Меню

Аоп до для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Читайте также:  Тату символ долголетия здоровья

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Источник

Адаптированная программа ребёнка с ОВЗ
рабочая программа

Адаптированная программа ребёнка с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
adaptirovannaya_programma_dlya_rebyonka_s_ovz.docx 430.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы.

Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития.

Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития.

Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы.

II. Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.

Формы организации детской деятельности.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанника с ОВЗ.

Используемые парциальные программы.

III. Организационный раздел

Материально – техническое обеспечение адаптированной образовательной программы.

Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием.

Расписание организованной образовательной деятельности.

Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах его индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа Никиты.Б. с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития ), на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и инклюзивного образования в Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие ребёнка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областям:

  • социально — коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания, подготовки воспитанника с ЗПР к школе. Обе части Программы реализуются через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:

  • игровая деятельность (включение в сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность дошкольного возраста);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
  • познавательно — исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально — ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

  • формирование у ребёнка знаний об окружающем мире;
  • развитие речи и разных форм коммуникаций;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие психических процессов;
  • создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия.
  • Создание благоприятных условий развития воспитанника в соответствии с её возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанника.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка.
  • Стимулирование и обогащение развития ребёнка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).

Такой подход обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения АОП;
  • многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
  • возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей).

Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.

В основу разработки АОП для воспитанника с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП для ребёнка с задержкой психического развития предполагает учет его особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности освоения содержания образования.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие ребёнка с задержкой психического развития определяется характером организации доступной им деятельности — предметно-практической.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности ребёнка, обеспечивающий овладение им содержанием образования.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития

Никита имеет недостатки в психологическом развитии, с незначительными нарушениями коммуникации, что в свою очередь отражается на развитии речи, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ребёнок испытывают выраженные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, образовательных навыков, речи, нарушениями в организации деятельности и поведения.

Ребёнок испытывает трудности в процессе восприятия (слухового, тактильного). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Не умеет обследовать предмет, не проявляет выраженной ориентировочной активности. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Знает и различает форму некоторых предметов. В случае неправильного выполнения задания не принимает замечания, настаивание взрослого на правильном выполнении задания вызывает у ребенка раздражение и недовольство Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире.

Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание ребёнка и удержать на протяжении той или иной деятельности.

Память отличается своеобразием, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения, утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память, значительно лучше запоминает наглядный материал, чем вербальный.

Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь Никиты в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Имеет ограниченный словарный запас, проблемы формирования связной речи. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь не богат. Ребёнок не может пересказать небольшой текст, составить предложения по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию.

У Никиты наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении. Испытывает сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняется в выделении признаков различия.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обуславливает своеобразие поведения ребёнка: трудно подчиняется правилам поведения в группе, требованиям воспитателя, инструкции, выполнению режимных моментов. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, интерес к той или иной деятельности быстро угасает, либо отсутствует.

Недоразвитие игровой деятельности выражается в затруднении соблюдения правил игры, предпочитает подвижные игры. Игровые действия с другими детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Своей игрушкой делиться не желает.

Наблюдается недостаточная познавательная активность, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, что приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. Очень любит лепить из пластилина и рисовать по своему задуманному образу.

К совместной образовательной деятельности с взрослыми и детьми иногда проявляет интерес, но при условии, если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты, либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты (красивая ритмическая музыка), ненадолго может включиться в совместную деятельность.

Характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность и координация. Ребёнок испытывает затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий, хотя сами действия в отдельности выполнить может.

Навыки самообслуживания сформированы не до конца. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Навыки одевания и раздевания сформируются.

Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития:

  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств, способствующих стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на развитие разных форм коммуникаций;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагает комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, компенсацию различных недостатков ребёнка с ЗПР.

Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами.

Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.

Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим.

В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.

Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих.

Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей.

Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.

Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов.

Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов.

Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов.

Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.

Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.

Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства.

Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение.

Активный словарь постепенно пополняется словами. Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.

Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук.

Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции.

Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете.

Владеет приемами лепки, использования стеки.

Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос.

Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов.

Владеет навыками наклеивания.

Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом.

Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования.

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.

Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние.

Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте.

Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).

Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.

II. Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ОВЗ.

Содержание адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.

Содержание образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическая культура»

Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура»

Цель: формирование у ребёнка с ОВЗ интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка.

2. Развитие и совершенствование основных видов движений.

3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья.

1. Воспитывать гигиенические привычки.

2. Развивать умственную и физическую работоспособность.

3. Закаливать организм.

4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни.

5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»

Цель: развитие всех компонентов речи воспитанника и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развивать фонематический слух, закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Расширять представления ребёнка о многообразии окружающего мира.

Учить ребёнка формам выражения вежливости.

Обогащать речь ребёнка существительными, обозначающими предметы окружения;

Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Учить интонационной выразительности речи.

Учить составлять по образцу (сюжетные картинки) простые предложения.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству»

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства.

3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников.

4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др.

Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность»

Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности.

1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы.

2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет).

4. Формировать умение организовывать свое рабочее место.

5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами

6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

7. Формировать у воспитанника умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов.

8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие).

9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы.

Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность»

Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности

1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.).

2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций.

3.Поощрять самостоятельность, творчество.

4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине:

пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими.

5.Учить заменять одни детали другими.

Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность»

Цель: воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

1.Продолжать развивать интерес к музыке.

2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память.

3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Социально — коммуникативное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе.

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

3.Учить заботиться о младших, помогать им.

4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома

6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности»

Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.

3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе.

4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора,

с правилами передвижения пешеходов.

7.Знакомить об источниках опасности в быту.

8.Учить воспитанника обращаться за помощью к взрослым и другим детям.

9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст.

Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду.

1.Формировать у воспитанника привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель.

4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место.

5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми.

7. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

Цель: формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

2. Расширять представления ребенка о семье.

3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников.

4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому.

6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места).

Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире.

1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира.

2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия.

4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их.

6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

1.Учить считать в пределах 10.

2.Отсчитывать необходимое количество предметов.

3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький).

4.Учить ориентироваться на листе бумаги.

5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы»

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями.

1.Формировать представления ребёнка о природе.

2.Учить наблюдать, развивать любознательность.

3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения.

4. Познакомить с комнатными растениями.

5. Дать представления о домашних и диких животных.

6. Познакомить с особенностями времён года.

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям»

Цель: ознакомление с окружающим социальным миром.

1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов.

2.Знакомить с предметами быта.

3.Дать представления о деньгах, их назначении.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.

Реализация Программы основывается на трех составляющих:

Совместная деятельность взрослого и ребёнка

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность (занятия (НОД)

Свободная (нерегламентированная) деятельность Игоря по интересам

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры родителей

Индивидуальная работа с ребёнком

Создание благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ

Проведении мониторинговых исследований

Формы реализации Программы

Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД)

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Гимнастика после дневного сна

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Чтение художественной литературы

Тематические досуги, развлечения.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера.

Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка

Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность.

Реализация направления «Физическое развитие»

занятия по физической культуре,

занятия по физической культуре на улице,

гимнастика после сна,

индивидуальная работа, со специалистами ДОУ.

Совместная деятельность педагога с ребёнком

физкультминутки в НОД

подвижные игры (в т.ч. на воздухе)

занятия по физической культуре

физкультурные досуги (игры и развлечения)

спортивные упражнения на прогулке,

спортивные досуги, развлечения

Самостоятельная деятельность ребёнка с другими детьми

двигательная активность на прогулке и в группе (подвижные игры, физические упражнения),

с использованием физкультурного оборудования (мячи, батут и др.),

спортивные упражнения на прогулке,

рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта.

Источник

Adblock
detector