Меню

Анализ состояния здоровья учителей

Анализ состояния здоровья учителей

Здоровье людей считается одной из важнейших социальных задач общества любого государства мира. В связи с чем на современном этапе развития общества проблема здоровья человека выступает в качестве глобальной мировой проблемы. Многочисленные научные данные [1, 4, 5, 12, 15, 16, 21] свидетельствуют о стойком ухудшении состояния здоровья населения за последние десятилетия, что выражается в его соматической ослабленности, наличии ограниченной симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Исследовательские данные подтверждают результаты государственной статистической отчетности о состоянии здоровья населения Российской Федерации, отражающие мониторинговые данные основных показателей состояния здоровья населения, констатирующие неуклонный рост числа заболеваемости [11]. Так, в частности, отмечается увеличение прироста заболеваемости с 2003 по 2013 г. в целом по Российской Федерации на 15 %.

В связи с вышеизложенным, необходимость принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья различных групп населения является важной и актуальной задачей.

В XXI столетии социум и государство ориентированы на развитие активной жизненной позиции личности, обладающей творческим потенциалом, гармонично развитой психологической, социальной и морфофункциональной организацией, успешно реализующей свои способности в профессиональной деятельности [7]. Ключевое значение в личностном развитии индивида, согласно нашим представлениям, принадлежит здоровью как таковому и здоровьесберегающей компетенции человека, в частности, являющимися базисными элементами гармонизации развития личности.

Первоочередной задачей в решении вопроса формирования и совершенствования компетенции здоровьесбережения разных социальных групп населения является понимание здоровья как токового, его основополагающих компонентов. На современном этапе развития научного знания предлагается множество трактовок дефиниции здоровья, ввиду его комплексности, разноуровневости и многоаспектности, являющейся одновременно категориальной единицей изучения нескольких наук [16].

Большинство современных исследований [4, 7, 16, 20, 22] указывает на триединство составляющих здоровья человека: физического, психического и социального компонентов. Соматическое (физическое) здоровье отражает текущее состояние, а также уровень развития и функциональных возможностей органов и систем органов человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу психического здоровья. Социальное здоровье трактуется как система ценностей, установок и мотивов поведения личности в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Затрагивая проблему здоровья и здоровьесбережения учительской категории, следует остановиться на понимании некоторых аспектов профессиональной деятельности последних. Учитель общеобразовательной школы по своей профессиональной и социальной роли является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, носителем специальных знаний, а также образцом поведения и отношения к здоровью [20]. При этом успешность и результативность образовательной деятельности учителя определяется не только его профессиональной компетентностью, но и во многом зависит от его психофизиологического и физического благополучия, адекватного отношения к своему здоровью и здоровью учащихся [3].

Как известно [3; 10; 15 19], от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения. В связи с чем специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования не только к содержанию образования, организации образовательного процесса, качеству и уровню профессиональной подготовки специалистов образования, но и состоянию физического и психологического здоровья, уровню работоспособности участников образовательного процесса, здоровьесберегающей образовательной деятельности школы в целом [19]. В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья педагогов, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования образовательной среды в рамках здоровьесбережения [6].

Успешность профессиональной деятельности учителя характеризуется тесной взаимосвязью с функциональным состоянием организма, уровнем физической подготовленности, ухудшение которых отражается на показателях здоровья, ведет к снижению работоспособности и повышению утомляемости [12, 16, 19, 22].

Здоровье современного индивида формируется под влиянием биологических и социальных факторов и отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, условий обучения, воспитания, материальной обеспеченности, быта, организации медицинского обеспечения и многих других факторов [7, 8, 16, 22].

Ряд авторов [1, 2, 12 18] в определении профессионального здоровья учителя делают акцент на свойствах личности, позволяющих оптимизировать работоспособность при реализации профессиональной деятельности. Так, в частности, О.В Кисель [14] профессиональное здоровье учителя трактует как комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды.

Л.М. Митина [18] в профессиональной деятельности учителя первоочередно выдвигает способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают работоспособность, эффективность и развитие личности педагога.

Вместе с тем многочисленные исследования последних лет [5, 12, 13] указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей общеобразовательного звена обучения как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения педагогического стажа работы [1, 2].

Так, в исследовании О.Ф. Жукова [12], направленного на оценку состояния здоровья учителей одного из лицеев г. Ульяновска, установлено, что порядка 70 % респондентов констатировали отклонения в состоянии здоровья. Ведущими нозологиями у обследованных учителей, по данным автора, являлись патология органов зрения – 68 %; сердечнососудистые заболевания – 48 %; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44 %. Также отмечена высокая частота встречаемости сочетанных заболеваний. Анализ факторов заболеваемости у учителей выявил превалирование (более 90 % ответов респондентов) в структуре причин специфику профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д. На втором месте (порядка 70 % опрошенных) расположился фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов. Третью группу факторов занимают социальные причины (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – около 60 %. Важно отметить, что около трети учителей (32 %) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний. Анализ весоростовых показателей свидетельствует, что нормальный вес характерен четверти обследованных, превалирующему большинству свойственен высокий индекс массы тела, с признаками ожирения выявлено более 30 % обследованных.

Читайте также:  Образцы отстранения от работы по состоянию здоровья

Подобные результаты, свидетельствующие о низком уровне физического здоровья, были получены в исследованиях И.Г Ильченко [13], В.В. Бутяевой [5]. Так, в первом исследовании [13] установлено, что низкий уровень физического здоровья свойственен 86 % обследованных учителей, ниже среднего выявлен у 12 %; в другом, при анкетировании учителей средних школ г. Ростова-на-Дону, констатированы различные отклонения в состоянии здоровья у 70 % респондентов [5].

В своей работе Е.А. Багнетова [2] попыталась обобщить профессиональные риски педагогической среды. Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, авторами обозначены следующие: высокое психоэмоциональное напряжение; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; низкий уровень психологической и навыков самоорганизации у некоторых педагогов.

Деятельность учителя связана с периодическим, относительно длительным воздействием социальных, экологических, информационных, гигиенических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, а, следовательно, нарушением эффективности и качества профессиональной деятельности [2, 12, 15].

В современной образовательной среде деятельность учителей школ насыщена множеством стрессогенных факторов (высокой постоянной ответственности за жизнь и здоровье подопечных учеников, ненормированной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, длительной модернизацией и реформированием системы образования и др.), которые приводят к истощению нервно-психического состояния педагогов и появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания» (состоянию выраженного эмоционального и умственного истощения) [1; 2]. С увеличением педагогического стажа у учителя происходит нарастание дезадаптационных процессов и психопатологических состояний невротического или психопатического характера [9]. В то же время стрессогенная профессиональная среда приводит к появлению ряда профессиональных заболеваний хронической патологии интегративных систем жизнеобеспечения организма: нервной, сердечнососудистой, иммунной, пищеварительной систем, органов дыхания и др. [3, 5, 12].

Значимым, в аспекте воздействия на здоровье учителя, является группа информационных факторов: временной фактор, отражающий временные параметры деятельности учителя (дефицит времени при решении задачи, высокий темп предъявления информации); организационный – определяющий условия деятельности в конкретном их формате (методы и формы организации); семантический, выраженный в субъективной сложности задачи, неопределенности момента и/или формата предъявления информации, дефицит и противоречивость информации. Также результативность и характер образовательной деятельности обусловливаются индивидуальными (личностными, психологическими, физиологическими) особенностями человека и уровнем его здоровья [17, 18].

Вышеобозначенные факторы нервно-психического напряжения профессиональной деятельности обусловливают высокий процент случаев у педагогов хронических патологий нервной (в том числе и сенсорных органов, в частности нарушения зрения), сердечнососудистой, иммунной и пищеварительной систем, органов дыхания и нарушения голосообразования др. [3, 9]. Среди наиболее часто встречаемых нозологий авторы [9, 14] отмечают астеноневротические состояния, выраженные в смещении ценностных ориентаций на органические и бытовые аспекты, эмоциональном выгорании; выраженные признаки тревожности и неврозов; гипертонические проявления, вегетососудистой дистонии, стенокардии, заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др.

Особым фактором, влияющим на функциональное состояние и уровень здоровья, а следовательно, и адаптационные возможности личности современных учителей, является неблагоприятная экологическая обстановка среды обитания [3, 22]. Особо актуален данный вопрос для педагогов, проживающих в крупных промышленных мегаполисах и территориях, подвергшихся значительному антропогенному загрязнению. В этой связи особо значимы вопросы профилактики заболеваний различной этиологии. Как известно [22], отклонение в состоянии здоровья определяется не столько биологическими факторами (на их долю приходится не более 20 %), сколько образом жизни (вносящий 50 % вклад в состояние здоровья индивида): распространенностью вредных привычек, степенью рациональности питания, уровнем двигательной активности, культуры здоровья, сформированностью мотиваций на заботу о своем здоровье, проведением закаливающих мероприятий и др.

Немаловажным аспектом в вопросе проблемы здоровья педагогов является низкое мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью, низкий уровень культуры здоровья и здорового образа жизни, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [4]. Первопричина данного явления, как считает автор [7], кроется в том, что категория здоровье у современного человека в системе ценностно-мотивационных ориентаций является не самостоятельной жизненной ценностью, а особым актуальным ресурсом инструментального характера для достижения жизненных целей.

По мнению Л.В. Куликова [17], отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, рассматривается как личностное качество. Причем данное свойство является противоречивым. С одной стороны, ценность здоровья в бытовом и научном познании достаточно велика. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента зачастую несоизмеримо мала по сравнению с объемом знаний о здоровье, или силе эмоциональных реакций на его ослабление.

Исходя из вышесказанного, проблема здоровьесбережения учителей и формирования осознанной мотивации на охрану и формирование личного здоровья педагогов является актуальной. Однако, несмотря на систематически проводимые исследования в области здоровья участников образования в теоретическом и практическом аспектах [3, 5, 10, 12, 13, 15, 21], в современных социально-педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется освещению вопросов здоровьесбережения педагогов в образовательных учреждениях, способствующего достижению паритета компетентности и сохранения здоровья учителей [20].

Читайте также:  Обж правильное питание залог здоровья

Таким образом, профессиональное здоровье учителя, с одной стороны, является основой эффективной работы современной школы и в то же время выступает в качестве стратегической проблемы современного образования.

Проблема исследования определяет необходимость разрешения противоречий практической и теоретической направленности. Прежде всего, состоящих в требованиях социального заказа, потребностях рынка в здоровой высоко трудоспособной компетентной личности и недостаточной разработанностью и реализацией в практике образовательных учреждений педагогических подходов к здоровьесбережению таких участников образовательной деятельности, как учителей. Для достижения цели здоровьесбережения в образовательной организации необходимо осуществление специальных мер всеми участниками образования, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья, при сохранении качества образования.

Источник

Программа «Здоровье педагога»

“Здоровый учитель – здоровая нация!”

Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья

Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:

– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;

– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;

– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.

Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:

– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;

– развитие способностей педагогов контролировать физическое здоровье посредством психического;

освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;

– создание условий для укрепления физического здоровья .

  • Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя
    • Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
    • Обучение учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
    • Гармонизация личности учителя

    Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения

    Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.

    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:

    – психическое здоровье педагогов;

    – физическое здоровье педагогов.

    Пояснительная записка

    Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:

    Отсутствие правильного режима дня.

    Отсутствие достаточной физической активности.

    Перегрузки речевого аппарата.

    Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

    Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.

    Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.

    Профессиональное здоровье учителя

    – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

    Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).

    Здоровый учитель – здоровая нация!

    Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.

    Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества

    МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.

    На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.

    Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.

    Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.

    Читайте также:  Каковы основные приоритеты государственной политики по охране здоровья

    Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.

    Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.

    Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:

    а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;

    б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;

    в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;

    г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;

    д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;

    Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:

    а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);

    б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.

    Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.

    Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”

    Программа “Здоровье педагога”

    Этап Содержание работы сроки исполнитель Ожидаемый результат Критерии оценки результата
    Диагностика здоровья учителей 1. Организация ежегодных медосмотров учителей сентябрь Директор школы Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение. Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания.
    2. Анализ состояния здоровья педагогов июнь Психолог Предоставление санаторно-курортного лечения Снижение уровня заболеваемости среди учителей
    3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации. октябрь Заместитель директора школы по УВР Методическая помощь
    Физкультурно-оздоровительная работа 1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников Раз в четверть Психолог Повышение положительного эмоционального климата в коллективе
    2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня постоянно Учитель Снижение утомляемости Выполнение учебных программ
    3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией. Май, февраль Директор школы Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей Повышение физкультурной активности
    Управление процессом оздоровления в педагогической среде 1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни Сентябрь (педсовет) 1-ый год Директор школы Повышение валеологической культуры Системность в работе
    2. Создание школьного совета по здоровью Октябрь, 1-ый год Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога”
    3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе Ноябрь (педсовет) 2-ой год Директор школы
    4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса
    5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний Сентябрь, май Заместитель директора школы по УВР
    3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования

    4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”

    5. Соблюдение требований СанПИНа Октябрь

    постоянно Директор школы

    Совет школы по здоровью Повышение уровня профессионализма

    Заинтересованность в укреплении здоровья

    Создание благоприятных условий труда Снижение утомляемости Консультационная, просветительская работа 1. Родительские собрания Раз в четверть Классные руководители Получение реальной картины по данному вопросу 2. Встречи за круглым столом с обсуждением тем по здоровьесбережению Раз в полугодие Психолог Повышение потребности в укреплении здоровья 3. Прохождение курсов По плану прохождения курсов Заместитель директора по УВР Повышение знаний по данному вопросу Применение знаний в практической деятельности 4. Встреча с медицинскими работниками “Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний”

    “Профилактика простудных заболеваний”

    “Закаливание” Раз в полугодие Директор школы, профорг Повышение знаний по здоровьесбережению Уменьшение заболеваемости.

    Выполнение и соблюдение рекомендаций Контроль за выполнением программы “Здоровье педагога” 1. Контроль за соблюдением техники безопасности и созданием надлежащих гигиенических условий труда постоянно Директор школы, психолог Снижение утомляемости Отсутствие травматизма 2. Корректировка программы “Здоровье педагога” ежегодно Совет школы по здоровью Участие всех педагогов в программе

    В результате реализации данной программы педагоги школы :

    будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;

    – смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;

    – в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;

    – освоят психические средства восстановления организма

    По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    – анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;

    – анализ результатов медицинских осмотров;

    – итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;

    – анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.

    Источник

    Про здоровье и витамины © 2022
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector