Меню

Актуальные вопросы сохранения здоровья

Сохранение и укрепление здоровья

Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.

Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.

Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.

Основные факторы, влияющие на здоровье:

— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);

— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);

— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);

— психофизиологические.

Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.

Способы сохранения и укрепления здоровья

Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.

Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • неправильное питание;
  • наркотики;
  • частое употребление лекарств;
  • условия труда, вредные для здоровья;
  • стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
  • неблагоприятные материально-бытовые условия.

Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.

В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.

Способы сохранения здоровья человека:

  • оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
  • закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
  • периодическое очищение организма;
  • отказ от химических препаратов;
  • цигун – китайская система оздоровления организма;
  • йога;
  • ароматерапия;
  • морская вода и горный воздух.

Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.

Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.

Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:

— Борьба с допингом в Российском спорте:

Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».

Источник

Читайте также:  Как вылечить ментальное здоровье

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
статья

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_problemy_sohraneniya_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Сократ

«Сущность понятий «Здоровье», актуальность проблемы сохранения здоровья »

В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Есть более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесбережения: Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.

«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня».

Основная цель , которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Только в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, я планирую свою работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
  2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
  4. Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Основными компонентами здоровьесбережения являются:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Рациональное питание.
  3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  4. Профилактика заболеваний, закаливание.
  5. Оптимальная двигательная активность.
  6. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  7. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  8. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз, дозировка домашних заданий.

После завершения уроков я принимаю детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.

1) Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня . Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. Режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.

2) Еще один важный компонент – культура питания . Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.

3) Важным компонентом является соблюдение санитарно-гигиенических норм , в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых.

4) Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании . Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Мы проводим гимнастики для глаз.. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

5) Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки во время выполнения домашнего задания или при проведении познавательных занятий; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.

В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.

С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Два огня», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики».

В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.

В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Спортландия».

Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи ( «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).

При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.

Я регулярно провожу экскурсии и прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.

— природоведческие экскурсии («Краски осени», «По следам пернатых»);

— обществоведческие экскурсии («Профессии наших мам», «Книжная страна»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки, прогулки-наблюдения;

6)Познавательные занятия провожу с учетом интересов и потребностей детей. рассказов, занятия по интересам.

Провожу викторины: « Волшебный сундучок-словарь вежливых слов», « Правильное питание», «Уроки Мойдодыра», «Мое здоровье — в моих руках».

Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Как вести себя за столом», «Правильно ли мы едим», «Чтобы зубки не грустили», «Если хочешь быть здоров(правила закаливания)», «Режим дня-основа жизни человека».

7)Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Поэтому я учу воспитанников испытывать радость от каждого положительного результата. Стараюсь создать комфортную атмосферу в коллективе, что также способствует укреплению здоровья.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка.

Часто начиная класса с третьего — иногда раньше, иногда позднее — у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в.

Из опыта работы.

В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения.

Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том.

Перечисление проблематики детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. .

Источник

Adblock
detector