Анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в области «физическое развитие»
Ирина Гареева
Анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в области «физическое развитие»
Детский сад №1 «Аленушка» г. Тейково является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 10 групп, 1 из которых является группой раннего возраста. Наше учреждение реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является физическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2014-2015 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию
предметно-развивающей среды для реализации задач по «физическому развитию» в соответствии с ФГОС.
Основными задачами детского сада по физическому развитиюдошкольников являются:
— охрана и укрепление здоровья детей
— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
— воспитание культурно-гигиенических навыков
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
— накопление и обогащение двигательного опыта
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «физическая культура«).
— создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
— воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи
Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в детском саду созданы определённые условия. В каждой группе проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия — в зале. Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.
Для спортивных занятий оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Одно из самых любимых упражнений у наших воспитанников — лазание по шведской стенке. Такие занятия способствуют развитию мышц рук и ног, плечевого пояса.
Игры с мячами всегда проходят на «ура» у детей. Ведь для ребёнка мяч — предмет увлечения с первых лет жизни. Такие игры развивают детей эмоционально и физически. Движения пальцев и кистей рук имеют особенное значение для развития функций мозга ребёнка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие малыша.
В группах имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия. Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес малышей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы,что на текущий момент:
Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.
Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.
Учебно –методическое обеспечение,включающее в себя:
• Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет)
• Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. (3-4 года)
• Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа
• Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа
• Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности
• Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста
• Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду
• Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа
• Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа
Консультация для педагогов ДОУ «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС» Согласно Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах строится с учётом шести принципов. 1). Насыщенность.
Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды группы изостудия «Волшебный карандаш» Якубович Н. И. Приходя в детский сад, пройдя.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для успешного решения задач освоения детьми области «Коммуникация» Для развития дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей и позволяющих воспитательно решить.
Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Статья на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Проект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.
Развитие интереса к творческим проявлениям детей в игре посредством организации развивающей предметно-пространственной среды В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Получения такого опыта расширяются.
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые.
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие дошкольников. Из опыта работы Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои.
Источник
Анализ предметно- развивающей среды ДОО
методическая разработка
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ предметно- развивающей среды ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.
Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.
В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.
Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде – полифункциональность материалов. Она предполагает:
- разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
- наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.
РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.
Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.
Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.
На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?
– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.
– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.
.– Преобладают традиционные игровые уголки.
– Отсутствует уголок уединения.
– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.
– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.
– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.
– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.
Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»
Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО)
1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО
2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность
3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников
4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)
5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития
6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей
7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей
8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие
9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения
10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:
– игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр
– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
– восприятие художественной литературы и фольклора
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы
– изобразительную (рисование, лепка, аппликация)
– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
двигательную (овладение основными движениями)
11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы
12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности
13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей
14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни
15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми
16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям
17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений
18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня
19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)
20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен самоанализ наполняемости предметно-развивающей среды педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении: в кабинете педагога-психолога, а также на группах.
Учитывая требования к развивающей предметно — пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дет.
Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой).
Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно.
Анализ предметно — развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям.
Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах.
Источник