Социальное здоровье
статья на тему
Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.
На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.
Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно — психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно — профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.
Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.
Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.
Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.
Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.
Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.
Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.
Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.
Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.
Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.
И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.
В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.
Источник
Антиподом социального здоровья является
И.В.Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированное™ и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоров ья детей и подростков могут служить:
· адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
· овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
· овладение нормативным, правилосообразным поведением;
· уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
· выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
· наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
· общая средовая адаптация — интеграция в общество.
Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
Источник
Лекция валеология учение о здоровье и здоровом образе жизни понятие «валеологии»
Критерии определения здоровья детей и подростков
Здоровье ребенка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные изучению состояния здоровья детей и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития,
Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).
С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления-гигиены детей и подростков с созданием соответствующего института — круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).
Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье
Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.
Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.
Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:
— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
— наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.
Однозначного толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
В психологическом словаре понятие психического здоровья о пределяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
— критичность к себе, своей деятельности ее результатам;
— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствами ситуациям;
— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;
— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:
— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
— овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
— овладение нормативным, правилосообразным поведением;
— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
— общая средовая адаптация — интеграция в общество.
Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).
Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением факторов риска. Так, в исследованиях А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объема грудной клетки, силы мышц, массы тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным темпом физического развития часто имеют более низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации физического развития.
Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий.
Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
Лекция 4.
Профессиональное здоровье педагога
Актуализация личностных ресурсов учителя, необходимых для эффективного учебно-воспитательного процесса, деятельности в сфере «человек — человек». Под профессиональным здоровьем понимается интегральная характеристика функционального состояния человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его — способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность (А. А. Реан, 2000). Помимо фактора профессиональной пригодности, в это понятие включается психическое здоровье, выражающееся в характерных психических процессах, состояниях и индивидуальных свойствах.
Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания его профессиональной деятельности. Поддержание профессионального и психического здоровья педагога — это сложный интегративный процесс, в который включаются, с одной стороны, профессиональное развитие и коррекция педагогической направленности, профессионального самосознания, а с другой — развитие творческого потенциала, коррекция коммуникативной и конфликтной компетентности, эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.
Явление «выгорания» проявляется в ряде симптомов, которые образуют синдром «профессионального выгорания». «Профессиональное выгорание» — это не потеря творческого потенциала» не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением (К. Маслач, 1978).
Существуют физические и психологические (поведенческие) симптомы «выгорания». К физическим симптомам относятся усталость, частые головные боли, бессонница и т. д. К психологическим симптомам относятся снижение энтузиазма, чувства вины, разочарования, обиды, раздражительность, ригидность, неспособность принимать решения, растущее избегание и т. д.
Выделяют уровни (1-й — недолгие и случайные симптомы; 2-й — симптомы носят затяжной характер; 3-й — хронические симптомы) и стадии (1-я — эмоциональное и физическое истощение; 2-я — отрицательное, циничное отношение к людям; 3-я — полное «выгорание», отвращение ко всему) «выгорания».
К составляющим синдрома «выгорания» относятся эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой), деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере).
Факторы, вызывающие процесс «выгорания», можно сгруппировать в два блока: индивидуальные и организационные . К индивидуальным относят социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, семейное положение, уровень образования), а также личностные особенности (выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, локус контроля, самооценка). В группу организационных факторов включены условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Последствиями процесса «выгорания» являются крайне низкая эффективность и продуктивность профессиональной деятельности. снижение удовлетворенности своим трудом, формирование негативного отношения к труду (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины), значительное ухудшение здоровья педагога. Для профилактики профессионального «выгорания» подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности, разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья педагога.
Валеологическая культура педагога
Судьба каждого начинания в системе образования в первую очередь зависит от педагога, уровня его готовности к определенной работе, сформированности его личной концепции, личностных и профессиональных качеств, степени адаптации к обучающей системе. К педагогу, который призван решать важные и сложные задачи валеологического образования, предъявляются, естественно, весьма высокие требования. Он должен четко представлять себе цель и смысл валеологически ориентированного учебного процесса (созидание и самосозидание), относиться к другому человеку как к цели своей деятельности, иметь сформированное валеологическое сознание.
Необходимость формирования нового педагогического мышления— насущная задача времени, связанная с проблемой выбора педагога, обладающего особой педагогической интуицией, общей и валеологической культурой.
Валеологическая культура педагога предполагает наличие трех структурообразующих компонентов готовности к валеологически ориентированной педагогической деятельности или трех блоков профессиограммы — мотивационного, когнитивного и операционного.
Мотивационный компонент готовности, или этико-педагогический блок профессиограммы, следует понимать как присутствие интереса к валеологической деятельности в обучающих системах, как внутренне присущее педагогу стремление к постижению соответствующих знаний и умений не только «для личного пользования», но и для передачи этих знаний и умений своим ученикам.
Когнитивный компонент, или гностический блок профессиограммы предполагает наличие знаний в области валеологии и педагогической валеологии и условно подразделяется на пять блоков знаний — общеметодологические, валеологические, валеолого-методические, а также знание основ педагогической валеологии.
Операционный компонент, или технологический блок, понимается как комплекс применяемых учителем на практике педагогико-валеологических умений, направленных на осуществление валеологической работы со школьниками, его организаторские и исследовательские способности, аналитические умения, диагностические, корректирующие, прогностические и прочие.
Опираясь на перечисленные знания и умения, педагог-валеолог осуществляет учебно-воспитательную валеологическую работу, реализуя при этом целый ряд наиважнейших функций — просветительскую, развивающую, воспитательную, организаторскую. В процессе их осуществления проявляется и четвертый компонент готовности учителя к валеологической работе или, говоря языком педагогики, так называемый индивидуально-креативный компонент (блок) учительской профессиограммы, которым следует обозначить уровень готовности педагога как творческой, созидающей личности.
На любом из этапов валеологической педагогической деятельности педагог совершает сложнейшую многоплановую и многоцелевую работу, которая включает осуществление следующих функций:
—диагностической (комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, определение сенсорного утомления и переутомления и т. п.);
•— профилактической (система мер по предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и вредных привычек через психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, в т. ч. разработку оптимальных режимов обучения и воспитания, использование оздоровительных естественных факторов окружающей среды и специфических способов оздоровления — акустического фона, аромафитотерапии и т. п.);
— коррекционной (меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.);
— консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).
Согласно новым требованиям, предъявляемым самой жизнью, учитель должен быть валеологически образован, обязан владеть всем объемом информации о содержании валеологического воспитания и образования, о его формах, путях, способах и методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам мироздания. т. е. в гармонии с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром. Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т. е. влалеть методологией, умениями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.
Лекция5. Валеологическая служба образовательного учреждения
Оздоровительная работа в современной системе образования, построенная с учетом основополагающих принципов педагогической и медико-биологической валеологии, может быть достаточно эффективной и включать введение реабилитационных компонентов в режим дня; апробацию сберегающих здоровье технологий обучения; внедрение авторских образовательных программ по валеологии, построенных на профилактической идее; разработку рекомендаций по соблюдению гигиенических требований к организации учебных занятий и построению обучения с учетом психофизиологических особенностей занимающихся; проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в сексуальном поведении, индивидуализацию подхода в физическом воспитании способствующую усилению потребности в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует наиболее актуальный для всех учащихся процесс — формирование здоровья. В свою очередь, формирование устойчивой потребности в здоровье следует осуществлять как через содержание образования (предметы учебного цикла), так и через элементы прикладной валеологии, используя имеющиеся в наличии диагностические и оздоровительные средства (Э. М. Казин и др.], 1998). Необходимо создание технологизированных систем совместных действий педагога, психолога, психофизиолога, медицинского работника по оздоровлению условий жизни в школе, восстановлению оздоровительного статуса образовательных учреждений. С целью улучшения здоровья школьников и учителей, а также повышения эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы (через урочную, внеурочную, внеклассную формы работы) необходима интеграция средств и методов педагогической и медико-биологической валеологии посредством создания валеологической службы в различных образовательных учреждениях.
Целью организации валеологического центра в образовательном учреждении является создание условий (на базе использования автоматизированных программно-технических средств и методов) для диагностики, прогноза и реабилитации субъектов образовательного процесса. Основными направлениями ее работы являются повышение валеологической грамотности учителей и формирование их готовности к валеологической работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании ЗОЖ учащихся, повышение валеологического статуса самих учителей; осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом, отдельных подразделений (классов); валеологическая экспертиза учебных и авторских программ; валеологи-ческий анализ уроков; структурирование (на основе валеологических принципов) учебных курсов, учебных блоков, введение новых валеологических технологий, валеологически целесообразного режима учебных занятия и самостоятельной работы детей.
Специалисты валеологической службы организуют лабораторию валеологических исследований, кабинет релаксации или психофизиологической разгрузки , фитосалоны и т.п., проводят проблемные семинары разрабатывают программы и учебно-тематические планы валеологического обучения, валеологически оптимальный режим труда лечебного учреждения, поддерживают связи с медицинскими службами и организуют меры санации, проводят анкетирование и анализ самооценки знаний по вопросам здоровья и ЗОЖ, разрабатывают рекомендации по структурированию учебного процесса, ведут опытно-экспериментальную работу в школе по совершенствованию методов обучения, воспитания и реабилитации (оздоровления) детей с патологиями, разрабатывают рекомендации для классных руководителей по валеологическому просвещению учащихся, учителей и родителей, а также всех работников, ответственных за здоровье детей.
Создание оптимального содержания внутришкольной среды — отправная точка работы школьного валеолога. Кроме того, школьный педагог-валеолог следит за организацией режима дня школьников как модели формирования здорового стиля жизни; занимается вопросами профилактики вредных привычек у школьников; изучает причины «школьных болезней» и ведет работу по их предупреждению.
Основными видами деятельности валеологической службы являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
Диагностическая деятельность валеологической службы ориентирована на изучение индивидуальных способностей организма ребенка на всех этапах возрастного развития, на определение причин нарушений развития с использованием психофизиологических методов исследования.
Развивающая деятельность валеологической службы определяется непосредственным воздействием социального педагога на соответствующее возрастным нормативам развитие ребенка, ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
Профилактическая и коррекционная деятельность службы определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни.
При осуществлении консультативной работы социальный педагог решает следующие задачи:
— консультирует администрацию, педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
— проводит индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
— способствует повышению валеологической грамотности педагогов и родителей путем своего участия в работе педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраниях;
— на базе методического кабинета «Здоровый ребенок» или библиотеки комплектует библиотечку по проблемам валеологии и здорового образа жизни.
Рассмотрим подробнее задачи социального педагога — валеолога по диагностической и профилактической видам деятельности.
Диагностическая и профилактическая деятельность социального педагога — валеолога
Социальный педагог может решать следующие конкретные диагностические задачи:
диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
— диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
— диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
— контроль за сбалансированностью питания;
— мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
Профилактическая и коррекционная работа может проводиться как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами.
В процессе профилактической и коррекционной работы социальный педагог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
— участвует в приеме детей в первые классы, диагностируя физиолого-гигиеническую готовность и степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
разрабатывает комплексы развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятий с детьми, совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
Источник