Анализ состояния здоровья школьников
Анализ состояния здоровья школьников.
Достойное образование, ради которого родители приводят своих детей в нашу школу, требует каждодневного высокого физического и психического напряжения учащихся и учителей. Вот почему создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников становится главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы.
— Здание школы, включая классные помещения, рекреации, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям СанПиНов.
— Занятия в школе проводятся в две смены: 1,2,4,5,8,9,10,11 классы – учатся в I смену, 3,7,8 классы – во вторую.
— Школа имеет определенную материально-техническую базу: 57 учебных кабинетов, 8 административных кабинетов, библиотеку с читальным залом, столовую на 220 посадочных мест, 2 мастерских, 2 компьютерных класса, медицинский кабинет, 2 спортзала.
— Количество залов для физической активности учащихся обеспечивает возможность проведения занятий физкультуры 3 часа в неделю и спортивных кружков и секций.
— Спортивные залы оборудованы необходимым инвентарем по разделам программы (мячи, брусья, шведская стенка, канат, теннисный стол и т. д.). Имеется также дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры).
— На пришкольном участке оборудован спортивно-оздоровительный комплекс, включающий в себя: футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, гимнастический комплекс, беговую дорожку. Все это используется для занятий на свежем воздухе, для мотивации двигательной активности детей за счет повышения интереса.
— Школьная столовая соответствует требованиям СанПиНов и позволяет школьникам получать горячие завтраки и обеды.
— Здание школы, кабинеты и школьная территория соответствуют требованиям техники безопасности.
— Имеются отдельные кабинеты учителя-логопеда, психолога, социального педагога, комплекты методик для проведения различных тренингов.
— В школе имеется медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования (соответствующий требованиям СанПина и лицензированию медицинской деятельности), где работает медсестра, выполняющая профилактические осмотры, прививки, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и т. д.
— На каждого ребенка школы заведены медицинская карта и паспорт здоровья; заведена картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.
— Проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, по профилактике близорукости, по профилактике инфекционных заболеваний.
— Для улучшения общего оздоровительного и эстетического фона созданы зеленые уголки как в классах, так и в рекреациях.
— В 11 учебных кабинетах установлены кулеры с очищенной питьевой столовой водой, смена воды проводится 1 раз в неделю.
— Во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены, применяется зонирование образовательного пространства.
— Учебные нагрузки не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.
— В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам.
— В учебный план включены интегрированные курсы по обучению здоровью, создана программа «Здоровье» и подпрограмма для учащихся начальной школы «Воспитание ЗОЖ». Эффективность этих программ подтверждается результатами работы за последние годы.
— В школе запрещено курить учащимся, педагогам и посетителям, включаю пришкольную территорию.
— Родители активно участвуют в реализации планов школы по содействию сохранения и укрепления здоровья школьников.
— Соблюдается гигиенический режим учебных помещений.
Методические объединения школы активно используют здоровьесберегающие технологии:
ü различные виды гимнастики, самомассажа, физкультминутки на уроке (учителя начальной школы , , )
ü Организуется индивидуальная работа с одаренными детьми, работа в малых группах, созданы группы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
ü Скорректированы темы учебных занятий по ОБЖ, в курс введены основы знаний по здоровому образу жизни, рациональному питанию, режиму дня.
Информационно-просветительская работа тесно переплетается с учебной деятельностью и ведется по направлениям:
— с педагогическими кадрами школы — организация обучающих семинаров, практических занятий, тренингов;
— с учащимися — групповые и индивидуальные беседы, практические занятия по основам жизнедеятельности, классные часы, праздники, консультации, просмотры видеофильмов, встречи со специалистами, ведение «Дневников здоровья» в начальной школе.
— в ближайшее время будет создана страница на школьном сайте «Здоровый образ жизни». Мы планируем отражать интересную информацию о правильном, рациональном питании, навыках здорового образа жизни, спортивных соревнованиях и организации досуга в лицее.
— Классные часы, посвященные здоровьесбережению.
Каждый классный руководитель раз в месяц проводит классный час или внеклассное мероприятие, посвященное проблеме сохранения и укрепления здоровья. Наиболее интересные темы прошлого года «Образ жизни и здоровье», «О наркомании», «Самый счастливый день».
Над чем работать:
Недостаточен охват внеклассными мероприятиями по здоровьесбережению, в проектах, конкурсах, принимают участие не все учащиеся. Необходимы классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, охватывающие всех учащихся школ, готовых самостоятельно работать над темой сохранения и укрепления здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Не все классные руководители используют возможности школы в оздоровительной деятельности.
На основе результатов диспансеризации и дополнительных врачебных осмотров учащихся школы была разработана система профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательной системы, а также система физкультурно-оздоровительной работы для этой категории детей.
По результатам профилактических осмотров учащихся школы выявлены следующие показатели состояния здоровья:
Источник
Проект.Изучение уровня физического развития и здоровья учащихся
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Цель проекта: выяснить уровень физического развития и здоровья учащихся гимназии, формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, осознанной потребности в здоровье, практические навыки ведения здорового образа жизни.
Задачи проекта:
— диагностика состояния здоровья детей, их физического развития;
— мониторинг успешности развития, обучения и здоровья детей;
Объектом исследования являются учащиеся гимназии.
Гипотеза проекта: изучение здоровья школьников, профилактическая и просветительская работа приведет к улучшению здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dzhumaniyazova.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 11
Изучение уровня физического развития и здоровья учащихся
Работа ученицы 10 А класса
Руководитель: Бондарь О.В.
1. 1 Питание школьников ………………………………………… 5
1. 2 Может ли быть пища вредной? ……………………………… 7
1. 3 Санитарно-гигиенические условия обучения ……………… 11
2. Методика исследования …………………………………………….. 13
3. Результаты исследования …………………………………………… 13
3.1 Динамика показателей болезненности учащихся …………. 13
3.2 Учет группы здоровья …………………………………………13
3.3 Анкетирование по мониторингу здоровья учащихся ……… 14
3.4 Проведение мониторинга здоровья на уроках биологии ….. 17
3.5 Проведение мониторинга здоровья на уроках физкультуры . 18
Список литературы …………………………………………………….. 21 Введение
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье школьников становится все хуже и хуже. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно- психические расстройства. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». [1]
Причины, вызывающие эту тревогу, следующие:
во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья школьников не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым, сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может. [2]
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
· благоприятную социально-психологическую адаптацию.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внеш ней среды, в том числе и обучения на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Цель проекта: выяснить уровень физического развития и здоровья учащихся гимназии, формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, осознанной потребности в здоровье, практические навыки ведения здорового образа жизни.
— диагностика состояния здоровья детей, их физического развития;
— мониторинг успешности развития, обучения и здоровья детей;
Объектом исследования являются учащиеся гимназии.
Гипотеза проекта: изучение здоровья школьников, профилактическая и просветительская работа приведет к улучшению здоровья школьников.
1. Обзор литературы
1. 1 Питание школьников
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выраже ние Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая ис ключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребен ка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом воз расте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрес сивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивно му облучению и другим неблагоприятным воздействиям.
Калорийность и химический состав рациона детей не должен иметь больших колебаний изо дня в день. В то же время следует стремиться к максимальному разнообразию продуктов питания. Ребенок должен получать питание с использованием широкого ассортимента круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса, рыбы и т. д. Такой принцип составления меню обеспечивает луч шую сбалансированность рациона.
При составлении рационов питания для учащихся также нужно следить за правильным распределением продуктов и калорийности пищи в течение суток. Младшим школь никам лучше в первую половину дня получать продукты, более богатые белком, а на ужин — в основном молочно-растительные блюда.
Важно обеспечить достаточное разнообразие рациона — следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись с течение дня, а в течение недели — не более 2—3 раз.
Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки, или 5, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приемами пищи — не более 4—5 ча сов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста и созревания систем, происходит пе рестройка обмена веществ и т.д. Все это требует большого рас хода энергии и, соответственно, потребления пищи.
Распределение калорийности суточного рациона имеет сле дующий характер: 25—30% на завтрак, 35—50% на обед, 5—10% на полдник, 20—25% на ужин. Оптимальное соотношение бел ков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион пи тания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не дол жны повторяться в течение дня.
Рацион питания должен строиться с учетом веса и типа те лосложения ребенка. Но как правильно определить «нормаль ный» вес? Конечно, существуют какие-то «средние» показатели, но руководствоваться ими, пытаясь выявить норму для каждо го конкретного ребенка, не совсем верно.
Дело в том, что существует несколько типов телосложения — дигестивный, мышечный, астено-торакальный. Дети дигестивного телосложения всегда будут полнее, чем дети астенического телосложения. И связано это не с тем, что дигестивники переедают, а ребята астенического сложения недоедают. Просто у каждого из этих конституциональных типов свое соотноше ние мышечной и жировой ткани, данное им от природы. По этому для определения «нормального» веса обязательно нужно учитывать и тип конституции ребенка. Кстати, сделать это мо жет только специалист. Он же сможет порекомендовать и «нор мальный» с учетом конституционального типа рацион питания. Еще один важный момент, который следует учитывать при составлении меню ребенка — это возрастной этап формирования организма. Весь процесс формирования можно условно разделить на этапы роста и этапы развития. Соответственно, на каждом из этих этапов организм преимущественно нуждается в определенных видах питательных веществ. Во время роста орга низму необходимо много белков — для строительства структур тела. Во время развития — углеводов и жиров, которые участву ют в созревании органов и тканей. Поэтому ребенок на разных этапах может, к удивлению взрослых, менять свои вкусовые предпочтения, переключаясь на какой-то определенный вид пищи. Старший дошкольный и младший школьный возраста (5—7 лет) относятся к этапу развития, об этом обязательно нуж но помнить при составлении рациона.
Если количество энергетического приема не соот ветствует потерям, в организме постепенно наруша ется обмен веществ. Самую лучшую, разнообразную и калорийную пищу должны получать дети и подростки, организм, которых растет и развивается.
Итак, основные правила рационального питания:
1. Садиться за стол необходимо с ощущением голо да. Никогда не наедайтесь впрок! Это принесет огромный вред и вашему желудку, и организму в целом!
2. Пищу необходимо принимать 3-4 раза в день. Лучше есть чаще, но маленькими порциями.
3. Пищу следует принимать в определенные часы.
4. Не следует садиться за стол в возбужденном состоянии. И уж тем более нельзя пытаться при помощи еды «заесть» свой стресс. Как правило, это приводит к перееданию.
5. Во время еды не следует смотреть телевизор, чи тать или решать сложные житейские проблемы. Беседа должна быть приятной, это поможет дей ствительно наслаждаться трапезой.
6. Не смешивать белки, т. е. мясо, рыбу, яйца с уг леводами (хлеб, картофель, рис). В этой связи не обходимо избегать продуктов «быстрого приготов ления», предлагаемых в ресторанах и кафе, блю да, в которых состоят, как правило, из белков и углеводов.
7. Большое внимание необходимо уделять переже выванию пищи. Процесс пищеварения начинает ся не в желудке, а во рту, слюна же работает точ но так же, как и желудочный сок. Следует де лать не менее 20-30 жевательных движений че люстями перед проглатыванием. Необходимо жевать медленно, так как основа здорового пи щеварения — хорошее пережевывание пищи!
8. Нельзя переедать! Большому количеству пищи очень сложно перемешиваться и перевариваться. Из-за стола надо вставать с легким чувством го лода. Ощущение сытости наступает толь ко через 20 минут после приема пищи!
9. Не забывайте о растительных белках! В вашем рационе должны присутствовать орехи. Молоко лучше употреблять самостоятельно, не смешивая его ни с какими продуктами.
10. Не забывайте о необходимости и полезности при ема фруктовых и овощных соков. Во-первых, соки имеют структуру, аналогичную структуре прото плазмы клеток, а во-вторых, это основные постав щики витаминов в организм.
11. Суточная потребность человека в воде составляет 2-2,5 л. Эту норму необходимо соблюдать.
12. Нельзя употреблять слишком горячую или холод ную пищу. Это очень вредно для зубов, пищевода и печени.
13. Овощи лучше употреблять сырыми, приготовлен ными на пару или печеными, так как при варке они теряют до 90% энергетических качеств.
14. Необходимо исключить из употребления пепси, колу, фанту! Содержащиеся в них газы затрудня ют пищеварение. Химические пищевые добавки с сочетанием большого количества сахара ведут к отложению жира и другим неприятным послед ствиям.
Старшие подростки должны знать, что пиво со держит вредные углеводы в виде солодового са хара, который засоряет печень.
Помните, что еда не должна быть основным ис точником положительных эмоций, хотя должна при носить положительные ощущения и во время трапе зы, и после нее. «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить», — пожалуй, основной прин цип рационального питания, помогающего нам быть здоровыми на протяжении всей жизни.
1.2 Может ли быть пища вредной?
Использование продуктов высокой термической обработки, лишенных не только витаминов и микроэлементов, но и пищевых волокон, необходи мых для нормальной работы желудочно-кишечного тракта; применение да леко не щадящих, агрессивных методов термической обработки: обжарива ние продуктов, их повторный разогрев, фритюр; добавление специй и соли в больших количествах — все это позволяет рассматривать такого рода питание только как редкое исключение.
Майонез — очень популярная приправа для салатов, а также компо нент для приготовления первых и вторых блюд.
Даже использование тех сортов майонезов, где не закладываются ис кусственные консерванты и красители, не гарантируют абсолютную полез ность для здоровья ребенка. Учитывая высокий процент содержания в майоне зе горчицы, уксуса и соли, детям не рекомендуется использование этого про дукта в повседневном рационе, поскольку это может сказаться в первую оче редь на состоянии желудочно-кишечного тракта. Более того, на потребление этого продукта должны быть наложены строгие ограничения для детей, имеющих избыточный вес и склонных к ожирению, а также для детей, имею щих аллергические реакции на продукты или ингредиенты майонеза (яйца).
Сардельки и сосиски являются излюбленными блюдами людей во мно гих странах мира. Быстрота приготовления и разнообразие гарниров, которые можно подать к ним, обусловили их широкое распространение в меню бистро, кафе. Да и на вопрос врачей, наблюдающих детей в детских са дах и школах: «Что ты любишь есть больше всего?», дети хором отвечают:. «Сосиски и макароны». Однако возникает вопрос: полезны ли они детям?
В рецептурах сосисок и сарделек в зависимости от их сорта преду смотрено использование мясного сырья как высококачественного, так и низкосортного, то есть с повышенным содержанием жира и субпродук тов. Повсеместным в настоящее время является использование различных функциональных добавок, которые позволяют наряду со снижением себе стоимости продукции за счет использования низкосортного сырья сохра нить удовлетворительные качества для потребителя: стабильный розовый цвет, аромат, консистенцию. Допускается хранить сосиски и сардельки всех сортов в натуральных и искусственных газо-пароводопроницаемых оболочках (типа целлофана) до 5 суток. Ассортимент сосисок, колбас, сарделек, представленных на рынке, достаточно широк, и производители, стремясь к увеличению срока годности своих продуктов, вводят все новые консерванты, которые позволяют хранить, например, сардельки в пароводонепроницаемых оболочках до 40 суток.
Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ: белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном развитии. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности (в первую очередь по белку) и содержат ряд пищевых добавок. Поэтому использовать колбасные изделия при организации питания ребенка, в частности, сосиски, надо не чаще, чем 1-2 раза в неделю, и уж совсем не каждый день, как поступают многие.
Надо отметить, что большой популярности газированных напитков, чипсов и других продуктов способствует агрессивная реклама этих продуктов, осаждающая экраны наших телевизоров.
В конце 2001 г. главный врач государственной службы здравоохрания США особо отметил в своем докладе, что ожирение буквально достигло масштабов эпидемии. Ожирением страдают 30,5% населения страны.
Обнаружена, в частности, четкая связь между ростом объема продаж «фаст фуд» и ростом ожирения среди детей (15% американских я в возрасте от 6 до 19 лет страдают от избыточного веса). В 70-х. гг. получали около 20% суточной нормы калорий, потребляя «фаст фуд», 90-х гг. этот показатель возрос до 90%.
Одним из наиболее серьезных последствий ожирения у детей явля ется диабет. Кроме того, все чаще встречаются сердечные заболевания и повышенное содержание холестерина в организме.
В 1978 г. средний американский подросток ежедневно выпивал в два раза больше молока, чем прохладительных напитков (500г к 250г, соответственно). Спустя 20 лет, в 2002г. картина противоположная: под ростки выпивают вдвое меньше молока, чем прохладительных напитков, и получают при этом 9% суточной нормы калорий. Значительное количе ство подростков выпивает пять и более банок прохладительных напитков. Напитки Coke, Pepsi, Mountain Dew и Dr. Pepper содержат также кофеин.
Потребление прохладительных напитков становится все более рас пространенным даже среди детей в возрасте 1-2 лет (этот показатель, со гласно имеющимся данным, достигает 20%).
Установлено, что чрезмерное потребление прохладительных на питков в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме; в ре зультате возрастает опасность переломов костей. В 43% начальных школ и почти во всех средних школах работают автоматы для продажи под слащенных напитков, конфет и картофельных чипсов. Торговля неполно ценной пищей в школьных стенах идет столь бойко, что законодательные органы и органы здравоохранения ряда штатов вынуждены вмешаться.
У детей, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная не достаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом ра ционе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низ кой успеваемости.
Пища, приготовляемая в предприятиях «фаст фуд», содержит чрез вычайно высокий процент натрия, поскольку в качестве добавок исполь зуются, кроме столовой соли, бикарбонат натрия (разрыхлитель теста), рассол, глютамат натрия, динатрифосфат, бензойнокислый натрий. Избыток натрия в пище приводит к тому, что в организме задерживается слишком много жидкости. Это может оказаться вредным для людей с высоким кровяным давлением или сердечными заболеваниями.
В картофеле фри содержится целый ряд вредных веществ, в том числе насыщенный жир и акриламид. Шведские ученые обнаружили, что высокий уровень содержания акриламида, обычно используемого при производстве различных пластмасс и красок, обнаружен не только в кар тофеле фри, картофельных чипсах и гамбургерах, но и в крахмалсодержащих хлебопекарных изделиях. Экспериментально доказано, что акри ламид оказывает токсичное действие на нервную систему животных и че ловека. Установлена взаимосвязь между наличием в организме животных акриламида и онкологическими заболеваниями.
Исследования, посвященные воздействию акриламида на организм человека, находятся на ранней стадии, однако внушает тревогу тот факт, что акриламид недавно обнаружен в пищевых продуктах, которые богаты углеводами и приготовляются при высокой температуре, таких как кар тофель фри и картофельные чипсы. Анализ показал, что акриламид обра зуется в результате нагревания продуктов. Например, в подогретом кар тофеле содержалось в 12-20 раз больше этого канцерогена, чем в подог ретом гамбургере. Если картофель варить, а не жарить и не нагревать в духовке, акриламид не образуется совсем.
Акриломид — белое или бесцветное кристаллическое вещество, рас творимое в воде. Известно, что акриламид повреждает нервную систе му и, по утверждению онкологов, вызывает генетические мутации и образование злокачественных опухолей в брюшной полости. Эти данные были получены в результате наблюдений над подопытными животными.
Шведские биохимики определили, что пакет чипсов может содержать в 500 раз больше акриламида, чем максимально допустимая концентрация, установленная Всемирной организацией здравоохранения для питьевой воды (не свыше 1,0 мкг/л); новые стандарты качества питьевой воды, которые вступят в силу на территории Европейского Союза в конце 2003 г., предусматривают уменьшение этого уровня до 0,1 мкг/л. В картофеле фри и бургерах, которыми торгуют предприятия «Макдоналдс», находящиеся в Шве ции, концентрация акриламида превышает норму в 100 раз.
По словам Лейфа Буска, который возглавляет научно-исследовательский отдел в Национальном управлении Швеции по каче ству пищевых продуктов, за тридцать лет работы в этой сфере ему «ни разу не приходилось видеть ничего подобного».
Согласно классификации Управления США по охране окружаю щей среды, акриламид входит в группу канцерогенов, контакт с которы ми приводит к последствиям «средней степени тяжести».
Американская ассоциация кардиологов рекомендует, чтобы суточ ное потребление холестерина не превышало 300 мг. Однако дело не толь ко в количестве холестерина, которое содержится в продуктах. Например, продукты с высоким уровнем содержания общих жиров или насыщенного жира, могут способствовать повышению уровня содержания холестерина в крови. Картофельные чипсы «без холестерина» могут содержать высо кий процент жира и тем самым инициировать образование холестерина в организме.
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше голодными не остаются — везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников. Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы и чупа-чупсы).
1. 3 Санитарно-гигиенические условия обучения
Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим правилам.
Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. (Это выполняется?)
Световой режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой режим в образовательном учреждении способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройством зрения (Вспомним наших близоруких детей). Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы, украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами. Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.
Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств, желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц (Так ли это на самом деле?)
Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики. Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м. площади помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не «Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья.
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.
Контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами). Целесообразно условно разделить учащихся по длине тела на 6 групп, т.к. указанное деление легло в основу государственных стандартов на основные виды школьной мебели. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировку. На нижние поверхности крышки стола и сиденья стула, на внутренней поверхности крышки и сиденья парты должно быть нанесено обозначение группы мебели и диапазон длины тела учащегося, для которых предназначена мебель. В каждом классе должно быть не менее трех групп мебели.
Мониторинг здоровья учащихся
В современной ситуации крайне необходим мониторинг показателей жизнеспособности учащихся, резервов их физических, нервно-психических и интеллектуально-творческих сил. Взамен затратных и иногда формальных медицинских осмотров учащихся с достаточно большой периодичностью, необходимо организовывать в школьных учреждениях постоянно действующий эффективный механизм доврачебного контроля динамики физического и психического развития детей.
Мониторинг организуется на принципах учета возрастных особенностей и закономерностей взаимодействия биологических и средовых факторов при формировании здоровья учащихся.
Ведется общешкольный мониторинг состояния здоровья учащихся, включающий следующие параметры: динамические показатели острой и хронической заболеваемости, травматизма, количества пропущенных учебных дней по болезни, индекса физического здоровья. Необходимо создание полной компьютерной базы по острой заболеваемости учащихся, которая позволила бы отследить тенденции острой заболеваемости не только по классам и школе, но и индивидуально по каждому ребенку, что значительно повысит эффективность профилактической работы и подбора комплекса лечебно — профилактических процедур с учетом личностных качеств и состояния здоровья каждого ребенка.
2. Методика исследования
Исследования проводились по методике Губаревой Л. И., Адаменко С. В., Олешкевич Т. Г. (Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных систем школьников. Практические рекомендации. Ставрополь: СКИПКРО. 2001) и Алексеева С.В. (Практикум по экологии. М.:
3. Результаты исследования
3.1 Динамика показателей болезненности учащихся представлена в таблице
Источник