Меню

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Алгоритм по выявлению ребёнка с ОВЗ и организации его дальнейшего сопровождения
методическая разработка

Таблица-алгоритм по выявлению ребёнка с ОВЗ и организации его дальнейшего сопровождения

Скачать:

Вложение Размер
tablitsa_-_algoritm_ovz.docx 15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм по выявлению ребёнка с ОВЗ и организации его дальнейшего сопровождения

-Выявить детей, нуждающихся в организации для них СОУ, индивидуальной программе сопровождения и/или обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.

Первичное заседание ПМПк ДОУ

принять предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и/или их обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.

Коллегиальное обсуждение специалистами консилиума результатов скрининга

Все члены консилиума,

Узкие специалисты, не входящие в список консилиума.

Работа с родителями.

Рекомендовать пройти территориальную ПМПК (ТПМПК) с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определение формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

Беседа, объяснение, убеждение, помощь.

Все члены консилиума,

Узкие специалисты, не входящие в список консилиума.

Получение согласия или отказа от родителей о прохождении ТПМПК

Подготовить документы для прохождения ТПМПК

2.Заполнение соответствующей документации или оформление отказа родителей от направления ребенка на ПМПК, в письменной форме

Методист, ст. воспитатель,

Мед. работник, Учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог.

Получение заключения ПМПК

1.Уточнить и конкретизировать рекомендации ПМПК по созданию СОУ и разработки психолого-педагогической программы сопровождения.

2.Составить индивидуальную образовательную траекторию развития ребёнка.

Методист, ст. воспитатель,

Мед. работник, логопед, педагог-психолог, дефектолог, воспитатель.

Вторичное заседание ПМПк ДОУ

1.Определить и конкретизировать весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

2.Ознакомить родителей с протоколом и заключением консилиума (под роспись)

Ознакомление и анализ

индивидуально-образовательной траектории развития ребёнка.

Все члены консилиума,

Узкие специалисты, не входящие в список консилиума.

Родители или законные представители ребёнка

(По окончании срока обучения)

Оценить эффективность деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.

Все члены консилиума,

Узкие специалисты, не входящие в список консилиума.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы ПМПк в ДОУ.

Предлагаю Вам свой опыт работы по организации и методическому сопровождению оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период.

Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В статье рассматриваются подходы к информационно-методическому сопровождению педагогов ДОУ.

Семинар — практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых.

Семинар — практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и.

Источник

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
методическая разработка на тему

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

Скачать:

Вложение Размер
metodich_rekom.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

по организации обучения

детей–инвалидов в образовательной организации

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

При определении статуса ребенок с ограниченными возможностями здоровья необходимо следовать определению:

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства:

«п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .

п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации.

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

«Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»

Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов .

При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам необходимо учитывать:

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года №1312;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373;
  • ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1897;
  • ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 N 413;
  • действующие примерные региональные учебные планы;
  • рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
  • рекомендации медико-социальной экспертизы; по учебной нагрузке и особенностям организации образовательного процесса для детей – инвалидов, оформленных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида;
  • мнение родителей (законных представителей).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».

*В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов.

Источник

Алгоритм работы с детьми ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Структура алгоритма состоит из четырех блоков:

1. Получение информации о ребенке из:

-заключения РПМПк, ПМПк;

-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);

-диагностики специалистов образовательного учреждения.

2. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.

-организация режима дня;

-время и место проведения занятий;

-подбор наглядно-развивающего материала.

3. Содержание коррекционной работы.

1) Социальное развитие.

• Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;

• Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);

• Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;

• Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;

• Наблюдение, заключение специалистов.

2) Физическое развитие.

• Совершенствование имеющихся двигательных функций;

• Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;

• Развитие мелкой моторики пальцев рук;

• Развитие зрительно-двигательной координации.

3) Познавательное развитие.

• Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по

форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;

• Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;

• Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.

• Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;

• Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.

4) Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.

• Формирование предметных действий;

• Формирование сюжетной игры;

• Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.

5) Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

• Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно­технических умений;

• Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;

• Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков

4. Работа с родителями.

Скачать:

Вложение Размер
algoritm_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx 57.71 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с ребенком с ОВЗ

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Структура алгоритма состоит из четырех блоков:

  1. Получение информации о ребенке из:

-заключения РПМПк, ПМПк;

-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);

-диагностики специалистов образовательного учреждения.

  1. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.

-организация режима дня;

-время и место проведения занятий;

-подбор наглядно-развивающего материала.

  1. Содержание коррекционной работы.
  1. Социальное развитие.
  • Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
  • Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
  • Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;
  • Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;
  • Наблюдение, заключение специалистов.
  1. Физическое развитие.
  • Совершенствование имеющихся двигательных функций;
  • Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие зрительно-двигательной координации.
  1. Познавательное развитие.
  • Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по

форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;

  • Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
  • Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
  • Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
  • Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
  1. Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
  • Формирование предметных действий;
  • Формирование сюжетной игры;
  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
  1. Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
  • Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционнотехнических умений;
  • Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
  • Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
  1. Работа с родителями.

Рекомендации по сбору информации о ребенке. Общие сведения о ребенке.

  1. Фамилия, имя ребенка
  2. Возраст
  3. Статус
  4. Дата обследования
  5. Общий анамнез:

беременность по счету протекала

роды: срочные, преждевременные, запоздалые, стремительные, другое

родовспоможение оценка по Апгар при рождении баллов,

масса при рождении г., рост см,

в каком возрасте диагностированы основные заболевания (какие)

Вывод : анамнез отягощен, не отягощен.

  1. Раннее психомоторное развитие:

держит головку с , сидит с , стоит с , ходит с

Ранее речевое развитие: гуление с , лепет с ,

понимание речи с , первые слова с ,

фраза с , другие особенности

Речевая среда: дефицит речевого общения, наследственная речевая патология, билингвизм, норма.

Вывод: развитие протекало с задержкой, с выраженной задержкой, нормально.

  1. Данные медицинского обследования

Заключение о состоянии здоровья

Обследования познавательной деятельности учащегося

Стереогнозис: узнавание на ощупь фактуры предметов

Дерево Металл Стекло Пластмасса

Узнавание на ощупь формы предметов:

Катушка Ложка Карандаш Чашка

Узнавание на ощупь геометрических фигур:

Шар Куб Цилиндр Пирамида

Различение на ощупь предметов по величине:

Большой Средний Маленький

Восприятие цвета (идентификация/называние):

Красный Синий Желтый Зеленый Коричневый

Черный Белый Розовый Голубой

Восприятие формы (идентификация/называние):

Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник

Овал Ромб Шестиугольник

Восприятие величины: параметры величины (идентификация/называние)

Большой/маленький Длинный/короткий Высокий/низкий

Ориентировка в схеме собственного тела

Ориентировка в окружающем пространстве

Ориентировка в пространстве листа бумаги

Восприятие времени: День

3. Исследование памяти:

4. Исследование внимания:

Устойчивость Переключение Распределение

  1. Общая и мелкая моторика:

качество выполнения движений

продуктивная (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

7. Состояние общего развития (по результатам беседы с ребенком)

Общее развитие находится на низком уровне, несколько снижено, соответствует возрасту

  1. Состояние коммуникативных функция:

в контакт не вступает, контакт формальный, контакт избирательный, быстро устанавливает, другое

  1. Состояние эмоционально-волевой сферы:

работает с удовольствием по принуждению

неадекватное поведение избалованность

конфликтность колебания настроения

саморегуляция волевая регуляция

настойчивость склонность к завершению заданий

точность скорость выполнения задания

  1. Работоспособность и темп деятельности: достаточная, снижена

Снижение работоспособности и темпа обусловлено: истощаемостью, динамическими колебаниями; ситуационной обусловленностью; инертностью; соматическим состоянием.

Состояние органов артикуляции:

подъязычная уздечка небо

Моторика артикуляционного аппарата:

Подвижность губ языка мягкого неба

мелодико-интонационная сторона речи

Произношение и различение звуков речи

Слоговая структура слова

опознание гласных и согласных фонем В начале середине конце слова

различение фонем, близких по способу и месту образования

подсчет количества звуков букв слогов

выделение ударного звука

составление слов из заданных звуков

повторение слогового ряда

Показ называемых предметов

узнавание предметов по описанию

понимание действий, изображенных на картинке

понимание и выполнение инструкций

узнавание предметов по назначению

понимание слов, обозначающих признаки предметов

понимание пространственных наречий

понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

понимание форм ед. и мн. числа

понимание обобщающих слов

Предметный словарь глагольный словарь

словарь признаков и качеств

употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

использование антонимов синонимов

многозначных слов обобщающих понятий

Грамматической строй речи:

Употребление имен существительных в именительном падеже ед. и мн.числе употребление имен существительных и прилагательных в падежных формах употребление предметно-падежных конструкций с предлогами согласование существительных с числительными

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Пересказ небольшого текста

Чтение текстов и стихотворений

Избирательность отношения к учебным предметам

Возрастная динамика успеваемости

Русский язык Чтение Математика

Поведенческие реакции в условиях контроля

Основные направления коррекционно-воспитательной работы на учебный год:

Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении.

  1. Изучение документации: личное дело, медицинская карта.
  2. Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и установления доверительных отношений.
  3. Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя- предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.
  4. Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка с ОВЗ.
  5. Педагогическая диагностика.
  6. Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.
  7. Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.
  8. Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими сообществами через интернет.
  9. Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на основании всех полученных сведений).
  10. Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом класса по созданию комфортных условий.
  11. Мониторинг и корректировка плана работы ( малый и педсовет или консилиум).
  12. Постоянная связь с родителями.

Карта комплексной коррекции.

Содержание коррекционного воздействия

Карта динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы за период

Ф.И. ученика Класс

педагогическое логопедическое психологическое социальное

положительные моменты коррекционного воздействия

отрицательные моменты коррекционного воздействия

Упражнения на развитие восприятия.

  • Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
  • Выкладывание из палочек фигур;
  • Дорисуй вторую половинку;
  • Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
  • Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
  • Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача — найти все, что изображено на картинке.
  • Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
  • Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача — сосчитать все геометрические фигуры.
  • Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
  • Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.

Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.

Упражнения на развитие внимания

  • Лабиринты;
  • Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
  • Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
  • Запутанные линии;
  • Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
  • Корректурные пробы. Может быть два варианта:

Графический — бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо, нужно вычеркивать заданную фигуру;

Буквенный — проводится в нескольких вариантах:

-Вычеркивать заданную букву;

-Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;

-В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;

  • Таблицы Шульте — таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, — в порядке убывания;
  • Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.

Упражнения на развитие памяти.

  • 10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
  • Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
  • Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача — назвать как можно больше.
  • Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка — вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
  • Не собьюсь. Задача учеников — по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
  • Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача — найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
  • Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача — воспроизвести рисунок.

• Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача — к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.

Упражнения на развитие мышления.

  • Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
  • Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
  • Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
  • Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
  • Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
  • Составь предложение — предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
  • Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач — больной, градусник, лечить, больница);
  • Анаграммы и ребусы;
  • Загадки;
  • Зашифрованное слово.
  • Формирование предметных действий.

Дидактические игры на развитие захватывания, развитие соотносящих действий, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, развитие зрительного восприятия (форма, величина цвет), тактильно-двигательного восприятия: возьми мяч, кубик, игрушку, фигурку; переложи игрушки; прокати шарики; собери пирамидку; игры — вкладыши; открой, закрой коробочки; найди колечки, бусинки; нанизывание; выкладывание мозаики; найди на ощупь.

  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.

Игровые действия с предметами, игрушками: покатай машинку, расставь посуду, налей чай, помешай кашу, покачай куклу (одень, раздень, причеши), покатай куклу в коляске, нагрузи машину, полечи куклу, помой посуду, убери посуду, угости куклу и т.д.

  • Формирование сюжетной игры.

Обыгрывание сюжетных ситуаций: «Дом», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница», «Магазин» и т.д.

Театрализованные игры: «Покажем сказку, концерт», «День рождения» и т.д.

Упражнения на развитие фонематического слуха.

  • Поймай звук. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] — “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
  • Алфавит. Играет группа детей, каждому присваивается какая — либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.
  • Игры со звуками.
  1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.
  2. Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач. ) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — ш. (Карандаш, камыш.. ,)Какое получится слово, если к «но» — прибавить один звук? (Нож, нос.. .)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино.)
  • Волшебники. «Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит — кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Определи на слух самое короткое слово.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

  • Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов

гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !

Аоуи — аоуи ? аоуи — аоуи !

  • Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: — радостно,
  • грустно,
  • равнодушно,
  • удивленно,
  • с досадой и огорчением.
  • Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
  • Удивленно.
  • Радостно.
  • Недовольно.
  • Испуганно.
  • Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

  • Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Твой? — твой сок? Стол? — там стол? Нос? — это нос?
  • Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

  • Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
  • Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
  • Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Упражнения на развитие силы голоса.

  • Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
  • Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау — ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
  • Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.
  • Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать,

например: Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!

  • Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» — говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
  • Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):

О О О О А А А А

АУИ АУИ АУИ АУИ

  • Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):

ABA ABA ABA ава

Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

Игры на совершенствование чувства ритма

  • Барабанщик. Ты — барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме: Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
  • Дирижер. Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять

стихотворение Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски!

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

  • Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

-Ты завтра встречаешь сестру? — Да, я.

-Ты завтра встречаешь сестру? — Да, завтра.

-Ты завтра встречаешь сестру? — Да, я встречаю.

-Ты завтра встречаешь сестру ? — Да, сестру.

  • Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
  • Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой — В каждом я и ты со мной!

  • Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

Профилактика дисграфии и дислексии.

  • Назвать предметы по их контурам.
  • Назвать недорисованные предметы.
  • Назвать перечёркнутые изображения.
  • Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры/ Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
  • Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
  • Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
  • Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
  • Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
  • Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  • Дорисовывание симметричных изображений.
  • Составление разрезанных на части картинок.
  • Конструирование фигур из спичек, палочек.
  • Анализ нелепых картинок.
  • Нахождение определённой фигуры среди других.
  • Найти определённую букву среди ряда других букв.
  • Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
  • Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • Определить букву в неправильном положении.
  • Дописать букву.
  • Выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • Обвести контурные изображения букв.
  • На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
  • Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
  • Реконструирование букв:
  • добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
  • уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
  • изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги.

Программа реабилитации — это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе.

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении.

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в .

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития.

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития.

Источник

Читайте также:  Инновационные технологии основы здоровья
Adblock
detector