«Анализ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»
статья
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
(Всемирная организация здравоохранения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
«Воркута» кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты
1 №-а прогимназия » муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.
« Анализ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
(Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико – профuлактические, физкультурно-оздоровительные,
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка,
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей
В свою практику включаю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
1. Психогимнастика – направлена на предупреждение и снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей выразительным движениям.
2. Динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика , гимнастика в сочетании с речевым материалом снимают статистическое напряжение, развивают моторику.
3. Разные виды массажа и самомассажа.
4. При использовании ИКТ в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки по 3-5 минут провожу гимнастику для глаз.
В комплекс утренней гимнастики включаю элементы дыхательной гимнастики. Провожу релаксацию с использованием музыкотерапии перед дневным сном и бодрящую гимнастику после дневного сна. Двигательные разминки, физкультминутки и пальчиковую гимнастику включаю как в НОД, так и в режимные моменты. Применяю игровые методы здоровьесберегающих технологий: подвижные игры, чередуя игры с высокой и низкой двигательной активностью.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их выполнением.
С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур:
ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)
гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
В рамках лечебно-профилактической работы проводятся следующие мероприятия:
постоянный контроль осанки;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
потребление фитонцидов (чеснока и лука) ;
употребление соков и фруктов;
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
— организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
— о рганизация профилактических мероприятий в детском саду;
— о рганизация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
— о рганизация здоровьесберегающей среды в ДОУ [4, с 128].
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями
Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
Буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;
Источник
Образовательная область «Здоровье»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_zdorovyu.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим,закаливание, физкультура и пр.
3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурныхпраздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
1.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.
3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
материалы и оборудование
совместная деятельность с детьми
совместная деятельность с родителями
«Как устроено тело человека?»
Стеркина «ОБЖ», «Азбука здоровья» (стр.5)
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга внешне (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.)
Модель «Строение тела»,куклы: мальчик и девочка
Рассматривание иллюстраций «Строение тела».
Беседы: «Зачем нужны глаза, ресницы, уши, и т.п.?», «Волшебные помощники».
«Покажи и назови», «Узнай по голосу».
Консультация на тему «Как учитывать в семье
Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.76
Сформировать представления о настроении и чуствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости
пиктограммы «Эмоции», иллюстрации «Угадай настроение»
Ситуация «Кто веселый, грустный, сердитый?». «Как развеселить друга?»..
Рисование на темы: «Веселый праздник», «Мне грустно»
Семинар-практикум по теме «Устройство мини-
К.Люцис «Азбука здоровья» стр.9,
«Уроки Мойдодыра» — стр. 4
Формировать у детей навыки личной гигиены. Объяснить, что здоровье — это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая закрывать рот и т.п.)
Предметы личной гигиены, мыло, полотенце, расческа, носовой платок, мочалка и т.п.
Игра-путешествие «Путешествие в город «Предметов личной гигиены» (6)
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»
Т. Кожомбердиев «Все равно»,
И. Ищук «Мои ладошки».
«Мальчик грязнуля» Л.Толстой Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Консультация на тему
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
К.Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33;
«Уроки Мойдодыра» — стр. 26
Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача -стоматолога.
Плакат: «Берегите зубы»; зубная щетка, зубная паста
Практикум «Берегите зубы»
Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что вредно?, «Почему болят зубы?», «Когда нужно идти к зубному врачу?»
Ситуация «Нас лечит врач – стоматолог и медсестра».
Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки зубов».
Дидактическая игра: «Чтобы зубы были здоровыми».
С-р игра «У зубного врача».
Семинар на тему «Осторожно — грипп»
«Здоровье и болезнь» (микробы и
Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций.
приносящих здоровью вред; дать детям элементарное
представление об инфекционных болезнях и их возбудителях
Модели: «Вирусы», д/игра
«Здоровье и болезнь»
Беседы: «Микробы и вирусы», «Что приносит вред здоровью?», «Здоровье и болезнь».,
С-р игры «Поликлиника», «Аптека», «Стадион»
Ширма «Охрана жизни и здоровья детей в семье».
«Витамины и полезные продукты »
Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека. Еда должна быть не только вкусной, но и
модель: «Вредные и полезные продукты»
Ситуации «Где это можно купить?», «Готовимся встречать гостей»
Беседы: «Вкусно – невкусно», «Что я съем на завтрак, на обед, на ужин».
Дидактические игры «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты».
С-р игры «День рождения Карлсона», «Столовая».
«Если случилась беда»
Знакомит детей с правилами поведения при травмах: опасных
ситуациях (отравление газом, лекарством, ядовитыми
растениями и т.п.). познакомить детей с правилами оказания
первой помощи при травмах
аптечка, модели номеров
телефонов 01. 02, 03
Ситуации «Телефон 01,02,03»., «Меня укусила пчела», «Если случилась беда».
Тематическое рисование «Мы растем здоровыми».
С- р игра «Больница»», «Аптека»
Беседа с родителями по
теме «Одежда и здоровье
«Мы дежурим по столовой» («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина, с.43)
Формировать навыки сервировки стола. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать помощнику воспитателя. Воспитывать ответственность, доброжелательность, активность.
фартучки для дежурства, демонстрационный стол с набором столовой посуды, кукла Буратино, значок
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура еды – серьезное дело». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
Культура питания (театр игрушки «Мишка заболел»)
Чтение: С. Махоткин «Завтрак»
О. Григорьев «Варенье»
Тема «Будь здоров, малыш». Обмен опытом по
«Скажи «нет» вредным привычкам» Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.71
Формировать сознательный отказ от вредных привычек, способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения
модели «Соблюдай правила гигиены»,
«Скажи «нет» вредным привычкам», «Занимайся физкультурой»,куклы Неболейка и Хворайка.
Дидактическое упражнение «Зеркало» (6)
Игра «А варежки последние» (6)
Чтение: «Вот какой рассеянный» С.Маршак Я. Аким «Неумейка»,
С. Михалков «Все сам» «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи»
Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды»(6)
Оздоровительный досуг (совместно с родителями) «Тропинка здоровья»
Источник