Аннотация к программе «Основы школы здоровья»(1- 4 классы)
специалист в области арт-терапии
Программа «Основы школы здоровья»
В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь
ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа «Основы школы здоровья» обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям школьного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, технология, программа .
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Здоровье и образование признаются приоритетами государства.
В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», Законе РФ «Об образовании» и других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения
к своему здоровью и здоровому образу жизни. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в двадцать первом веке.
В настоящее время ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (А. А Сметанкин, В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков), психологии (О. С. Осадчук, Д. В. Лютин, О. А. Садчикова), экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарников и др.) занимаются проблемой формирования здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность
личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Статистика свидетельствует, что физиологически здоровыми сегодня рождаются не более 14 % детей. Соответственно, доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни. Из детей, пришедших в 1-й класс, 25-35% имеют физические недостатки или хронические заболевания.
По данным Минздрава РФ до 60% детей и подростков страдают хроническими болезнями, а распространенность нервно-психических нарушений среди подростков достигает 79%. Прогнозируется, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста.
Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная образовательная работа с детьми «нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни».
Более того, решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры, задач формирования у школьников здорового образа жизни становится базой для успешной реализации программы в целом.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Необходимость формирования здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% — от его образа жизни. Так же очевидно, что становление здоровьесбережения подрастающего поколения обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей в нашей школе является одной из значимых и приоритетных. Экологические проблемы, неблагоприятные климатические особенности отражаются на здоровье детей; несформированность устойчивой мотивации здорового образа жизни и отсутствие понимания, как следует заботиться о своём здоровье; формальное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей; дети с сопутствующими неспецифическими заболеваниями (хронический бронхит, хроническая пневмония, хронические
ларингиты, хронические инфекции носоглотки).
Поэтому в школе необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а также мотивации активного отношения к своему здоровью.
Таким образом, появилась идея создания программы, которая решит проблему формирования у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни в совокупности с оздоровлением дошкольников через формирование у них навыков диафрагмально-релаксационного дыхания, а также и проблему осознания необходимости корректировать и совершенствовать способы дыхания и тем самым повышать резервы
Проанализировав результаты анкетирования родителей по отношению к здоровью и к здоровому образу жизни, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих
технологий в образовательные программы.
Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию у детей знаний, умений и навыков, составляющих основу здорового образа жизни в младшем школьном возрасте, поиску новых подходов к оздоровлению детей, а также формированию и
укреплению здоровья школьников.
Программа «Основы школы здоровья» является авторской, долгосрочной (4 года) программой оздоровительной направленности для детей младшего школьного возраста в, характеризующей имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления формирования здоровой личности.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способна посредством использования ИКТ создать новые условия для обучения и воспитания здоровой личности при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса (родителей, воспитанников и педагогов).
Программа «Основы школы здоровья» направлена на формирование у воспитанников младшего школьного возраста потребности к здоровому образу жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии.
Программа «Основы школы здоровья» может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика — Синтез, 2012. -95с.
2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века: Пособие для исследователей и практических работников. / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.:АРКТИ, 2013. -158с.
3. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М. ТЦ Сфера, 2011. -125с.
4. Наговкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. –СПб. изд-во «Каро», 2013. — 246с.
Источник
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Формирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Задачи сохранения и укрепления здоровья детей, решаются в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Образование» и Приоритетного национального проекта «Здоровье».
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это состояние полного физического (соматического), душевного (психологического) и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.
Для детей с ОВЗ навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными. Формирование у них когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, создание оздоровительной программы «Тропинка к здоровью» обусловлено необходимостью совершенствования системы здоровьясбережения, имеющейся в образовательном учреждении С(К)НШ-ДС №2 г. Нерюнгри, возрастающими требованиями к дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель программы: создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; профилактика психосоматических заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_razvlechenie_5_organov_chuvstv.docx | 17.79 КБ |
11.razvlech_skazko_o_zubnoy_shchetke.docx | 16.95 КБ |
7.rabochie_instrumenty_cheloveka.docx | 14.63 КБ |
22_formy_zakalivaniya.docx | 16.26 КБ |
6.myshtsy.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение по валеологии «Пять органов чувств»
для детей старшей группы
Доброе утро солнцу и птицам, доборе утро улыбчивым лицам!
Становятся в круг – релаксационное упражнение “доброе утро”.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и давайте возьмём с собой колобка. Сейчас весна и мы начнём путешествие необычно “ручейком”. Вот наш “Ручеёк” добежал до полянки .Давайте осмотримся – что вы видите? Глаза – орган зрения.
А что вы слышите? Чем слышите? Ухо – орган слуха. Чем может пахнуть весенняя поляна? Что поможет нам определить запах? Конечно нос – орган обоняния. А вот наш друг, Колобок не слышит и не видит этой красоты. Почему? У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь.
Прямо за этой поляной есть волшебная страна чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств для нашего Колобка, но вы должны думать, правильно отвечать, решать небольшие проблемы.
- Первым на пути у нас посёлок Зоркий.
Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?
Конечно же лучше видеть, давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?
1) Посмотрите что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?
Как вы определили?(посмотрели глазами) значит что могут определить глаза?(расстояние)
2) Найдите и ответьте где большая игрушка где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер)
3) Посмотрим смогут ли определить форму? Как называется эта фигура?
4) Мешочек. Достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зелёный помидор? Можно ли на ощуп определить цвет? Я думаю вы хорошо работали и жители посёлка Зоркий приготовили для колобка орган зрения – глаза.
Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? А если человек плохо видит, ему прописывают очки. Как называется этот доктор? А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз.
- А вот и долина запахов . Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.
И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.
Конечно нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если пекарством?
В долине Запахов жители вырастили волшебное дерево, где растут плоды с разными запахами. Если вы правильно определите запахи, жители подарят Колобку нос. Дети снимают плоды нюхают и определяют, что в них находится. Дарят нос. Расскажите как ухаживать за органом обоняния – носом?
- Теперь отправимся в деревню Слухачей.
Как вы думаете какой орган хорошо развит у этих жителей. Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать звуки сообщают, что происходит вокруг нас.
1) Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает и мы лучше слышим.
6. Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).
1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.
2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.
3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.
А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.
Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали “кап”.
В) Если ударить по металлофону, другой звук.
Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему нибудь, по воздуху или воде.
4) 2 коробочки “телефон”. Как слышим? Звук голоса заставляет дрожать донышко коробки, оно – дрожать нить. По нити, как по проводу бежит от 1 коробки к другой. Так мы и слышим. Вот сколько опытов мы проделали и конечно колобку жители подарят орган слуха — уши. И как обычно ребята расскажут, как беречь ухо.
7. Теперь нам предстоит пройти Море вкусов. Для чего человеку язык?
1) Помогает жевать (перемешивать пищу)
2) И конечно язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус.
3) Берём палочку, мокаем в жидкость. Определяем какая (сладкая, кислая, солёная, горькая). Вы хорошо прошли испытание и колобку вручим орган вкуса — язык.
Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств .
Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет в благодарность поиграть с вами.
8. Игра“какой орган узнает об этом?”
Яркий – глаза – красный
Ароматный – нос – запах
Сладкий – рот – кислый
Стучит – уши – музыка
Больно – кожа – горячо
Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.
Источник