Антропоцентрический эталон здоровья.
В центре различных концепций здоровья, возникших на основе этого эталона, обнаруживается представление о высшем (духовном) предназначении человека. В зависимости от того, как понимается это предназначение, строятся различные модели здоровой личности, которые могут рассматриваться как своеобразные модификации антропоцентрического эталона.
Базируется на идеях гуманистической психологии, в которой проблематика здоровья нашла наиболее полное отражение и оказалась в центре большинства теоретических построений. Гуманистическая психология – это психология, изучающая здоровых и творческих людей, психология, сконцентрированная на постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой природы.
Наиболее полная и структурированная гуманистическая концепция здоровья принадлежит лидеру гуманистической психологии Абрахаму Маслоу, который провозгласил основным критерием здоровья «полную актуализацию возможностей человека», или «самоактуализацию». Психически здоровый индивид, в понимании А. Маслоу, может быть охарактеризован как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации». Зрелый человек, согласно такому подходу, должен рассматриваться во всей совокупности его биологических, психологических и духовных проявлений, которые равноправно представлены в мотивационной сфере личности. Как считает Маслоу, стратегическое направление будущих биологических исследований должно основываться на том факте, «что между психическим и физическим здоровьем человека существует синергическая взаимосвязь». «Большинство психиатров, а также многие из психологов и биологов сейчас вынуждены признать, что практически все болезни, а может статься, все без исключения, можно отнести к разряду психосоматических, или организмических, т.е. если серьезно и глубоко заняться изучением «соматического» заболевания, то неизбежно всплывут его интрапсихические, интраперсональные и 10 социальные детерминанты» . Такое же взаимовлияние факторов определяет и здоровое функционирование.
Отличительной чертой концепции Маслоу является постоянное акцентирование взаимосвязи между здоровьем самоактуализирующейся личности и основными (базовыми) потребностями и ценностями, присущими человеческой природе. Маслоу утверждает, что невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, такие как потребность безопасности, любви, уважения, самоуважения и самоактуализации, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами.
Устойчивые характеристики здоровой личности:
1. Самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала.
2. Полноценное развитие, динамизм и личностный рост. Здесь подразумевается готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности.
3. Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни. Эта характеристика указывает на то, что сохранение личной целостности не требует от субъекта отказа от полноты переживания и жизненного опыта, что личность способна принять негативные аспекты опыта, вместо того, чтобы вытеснять их, и что базовое доверие к миру сохраняется при любых невзгодах и испытаниях.
4. Способность к подлинному диалогу. Как и предыдущая характеристика, это личностное качество предполагает преодоление защит; однако это условие необходимое, но недостаточное. Установление диалога неосуществимо без принятия Другого как безусловной ценности и уникальной целостности. Это основа глубинного понимания, сопереживания и сотрудничества.
5. Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможно ни подлинное творчество, ни самостоятельная личностная позиция, и которая связана с такими качествами, как ответственность, искренность и самопринятие.
6. Осмысленность существования − поиск жизненного смысла или стремление жить осмысленно («Когда есть ради чего жить, можно вынести любое «как»).
7. Целостность − это скорее высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции, нежели достигнутое и окончательное состояние. Здоровый человек всегда потенциально целостен, то есть, направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.
Таким образом, можно заключить, что антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение.
Источник
Эталоны и модели здоровья
Области знания, предметом изучения которых является здоровье человека и поведение человека в этой сфере (современная медицина, психология и психотерапия, социология), опираются на определенные социокультурные основания, каковыми, по мнению О.С. Васильевой и Филатова, являются социокультурные эталоны здоровья, этнические модификации этих эталонов, социальные представления о здоровье у представителей определенных сообществ, и, наконец, первичные валеоустановки, отвечающие за поддержание здоровья индивида [22, с. 26].
В структуре социокультурного эталона выделяют следующие компоненты:
— наиболее общее представление о феномене здоровья,
— эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик,
— устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования,
— информация о путях и способах оздоровления личности в различных сообществах.
Взгляды различных школ в исследовании феномена здоровья и самосохранительного поведения, сложившиеся в науке, отражены в трех эталонах здоровой личности: античном, адаптационном и антропоцентрическом.
Античный эталон предполагает внутриличностную гармонию, основой которой является интернальность. Содержанием адаптационного эталона является успешная адаптация, и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром. И, наконец, представление о высшем духовном предназначении человека является содержанием антропоцентрического эталона.
Античный эталон здоровой личности имеет философский характер. В античном понимании здоровье, связывалось не только с «согласованностью души и тела», но и с подчинением их высшей инстанции Единому Порядку Природы. Неотъемлемыми качествами здоровой личности считались здравомыслие и самообладание, «без которых невозможно ни телесное, ни душевное здоровье». При этом, с точки зрения современной психологии, можно говорить, о здоровой психике, которой присущи: активность, регуляция, саморегуляция. В античном понимании самосохранение — это обеспечение целостности личности, которое предполагает «постоянную и всестороннюю заботу о себе, строго определенный образ жизни, основанный на полной ответственности, умеренности и самосовершенствовании» [22, с. 56]. В античном обществе было создано много индивидуальных техник, с целью формирования здоровой личности, среди них: процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и регулирование потребностей в различных сферах жизни; практика самоанализа – самоотчеты с разбором собственных поступков и действий; работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, предполагавшая самоосмысление.
Общими критериями здоровья в античном понимании являются: внутреннее равновесие, жизнь, согласная с разумной природой вещей, и самосовершенствование. Основным ограничением античного эталона является игнорирование внутренних процессов духовных кризисов, которые способствуют личностному росту.
Таким образом, античный эталон здоровья предполагает внутриличностную согласованность телесных и душевных проявлений человека, не рассматривая взаимодействие личности с окружающим миром. Основными качествами здорового человека выдвигаются здравомыслие и самообладание, которые можно определить как способность к саморефлексии и саморегуляции. Особенностью античного эталона здоровой личности является формирование и воспроизведение принципов социального порядка на индивидуальном уровне. При этом вводится универсальное понятие «порядок — упорядоченность, согласованность и соразмерность, общий закон бытия, который выражается в едином благе, в рамках полиса как единый для всех закон, а в индивидуальном существовании как мудрость, как здоровье» [21, с. 46].
Адаптационная модель здоровья, получившая широкое распространение в современной науке, охватывает систему отношений индивида с окружающим миром, рассматривая проблему здоровья и самосохранительного поведения во внешнем плане жизнедеятельности человека. В основе этой модели лежит междисциплинарный подход к биосоциальной природе человека. Главным критерием здоровья, а значит и сформированности самосохранительного поведения, является характер и степень включенности индивида во внешние биологические и социальные системы. В психологической науке сложилось несколько адаптационных подходов к проблеме здоровья человека: психофизиологический, эволюционисткий и социально-ориентированный.
С биологической точки зрения, самосохранительное поведение направлено на обеспечение целостности и постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Наиболее полно резервы человеческого организма раскрываются в экстремальных условиях, когда от способности поддерживать необходимый уровень функционирования зависит выживание индивида. Это характеристика индивидуального уровня биологической адаптации.
С точки зрения адаптации, приспособления человечества как вида, основным критерием здоровья, сформированности самосохранительного поведения является степень и характер вовлеченности человека в глобальные процессы освоения природного окружения. При этом индивидуальное развитие человека рассматривается в общевидовом масштабе. Объектом исследования становится человечество как эволюционный вид. Как пишет К. Лоренц, «проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. Здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида, тогда как «последнее слово» в оценке тех или иных адаптивных качеств остается за естественным отбором [72, с. 248].
В социально-ориентированном подходе самосохранительное поведение рассматривается в контексте всесторонней социализации личности. Основным критерием сформированности самосохранительного поведения в этом случае является степень успешности интеграции личности в социум. Этот подход рассматривает личность как продукт социальных отношений, феномен здоровья определяется внешними по отношению к индивиду факторами. Устойчивым признаком здоровой личности в социально-ориентированном подходе становится соответствие индивидуальных проявлений личности принятой в данном обществе системе социокультурных норм. «С социальной точки зрения, здоровый человек – это тот, кто эффективно функционирует… Так в медицине здоровье ребенка определяется не относительно его идеальных природных характеристик, а относительно требований к его социальному функционированию: когда ребенок пойдет в школу, он должен эффективно учиться, потом когда подрастет, эффективно служить в армии, когда создаст семью, родить и воспитать здоровых детей, когда пойдет работать, эффективно выполнять свои функции как специалист» [107, с. 21]. Самосохранительным здесь является поведение, направленное на обеспечение гармоничного сосуществования с природой, обеспечивающее социальную регуляцию, при которой соблюдаются социальные и культурные нормы, принятые в данном сообществе, целью которого является обеспечение эффективного и адекватного общения с человеческим окружением [21].
В целом, согласно адаптационному эталону, характеристиками здоровья являются: способность выживать в биологической среде и активно ее преобразовывать; соответствие определенным нормам, принятым в данной культуре, усвоение и воспроизводство социального опыта; способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, стрессоустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой; успешный результат социализации индивида, его интеграция в социум; способность к выживанию в экстремальных условиях [22, с. 102].
Критика адаптационного подхода связана с невозможностью с его помощью описать здоровую личность. По словам К. Домбровского, «универсальная способность приспосабливаться к новым условиям свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости, об отсутствии иерархии ценностей» [16, с. 8].
Антропоцентрический эталон основывается на гуманистическом подходе в психологии, одной из наиболее полных и завершенных теорий которого принято считать концепцию А. Маслоу. Здесь основным критерием здоровья выступает самоактуализация личности. Здоровье самоактуализирующейся личности связывается с обретением определенных ценностей, а также с удовлетворением основных потребностей, присущих человеческой природе. При этом выделяется два уровня потребностей: базовые и высшие. Самосохранительное поведение можно определить как процесс формирования высших ценностей (на основе общих) и метапотребностей (на основе базовых), удовлетворение которых является необходимым условием самоактуализации личности. Здоровье, как результат самосохранительного поведения, по мнению А. Маслоу, присуще лишь избранным, достигшим трансценденции, способных к вершинным переживаниям. Основными препятствиями на пути к самоактуализации А. Маслоу считал стремление личности избежать ответственности на трудном пути последовательных выборов, которые необходимы для личностного роста, а также страх перед «познанием своей глубинной сущности».
Опираясь на теорию А. Маслоу, можно выделить следующие критерии здоровья и сформированности самосохранительного поведения: способность к полной концентрации на внутренних переживаниях, свобода от комплексов в проявлении своего «Я»; осуществление выбора, ведущего к личностному росту, готовность при этом нести за него ответственность и сохранять мужество; сохранение своей «самости»; стремление в наибольшей степени раскрыть свои возможности, отказавшись при этом от своих защитных механизмов.
Особенностью теории является неоднозначное отношение к «болезни», так если депрессия оказывается на «службе самоактуализации» и способствует более полному самораскрытию, это свидетельствует не о болезни, а лишь о болезненности личностного роста.
Общими характеристиками здоровой личности, в свете антропоцентрического эталона являются: самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; личностный рост, способность к преодолению трудностей, пластичность поведения; открытость опыту, способность принять негативные аспекты опыта, а не вытеснять их; принятие Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, что является основой сопереживания и сотрудничества; свобода в самовыражении и самоопределении, которая является необходимым условием, для личностного роста; осмысленность существования – поиск жизненного смысла; целостность как высшая цель личностного развития, здоровый человек всегда потенциально целостен и направлен в своем становлении на обретение цельности и единства [22, с. 169].
В целом, можно отметить некоторую односторонность каждого из рассмотренных эталонов, в которых личность рассматривается в узком аспекте ее проявлений, не принимая во внимание весь комплекс процессов и взаимоотношений внутриличностного и социального плана. Как указывает О.С. Васильева, «сама по себе самореализация, так же как внутренняя согласованность и социальная адаптация не могут служить основной характеристикой психического здоровья» [22, с. 233]. С другой стороны, отдельные положения этих эталонов имеют описательный характер, что делает затруднительным их применение в ходе эмпирического исследования самосохранительного поведения.
Параметры, которые составляют основное содержание эталонов здоровой личности: эффективность саморегуляции, успешная социальная адаптация, и всесторонняя самореализация личности — могут успешно дополнять друг друга, формируя целостное представление о феномене здоровья.
Развитие интереса к социальным аспектам здоровья обусловил активизацию исследований философами социальной ценности здоровья (Ф.Н. Блюхер), методологических аспектов измерения здоровья (Е.Н. Кудрявцева), его нравственных основ (Ю.М. Устюшкин), «нормы» здоровья (И.А. Гундаров, Г.Г. Оганов) и др. Стали активно разрабатываться категории «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни» как характеристики сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье (Ю.П. Лисицин, З.С. Шангареева, Л.Ф. Молчанова и др.).
Источник