Меню

Анализ состояния психологического здоровья

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В настоящее время возникла проблема с обозначением понятия психологическое здоровье. Это обусловлено тем, что сталкиваются утверждения от необходимости и продуктивности использования данного понятия до полного отрицания его правомерности. Главным дискуссионным вопросом выступает отделение психологического здоровья от психического, с выделением компонентов, критериев, характеристик, объекта и предмета исследования, анализа функциональной стороны в контексте личности и ее развития в онтогенезе.

Впервые термин психологическое здоровье встречается в работах И.В. Дубровиной (1987). Пытаясь разобраться в сути психологической службы, автор отметила необходимость выделения нового термина, в основе которого будет заложена личность в целом, находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6, c . 52]. Это вызвано ограниченным пониманием термина психическое здоровье, направленного на изучение отдельных психических процессов и механизмов. Главная цель психологического здоровья заключается в нахождение индивидом удовлетворяющее его места в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. По мнению автора, область психологического здоровья затрагивает такие направления в формировании личности, как поведение, основывающееся не только на внешних, но и на внутренних ориентирах, свободу мысли и инициативность, увлеченность той или иной сферой деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям [6, c . 58].

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде». В работах А. Маслоу в основном описываются две составляющие психологического здоровья, к которым относятся самоактуализация (самореализация) и стремление к гуманистическим ценностям. По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления о самом себе, при этом самоактуализирующей личности присуще умение принять других людей, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество и склонность к творчеству [5, c . 30]. Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Так же одним из условий формирования психологически здоровой личности, по мнению А. Маслоу, является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самоактуализацию [;30].

О. В. Хухлаева (2001) описывает психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [7]. Определение, выделенное автором, носит широкий смысл, затрагивая весь онтогенез человека.

Большое внимание анализу понятия психологическое здоровье уделил В.А. Ананьев (2006). По мнению автора, одни исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), другие, как баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг), третьи акцентируют внимание на функциях психологического здоровья, а именно, на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер) [2, c .39]. Разнообразие в трактовка позволяют предположить, что психологическое здоровье затрагивает разные области личностного развития человека. Так потребности между индивидом и обществом могут включать в себя коммуникативную, экономическую, социальную, бытовую, профессиональную или духовную сферы. Под различными аспектами личности также подразумевается множество понятий от развития высших психических процессов до социализации индивидуума. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова задают определяющие направления, но также не раскрывают их.

В.А. Ананьев полагает, что психологическое здоровье необходимо раскрывать через зрелую личность. Но зрелая личность многолика, что также не позволяет конкретизировать понятие психологическое здоровье. Автор считает, что психологическое здоровье ребенка отличается от психологического здоровья взрослого совокупностью личностных новообразований [2, c .42].

По мнению О. В. Лебедева (2013), термин «психологическое здоровье» связывает две науки, психологию и медицину, так как любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека [4, c. 33]. Медицина отслеживает изменения на уровне физиологических показателей, психология – психологических.

Читайте также:  Человек высшая ценность его здоровье

Л. Р. Кашкарева (2013) под психологическим здоровьем понимает оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом) и внутреннюю (физическое тело, его мысли и чувства), обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой [3, c. 425].

Наличие разнообразных трактовок термина психологическое здоровье показывает необходимость конкретизации данного определения. Можно отметить сходство в характеристиках психологического здоровья некоторых авторов. И. В. Дубровина и О. В. Хухлаева подчеркивают значимость духовно-нравственной стороны, указывают на важность гармоничного развития возрастных и индивидуальных особенностей, а также новообразований и успешное прохождение кризисных периодов.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67-95.

Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 424-428.

Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия» , 1997. – 430 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. . д-ра. пед. наук. – Москва, 2001. – 299 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967 ОГН «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Источник

Анализ состояния психологического здоровья:

Субъективный анализ.

Критериями психологического здоровья по определению ВОЗ являются:

Осознание и чувство непрерывности, постоянства своего физического и психического «Я»

Чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях

Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам

Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным об­стоятельствам и ситуациям

Способность самоуправления поведением в соответ­ствии с социальными нормами, правилами, законами

Способность планировать и реализовывать собствен­ную жизнедеятельность

Способность изменять способ поведения в зависимо­сти от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Пройдемся по каждому критерию отдельно.

Не могу со стопроцентной уверенностью утверждать, что постоянно соответствую первому критерию. Можно говорить, что бывает, что психическому «Я» «не хватает места, скорости», которое ему может дать физическое.

В однотипных ситуациях переживания, как правило, постоянны. Разумеется, это утверждение верно, только если мы говорим о кратко/ среднесрочном периоде. (нельзя результативно сравнивать мое поведение, к примеру, в 13 лет и в 19)

Критичность к себе и своей «продукции», по словам окружающих меня людей, находится на уровне значительно выше среднего. Я могу очень долго оптимизировать какой — либо продукт или процесс, прежде чем сказать, что работа завершена. Это, в свою очер едь, также может стать проблемой (к примеру, срыв сроков реализации).

Реакция на воздействия окружающей среды иногда бывает слишком бурной, насыщенной и, даже, перенасыщенной эмоциями. Возможно, это связано с тем, что я многие часы провожу перед ПК и не даю эмоциям расходоваться размеренно, порционно.

Самоуправление поведением реализуется досточно легко и эффективно и, главное, по элементарному алгоритму: Законы и нормы, опасность возмездия за неисполнение которых выше, чем ценность их обхода (и/или соответствующие мои моральным установкам) я исполняю. Остальные — нет.

Я постоянно планирую свою жизнедеятельность, используя технологию «размытых планов». Данная технология гласит: «Чем дальше цель, намеченная в 100% дерективно детализированном плане, тем меньше вероятность того, что все пойдет именно так, как планируется». Соответственно, при составлении планов всегда учитывается соотношение дерективной детализации и «случайной компоненты», причем, чем дальше цель, тем больше 2 — ая и меньше первая.

Читайте также:  Почему овощи полезны для здоровья

Мне легко приспосабливать свое поведение к изменяющейся ситуации вокруг. Необходимо понять, что ключевым вопросом тут является время. Чем меньше времени отведено на приспособление (и чем неожиданнее сама необходимость его совершения), тем ниже его качество.

Объективный анализ.

По результатам опросника Ленгарда-Шмишека я имею 3 акцентуации:

Демонстративный

Гипертимный

Экзальтированный (эта акцентуация ведущая)

Я согласен с результатами.

Мне действительно свойственно привлекать к себе внимание, используя нестандартные, порой оригинальные, доходящие до странности способы, присуще известное тщеславие и склоность к уходу от реальности (с использованием ПК). (Демонстративный)

Привлечение внимание людей часто осуществляется с помощью множества слов и жестов. При этом не важно, знаком ли они с терминологией и/или языком речи. Почти во всех ситуациях стараюсь найти что — то хорошее.

(Гипертимный)

Наконец, ведущая акцентуация. Является логическим продолжением 2 — х предыдущих. Мне действительно свойственна быстая эмоциональная возбудимость, бурное нарастание аффектов, переходящее в действие без обдумывания, внешняя экспрессивность, демонстративность мимики и жестов.

По результатам теста самоотношения Пантелеева,

Самоуважение — средний уровень

Аутосимпатия — выше среднего

Самоуничижение — чуть ниже среднего.

Можно сделать вывод, что самоуважение находится на нормальном, адекватном уровне. Я считаю себя вполне достойным членом общественной и мировой систем, но осознаю, что мой путь не закончен, да и не может быть закончен. Развитие — в любое время, в любом возрасте и месте. Осознание того, что я развиваюсь по интересующим меня направлениям — вот необходимое и достаточное условие для сохранения самоуважения на достаточном для меня уровне.

По значению показателя аутосимпатии можно сказать, что я достаточно бержно отношусь к собственному «Я», оно представляет для меня наивысшую ценность.

Последний фактор, отражающий уровень «внутренней конфликтности», действительно представлен значительно менее 2-х других. Время от времени мне, конечно, приходится испытывать ощущения некоторого дискомфорта, связанного с наличием негативного эмоционального тона самоотношения. Тем не менее, я считаю такие моменты полезными для собственного развития, так как они позволяют взглянуть на самого себя под новым, оригинальным углом.

Что касается показателей остальных 9 шкал, то ситуация там вполне удовлетворительная. Саморуководство, самоуверенность, самопринятие и самоценность имеют показатели «выше среднего», или «высокий». Самообвинение и конфликтность — средний и ниже. Открытость — также средняя. Я считаю, что эти показатели соответствуют действительности. Неоднозначными являются: конфликтность (как было указано ранее, в связи с ее низким уровнем иногда возникают проблемы с разрешением споров, ответами на провокацию и т. п.) и открытость (средний уровень, возможно, связан с цикличностью желания быть открытым для других людей).

По результатам теста «Способность самоуправления», моя способность соответствует среднему уровню.

Рассмотрим более детально:

При анализе противоречий я стремлюсь максимально четко ответить себе на вопрос о том, что изменилось по сравнению с прошлым со мной и/или окружающей средой? Затруднений с поиском субъективного ответа (решающего всю или часть задачи) как правило не возникает.

Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий, или желаемые действия. Я часто занимаюсь прогнозированием для определения возможности влияние на ход будующих событий в своей жизни и целеполаганием (т. е. формированием субъективную модель желаемого или должного) и нахожу это необходимым атрибутом. Нет судьбы, кроме той, которую творим мы сами.

Планирование (т. е. формирование модели средств достижения цели и последовательности их применения) — вот все же моя слабая сторона. Я часто видел как планы рушились не успев реализоваться даже частично, что вырабатало у меня ощущение их незначительности. Тем не менее, такая установка часто вносит дополнительную эмерджентность(нестабильность) в мою жизнь.

Я могу выработать достаточно основательные критерии оценки качества, если, в свою очередь, имеется досточно много времени для отбора. При уменьшении объема отведенного времени увеличивается вероятность выбрать неверный критерий и совершить ошибку (возможно, это и называют «опытом»).

Принимаю решения, как правило, осторожно. Могу долго (даже излишне) взвешивать все за и против, стоя на 1 месте. Тем не менее, если решение, наконец, принято, то двигаюсь вперед, почти никогда не возвращаясь.

Читайте также:  Каменная вата опасен для здоровья

Самоконтроль и коррекция также постоянно присутствуют в моей жизни. Все, что происходит в моей жизни, сначала проходят через их призмы как через таможенный контроль, они являются для меня своеобразными индикаторами, позволяющими скорретировать скорость и направление движения вовремя, до наступление критических последствий.

По результатам теста «диагностики уровня эмоционального выгорания» можно говорить, что

Фазы «Напряжение» и «Истощение» не сформированы (13 и 23)

Фаза «Резистенция» находится на стадии формирования (50)

Справедливо говорить, что у меня нет неудовлетворенности собой или переживания психотравмирующих обстоятельств. Меня практически не посещают депрессии и ощущения бессмысленности/безысходности жизни (то, что есть, можно отнести просто к усталости после какого — либо конкретного дня).

Я могу (и, если считаю по какой — либо причине необходимым, — делаю) входить в состояние других людей, сопереживать им, быть мягким и обходиться без грубостей и резкого отношения (не «срываться»). Неприятно ли мне присутствие людей? Разумеется, это также неоднозначно. Есть общества людей, которые мне крайне неприятны, но это не переходит в тотальное отвержение каких — либо контактов. Скорее, это идет на пользу, так как позволяет включать природный фильтр, отсекающий лишние, болезненные контакты.

Избирательное эмоциональное реагирование и экономия эмоций также присутствуют, но находятся, по моему мнению, на допустимом уровне. Это связано с тем, что я значительно холоднее отношусь к людям, находящимся вне сфер моих профессиональных и жизненных интересов. Система эта работает подобно механизму, препятствующему эмоциональному распылению и помогающему направить свое внимание на то, что, по моему мнению, является действительно важным.

Соответственно, пройдемся теперь по каждому фактору в отдельности:

В разделе «Напряжение»:

Неудовлетворенность собой имеет низкий показатель, так как я в общих чертах удовлетворен своим сегодняшним положением. Главное тут — поддерживать динамику развития и не оставаться на 1 месте.

Загнанность в клетку обстоятельств. Показатель полностью отсутствует.

Показатель тревожности имеет наибольшее значение среди прочих. Я полагаю, это связано с тем, что я тревожусь все ли делаю правильно и в полном объеме для сохранения и, если возможно, ускорения жизенного развития (достаточно ли учусь, читаю, работаю, общаюсь).

В разделе «Резистенция»:

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Складывающийся синдром, тем не менее, я полагаю, что избирательность моего эмоционального реагирования вполне адекватна. Ранее я говорил о том, что оно, в первую очередь, направлено на людей «вне моего круга» и работает чем — то вроде своеобразного фильтра для предотвращения .

Эмоционально — нравственная дезориентация. Мои нравственные ценности сформированы не окончательно, отсюда среднее значение фактора.

Экономия эмоций также, по моему мнению, связана с «фильтрационным» восприятием людей.

Редукция обязанностей/профессиональных обязанностей: утрата интереса к людям, формализация общения, отношений. Является, сюдя по результатам теста, сложившимся синдромом. Вероятно, связано с особенностью работы/учебы — составление и поддержка программ является достаточно формализированным занятием и мало способствует повышению интереса к людям.

В разделе «Истощение»:

Эмоциональный дефицит и отстраненность — не сложились и имеют малые показатели (5 и 3). Редкое проявлявление положительных эмоций, резкость, грубость, раздражительность, обиды и капризы, бессмысленное механическое реагирование — это не про меня.

Личностная отстраненность — складывающийся синдром. Иногда окружающие люди действительно тяготят своими потребностями, проблемами и прочим. Также связано с особенностью работы с машинами, где есть четкие задачи и, как правило, однозначные ответы (да, возможно их еще придется поискать, но это мне все — равно нравится больше).

Психосоматических и психовегетативных нарушений мною не замечено. Голова болит редко, а количество крупных болезней за всю жизнь вообще является очень небольшим числом.

Еще раз пересматривая получившиеся результаты, могу сказать, что я доволен своим психологическим здоровьем. Возможно, коррекции требует только временами чрезмерная сосредоточенность на своем развитии и постоянном движении. Необходимо сделать психологические «самопинки» более корректными и менее жесткими. Главное тут — соблюдать баланс сил и не впадать в противоположную крайность, позволив себе чрезмерно расслабиться.

Источник

Adblock
detector