- склонность к работе с техникой;
- склонность к творческой работе.
- заболевания органов зрения;
- заболевания опорно-двигательного аппарата (в особенности рук);
- заболевания нервной системы.
При наличии этих заболеваний работа по профессии архитектора может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
8. Пути получения профессии
Профессия архитектора требует получения высшего профессионального образования. Базовые знания по профессии можно получить в средних профессиональных учреждениях.
Профессия архитектора – серьезный выбор, поэтому для многих специалистов этой сферы она является первой и единственной. Получить профессию архитектора можно, окончив среднее специальное или высшее учебное заведение соответствующего профиля. Приоритет на рынке труда отдается специалистам с высшим образованием или специалистам со средним специальным образованием, но уже имеющим достаточный опыт работы в этой сфере.
Как правило, в профессию архитектора идут люди, которые чувствуют в себе желание и способности заниматься проектированием, разрабатывать чертежи и планы, имеющие творческие наклонности и склонные к художественной деятельности. Профессия архитектора может быть получена в качестве второй или третьей, однако и здесь приоритет отдается людям, которые до этого занимались технической или художественной деятельностью.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Специалисты с профессией архитектора могут работать в таких организациях и сферах, как:
- научно-исследовательские институты и учреждения;
- проектные институты;
- архитектурные мастерские;
- конструкторские бюро при министерствах и ведомствах;
- архитектурные подразделения на промышленных предприятиях;
- архитектурные памятники;
- компании, занимающиеся ландшафтным дизайном и ремонтом.
Архитекторы могут работать в качестве градостроителя, дизайнера, а также реставратора, заниматься частной архитектурной практикой.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития архитектора:
Специализация, повышение квалификации
Архитекторы могут проходить следующий профессиональный путь: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Архитектор III категории: высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях. Архитектор II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы на архитектурных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 2 лет. Архитектор I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности архитектора II категории не менее 2 лет.
Освоение смежных областей
Профессиональный архитектор может осваивать смежные специализации, такие как: реставратор, дизайнер, инженер-строитель, инженер-конструктор.
Организация собственного дела, управленческая карьера
В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.
Научная карьера
Профессия архитектора может предполагать научный путь развития. В данном случае человек может заниматься научной деятельностью в области архитектуры, погрузиться в изучение истории архитектуры, реставрацию, теорию градостроительства и т.п.
11. Родственные профессии
Дизайнер интерьеров и пространства
Источник