Меню

Анализ состояния здоровья младших школьников

Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ns.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния здоровья российских школьников.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.

У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей « физиологической стоимостью » для организма.

В России около 30 млн. человек — дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.

Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте — нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).

По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.

За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:

в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;

в 3 раза – органов пищеварения;

в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;

70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;

За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.

Реализация здоровьесберегающих технологий

во внеурочное время.

Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

  • Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
  • Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
  • Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
  • Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
  • Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
  • Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
  • Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
  • Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).

Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.

Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ.

1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р.

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно.

Результаты обследования состояния здоровья школьников.

I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников.

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Источник

Здоровье младших школьников

Статья по теме «Здоровье младших школьников – важнейший показатель качества знаний». В статье описывается, каким образом здоровье школьника влияет на качество знаний, какие существуют виды здоровья, как сохранять здоровье школьников, используя здоровьесберегающие технологии, на что должен учитель обращать внимание. К статье прилагается презентация для выступления.

Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –

ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Качество знаний младших школьников зависит от:

Укрепления здоровья, формирования потребности в здоровом образе жизни.

Школа призвана давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания; вырабатывать знания, умения и навыки; формировать мировоззрение; обеспечивать всестороннее развитие личности.

Одновременно школа должна выполнять оздоровительную роль:

Содержание, методы, темы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузки.

Обучение в начальной школе становится широким экспериментированием, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения.

Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся.

Здоровье обучающихся один из важных показателей качественного образования.

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние физического, психического, социального благополучия.

Компоненты здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет индивидуальное развитие.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние душевного комфорта.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Образ жизни человека включает три критерия: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

От чего зависит здоровье человека:

50% от самого человека.

Психологи считают, что человек использует 10% своих природных данных. Задатков у человека больше, чем он их реализует.

Возраст учащихся начальной школы 7-10 лет. В этом возрасте скорость роста детей в длину падает. Начинает появляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. А это вероятность заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Это связано с тем, что дети, придя в школу, сели за парты и стали меньше двигаться. Именно поэтому учителю необходимо использовать на уроках здоровьесберегающие технологии:

Упражнения для снятия зрительного утомления.

Тренажер для стоп.

Тренажер для пальцев рук.

Гимнастика для дыхания.

Нарушение в режиме питания, несоблюдение правил при выборе пищевых продуктов приводят к заболеванию желудка. Для правильного питания нужно два условия: умеренность и разнообразие.

Важно учителю обратить внимание на организацию горячего питания и на проведение бесед с родителями и обучающимися о правильном питании, режиме дня. Тематика бесед: «Как следует питаться?», «Питание – необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи», «Умеем ли мы правильно питаться?».

В этом возрасте напряжение организма связано с активной перестройкой чуть ли не всех органов и систем.

Адаптация к изменению условий важна. Начало обучения в школе вызывает состояние школьного стресса. Адаптация – изменение режима для ребенка. Смена игр на учебную деятельность, воспитание самостоятельности.

В период адаптации необходимо проводить как можно больше диагностик для изучения ребенка и его психологического состояния. Здесь должна прослеживаться совместная работа учителя и психолога. Можно провести цикл занятий:

Здравствуйте, это я (Игры «Здравствуйте, я котик», «Найди игрушку», «Что я люблю»).

Твои чувства (Задания «Что такое эмоции, радость», «Я хозяин своих чувств», «Определи чувства»).

Мы дружные ребята («Моя любимая игрушка», «Правила группы», «Нужно ли уметь спорить», «Когда мы уважаем сотрудничество»).

Наше настроение (Задания «Рисуем настроение», «Какое бывает настроение», «Что вызывает такое настроение», «Таблица настроения за неделю»).

Дарим добро (Задания «Солнце в ладошке», «Благодарю тебя», «Нужно ли уметь спорить»).

Улыбнитесь (Игра «Поем имя», «Конкурс хвастунов», «Я умею», «Давайте говорить друг другу комплименты»).

Приятные воспоминания (Задания «Нарисуй себя маленьким», «Нарисуй желание», «Мир детей»).

У первоклассников – незрелость внимания. Ребенок может или слушать или приостанавливать работу. Созревание функций мозга дает основу для развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности и здесь важно влияние учителя. Формирование внимания сказывается на возможностях запоминания материала.

Темы занятий на внимание:

Развитие произвольного внимания.

развитие пространственных представлений.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие объема внимания.

Развитие слухового внимания.

В 9-10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения важно приучить ребенка к самостоятельному, творческому действию, совершенствованию познавательных потребностей.

Темы занятий на развитие памяти:

1-2. Развитие слуховой памяти.

3-4. Развитие зрительной памяти.

5-6. Развитие вербальной памяти.

7-8. Развитие логической памяти.

9-10. Развитие слуховых ощущений.

Педагогу необходимо видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.

Работоспособность – это способность человека развивать энергию и экономно ее расходовать.

Педагогу необходимо при планировании разнообразить формы мышления и чередовать виды деятельности. Это облегчит работу мыслительного аппарата, снижает утомление и способствует успеху в освоении учебного материала.

Работоспособность зависит от ряда факторов:

Источник

Анализ состояния здоровья школьников

Дата публикации: 18.01.2019 2019-01-18

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Кадохова, Л. А. Анализ состояния здоровья школьников / Л. А. Кадохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55691/ (дата обращения: 08.06.2021).

Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание населения.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, обучение, воспитание.

Актуальной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

В настоящее время студенты нашей медицинской академии вносят существенный вклад в санитарно-гигиеническое воспитание молодежи, проводя с ними профилактические беседы по принципу «равный-равному» и это, несомненно, имеет свои качественные и количественные положительные результаты. Принимая во внимание всю важность подобных бесед, мы решили с помощью статистических данных выяснить какие заболевания (острые и хронические), болезни органов и систем организма чаще всего выявляются у школьников г. Владикавказ.

Описание проблемы иактуальность

В г.Владикавказе, как и в целом по России, ситуация в области первичной профилактики лиц школьного возраста и, таким образом, сохранения здоровья молодёжи оставляет желать лучшего. Для адекватной оценки заболеваемости лиц школьного возраста мною были взяты и проанализированы статистические данные 7 образовательных учреждений г. Владикавказ [данные из ГБУЗ «Детская поликлиника 3» г. Владикавказ МЗ РСО-Алания]: РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25 и 27 школы.

По результатам анализа общей заболеваемости (острая соматическая и острая инфекционная) мы наблюдаем, что в 2018 году было зарегистрировано 1125 случаев (это выше по сравнению с 2017 годом-1000 случаев). При этом случаи инфекционной заболеваемости в 2018 году (26 случаев) в 2 раза выше, чем в 2017 (13 случаев). Больше всего случаев инфекционной заболеваемости зарегистрировано в 11 школе (10 случаев 2018 и 6 случаев в 2017). Повышение соматической заболеваемости регистрируется во всех исследуемых школах, за исключением РФМЛИ (369 случаев в 2017 и уже 350 случаев в 2018).

Если оценивать данные по соматическим заболеваниям, то ситуация остается достаточно сложной по заболеваемости гриппом и ОРВИ (1080 случаев заболевания в общем по 7 школам). По сравнению с 2017 годом (962 случая) этот показатель повысился. Если взять образовательные учреждения по отдельности, то за 2018 год ситуация ухудшилась в 4 школе (137 случаев по сравнению с 2017 -122 случая), 6 школе(93 случая по сравнению с 2017–87 случаев); сильно повысилась заболеваемость в 11 школе (с 69 случаев за 2017 год до 111 за 2018) и в 25 школе (с 137 случаев в 2017 до 193 в 2018 году). Небольшое повышение также наблюдается в 15 и 27 школах (с 94 и 102 за 2017 год до 102 и 106 за 2018 год соответственно). Снижение случаев заболеваемости по гриппу и ОРВИ наблюдается только в РФМЛИ (с 351 за 2017 до 338 за 2018 год).

Если оценивать статистику тубинфицированных, то резкий скачок в положительную сторону имеет 11 школа, где количество тубинфицированных школьников за год снизилось почти в 2 раза (до 310 за 2018 с 643 в 2017 года), причем, наибольшее снижение выявлено среди школьников в возрасте 15–17 лет (до 38 в 2018 с 289 в 2017 году). Но все равно ситуация пока оставляет желать лучшего. Небольшое снижение числа тубинфицированных школьников наблюдается так же в школах 25, 27 и РФМЛИ, но, в целом, ситуация остается непростой.

По результатам анализа инфекционной заболеваемости видно, что за 2018 год участились случаи заболеваемости ветряной оспой-16 случаев (в 2017 было 12), причем, 8 случаев из 16 зарегистрировано в 11 школе. Повысилась заболеваемость ГЭК (с 1 случая в 2017 до 4 случаев в 2018 году) и колиэнтерита (ни одного случая в 2017 году и 5 случаев в 2018). В 15 школе было выявлено заболевание коклюшем у одного школьника (в 2017 такое заболевание не зарегистрировано).

Оставляет желать лучшего и анализ хронических заболеваний. Так, на 2018 год у 123 школьников выявлены проблемы с эндокринной системой. Больше всего дети страдают гипотиреозом (58 школьников), на втором месте ожирение (36 школьников), далее СД (16 школьников). У 4 школьников был выявлен тиреоидит.

Не последнее место занимают болезни нервной системы — проблемы имеют 68 школьников. В основном это эпилепсия, эпилептический статус (28 школьников) и врожденная гиперплазия надпочечников (25 школьников).

Первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (на 2018 год проблемы имеются у 1077 школьников). Чаще всего у детей выявляются болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции: миопия; астигматизм, слепота или пониженное зрение.

На втором месте, по результатам исследования расположились болезни костно-мышечного аппарата- проблему с ними имеют 691 школьник (2018 год). Из общего числа больше половины занимает сколиоз (выявлено у 378 школьников), 112 школьников страдают артропатией и у 34 выявлено плоскостопие.

Болезни органов пищеварения занимают третье место по частоте заболеваемости — на 2018 год проблема с ними выявлена у 183 школьников. При этом чаще всего дети болеют хроническим гастритом (65 школьников), язвенной болезнью (19 случаев) и у 50 школьников имеются проблемы с желчным пузырем и желчевыводящими протоками.

Если не будут реализованы проекты и программы, основанные на инновационных педагогических и психологических технологиях, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, то в образовательных организациях г. Владикавказ профилактика роста заболеваемости будет проводиться в большинстве случаев только в традиционном «проблемно-ориентированном» ключе.

  1. Статистические данные ГБУЗ «Детская поликлиника № 3 г. Владикавказ» МЗ РСО-Алания по 7 образовательным учреждениям (РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25, 27 школы)
  2. Профилактика заболеваний — Алексеенко С. Н. Дробот Е. В.

Источник

Читайте также:  Третья группа здоровья это плохо
Adblock
detector