Меню

Анализ методики мое здоровье

Методика «Моё здоровье»

Профессия и здоровье

Чтобы люди находили счастье в своей работе,

необходимы три условия;

работа должна быть им по силам,

она не должна быть изнуряющей,

и ей должен сопутствовать успех.

Методика «Моё здоровье»

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

У меня часто бывают головные боли.

Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Обработка и интерпретация результатов

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — с игнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему здоровью. Если вы хотите выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Адрес: 600031, г .Владимир, ул. Добросельская, д.179-а

Телефоны: директор 21-29-46,

на охране школы 21-04-78

заместитель директора по безопасности 21-11-61

заместитель директора по начальной школе 41-09-22

Источник

Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме

Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
metodika.docx 17.6 КБ
diagnostika.docx 15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

а) отсутствие болезней;

б) способность работать долгое время без усталости;

в) стремление быть лучше всех;

г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы все успевать;

б) чтобы быть здоровым;

в) чтобы меньше уставать;

г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

б) чистить зубы два раза в день;

в) своевременно подстригать ногти;

г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы все завидовали;

в) чтобы не боятся холода и жары;

г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время;

в) есть не менее 4 раз в день;

г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть выносливым, ловким;

б) чтобы быть быстрее всех;

в) чтобы хорошо себя чувствовать;

г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

2. Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам; б) родители; в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

3. Методика «Гигиенические навыки».

Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).

Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».

В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.

Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.

4. Методика «Ценностные ориентации».

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.

Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).

Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).

Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).

Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).

Красота природы, искусства (переживание прекрасного).

Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов

Инструкция для педагога

Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

Источник

Методы обследования здоровья

Методы обследования здоровья

Просмотр содержимого документа
«Методы обследования здоровья»

Методы обследования здоровья

Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

а) отсутствие болезней;

б) способность работать долгое время без усталости;

в) стремление быть лучше всех;

г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы все успевать;

б) чтобы быть здоровым;

в) чтобы меньше уставать;

г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

б) чистить зубы два раза в день;

в) своевременно подстригать ногти;

г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы все завидовали;

в) чтобы не боятся холода и жары;

г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время;

в) есть не менее 4 раз в день;

г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть выносливым, ловким;

б) чтобы быть быстрее всех;

в) чтобы хорошо себя чувствовать;

г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам; б) родители; в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

Методика «Гигиенические навыки».

Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).

Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».

В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.

Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.

Методика «Ценностные ориентации».

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.

Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).

Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).

Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).

Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).

Красота природы, искусства (переживание прекрасного).

Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Источник

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Дата публикации: 31.03.2014 2014-03-31

Статья просмотрена: 3609 раз

Библиографическое описание:

Шишова, В. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников / В. В. Шишова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1136-1138. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9917/ (дата обращения: 08.06.2021).

Современные условия жизни людей диктуют наличие высокого уровня работоспособности, адаптации и стрессоустойчивости к воздействиям окружающего мира, отсутствия болезненных состояний, физических и психических отклонений. Все это определяет понятие здоровья.

В практику общеобразовательных учреждений в последнее время все чаще стали внедряться здоровьесберегающие технологии, которые предполагают «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [5, с. 48].

По мнению М. М. Безруких, «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включающая:

— рациональную организацию образовательного процесса;

— организацию физкультурно-оздоровительной работы;

— просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

— организацию системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями» [1, с. 3].

Для того чтобы здоровьесберегающая деятельность социального педагога была эффективной, необходимо провести диагностическое исследование главной целью которого является изучение уровня сформированности младших школьников о состоянии своего здоровья, здорового образа жизни, а также определения ценности здорового образа жизни.

Исследование проводилось среди школьников 10–11 лет г. Владимира. Выборку составили 26 человек.

Диагностика уровня знаний младших школьников о своем здоровье и ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) представлена следующими методиками:

1. Анкета «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (Ю. В. Науменко).

2. Тест «Мое здоровье» (Л. В. Кошелева).

3. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева)».

С целью определения общего уровня знаний о своем здоровье и представления о здоровом образе жизни нами была применена анкета «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (Ю. В. Науменко) [4].

По результатам анкеты следует отметить, что понятие здорового образа жизни у большинства младших школьников связано с понятием «спорт» (65 %) и «правильное питание» (19 %). Остальные 16 % отождествляют здоровый образ жизни с соблюдением режима дня, полноценным сном и ежедневными прогулками. На основе полученных данных можно судить о том, что учащиеся имеют определенные представления о ЗОЖ и знакомы лишь с некоторыми его компонентами.

Относительно состояния здоровья выявлено следующее: 61 % школьников считает свое здоровье отличным, указывают на отсутствие заболеваний и, соответственно, отсутствие пропусков учебных занятий по причине болезни. 35 % отмечают свое здоровье недостаточно крепким, потому как болеют, но не столь часто, и пропускают занятия раз в один — два месяца и реже. 4 % еженедельно вынуждены отсутствовать в образовательном учреждении по болезни.

Занятиям спортом младшие школьники уделяют особое внимание. 69 % учеников ходят в спортивные учреждения или занимаются в школьных секциях. Уроки физкультуры посещают с положительным настроем и занимаются с полной отдачей 77 % учащихся. 50 % регулярно выполняют дома утреннюю зарядку.

После учебного дня чувство усталости присутствует у 77 %учащихся, что может свидетельствовать об избытке получаемой информации в школе, чрезмерной двигательной активности или ее отсутствии во время перемен, на уроках физической культуры и других занятиях, неполноценном питании, сне и т. д.

Таким образом, следует отметить наличие у младших школьников определенных знаний о своем здоровье. Однако, обращая внимание на ответы по первому вопросу, необходимо учесть то, что некоторые компоненты ЗОЖ ребятам неизвестны, либо забыты.

Для того чтобы изучить физическое и психическое состояние здоровья младших школьников был использован тест «Мое здоровье» (Л. В. Кошелева) [3].

Полученные результаты проведенной методики позволяют нам судить о том, что состояние физического и психического здоровья у большей части учащихся 4 «А» находится в норме, что подтверждается следующими данными: 73 % школьников могут с легкостью сосредоточиться на выполнении конкретного задания. 65 % учеников, находящихся при неподвижном сидении на одном месте, не жалуются на одолевающий их сон. Это свидетельствует о высокой концентрации внимания, которая, несомненно, сказывается на восприятии поступающей информации, ее усвоении, а также успеваемости учеников в целом.

Отсутствуют головокружение и потемнение в глазах при резких наклонах у 100 % испытуемых, частые головные боли — у 85 %. Не мучает тошнота или отсутствие аппетита при возникновении определенных событий 69 % школьников.

Однако 54 % испытуемым трудно вставать по утрам. Они чувствуют себя разбитыми и несобранными, что может быть связано с неправильной организацией режима дня или невыполнением санитарно-гигиенических норм (проветривание помещения перед сном). 58 % отказываются от полноценного завтрака, ограничиваясь лишь чашкой чая, кофе и другими напитками, что свидетельствует о несоблюдении режима правильного питания как важного компонента здорового образа жизни.

Подводя итог, следует отметить, что состояние здоровья учеников можно обозначить как нормальное. Однако имеются нарушения в соблюдении школьниками полноценного питания, отсутствия организации режима дня и выполнения санитарно-гигиенических требований.

Для выявления уровня сформированности знаний о компонентах здорового образа жизни и определения ценности ЗОЖ была использована анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева)» [2].

Анализ результатов анкеты показал, высокий уровень знаний правил пользования средствами гигиены имеют 61,5 % учащихся. Высокая осведомленность о правилах организации режима питания отмечается у 81 % школьников. С основными правилами гигиены хорошо знакомы 61,5 %, а правилами оказания первой помощи владеют 58 %.

Высокую ценность здоровья выбрали в иерархии других общечеловеческих ценностей лишь 15,5 %. В данный перечень входили такие ответы, как «много знать и уметь», «быть здоровым», «быть самостоятельным» и «жить в счастливой семье». Для 69 % младших школьников ценность здоровья не является наивысшей, а остальные не считают ее главной в своей жизни.

Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья играет поведение человека. Понимание роли поведенческой активности отмечено лишь у 23 % школьников, которые в качестве необходимых условий здоровьесбережения выбрали «регулярные занятия спортом», «знания о том, как правильно заботиться о своем здоровье» и «выполнение правил ЗОЖ». 27 % условиями сохранения и укрепления своего здоровья считают «денежные средства для приобретения продуктов питания и организации досуга», «экологию», «возможность лечения у хорошего специалиста» и «хороший отдых». 50 % учеников 4 класса недостаточно осознают роль собственного поведения в укреплении и сохранении здоровья.

Правильно организованный режим дня — одно из важнейших условий здорового образа жизни, и по результатам анкеты требованиям ЗОЖ соответствует распорядок дня у 23 % ребят, у которых ежедневно присутствует утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе, завтрак, обед и ужин, сон не менее 8 часов, занятия спортом, водные процедуры. У 58 % наблюдается неполное соответствие правильному режиму дня, в основном отсутствуют ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон. И распорядок дня 19 % школьников полностью не соответствует требованиям здорового образа жизни.

В последнее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни: классные часы, лекции о здоровье, экскурсии и т. д. Значимость мероприятий, проводимых в школе для формирования ЗОЖ, высока для половины младших школьников. Особый интерес мероприятий составляют спортивные соревнования, викторины, конкурсы, игры и показ фильмов на тему здорового образа жизни. Для 31 % организованные занятия не представляют особой важности. Увлеченности предлагаемым материалом не наблюдается.

В конечном подсчете баллов по всем показателям, результат получился следующим:

У 4 % учеников сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Осознают важность выполнения и соблюдения требований здорового образа жизни, придерживаются их, имеют высокие знания в области укрепления и сохранения своего здоровья, выступающего главной ценностью среди остальных.

У 58 % — достаточный уровень представлений о здоровом образе жизни: знания ограничены, не конкретны, могут отсутствовать некоторые компоненты ЗОЖ. Ценность здоровья сохраняется, но может смещаться на второй план.

38 % школьников имеют недостаточный уровень представления о здоровом образе жизни. Знания поверхностны, искажены либо не сформированы. Ценность здоровья не определена или занимает последние места в структуре ценностей.

Таким образом, результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что уровень знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе сформирован не полностью. В связи с этим рекомендуется проведение программы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающая следующие мероприятия:

— классные часы на темы: «Что такое здоровье и здоровый образ жизни», «Спорт в нашей жизни», «Правильное питание», «Закаливание организма», «Режим дня» и т. д.;

— беседы на темы: «Вредные привычки», «Болезни и иммунитет», «Здоровье — наша ценность» и т. д.;

— физкультминутки, направленные на профилактику утомляемости школьников;

— тематические видеофильмы и презентации;

— выступления младших школьников с сообщениями по теме «Моя спортивная секция», «Мой любимый вид спорта» и т. д.;

— игры, викторины и конкурсы, например, посвященные теме «Мои привычки».

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. Лекции 5–8 / М. М. Безруких. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 70 с.

2. Гребнева М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» / schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc

4. Науменко Ю. В. Анкета «Уровень сформированности знаний о ЗОЖ» / http://www.findsmarter.ru

5. Тихомирова И. А. К здоровью детей через обучение и воспитание / И. А. Тихомирова // Экология и жизнь. — 2012, № 1. — С. 43–48

Источник

Читайте также:  Лес источник здоровья диктант
Adblock
detector