Меню

Анализ современных образовательных технологий с точки зрения сохранения здоровья обучающихся

Здоровьесберегающие технологии ,как фактор сохранения здоровья школьников
статья

В статье освещается информация об использовании здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_sberegayushchie_tehnologii_kak_faktor_sohranieniyazdorovya.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Национальная доктрина образования в России
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза , с аллергическими заболеваниями – в 3 раза , с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

Отмечено, что к концу учебного года у школьников:

  • в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;
  • общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;
  • повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.

На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

  • факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
  • все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:

  • шум
  • освещенность
  • воздушная среда
  • размер помещений, кубатура
  • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
  • используемые стройматериалы, краска
  • мебель: размеры, размещение в помещении
  • видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры
  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
  • качество питьевой воды, используемой в школе
  • экологическое состояние прилегающей к школе территории
  • состояние сантехнического оборудования.

Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
  • организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
  • объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
  • особенности устава школы и норм жизни школы
  • медицинское и психологическое обеспечение школы
  • участие родителей учащихся в жизни школы
  • стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
  • психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
  • интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

  • психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
  • стиль педагогического общения учителя с учащимися
  • характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
  • степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
  • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
  • личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
  • состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
  • обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
  • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
  • профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».

Чтобы говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо разобрать, что же такое технология. Например, в «Большой советской энциклопедии» даётся следующее определение: «Технология (в любой области) – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям» (С. 63-64).

Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.

Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)

  • Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задача здоровьесберегающих технологий — обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:

  • Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
  • Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
  • Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
  • Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
  • Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
  • Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:

  • Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
  • Антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;
  • Индивидуализация воздействий;
  • Творческий характер образовательного процесса;
  • Активные методы и формы обучения;
  • Направленность на предупреждение утомляемости;
  • Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;
  • Организация оздоровительного часа.

В процессе реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ), которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Особенности здоровьесберегающего пространства школы:

  • позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся;
  • инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.

Элементы создания ЗПШ:

  • Ароматерапия (влияние запахов);
  • Фитотерапия (фитобары);
  • Видеоэкология (воздействие зрительных образов той среды, в которой человек находится: формы с прямыми углами воздействуют на психику более негативно, чем округлые с изгибами линий);
  • Соотношения цветовой гаммы;
  • Арттерапия (сказкотерапия, игротерапия, маскотерапия, куклотерапия, танцетерапия, изотерапия и пр.);
  • Эмоциональный климат урока, его юмористическая составляющая (О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало);
  • Культура речи учителя: чёткость, логичность, содержательность, правильность и др. качества.
  • Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, телодвижения и пр.

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  • Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 — 7 видов за урок.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.
  • Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
  • Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
  • Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  • Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  • Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

В современной педагогике разрабатывается экспертный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий, который предполагает применение методик анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Автором Л.Ф. Тихомировой разработана схема анализа, которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.

Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:

Источник

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Юлия Круглова
Здоровьесберегающие технологии в современной школе

В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными, достижениями, связанными в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, особое внимание уделяется и вопросу здоровья школьников. Здоровье школьников, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Многочисленные исследования медиков, физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения. Интенсивность учебного труда учащихся достаточно высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.

Современная начальная школа, в свою очередь, также ставит перед собой задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. И это не просто дань моде, это твердое убеждение учителей начальных классов, которые сталкиваются с проблемами физического, эмоционального, социального здоровья детей, переступающих школьный порог. В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы – как достичь на уроке оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов учебной деятельности и сделать так, чтобы учебные предметы оказывали на школьников целостное воздействие, стимулируя их познавательную активность, т. е. педагогу в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – решать задачи здоровьесбережения.

Здоровье ребенка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья, который служит, несомненно, важным критерием оценки состояния здоровья населения. Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических характеристик общества. Здоровье детей и подростков во многом зависит от социально-экономических условий. По отношению к детям обусловленность здоровья социальными условиями становиться ещё сильнее.

В 90-х г. г. ХХ века сформировалось принципиально новое понимание дефиниции «здоровье». Индивидуальное биологическое здоровье рассматривается как достижение человеком высокого уровня физической работоспособности, адаптации к условиям меняющейся среды, устойчивости к заболеваниям на сроки, приближающиеся к максимальной для человека естественной продолжительности жизни. В силу этого образование, получаемое ребенком в школе, должно быть здоровьетворящим [1, с. 25].

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [6, с. 310].

Здоровьесберегающие педагогические технологииобеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [5, с. 19].

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К.Смирнов:

1. «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

5. Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

6. Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

7. Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

8. Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья [6, с. 310].

Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, активным, готовым к познавательной деятельности.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся 4, с. 19.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках русского языка,делят на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся и психолого-педагогические технологии 2, с. 8.

Рассмотрим каждую группу данных технологий.

К технологиям, обеспечивающим гигиенически оптимальные условия образовательного процесса,относятся:

обстановка и гигиенические условия в классе (комфортная температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, расстановка классной мебели);

количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.);

средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (10-15 минут);

количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа);

чередование видов преподавания (3-4 вида);

наличие и место методов, способствующих развитию познавательной активности (метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества, активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки);

место и длительность применения ТСО (в соответствии с СанПиН, применение ТСО как средства для дискуссии, обсуждения, беседы);

поза учащегося, чередование позы (правильная посадка ученика, чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности);

наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек);

наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

психологический климат на уроке (взаимоотношения на уроке: учитель ученик (комфорт напряжение, сотрудничество авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик ученик (сотрудничество соперничество, дружелюбие враждебность, активность пассивность, заинтересованность безразличие);

эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие);

темп окончания урока (спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание уже записано, прокомментировано, настрой на успех, улыбка учителя).

Вторая группа здоровьесберегающих технологий – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

левополушарные люди при доминировании левого полушария;

правополушарные люди доминирование правого полушария;

равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания, а так же более успешного формирования познавательной активности учащихся начальных классов.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности и познавательной активности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность и познавательная активность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока Время Нагрузка Деятельность

1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25

мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Что бы этого избежать следует применять различные методы активизации познавательной деятельности.

К третьей группе здоровьесберегающих технологий относятся психолого-педагогические технологии: снятие эмоционального напряжения и создание благоприятного психологического климата на уроке.

В первую очередь обязательным является использование на уроках русского языка игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и др., оригинальных заданий, интерактивных обучающих программ, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. д. 2, с. 12.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к снижению утомляемости на уроке. Все средства и методы должны быть направлены на то, чтобы младшие школьники испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке русского языка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам [2, с. 19].

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, активно включаться в познавательную деятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность [3, с. 22].

Таким образом, современный урок русского языка в начальной школе должен обеспечивать эффективное и качественное образование, соответствовать современным требованиям. Ориентируясь на индивидуально-дифференцированный подход, где учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта, нужно искать наиболее эффективные варианты уроков, оптимально сочетающих образовательный и динамический компоненты. Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации младших школьников к сохранению и укреплению здоровья.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ «Укырский детский сад» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовил: воспитатель Багайникова.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии» «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Конспект занятия с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе «Нам по силам волшебство» Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций. Интеграция образовательных областей: Познавательное.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные здоровьесберегающие технологии На основании анализа состояния здоровья детей по данным массовых медицинских обследований ухудшается. Сказывается отрицательное влияние.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Сообщение на тему: Современные.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Басалаева Елена Анатольевна, воспитатель Егорова Светлана Владимировна, воспитатель Лехнер Людмила Кирилловна, воспитатель Цаер Виктория.

Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов ДОУ Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов ДОУ Подготовил: Старший воспитатель Чувашова В. Н..

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Вторая группа раннего возраста (из опыта работы). Автор: Заварыкина Татьяна Алексеевна воспитатель.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Обучай-ка» Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. В этот период человек проходит огромный путь развития,.

Источник

Читайте также:  Медицинские критерии индивидуального здоровья
Adblock
detector