Меню

Античная концепция здоровья платона

Античная концепция здоровья платона

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

Катарктика (катарсис — очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

Источник

Основные положения античной концепции здоровья

Здоровье

Понятийный аппарат

Психология и медицина, имеющие общий объект изучения — человека, связаны общей терминологией, общими понятиями, т.е. имеют близкий понятийный аппарат.

Важнейшие понятия медицины: здоровье, болезнь, телесная функция, лечение в современной медицине трактуется с учетом психологических сведений. С уверенностью можно сказать, что указанные понятия требуют и психологического обоснования. Рассмотрим отдельные, наиболее значимые из них.

Здоровье – одно из важнейших понятий медицинской науки. Оно трактовалось в разные исторические эпохи неодинаково. В эпоху Античности были заложены основные положении концепции здоровья. Эти положения просуществовали на протяжении веков и сегодня являются определяющими в нашем понимании здоровья.

Читайте также:  Свечи для здоровья с травами

В древности здоровье понималось философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Справедливости ради, надо заметить, что античные авторы трактовали понятие здоровья неодинаково. Существовали резко различающиеся между собой концепции от чисто физиологических до практически целиком психологических. Ярким выразителем биолого-физиологического подхода к пониманию здоровья был Гиппократ. Он трактовал здоровье как «правильное смешение соков, или «гуморов человеческого организма», когда все части телесной природы (т.е. первоэлементы) «соблюдают соразмерность во взаимном смешении». Из выразителей психологического подхода к пониманию здоровья можно назвать Цицерона, обозначавшего здоровье как «правильное соотношение различных душевных состояний».

Однако среди античных концепций здоровья преобладали те, которые указывали на соразмерность душевных и телесных составляющих человека. Так, Платон в диалогах «Филеб» и «Тимей» определял здоровье как соразмерность душевного и телесного. Алкмеон, живший в V в. до н.э., видел в здоровье гармонию и соразмерность противоположно направленных сил: душевных и телесных, противоположных по своему функциональному назначению.

Итогом размышлений о здоровье древних авторов стали положения концепции, которую мы называем античной концепцией здоровья. Приведем её важнейшие положения[25].

1. Внутриличностный аспект.

Античные философы рассматривали здоровье, прежде всего, как внутриличностную характеристику, а не как социальный феномен.

2. Гармония и соразмерность.

Здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных состояний человеческого естества, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумения). Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им, человек владеет своими страстями, не позволяя им ввергнуть себя в смятение, стойко переносить лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

5. Принятие себя.

Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Силы для совершенствования себя следует искать внутри самого себя, для чего необходимо уважение к самому себе, адекватная самооценка. Умение видеть собственные достоинства и недостатки – необходимое условие здоровья.

Здоровье связывается с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром. Стремясь к здоровью «точку опоры» следует искать в самом себе, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Гармония с миром.

Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка». Здоровый человек не должен выступать против собственной природы, а поскольку эта природа аналогична природе мироздания, то здоровый человек не должен иметь непримиримых конфронтационных отношений с миром.

Сегодняшние представления о здоровье, как и многие понятия медицины и психологии, является системным, многоуровневым. В большинстве стран мира в качестве отправной точки трактовки понятия выбрано определение ВОЗ от 1946 г.

Определение здоровья в уставе ВОЗ (1946) звучит следующим образом: «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здесь ярко выступает попытка соединить физическое, психическое и социальное.

Поскольку мы обсуждает здоровье человека, постольку без определения того, что мы будем понимать под человеком наша интерпретация здоровья полноценной не будет.

Человек – живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.[26] («Философский словарь», под ред. И.Т.Фролова, 1992).

В 1916 г. отечественный врач, талантливый психотерапевт В.Н. Мясищев определил свои позиции в изучении человека, трактуя его как биопсихосоциальное существо.

Один из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьев, подтверждая взгляды В.Н.Мясищева, говорит: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека:

уровень биологический, на котором открывается он в качестве телесного природного существа;

уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец,

уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс».

Здоровье выступает как характеристика целостного развития человека, поэтому здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать и противостоять воздействию среды, преодолевать сопротивление внешних условий.

Читайте также:  Шарики орбис вред для здоровья

В системном понятии здоровья выделяют биологическую, психологическую и социальную составляющую.

I. Биологическая (физиологическая, физическая) составляющая.

а). Отсутствие болезней.

На биологическом уровне раскрывается особенность медицинской модели, где здоровье – отсутствие болезни. Биологическое здоровье подразумевает, прежде всего, отсутствие болезней.

Для каждого возрастного этапа существуют определенные показания физиологического функционирования, поэтому для осознания наличия или отсутствия биологической патологии важно и понимание возраста. Биологический возраст отражает и функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей органов, систем, так и организма в целом. Биологический возраст далеко не всегда совпадает с паспортным. У биологического возраста есть свои критерии: скелетная зрелость (сроки оссификации скелета); зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции и телосложение); морфологические критерии (развитие вторичных и первичных половых признаков); функциональные критерии (показатели зрелость ЦНС и ВНС, а также опорно-двигательного аппарата); биологические критерии (ферментативные, гормональные, цитохимические показатели).

б). Согласованность и уравновешенность функционирования внутренних органов.

Отсутствие болезней – не единственный показатель биологического здоровья. Болезни может не быть, но системы организма работают несогласованно. Следовательно, еще одним показателем биологического здоровья можно считать согласованность и уравновешенность функционирования внутренних органов и систем с внешним окружением. Именно такую трактовку здоровья мы обнаруживаем в БМЭ, где утверждается, что «здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (1979). Взгляд на здоровье как на динамическое равновесие с окружающей средой высказывается и учёными других стран. В частности индийский врач Ашок Тхакер (1973) рассматривал здоровье, как динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

в). Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации.

Следующий подход к здоровью на биологическом уровне – нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, нормальное течение его физиологических и биохимических процессов; способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность к статистической.

г). Здоровье – форма адаптации организма.

Адаптационная концепция рассмотрена в работах Л.А. Брусиловского (1959), Г. Селье (1960), В.В. Фролькиса (1969), И.А. Аршавского (1976), Д.С. Саркисова (1987), Ф.З. Меерсона (1988), Л.Х. Гаркави (1990) и др. Вслед за Г.Спенсером (1873) указанные учёные определяют жизнь, как непрерывное приспособление внутренних сил организма к внешним воздействиям. Тогда здоровье ничто иное как «взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социально-культурной реальности» (Alonjo A.A., 1985).

Н.М. Шустов (1924) считал, что абсолютно здорового человека быть не может. Человек может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. При неблагоприятных обстоятельствах поражаются наиболее восприимчивые места. Потенциал здоровья – способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.

Если рассматривать здоровье с адаптационных позиций, то необходимо вспомнить учение о гомеостазе.

В 1857 г. Клод Бернар высказал мысль о постоянстве внутренней среды, т.е. способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важные функции в ответ на возмущающие воздействия из внешней среды.

А в 1929 г. Уолтер Кеннон, последователь К. Бернара, предложил термин «гомеостаз», сущность которого в противодействии организма нарушению нормального протекания процессам. Способность к уравновешению со средой или адаптационные возможности, являющиеся одной из важнейших особенностей живой системы. Процесс адаптации во многом связан с изменением гомеостаза. Адаптация и гомеостаз – взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. Адаптация трактовалась как способность организма с течением времени все более адекватно реагировать в одинаковых условиях внешней среды, приспосабливаясь к новым условиям.

Итак, биологический уровень здоровья подразумевает отсутствие болезней, уравновешенность функционирования систем и органов между собой и с внешней средой, возможность адаптироваться к биологическим условиям среды. Все указанные факторы согласуются с тем пониманием здоровья, которое дал Б.Г.Ильин (1988): «Здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, высокую физическую, умственную работоспособность, хорошее самочувствие и функции воспроизводства здорового потомства»[27].

II. Психологическая составляющая.

Психологическая составляющая здоровья включает два подуровня: собственно психологический и психопатологический (психиатрический).

Психиатрическое (психопатологическое) здоровье означает отсутствие психических заболеваний.

Собственно психологическое здоровье предполагает социальную адаптацию, адекватную социализацию и индивидуацию. Социально адаптированный человек способен жить в современных ему геосоциальных условиях, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Социализированный человек знает правила проживания в определенном социуме и следует им. В современной европейской культуре к таковым правилам относится

Читайте также:  Уроки основы здоровья правильное питание

· реакция на другого человека как на равного себе, что предполагает уважение прав другого человека на его жизнь, свободу, стремление к счастью;

· уважение к правам и обязанностям социальных индивидуумов, следование своим правам и обязанностям;

· умение переживать собственную автономность, уважение автономности другого.

Последняя составляющая психологического здоровья – индивидуация (индивидуализация). Индивидуация позволяет описывать отношение человека к самому себе. Человек с адекватно протекающей индивидуализацией создает необходимые ему психические качества, сознает собственную неповторимость, уникальность и защищает всеми принятыми в социуме способами свою личность, реализует свое право на самоактуализацию.

В случае психологического нездоровья отсутствует или крайне мал запас противостояния патогенным воздействиям; такие воздействия во время не компенсируются, в результате чего общая неустойчивость возрастает, следовательно, искажается протекание основных психических процессов.

Необходимо заметить, что психическое всегда протекает в рамках определенных организменных (биологических) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, влияя на сами функции.

III. Социальная составляющая здоровья.

Переход от психологического уровня к социальному условен, т.к. психологические свойства личности вне системы общественных отношений не существует.

Социальное здоровье довольно точно определено Е.Н. Кудрявцевой (1988): «Здоровье – это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций».

Через призму социальной составляющей здоровье воспринимается как условие эффективной профессиональной деятельности; главная относительная неспецифическая динамическая основа продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека. Здесь здоровье рассматривается через призму жизнедеятельности человека, через взаимоотношения человека с социальной средой.[28] Особое значение имеют отношения, связанные с достижениями душевной гармонии личности (разносторонность, полнота, согласованность психических функций (ПФ) человека). В.Н. Мясищев считал, что постоянная активность позволяет человеку поддерживать социальное здоровье.

Социальная составляющая здоровья, таким образом, проявляется в способности выполнять собственные социальные функции.

В современной психологической науке сформулированы характеристики психологически здорового человека. Они совпадают с признаками самоактуализирующейся личности, которые были даны американским психологом А. Х. Маслоу.[29] В своем описании здорового человека А.Х.Маслоу использует такие понятия, как: конгруэнтность и самоактуализация. Для понимания признаков здорового человека следует их уточнить.

Конгруэнтность (пик переживаний) – состояние, в котором человек переживает собственную идентичность. В этом состоянии человек чувствует себя более целостным, чем в любое другое время. Это вершина сил человека. Он чувствует себя ответственным, активным, творческим центром собственной жизни; он свободен от страхов, сомнений, самокритики. В это время он спонтанен, ведет себя искренне, честно, простодушно. Он становится уверенным в себе.

А.Х.Маслоу полагал, что самоактуализация есть реализация человеком того потенциала, который заложен в нем изначально. Самоактуализацию можно рассматривать и как процесс реализации собственных качеств и свойств, позволяющих человеку и стать человеком в высоком смысле этого слова.

Характеристики психологически здорового человека.

1. Высокая степень восприятия реальности.

2. Развитая способность принимать себя, других и мир такими, какими они на самом деле являются.

3. Повышенная спонтанность и непосредственность.

4. Развитая способность сосредотачиваться на проблеме.

5. Выраженная отстраненность и стремление к уединению.

6. Выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо одной культуре. Приверженность общечеловеческим ценностям.

7. Свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

8. Более частые прорывы, по сравнению с другими людьми, в состояния конгруэнтности с собственной личностью.

9. Сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

10. Улучшение в межличностных отношениях.

11. Демократическая структура характера.

12. Высокие творческие способности.

13. Система ценностей, где основной ценностью является самоактуализация.

Итак, из всего выше изложенного, можно сделать выводы о сложности, многогранности, разносторонности понятия «здоровье». В зависимости от задач исследования, позиции автора выделяются ярче те или иные стороны понятия. Неизменным является наличие в понятии психологической составляющей. Согласно Парсонсу (1976) здоровье в конечном итоге можно определить «как состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения им ролей и задач, соответствующих его социальному статусу». Таким образом, здоровым является работоспособный человек, который оптимально соответствует нормальным ролевым ожиданиям, в состоянии справится с повседневными требованиями, адекватно воспринимает действительность, устойчив к фрустрации и стрессу. Вспоминается изречение Ф.Ницше, сказавшего: «Здоровье – не свобода от болезни, а возможность справиться с болезнью».

Поговорим теперь о таком важном понятии в медицине как болезнь.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector