Индивидуальная гигиена полости рта. Анкетирование. Руководство для врачей
Г. М. Флейшер
Книга содержит более 100 анкет-опросников для оценки и развития навыков рациональной индивидуальной гигиены полости рта, стоматологического просвещения родителей, детей, школьников, подростков, беременных омалодоре (неприятном запахе изо рта), при отбеливании зубов, а также имплантации и т. п. Книга рекомендована гигиенистам стоматологическим, зубным врачам, медицинским сёстрам, врачам-стоматологам, детским стоматологам, имплантологам, учителям, педагогам, воспитателям и т. п.
Оглавление
- Об авторе
- Глава 1. Анкетирование при гигиене полости рта
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индивидуальная гигиена полости рта. Анкетирование. Руководство для врачей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Анкетирование при гигиене полости рта
За последние десятилетия в отечественных и зарубежных источниках информации широко рассматриваются вопросы организации и оценки эффективности профессиональных мероприятий, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний. Наиболее важным и слабым звеном в осуществлении профилактики основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения, стоматологическая просветительная работа и обучение правилам гигиены полости рта.
Состояние здоровья подрастающих поколений является важным фактором и предопределяющим условием благополучия общества и его прогрессивного развития. Издавна было известно, как состояние здоровья влияет на качество жизни человека. Корчак Януш (выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.) писал: «Здоровье — это главное жизненное благо». Состояние ротовой полости очень тесно взаимосвязано с благосостоянием человеческого организма в целом.
Здоровье человека — один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Здоровье молодежи — основной показатель благополучия общества и возможности его развития. Сохранять здоровье с детских лет — первостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что самое лучшее лечение — это профилактика.
Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы.
Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний кариес зубов и болезни периодонта остаются, по-прежнему, наиболее распространенными заболеваниями, у детей, подростков и у взрослых во всем мире. По данным ВОЗ во всем мире у 60—90% детей школьного возраста обнаруживается кариес зубов.
Кариозные поражения зубов и заболевания слизистой оболочки полости рта снижают качество жизни, негативно влияют на состояние пищеварительной системы, ухудшают внешний вид и общее самочувствие человека. Профилактика заболеваний полости рта и обучение правильной гигиене является первым шагом на пути к красивой улыбке и оздоровлению всего организма.
Деятельность врача содержит два основных направления: профилактическое и лечебное. Работа врача педиатрического профиля отличается тем, что ведущей специфической задачей его деятельности является сохранение и укрепление здоровья ребенка, так как большинство детей рождаются здоровыми. Многие заболевания челюстно-лицевой области формируются у человека с детства. Так, например, распространенность кариеса зубов уже в детском возрасте достигает 80—90%. Главной задачей профилактической работы врача является формирование у населения (родителей, детей, педагогов, воспитателей и т.д.) мотивации к сохранению стоматологического здоровья. Задача санитарного просвещения — базового метода профилактики — это распространение медицинских и гигиенических знаний и воспитание гигиенических навыков. Такая работа с детьми требует особого подхода. Ключевыми с точки зрения эффективности являются беседы и выступления среди детей, ролевые игры и т.д., адаптированные по целям и содержанию к возрасту ребенка. Долгое время санитарно-гигиеническим воспитанием детей школьного возраста занимались только детские стоматологи. Однако постепенно в школьный учебный процесс стали внедряться образовательные программы по профилактике стоматологических заболеваний. В рамках школьных программ на уроках разбираются вопросы этиологии кариеса, средства гигиены полости рта, правила ухода за полостью рта. Учителям раздаются материалы, помогающие в проведении урока, а школьникам — наглядные материалы для повышения их заинтересованности. Все это оказывает положительное влияние на уровень знаний школьников в вопросах гигиены полости рта. Но, к сожалению, повышение уровня знаний школьников не всегда приводит к хорошим профилактическим результатам, так как в этих программах практически не задействованы родители, играющие первоочередную роль.
Успех профилактики стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от сотрудничества врача-стоматолога с родителями. Семья играет важную роль в привитии ребенку гигиенических навыков и полезных привычек. Для успешной же профилактики стоматологических заболеваний у детей их родителям необходимо иметь определенные знания о причинах возникновения и развития кариеса и болезней пародонта, методах их предупреждения
В настоящее время, за рубежом разработаны и широко применяются различные индексы и анкеты для анализа и оценки состояния качества жизни и стоматологического здоровья, соблюдение рациональной индивидуальной гигиены полости рта как детского, так и взрослого населения.
Таким образом, анкетирование, проведение уроков, занятий, обучающих и профилактических бесед, обучение детей, школьников, студентов, беременных женщин и т. п. правилам чистки зубов и контроль за состоянием стоматологического здоровья полости рта способствуют приобретению знаний о важности гигиены полости рта и необходимые гигиенические навыки.
1. Анкета «Карта определения уровня гигиенической грамотности детского населения и их родителей в вопросах профилактики стоматологических заболеваний»
1. С какого возраста Ваш ребёнок начал чистить зубы?
2. Сколько раз в день Ваш ребёнок чистит зубы? (подчеркнуть)
Источник
Индивидуальная гигиена полости рта. Анкетирование. Руководство для врачей Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© Г. М. Флейшер, 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Об авторе
Доктор Флейшер Григорий Михайлович – псевд. Гершон Флейшер (Dr Grigori Fleicher, pseudonym Dr. Gershon Fleicher) родился 11 января 1970 году в Перми;
– лето 1977—78 гг. – школа юнг Краснознаменный Черноморский Флот СССР (г. Одесса) – в 1980 г. награждён именной настольной медалью и кортиком-ручкой;
– 1987 г. – окончил школу №77 с углубленным изучением английского языка, г. Пермь;
– 1993 г. – окончил стоматологический факультет Пермского государственного медицинского института, г Пермь;
– 1995—96 гг. – член Международной Ассоциации Молодых Стоматологов (Young Dentists Worldwide, YDW);
– 1995—96 гг. – член Международной Ассоциации Стоматологов (FDI World Dental Federation);
– с 1997 г. по н.в. – действительный член Международной Академии Пародонтологии (International Academy of Periodontology, IAP, New-York);
– с 1997 г. по н.в. – член Стоматологической Ассоциации России (СтАР);
– 2017 г. – Диплом за вклад в современную поэзию (Интернациональный Союз писателей);
– 2018 г. – Диплом номинанта литературной премии Гомера (Интернациональный Союз писателей).
В 2001 году была совместно написана и опубликована работа с проф. Г. А. Пашинян (г. Москва). Д-р Г. М. Флейшер является учеником профессоров А. В. Алимского и Г. В. Банченко (ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ РФ, г. Москва). Совместно были написаны и опубликованы в различных медицинских изданиях работы, посвященных изучению заболеваний слизистой оболочки полости рта, гальванозу, гигиенистам стоматологическим и детской стоматологии.
Впервые в России с 1999 по 2010 гг. на базе Стоматологического центра КМСЧ ОАО НЛМК Д-р Г. М. Флейшер на общественных началах организовал кабинет профилактики стоматологических заболеваний, в котором находилась Выставка средств гигиены полости рта. Целью создания кабинета была пропаганда и программа обучения правильной чистке зубов, языка, выполнение гигиенических манипуляций, выбор необходимой зубной пасты, щетки, ополаскивателя и т. д., обучение пациентов рациональному использованию средств и методов ухода за зубами, пропаганда здорового образа жизни и т. п. Также на базе кабинета проходили обучение и стажировку студенты (гигиенисты стоматологические) Липецкого медицинского колледжа. Д-р Г. М. Флейшер проводил тематические уроки среди школьников в школах г. Липецка, выступал на Липецком радио, телевидении. Область научных интересов: судебная медицина, стоматология (история, развитие, организация, управление стоматологии, пародонтология, детская стоматология, ортопедическая стоматология, имплантология, ортодонтия).
Двукратный рекордсмен Мировой Книги Рекордов Гиннесс, писатель, поэт, автор и соавтор более 170 научных публикаций, в том числе 27 книги.
Дети: дочь – Кристина (19.04.1994).
С 1993 г. по н.в. проживает в Липецке и работал врачом-стоматологом (а также – врачом-судебно-медицинским экспертом-стоматологом в Липецком областном бюро судебно-медицинской экспертизы, преподавателем – учебный центр КМСЧ ОАО НЛМК, Липецкий медицинский колледж).
Липецкий стоматолог Г. М. Флейшер – Двукратный рекордсмен Мировой Книги Рекордов Гиннесса. В 2008 г он попал на страницы всемирно известного издания как обладатель самой большой в мире коллекции зубных щеток. Коллекция насчитывала тогда 1320 различных единиц. Второй рекорд – коллекция средств гигиены полости рта насчитывала – более 3000 единиц. Сейчас она значительно выросла. Помимо зубных щеток в коллекции Г. М. Флейшер – зубные пасты, спреи, ополаскиватели, зубочистки и другие средства гигиены полости рта, всего – свыше 4500 экземпляров. Благодаря своей коллекции Г. М. Флейшер является также лауреатом Ассоциации «Русские рекорды» в номинации «Рекорды коллекционирования». Коллекция пополняется собственными приобретениями Г. М. Флейшер и подарками друзей. С 2014 г публикует свои книги в Германии, с 2017 г – в России.
Глава 1. Анкетирование при гигиене полости рта
Введение
За последние десятилетия в отечественных и зарубежных источниках информации широко рассматриваются вопросы организации и оценки эффективности профессиональных мероприятий, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний. Наиболее важным и слабым звеном в осуществлении профилактики основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения, стоматологическая просветительная работа и обучение правилам гигиены полости рта.
Состояние здоровья подрастающих поколений является важным фактором и предопределяющим условием благополучия общества и его прогрессивного развития. Издавна было известно, как состояние здоровья влияет на качество жизни человека. Корчак Януш (выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.) писал: «Здоровье – это главное жизненное благо». Состояние ротовой полости очень тесно взаимосвязано с благосостоянием человеческого организма в целом.
Здоровье человека – один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Здоровье молодежи – основной показатель благополучия общества и возможности его развития. Сохранять здоровье с детских лет – первостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что самое лучшее лечение – это профилактика.
Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае – на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы.
Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний кариес зубов и болезни периодонта остаются, по-прежнему, наиболее распространенными заболеваниями, у детей, подростков и у взрослых во всем мире. По данным ВОЗ во всем мире у 60—90% детей школьного возраста обнаруживается кариес зубов.
Кариозные поражения зубов и заболевания слизистой оболочки полости рта снижают качество жизни, негативно влияют на состояние пищеварительной системы, ухудшают внешний вид и общее самочувствие человека. Профилактика заболеваний полости рта и обучение правильной гигиене является первым шагом на пути к красивой улыбке и оздоровлению всего организма.
Деятельность врача содержит два основных направления: профилактическое и лечебное. Работа врача педиатрического профиля отличается тем, что ведущей специфической задачей его деятельности является сохранение и укрепление здоровья ребенка, так как большинство детей рождаются здоровыми. Многие заболевания челюстно-лицевой области формируются у человека с детства. Так, например, распространенность кариеса зубов уже в детском возрасте достигает 80—90%. Главной задачей профилактической работы врача является формирование у населения (родителей, детей, педагогов, воспитателей и т.д.) мотивации к сохранению стоматологического здоровья. Задача санитарного просвещения – базового метода профилактики – это распространение медицинских и гигиенических знаний и воспитание гигиенических навыков. Такая работа с детьми требует особого подхода. Ключевыми с точки зрения эффективности являются беседы и выступления среди детей, ролевые игры и т.д., адаптированные по целям и содержанию к возрасту ребенка. Долгое время санитарно-гигиеническим воспитанием детей школьного возраста занимались только детские стоматологи. Однако постепенно в школьный учебный процесс стали внедряться образовательные программы по профилактике стоматологических заболеваний. В рамках школьных программ на уроках разбираются вопросы этиологии кариеса, средства гигиены полости рта, правила ухода за полостью рта. Учителям раздаются материалы, помогающие в проведении урока, а школьникам – наглядные материалы для повышения их заинтересованности. Все это оказывает положительное влияние на уровень знаний школьников в вопросах гигиены полости рта. Но, к сожалению, повышение уровня знаний школьников не всегда приводит к хорошим профилактическим результатам, так как в этих программах практически не задействованы родители, играющие первоочередную роль.
Успех профилактики стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от сотрудничества врача-стоматолога с родителями. Семья играет важную роль в привитии ребенку гигиенических навыков и полезных привычек. Для успешной же профилактики стоматологических заболеваний у детей их родителям необходимо иметь определенные знания о причинах возникновения и развития кариеса и болезней пародонта, методах их предупреждения
В настоящее время, за рубежом разработаны и широко применяются различные индексы и анкеты для анализа и оценки состояния качества жизни и стоматологического здоровья, соблюдение рациональной индивидуальной гигиены полости рта как детского, так и взрослого населения.
Таким образом, анкетирование, проведение уроков, занятий, обучающих и профилактических бесед, обучение детей, школьников, студентов, беременных женщин и т. п. правилам чистки зубов и контроль за состоянием стоматологического здоровья полости рта способствуют приобретению знаний о важности гигиены полости рта и необходимые гигиенические навыки.
1. Анкета «Карта определения уровня гигиенической грамотности детского населения и их родителей в вопросах профилактики стоматологических заболеваний»
1. С какого возраста Ваш ребёнок начал чистить зубы?
2. Сколько раз в день Ваш ребёнок чистит зубы? (подчеркнуть)
3. Регулярно ли Ваш ребёнок чистит зубы? (подчеркнуть)
Источник