1. Алиментарная недостаточность витаминов.
Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий, в свою очередь, к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей первого года жизни.
Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов-витаминоносителей.
2.Повышенная потребность в витаминах.
Периоды особо интенсивного роста детей и подростков.
Особые климатические условия.
Интенсивная физическая нагрузка.
Интенсивная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния.
Инфекционные заболевания и интоксикации.
Действие неблагоприятных экологических факторов (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.).
Заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции.
Повышенная экскреция витаминов (заболевания почек и др.).
2.Значение рационального питания в сохранении и укреплении здоровья человека,основные принципы рационального питания.
Рациональное питание должно учитывать:
— уровень физической активности;
— национальные обычаи (особенности) питания.
Однако во всех случаях, независимо от возраста, пола, характера работы (труда), уровня физической активности и других факторов, должна быть обеспечена как количественная, так и качественная полноценность питания. Количественная полноценность пищевого рациона определяется его энергетической ценностью или калорийностью. При этом обязательным условием количественной полноценности питания является соответствие калорийности суточного рациона энергетическим тратам организма, производимым в течение суток.При оценке количественной полноценности питания считается благоприятным, когда калорийность суточного пищевого рациона превышает на 10 % производимые в течение суток энерготраты. Эта добавка идет на покрытие основного обмена.Используя этот критерий, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии.
При этом профессиональный состав групп может быть изменен в зависимости от энергоемкости труда.
С учетом нового принципа все трудоспособное население в зависимости от энерготрат разделено на то же число групп.
I группа — работники преимущественно умственного труда, очень низкая физическая активность, КФА 1,4 (государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов и колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты-медики, психологи, диспетчеры, операторы ЭВМ, программисты, работники конструкторских бюро и отделов, архитекторы и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты служб страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, служащие по пенсионному и социальному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности);
II группа — низкая физическая активность, КФА 1,6 (водители городского транспорта, работники пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, гиды, фотографы, таможенные инспектора, работники милиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности);
III группа — труд средней тяжести, средняя физическая активность, КФА 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности);
IV группа — работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, КФА 2,2 (строительные рабочие, проходчики, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей, ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, металлурги, доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности);
V группа — работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность, КФА 2,5 (спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, шахтеры, проходчики, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности). В рациональном питании важно обеспечить не только необходимое количество белков за сутки, но и полноценный качественный состав поступающих белков.
3.Влияние микроэлементов на ферментативные процессы в организме человека,признаки дефицита магния,железа,фосфора,кальция,цинка в организме.
Магний. благотворно влияет на рост костей;координирует сердечный ритм, снижает повышенное артериальное давление;регулирует уровень сахара в крови;способствует улучшению функции дыхания при хронической астме, эмфиземе, бронхитах;представляет собой профилактическое средство против мышечных и суставных болей, синдрома хронической усталости, мигрени;нормализует состояние при предменструальном синдроме;снижает негативные эффекты радиотерапии и химиотерапии;способствует здоровью зубов, укрепляет эмаль;предотвращает отложения кальция, камней в желчном пузыре и почках. Магний в продуктах:злаковые растения, крупы (овсяная, ячневая);белокочанная капуста, соевая мука, горох, фасоль, семена подсолнечника;фиги, лимоны, грейпфруты, яблоки, бананы, абрикосы;сладкий миндаль, орехи;камбала, карп, креветки, морской окунь, палтус, сельдь, скумбрия, треска;молоко, творог (низкая доля, но легко усвояемая форма).Дефицит: быстрая утомляемость, раздражительность, бессонница, кошмары, тяжелое пробуждение (в связи с несвоевременным производством гормонов надпочечниками);утрата аппетита, запоры, тошнота, диарея, рвота;болезни сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, аритмии, стенокардия, ангиоспазмы;нарушения работы надпочечников;развитие начальных стадий сахарного диабета, мочекаменной и желчнокаменной болезни;иммунодефицитные состояния, увеличение вероятности развития опухолевых заболеваний.
Железо является составной частью гемоглобина, сложных железо-белковых комплексов и ряда ферментов, усиливающих процессы дыхания в клетках. Железо стимулирует кроветворение.Основным источником железа служат зерновые продукты, бобовые, яйца, творог, печень.Дефицит:ухудшается клеточное дыхание,ведет к дистрофии тканец и органов и нарушению состоянию организма еще до развития анемии. Возникает гипохромная анемия. При острых кровопотерях,заболеваниях желудка и кишечника.
Фосфор незаменим для роста и поддержания нормального состояния зубов и костей, а также умственной и мышечной активности. Он участвует практически во всех химических реакциях, поддерживает нормальный обмен веществ, рост клеток, работу мышц, сердца и почек. Его основными источниками являются рыба, яйца, мясо, молоко, сыр, творог, говяжья печень, красная икра, креветки. Недостаток фосфора проявляется слабостью, общим недомоганием и всплесками умственной активности, сменяющиеся нервным истощением. Реже он приводит к снижению внимания и аппетита, болям в костях и мышцах, нарушениям обмена веществ и работы печени, частым инфекционным и простудным заболеваниям. При длительном дефиците фосфора возможно возникновение рахита, пародонтоза и остеопороза.
главная функция кальция – функция структурного материала, создание и поддержание полноценных зубов и костей. кальций регулирует давление крови. кальций воздействует на проницаемость мембран, требуется для транспортировки питательных веществ и иных соединений сквозь клеточные мембраныЛучшими источниками для усвоения считаются:морепродукты, печень рыб;бобы;сырой яичный желток;сельдерей, капуста, петрушка, шпинат;абрикосы, виноград, смородина, ананасы, апельсины;творог. Дефицит: Слабость и утомляемость.Болевые ощущения, спазмы в мышцах.Боли в области костей, возникновение нарушений походки.Нарушения роста.Гипокальциемия (низкий уровень кальция в крови), гипокальциноз (сниженное содержание кальция в известьсодержащих органах, к примеру, в костях).Декальцинация скелета (недостаток кальция в костной ткани), переломы костей, деформация позвонков, остеопороз, деформирующий остеоартроз.Мочекаменная болезнь (уролитиаз).Болезнь Кашина-Бека (поражение суставов конечностей и позвоночника).Нарушения работы иммунной системы.Аллергические заболевания.Кровоточивость, понижение свертываемости крови.
Цинк необходим для формирования костей, способствует лечению трудно заживающих ран у больных диабетом или людей с нарушением кровообращения. Цинк необходим для продукции спермы и мужских гормонов, необходим для метаболизма витамина E, который является предшественником половых гормонов и включается в продукцию тестостерона, важен для нормальной деятельности простаты, участвует в синтезе разных анаболических гормонов в организме, включая инсулин, тестостерон и гормон роста.Источники цинка: бифштекс, отбивная из мяса молодого барашка, свиное филе, пивные дрожжи, тыквенные семечки, яйца, нежирное сухое молоко, горчица. Наибольшее содержание цинка — в устрицах. Однако в тыквенных семечках содержится всего на 26% меньше цинка, чем в устрицах. Дефицит цинка способен вызвать серьезные нарушения в нашем организме, в том числе замедление роста и развития органов, проблемы с кожей (сухость, сыпь, экземы и даже язвы), ухудшение состояния волос и ногтей (утончение и ломкость).Более серьезным последствием может быть поражение головного мозга, влекущее за собой различные заболевания психики и нервные расстройства, а также нарушение работы органов чувств, ответственных за зрение, слух и вкусовое восприятие.Страдает и иммунная система вследствие резкого снижения количества лимфоцитов.
Источник
Причины витаминной недостаточности у взрослых
I. Алиментарная недостаточность витаминов:
1. низкое содержание витаминов в суточном рационе питания;
2. разрушение витаминов в продуктах питания вследствие технологической переработки и длительного хранения;
3. действие антивитаминных факторов в продуктах.
Антивитаминные факторы – это химические соединения, которые так или иначе снижают или полностью инактивируют витамины.
По механизму действия выделяют:
— ингибиторы – похожи по своему химическому составу на тот или иной витамин, вследствие чего они могут ухудшать всасывание витамина или занимать его место кофермента, что ведет к инактивации фермента. В основном ингибиторы получены путем химического синтеза (витамин В2 – биомицин, акрихин, В6, РР – тубазид, фтивазид, циклосерин);
— деструкторы – разрушают витамины в пище или в организме (фермент аскорбиназа разрушает витамин С, тиаминаза – В1);
— комплексообразователи – связывают витамины в неусвояемый комплекс (белок авидин – витамин Н);
— депрессоры – вещества, угнетающие синтез тканевых гормонов.
4. наличие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме;
5. нарушение баланса рациона, то есть оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами (при дефиците белка в питании снижается поступление холина);
6. пищевые извращения, ряд национальных традиций в питании;
II. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов:
1. заболевания желудочно-кишечного тракта;
2. нерациональная химиотерапия (применение антибиотиков).
III. Нарушение ассимиляции и метаболизма витаминов:
1. нарушение всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте:
заболевания желудочно-кишечного тракта;
поражение гепатобилиарной системы;
конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;
врожденные дефекты и/или незрелость транспортных механизмов абсорбции витаминов.
2. утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой (широкий лентец).
3. нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:
приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.
4. нарушение образования транспортных форм витаминов:
5. антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
IV. Повышенная потребность в витаминах:
1. особые физиологические состояния (интенсивный рост, беременность, лактация);
2. особые климатические условия;
3. интенсивная физическая нагрузка;
4. интенсивная нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния;
5. инфекционные заболевания и интоксикации;
6. действие вредных производственных и экологических факторов (промышленная пыль радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.);
7. заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции;
8. повышенная экскреция витаминов (заболевания почек и др.);
9. высокое содержание некоторых питательных веществ в рационе (при повышенном содержании углеводов повышается потребность в витамине В1, белков – В6).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Роль витаминной недостаточности у детей и методы ее коррекции
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Рациональное и сбалансированное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья населения. Необходимость применения мультивитаминных комплексов для обеспечения нормальной жизнедеятельности детского организма связана с недостаточным поступлением витаминов и микроэлементов с пищей.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации [1]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [2]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Не меньше настораживает ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России.
В соответствии с современными представлениями витамины – это низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, необходимые для нормальной жизнедеятельности, которые не синтезируются или синтезируются в недостаточном количестве в организме и поступают с пищей [3–5]. Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в построении ферментных систем в качестве коферментов – низкомолекулярных небелковых веществ, которые образуют комплекс с белковой частью ферментов и непосредственно осуществляют химические реакции, катализируемые данным ферментом. Другая ключевая функция витаминов заключается в их участии в построении и функционировании мембран клеток и клеточных органелл. Первая функция присуща практически всем водорастворимым витаминам, а также жирорастворимому витамину К, а вторая – всем жирорастворимым витаминам [5,6].
Витамины, как уже было сказано, подразделяются на жирорастворимые и водорастворимые. К жирорастворимым витаминам относятся: ретинол – витамин А, кальциферол – витамин D, токоферол – витамин Е и филлохинон – витамин К. Водорастворимые витамины представлены: аскорбиновой кислотой – витамин С, тиамином – витамин В1, рибофлавином – витамин В2, никотиновой кислотой – витамин РР и В3, пантотеновой кислотой – витамин В5, пиридоксином – витамин В6, фолиевой кислотой – витамин В9, цианокобаламином – витамин В12 и биотином – витамин Н.
Недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение их усвоения на уровне желудочно–кишечного тракта приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Под витаминной недостаточностью понимают патологическое состояние, обусловленное сниженной обеспеченностью организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено необходимостью витаминов для нормального хода многочисленных физиологических и метаболических процессов.
В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами [7–9].
К группам риска по развитию витаминодефицитных состояний относятся:
– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
– алкоголики, курильщики.
Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.
Под авитаминозами понимают состояния практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающиеся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфичного для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Их основными причинами являются глубокие нарушения всасывания витаминов, при синдроме мальабсорбции (возникающем у детей раннего возраста чаще всего, как следствие пищевой аллергии и лактазной недостаточности, а у детей более старшего возраста в результате хронических энтеритов, резекций тонкого кишечника, поражении гепатобилиарной системы и различных наследственных аномалиях).
К гиповитаминозам относятся состояния резкого, но не полного снижения запасов витамина в организме, вызывающего появление ряда, как правило, малоспецифических и слабо выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т.д.).
Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами.
Ниже мы приводим основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков.
I. Алиментарная недостаточность витаминов:
1. Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
2. Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
3. Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей 1 года жизни.
4. Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов–витаминоносителей.
5. Потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки.
6. Действие антивитаминных факторов, содержащихся в продуктах.
7. Присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Разбалансировка химического состава рационов и нарушение оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами и между отдельными витаминами.
8. Пищевые извращения и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей.
9. Анорексия, в т.ч. anorexia nervosa у девочек–подростков.
II. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов:
1. Болезни желудочно–кишечного тракта.
2. Нерациональная химиотерапия.
III. Нарушения ассимиляции и метаболизма витаминов:
1. Нарушения всасывания витаминов в желудочно–кишечном тракте:
• заболевания желудка;
• заболевания кишечника;
• поражение гепато–билиарной системы;
• конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;
• врожденные дефекты и (или) незрелость транспортных и ферментных механизмов абсорбции витаминов.
2. Утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой.
3. Нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:
• наследственные дефекты;
• недоношенность;
• приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.
4. Нарушение образования транспортных форм витаминов:
• наследственные;
• вследствие незрелости метаболических процессов (недоношенность и др.);
• приобретенные.
5. Антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
IV. Повышенная потребность в витаминах:
1. Периоды особо интенсивного роста детей и подростков.
2. Особые климатические условия.
3. Интенсивная физическая нагрузка.
4. Интенсивная нервно–психическая нагрузка, стрессовые состояния.
5. Инфекционные заболевания и интоксикации.
6. Действие неблагоприятных экологических факторов (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.).
7. Заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции.
8. Повышенная экскреция витаминов (заболевания почек и др.).
Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является субнормальная обеспеченность витаминами, которая имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Ее основными причинами служат: нерациональное вскармливание детей первого года жизни и нарушения в питании беременных женщин и кормящих матерей, широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства (хлеб тонкого помола, сахар и др.); потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; гиподинамия, сопряженная со значительным уменьшением потребности детей в энергии и соответствующим снижением общего количества пищи и, одновременно, количества поступающих с ней витаминов [5,9]. Хотя субнормальная обеспеченность витаминами не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов; физическую и умственную работоспособность; замедляет сроки выздоровления больных детей с различной патологией, в том числе детей с тяжелыми травмами, ожогами, послеоперационных больных, способствует обострению хронических заболеваний верхних дыхательных путей желудочно–кишечного тракта и гепато–билиарной системы. Вместе с тем субнормальная обеспеченность витаминами может сопровождаться и появлением отдельных клинических микросимптомов, например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина и др., кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 и др.
В общих чертах к последствиям дефицита витаминов относятся:
• ухудшение самочувствия;
• снижение умственной и физической работоспособности населения;
• нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
• нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
• замедление темпов физического и психического развития;
• предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.
На сегодняшний день на рынке представлен большой выбор поливитаминов и витаминно–минеральных препаратов для детей. Примером качественного и сбалансированного поливитаминного комплекса для детей может служить препарат Пиковит. Пиковит рекомендован ведущими специалистами Союза педиатров России и Ассоциацией семейных врачей РФ. В таблице 1 представлены суточные дозы витаминов и их содержание в препарате Пиковит.
Пиковит выпускается для детей разных возрастных групп и представлен различными лекарственными формами – сироп, пастилки, жевательные таблетки, что значительно облегчает его применение. Сироп Пиковит содержит 9 жизненно необходимых витаминов, в пастилках Пиковит и Пиковит Д – 10 витаминов и 2 минерала (кальций и фосфор), а в жевательных таблетках Пиковит Плюс – 12 витаминов, дополненных минеральными веществами – кальцием, цинком, йодом и железом. В пастилках Пиковит Форте содержится 11 витаминов, среди которых представлена вся группа витаминов В. Чтобы усвояемость и биодоступность препаратов серии Пиковит в желудочно–кишечном тракте были максимальными, производителями подобран оптимальный баланс содержания витаминов и минералов. В зависимости от формы выпуска состав препарата несколько отличается и изменяется дозировка (соответственно возрастной потребности ребенка).
Пиковит рекомендуется:
1. При отсутствии аппетита.
2. При переутомлении школьников.
3. В качестве витаминно–минерального препарата в ежедневном рационе питания, особенно в зимний и весенний период.
4. В качестве витаминного препарата при лечении антибиотиками.
Таким образом, применение поливитаминных препаратов рекомендуется как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний.
Источник