Меню

Анализ состояния здоровья учащихся школы

Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ns.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния здоровья российских школьников.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.

У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей « физиологической стоимостью » для организма.

В России около 30 млн. человек — дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.

Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте — нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).

По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.

За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:

в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;

в 3 раза – органов пищеварения;

в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;

70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;

За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.

Реализация здоровьесберегающих технологий

во внеурочное время.

Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

  • Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
  • Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
  • Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
  • Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
  • Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
  • Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
  • Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
  • Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).

Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.

Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ.

1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р.

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно.

Результаты обследования состояния здоровья школьников.

I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников.

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Источник

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
samar.pptx 311.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности дипломная работа Самар Екатерина Андреевна

Цель исследования – дать оценку состояния здоровья учащихся сельской школы. Предмет исследования – здоровье школьников. Объект исследования – школьники в возрасте с 7 до 16 лет.

Задачи: Изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы. Выявить влияние режима дня на успеваемость школьника. Провести анализ заболеваемости учащихся по данным медицинских карт. Проследить динамику изменения состояния здоровья школьников. Выявить влияние благополучия/неблагополучия семьи на состояние здоровья учащихся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников.

Гипотеза: учебно-воспитательный процесс способствует ухудшению состояния здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения.

Методы и результаты. анализ медицинских карт учащихся; обработка результатов анкетирования, медицинских карт учащихся; сравнение полученных результатов; метод визуализации (таблицы, диаграммы).

Рис.1. Динамика распределения по группам здоровья школьников с 1 по 9 класс

Характеристика общей заболеваемости школьников за период 2013-2016 учебные годы

Рис.2. Динамика общей заболеваемости

Рис.3. Динамика структуры заболеваемости учащихся (1-9 кл .)

Рис.4. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

У 26% учащихся средней ступени обучения наблюдается заболевания щитовидной железы. Этот факт, возможно объяснить тем, что в нашем регионе дети имеют недостаток йода. Количество детей, имеющих ожирение в последнее время растет, что свидетельствует о неправильной организации питания.

Вегетососудистая дистония : начальное звено – 9%; среднее звено – 17 %. Причинами отклонения могут быть: вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов

Хронический гастрит у учеников: начальное звено – 0 %; среднее звено – 17%. Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); однообразной , низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота .

У величенная щитовидная железа наблюдается у 18% учащихся из малообеспеченных семей и 0% у учащихся из семьи с достатком. Н арушение осанки отмечено у 15% школьников из обеспеченной семьи, 26% из малообеспеченной семьи ; Х ронический гастрит у 12% учащихся малообеспеченной семьи. В егетососудистая дистония у 15% детей из малоимущей семьи и у 8% из семьи с достатком. К ариес наблюдается у 15% школьников малоимущей семьи.

Рис.8. Результаты анкетирования учащихся

Рис.5. Социальный паспорт учащихся школы

Рис.6. Результаты вопроса: «Делаете ли вы зарядку?»

Рис.7. Результаты вопроса: «Завтракаете ли вы по утрам?»

Рис.9. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Рис.10. Завтракаете ли вы перед школой?

Рис.11. Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Рис.12. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Рис.13. Как часто вы стараетесь спланировать распланировать свой день?

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учебно-воспитательный процесс влияет состояние здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровье сохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Необходимо в каждой школе создать рабочую группу, которая проводила бы ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся. Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся.

Во избежание проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в.

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Источник

Анализ состояния здоровья школьников

Анализ состояния здоровья школьников.

Достойное образование, ради которого родители приводят своих детей в нашу школу, требует каждодневного высокого физического и психического напряжения учащихся и учителей. Вот почему создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников становится главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы.

— Здание школы, включая классные помещения, рекреации, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям СанПиНов.

— Занятия в школе проводятся в две смены: 1,2,4,5,8,9,10,11 классы – учатся в I смену, 3,7,8 классы – во вторую.

— Школа имеет определенную материально-техническую базу: 57 учебных кабинетов, 8 административных кабинетов, библиотеку с читальным залом, столовую на 220 посадочных мест, 2 мастерских, 2 компьютерных класса, медицинский кабинет, 2 спортзала.

— Количество залов для физической активности учащихся обеспечивает возможность проведения занятий физкультуры 3 часа в неделю и спортивных кружков и секций.

— Спортивные залы оборудованы необходимым инвентарем по разделам программы (мячи, брусья, шведская стенка, канат, теннисный стол и т. д.). Имеется также дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры).

— На пришкольном участке оборудован спортивно-оздоровительный комплекс, включающий в себя: футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, гимнастический комплекс, беговую дорожку. Все это используется для занятий на свежем воздухе, для мотивации двигательной активности детей за счет повышения интереса.

— Школьная столовая соответствует требованиям СанПиНов и позволяет школьникам получать горячие завтраки и обеды.

— Здание школы, кабинеты и школьная территория соответствуют требованиям техники безопасности.

— Имеются отдельные кабинеты учителя-логопеда, психолога, социального педагога, комплекты методик для проведения различных тренингов.

— В школе имеется медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования (соответствующий требованиям СанПина и лицензированию медицинской деятельности), где работает медсестра, выполняющая профилактические осмотры, прививки, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и т. д.

— На каждого ребенка школы заведены медицинская карта и паспорт здоровья; заведена картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.

— Проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, по профилактике близорукости, по профилактике инфекционных заболеваний.

— Для улучшения общего оздоровительного и эстетического фона созданы зеленые уголки как в классах, так и в рекреациях.

— В 11 учебных кабинетах установлены кулеры с очищенной питьевой столовой водой, смена воды проводится 1 раз в неделю.

— Во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены, применяется зонирование образовательного пространства.

— Учебные нагрузки не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.

— В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам.

— В учебный план включены интегрированные курсы по обучению здоровью, создана программа «Здоровье» и подпрограмма для учащихся начальной школы «Воспитание ЗОЖ». Эффективность этих программ подтверждается результатами работы за последние годы.

— В школе запрещено курить учащимся, педагогам и посетителям, включаю пришкольную территорию.

— Родители активно участвуют в реализации планов школы по содействию сохранения и укрепления здоровья школьников.

— Соблюдается гигиенический режим учебных помещений.

Методические объединения школы активно используют здоровьесберегающие технологии:

ü различные виды гимнастики, самомассажа, физкультминутки на уроке (учителя начальной школы , , )

ü Организуется индивидуальная работа с одаренными детьми, работа в малых группах, созданы группы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

ü Скорректированы темы учебных занятий по ОБЖ, в курс введены основы знаний по здоровому образу жизни, рациональному питанию, режиму дня.

Информационно-просветительская работа тесно переплетается с учебной деятельностью и ведется по направлениям:

— с педагогическими кадрами школы — организация обучающих семинаров, практических занятий, тренингов;

— с учащимися — групповые и индивидуальные беседы, практические занятия по основам жизнедеятельности, классные часы, праздники, консультации, просмотры видеофильмов, встречи со специалистами, ведение «Дневников здоровья» в начальной школе.

— в ближайшее время будет создана страница на школьном сайте «Здоровый образ жизни». Мы планируем отражать интересную информацию о правильном, рациональном питании, навыках здорового образа жизни, спортивных соревнованиях и организации досуга в лицее.

— Классные часы, посвященные здоровьесбережению.

Каждый классный руководитель раз в месяц проводит классный час или внеклассное мероприятие, посвященное проблеме сохранения и укрепления здоровья. Наиболее интересные темы прошлого года «Образ жизни и здоровье», «О наркомании», «Самый счастливый день».

Над чем работать:

Недостаточен охват внеклассными мероприятиями по здоровьесбережению, в проектах, конкурсах, принимают участие не все учащиеся. Необходимы классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, охватывающие всех учащихся школ, готовых самостоятельно работать над темой сохранения и укрепления здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Не все классные руководители используют возможности школы в оздоровительной деятельности.

На основе результатов диспансеризации и дополнительных врачебных осмотров учащихся школы была разработана система профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательной системы, а также система физкультурно-оздоровительной работы для этой категории детей.

По результатам профилактических осмотров учащихся школы выявлены следующие показатели состояния здоровья:

Источник

Читайте также:  Что является интегрированным показателем здоровья детского населения
Adblock
detector