Меню

Анатомия физиология психология гигиена здоровье

Анатомия физиология психология гигиена здоровье

Предмет анатомия, физиология и гигиена человека

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, являющиеся разделами биологии и изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья; гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

  • нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
  • патологическую анатомию — морфологию больного человека;
  • топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;
  • динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей.

Физиологию можно разделить на три отдела:

  • общую,
  • сравнительную,
  • специальную

Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.

Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.

Читайте также:  Молитва за здоровье болеющего человека

В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.

Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.

Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.

Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.

Источник

Анатомия, физиология, психология, гигиена

Как пользоваться учебником и как мы будем работать на уроках

Выполнение домашнего задания начинайте с чтения параграфа. При этом пользуйтесь рисунками, на которые имеются ссылки. Закончив чтение параграфа, найдите в тексте ответы на вопросы в конце параграфа и объясните термины и понятия, напечатанные в его конце. Они отмечены значком ■. Затем, перескажите каждую статью параграфа и проверьте, усвоили ли вы содержание рисунков.

На странице 217 даны количественные показатели организма человека, чтобы вы могли следить за развитием собственного организма. В конце книги приведены задания к лабораторному практикуму. Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках. Завершает книгу указатель терминов.

На следующем уроке четыре человека будут отвечать письменно на вопросы карточек, за 10 минут нужно дать развернутый ответ на поставленный вопрос. Один ученик будет работать с карточкой у доски, в ней 10 вопросов, нужно записать номера вопросов и против них – краткие ответы. Одиннадцать учащихся будут работать с тестовыми заданиями на компьютерах, два – три человека будут отвечать устно.

Изучение нового материала проводится с помощью презентаций, в тетрадях записывается тема, домашнее задание, основные понятия и определения, которые диктует учитель. Подпишите ваши тетради: «Биология, Человек. Тетрадь ученика (цы) 9-1(2,3,4) класса Физико-технического лицея №1 Иванова Михаила».

Анатомия, физиология, психология, гигиена

Вы уже знаете, что в процессе эволюции животного мира, который длился на протяжении сотен миллионов лет, сформировалось наиболее совершенное создание природы — человек. Человек познал многие сокровенные тайны окружающего мира, научился приспосабливаться к явлениям природы и направленно изменять их.

Познавая законы окружающего мира, человек стал изучать и свой собственный организм. Возникли науки, среди которых важнейшее место занимают анатомия, физиология и психология человека.

Анатомиянаука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.

Физиологиянаука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.

Психологиянаука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.

Эти науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе основы этих наук изучают вместе. Знакомясь с анатомией и физиологией разных животных, ученые давно обратили внимание на черты сходства со строением и функциями организма человека. Ч. Дарвин научно объяснил происхождение человека от давно вымерших обезьяноподобных предков.

Читайте также:  Михаэль шумахер состояние здоровья 2020 год

Однако психофизиологические особенности человека не могут быть поняты лишь на основе законов биологической эволюции. Как раз то, что отличает человека от животных, т. е. способность пользоваться языком, мыслить, создавать науку и искусство, не удается объяснить лишь биологическими законами.

Существуют самостоятельные законы развития человеческого общества. Согласно этим законам подлинно человеческое в человеке формируется только в процессе его жизни и воспитания в обществе. Поэтому развитие человека подчиняется одновременно и законам биологической эволюции, и законам общественно-исторических условий его жизни.

Каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма. Это необходимо для сознательного соблюдения гигиенических правил. Гигиена изучает условия для сохранения здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха. Знание и применение правил личной гигиены крайне важно для сохранения здоровья, закаливания организма, его нормального физического развития. На знании анатомии и физиологии человека, а также других наук строится современная медицина. Использование новых методов, например, электронной микроскопии, позволило изучить живую клетку при увеличении в сотни тысяч раз, а применение электронной аппаратуры и вычислительной техники сделало возможным изучение самых тонких процессов, происходящих в работающих органах, тканях и клетках. Все это вооружило современную медицину новыми приемами для раннего обнаружения начинающегося болезненного процесса и своевременного его лечения.

Физиология и психология в содружестве с другими науками являются основой современной профилактической медицины. Ее задача — предупредить развитие заболевания, уберечь организм человека от воздействия болезнетворных микроорганизмов, создать наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья и работоспособности.

Понимание как общих закономерностей восприятия, обучения, внимания, запоминания, так и особенностей собственного характера, воли, мышления, способностей создает условие для самовоспитания и формирования гармонично развитой личности.

Среднее образование нацелено на значительное повышение уровня знания людей по физиологии и психологии человеческого организма. Сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания и тренировки — все это условия для формирования здорового человека, полноценного гражданина.

Источник

Урок с применением интерактивных технологий «Анатомия,физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке. Презентация.

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о челов.docx

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке.

Учитель биологии МАОУ Карасульская СОШ Ишимского района Тюменской области.

Образовательная: Показать человека как биосоциальное существо; раскрыть черты сходства и отличия человека от животных; познакомить с предметом и задачами анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека, методами изучения человека; познакомить с учебником и его методическим аппаратом.

Познакомить с историей становления наук о человеке, усвоить понятия основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Развивающая: Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к умственному труду.

Оборудование: Портреты Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Луи Пастера, И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Портреты Ч.Дарвина, модель торса человека, таблицы с изображением внутреннего строения млекопитающих и человека.

Изучение нового материала.

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

Мозговой штурм (brainstorm). Происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеями других людей.

— Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь.

Читайте также:  Страхование здоровья по ипотеке от сбербанка

— Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Примерные ответы учащихся: В первую очередь – изучить свой организм, понять, как он работает, соблюдать меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие организм. Человек – объект изучения многих наук. Основные из них – анатомия, физиология и гигиена.

Выход на тему урока.

Организуется работа в группах по 3-5 человек от количества учащихся в классе по изучению одного вопроса (анатомия, физиология, гигиена или психология человека). Каждому учащемуся присваивается номер или определённый цвет. После 4-минут они объединяются в ротационные сменные четвёрки и обсуждают вопросы по данной теме.

Совместно с учениками приходят к единому выводу: наше дальнейшее изучение человека будет проходить именно в такой последовательности: сначала мы изучим строение органа, затем его функции (как он работает), после чего обсудим, каким болезням подвержен и как их избежать.

Становление наук о человеке.

Организуется работа по сбору информации по трём основным этапам развития наук о человеке по методу «Броуновское движение». (Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по теме. Каждому участнику — лист с таблицей, которую они должны заполнить).

Учитель заранее готовит источники информации: учебники, справочные материалы, таблицы, ресурсы ИНТЕРНЕТ, энциклопедии, портреты учёных.

Этапы развития наук о человеке:

1. Вклад деятелей греко-римской культуры в развитие биологи и знаний о человеке.

2. Изучение человека в эпоху Возрождения.

3. Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.

Закрепление знаний. После сбора информации учащиеся занимают свои места и по цепочки высказываются о вкладе учёных в развитии наук о человеке. Параллельно демонстрируются заранее приготовленные слайды и учащимся могут дополнить свои таблицы и подчеркнуть значимый материал.

Конец VI — начало V в. до н. э.

—Организмы развиваются по законам природы.

—Он считал, что мир непрерывно меняется.

—Сравнение органов животных и человека.

—Ввел термин «организм».

—Душеная деятельность человека существует, пока живет тело.

(символ врачебного искусства)

—Описание костей тела.

—Описание органов по аналогии с животными.

—Сочинения по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах).

—Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье).

—Отвергал божественное происхождение человека.

—Проводил опыты на животных

—Испытывал действие лекарств.

—Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух).

—Изучил строение органов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом

Леонардо да Винчи

—На своих рисунках впервые изображал различные органы.

—Описал строение скелета человека.

—Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.

—Основатель современной анатомии.

—На лекциях производил рассечение трупов.

—Точно описал и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет.

—Описал клапаны сердца.

—Основатель современной физиологии.

—Открытие 2 кругов кровообращения.

—Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды.

Русский анатом, хирург

— Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.

— Основы военно-полевой хирургии

«Отец русской физиологии»

— Изучал рефлексы головного мозга.

— Объяснения психической деятельности человека.

— Подтверждение теории Сеченова экспериментально.

— Изобрел первую вакцину.

Задание на дом: Прочитать § 1, 2, ответить на вопросы в конце параграфа, проанализировать основные заслуги учёных, используя таблицу.

Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос:

Изучая этапы развития наук о человеке, я понял, что ……….

Источник

Adblock
detector