Актуальные проблемы оценки риска здоровью
Отмечающиеся в настоящее время негативные тенденции в изменении показателей здоровья населения и состояния среды обитания человека ставят научную проблему «окружающая среда – здоровье человека» в разряд приоритетных задач государственной политики [12]. Однако, решение этой проблемы невозможно без учета социально-экономических факторов, всего диапазона доз и концентраций ксенобиотиков при их комплексном поступлении в организм человека в конкретных условиях проживания [2]. Следовательно, установление количественных связей между уровнями воздействия факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения является одной из актуальных проблем гигиены [15]. А имеющиеся подходы и методы в оценке влияния факторов среды обитания на формирование общественного здоровья населения позволяют дать количественную оценку факторам риска, определить их структуру, обосновать приоритетные профилактические мероприятия и управленческие решения в программах развития регионов [2].
В настоящее время нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов среды обитания в формирование индивидуального и популяционного здоровья. Так, в материалах ВОЗ указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50 % отводится образу жизни, по 20 % – среде обитания и наследственности и 10 % – качеству медико-санитарной помощи. В литературе представлен более широкий диапазон факторов, определяющих состояние здоровья: образ жизни 20–52 %, наследственность 15–25 %, состояние окружающей среды 18–50 %, организация здравоохранения 10–15 %, социально-экономические условия 25 %, психологические факторы 15 % [5, 7]. Для городской среды вклад антропогенных факторов в формировании патологических состояний определяется в пределах 10-60 % [12]. Столь широкий диапазон, по мнению Боева В. М. [2] связан с проведенной оценкой по среднестатистическим показателям без учета региональных особенностей и результатов комплексных исследований факторов среды обитания для промышленных городов.
В тоже время не следует забывать, что риск для здоровья населения определяется факторами не только химической, но и физической природы. Изучение сочетанного действия разных по природе факторов особое значение имеет в комплексной оценке здоровья населения крупных промышленных городов. В структуре всех приоритетных факторов химической и физической природы урбанизированной среды, формирующих риск для здоровья, 1-е ранговое место занимает воздушная среда (66,7 %), 2-е – пищевые продукты, 3-е – шумовая нагрузка. Как показал корреляционный анализ эколого-социально-экономических факторов среды обитания, в городах демографические процессы в большей степени связаны с экологическими факторами (43,9 %) и экономическими условиями (31,7 %) [2].
Так, по данным Сабировой З. Ф. и др. [18] демографическая ситуация в городах во многом определяется социально-экономическими условиями жизни (34,5 %), уровнем и качеством медицинского обеспечения (23,7 %). Доля неучтенных факторов составляет 5 %, загрязнения атмосферного воздуха – 20,2 %.
Создание экологически безопасной городской среды немыслимо сегодня без комплексной оценки всех эколого-гигиенических параметров. Многокомпонентность, многофакторность и разнонаправленность воздействия окружающей среды на человека определяют методические трудности комплексной оценки ее качества и требуют разработки новых методических подходов [13]. Традиционная дифференциальная схема обследования населения очень уязвима с точки зрения возможного вклада неучтенных сопутствующих факторов, уравновесить которые невозможно, их список постоянно расширяется, и не может быть абсолютной уверенности в том, что имеется влияние именно загрязнения окружающей среды, а не какого-то неучтенного сопутствующего фактора [20].
Проблемы комплексной оценки качества жизни населения, изучение факторов, его формирующих, становятся особо актуальными [8]. Значительное место в современной науке занимают проблемы исследования комплекса параметров, характеризующих качество жизни населения. Качество жизни, по мнению ряда авторов [1, 11 и др.], является интегральным показателем, включающим в себя экологическую безопасность и медицинские аспекты, социально-экономическое положение человека, жилищные условия, материальное благополучие, здоровый образ жизни и рациональное питание, воспитание и образование и многое другое.
Таким образом, несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня и качества жизни населения, вопрос об интегральном унифицированном показателе уровня качества жизни остается открытым.
В последние десятилетие гигиенисты разрабатывают и внедряют большое количество новых методов диагностики, направленных на раннее выявление отклонений в состоянии здоровья населения, а также прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки в районах с неблагоприятной окружающей средой [19].
Предприятия черной металлургии остаются основными источниками выбросов в окружающую и производственную среду химических веществ и их соединений. Так, по данным Кошкиной В.С., Антипановой Н.Л., Котляр Н.Н. [9] установлено, что региональной особенностью загрязнения города с развитой отраслью черной металлургии является прежде всего высокий уровень суммарного загрязнения атмосферного воздуха, что обусловлено особенностью технологии производства черной металлургии. В атмосферном воздухе были идентифицированы бенз(а)пирен, формальдегид, нафталин, тетрахлорэтилен, Си, РЬ, V, Be, N1, Мп, Cr, Si, As, Cd, бензол. Концентрации 3,4-бенз(а)пирена превышают ПДК во всех административных районах города, особенно в Левобережном (в 3.1 раза), где располагается Магнитогорский металлургический комбинат. Содержание остальных канцерогенов не превышало ПДК, но обнаружены более высокие концентрации свинца, кадмия и никеля в Правобережном и Орджоникидзевском районах, районах крупных автомобильных трасс.
Неблагоприятный факторы окружающей среды оказывают на человека комплексное, комбинированное и сочетанное действие, в результате чего снижается иммунный потенциал человека, возрастает как специфическая (аллергенной, канцерогенной этиологии), так и неспецифическая заболеваемость населения, выражающаяся в изменении резистентности организма к воздействию других факторов, в нарушении восстановительных процессов, психоэмоциональных нарушениях из-за невозможности организации здорового образа жизни [12].
Проведенная Боевым В. М. [2] комплексная оценка химического многосредового воздействия на население с применением модуля социально-гигиенического мониторинга и анализом многокомпонентных показателей (медь, свинец, кадмий, марганец, никель, цинк, хром) позволила выявить региональные закономерности путей поступления веществ в организм, установить суммарную нагрузку по фактическому содержанию элементов, определяемых загрязнением воздуха, почвы, питьевой воды, воды водных объектов и продуктов питания.
Ефимовой Н.В. [6] установлено, что длительное чрезвычайно высокое загрязнение в промышленных центрах окружающей среды приводит к значительным потерям здоровья, регистрируемым на популяционном уровне. В условиях многофакторного влияния среды обитания на население для выявления причинно-следственных связей, обычно, рассматривают потери здоровья только от уровня антропогенной нагрузки [4, 14] или в системе «социально-экономические факторы
здоровье населения» на урбанизированных территориях [3]. В тоже время работ по комплексной оценке всех факторов среды обитания явно недостаточно.
Особенностью установления причинно-следственных связей является система комплексной оценки, основанная на использовании международно признанной методологии оценки риска и Руководства по оценке риска Р.2.1.10.1920-04 [16]. Однако расчет интегрального показателя общественного здоровья населения только по медицинским данным не совсем адекватен общепринятому определению общественного здоровья, которое характеризуется в целом (интегрально) состоянием здоровья всех индивидуумов популяции и отражает их физическое, психическое и социальное благополучие [10].
Поэтому для оценки уровня благосостояния населения используются стандартизованные демографические показатели, тесно взаимосвязанные с макроэкономическими показателями. Преимущество этих показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную [17].
Медико-демографические показатели, поскольку для их анализа используется наиболее точная и достоверная информация, характеризуют высшую степень нарушения здоровья на всех этапах жизненного цикла и, следовательно, отражают наиболее сильные воздействия комплекса факторов на организм человека [18].
Методы анализа комплекса показателей состояния здоровья должны быть ориентированы на получение данных оценок эффективности для решения практических задач сохранения здоровья населения для конкретной территории [10].
Причинно-следственная связь между качеством городской среды и состоянием здоровья человека довольно сложна. Факторы, воздействующие на человека в среде обитания, по степени опасности разделяются на 2 группы: факторы, являющиеся непосредственной причиной заболеваний, и факторы, которые становятся предпосылкой для возникновения заболеваний, развивающихся по другим причинам. В большинстве случаев факторы жилой среды – это факторы малой интенсивности, являющиеся причиной предпатологических состояний [Онищенко Г. Г., 2007].
Для разработки приоритетных, экономически обоснованных управленческих решений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, алгоритм комплексной оценки рисков для здоровья населения должен также включать интегральные показатели общественного здоровья и социально-экономические условия проживания. Многообразие критериев при оценке состояния здоровья населения и факторов среды обитания определяет задачи по обоснованию интегральных оценок состояния здоровья населения на популяционном уровне, приоритетных оптимальных частных и интегральных критериев антропогенного воздействия на человека и социально-экономических условий проживания [2]. В этом случае возможна не только оценка состояния здоровья населения по отдельно взятым территориям, но и прогноз изменения санитарно-эпидемиологического благополучия по отношению к установленным целевым ориентирам применительно к конкретному региону. При этом, расчет интегральных показателей состояния общественного здоровья рекомендуется проводить для выделения наиболее неблагополучных территорий, оценки тенденций в изменении состояния здоровья населения на популяционном уровне и обоснования соответствующих управленческих решений [10].
Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья населения региона может являться реальным инструментом анализа разнородных данных, объединяющим параметры окружающей среды и состояния здоровья. Данная методика, основанная на определении доли вклада отдельных факторов в динамику тех или иных негативных тенденций, может обеспечить выбор наиболее эффективных мер их предупреждения и нейтрализации. Для комплексного анализа значительного числа разнородных показателей общественного здоровья населения промышленных регионов должна быть разработана информационно-аналитическая система соответствующего назначения, позволяющая автоматизировать процедуру оценки состояния здоровья, а результаты обработки информации должны передаваться для дальнейшего анализа на республиканский уровень. Важно чтобы научно-практические разработки выявляли территории (регионы) с наиболее выраженным санитарно-эпидемиологическим неблагополучием и наихудшими показателями здоровья населения, ведущие факторы риска (угроз безопасности) и наиболее уязвимые контингенты населения, подвергающиеся их воздействию. Также необходимо создание единого межотраслевого регионального информационного пространства, взаимодействующего с существующей республиканской информационной системой, и разработку нормативно-методических документов, определяющих характер, содержание и технологию проведения наблюдения и оценки состояния здоровья населения региона.
Источник
О внедрении методологии оценки риска для здоровья населения и задачи по её совершенствованию
Приложение
к протоколу заседания
коллегии Роспотребнадзора
от 5.02. 2010
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности И.В. Брагиной, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена значительная работа по внедрению в Российской Федерации методологии оценки риска здоровью населения от воздействия химических факторов.
Методология оценки риска здоровью населения в деятельность Роспотребнадзора введена постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.97 № 25 и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.97 № 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», которым утверждены:
— Положение «О порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения Российской Федерации (оценка риска)»;
— основные направления адаптации и внедрения в Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения.
Работа по внедрению методологии оценки риска здоровью населения в Российской Федерации была организована в несколько этапов, первый из которых включал проведение научного анализа результатов социально-гигиенического мониторинга (далее СГМ) в России.
К настоящему времени количество специализированных структурных подразделений по ведению СГМ в структуре Роспотребнадзора в 2008 г. в сравнении с 2007 г. снизилось более чем в 1,5 раза и составило 430 (в 2007 г. — 683), число специалистов возросло и составило 3 874 чел. (3 555 чел. — в 2007 г.).
По итогам 2008 года из 1846 врачей и специалистов с высшим медицинским образованием подразделений по ведению СГМ 513 (27,8%) прошли послевузовскую подготовку по темам, связанным с СГМ (в 2007 г. — 29,3%,); 305 (16,5%) — по вопросам, связанным с оценкой риска для здоровья населения (в 2007 г. — 12,6%).
Изменение санитарного законодательства требует более глубокой подготовки специалистов по вопросам оценки риска, моделирования распространения и уровней загрязняющих веществ, использованию ГИС-технологий для оценки экспозиции.
В органах и организациях Роспотребнадзора в 2008 году количество вычислительных сетей в системе СГМ увеличилось на 13,6% в сравнении с 2007 годом и на 44,9% — в сравнении с 2006 годом и составило 1874 единицы (в 2007 году — 1619, в 2006 году — 1031).
За период 1995-2005 гг. разработан Перечень показателей и данных для ведения СГМ во всех учреждениях Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) в настоящее время включает следующие блоки показателей: «Медико-демографические показатели», «Здоровье населения», «Атмосферный воздух населенных мест», «Питьевая вода централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», «Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест», «Условия труда и профессиональная заболеваемость», «Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей», «Данные государственного водного реестра», «Данные токсикологического мониторинга».
Несмотря на большой объем информации ФИФ СГМ, он не в полной мере адаптирован для решения задач оценки риска для здоровья населения и, в ряде случаев, требует проведения дополнительных исследований.
Развитие методологии оценки риска требует постоянного совершенствования нормативно-методического обеспечения. В период с 2003 по 2009 годы разработаны и утверждены в установленном порядке 3 нормативно-методических документа в области оценки риска здоровью населения:
— «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04;
— «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников» Р 2.2.1766 — 03;
— Методические указания «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население»
МУ 2.3.7.2519-09.
С целью совершенствования методологии оценки риска здоровью населения и с учетом опыта, полученного за истекший период, начата подготовка второго издания «Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Приказ Роспотребнадзора № 314 от 31.03.2009 о создании рабочей группы по подготовке второго издания Руководства).
Правовой основой применения оценки риска для здоровья населения в практической деятельности органов и организаций Роспотребнадзора является СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции (пункт 2.2. раздел «Общие положения»), где в качестве критерия размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включён приемлемый риск, что является важным шагом на пути непосредственной оценки опасности предприятий для здоровья населения, проживающего в районе их размещения, и, следовательно, возможности повышения научной обоснованности размера СЗЗ.
В настоящее время в практической деятельности органов Роспотребнадзора методология оценки риска применяется при установлении размеров и границ СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности, а также обоснования приоритетных мероприятий по снижению вредного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения.
С 1999 года в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.07.1999 №11 «О введении в действие Временного Положения об аккредитации органов по оценке риска в Российской Федерации» внедрена Система аккредитации органов по оценке риска для здоровья населения (Система аккредитации). С 2000 года деятельность по аккредитации органов по оценке риска в Российской Федерации возложена на ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора.
На 01.01.2010 г. аккредитовано 35 учреждений в системе аккредитации органов по оценке риска, из них 23 (65,7%) — созданы на базе учреждений Роспотребнадзора.
В составе аккредитованных на проведение работ по оценке риска учреждений работает 271 специалист. Компетентность сотрудников соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу органа по оценке риска: 149 (55%) — специалисты с высшим медицинским образованием, 102 (36,5%) имеют ученую степень кандидата или доктора наук.
За период с 2006-2008 гг. в большей степени получили развитие и преобладают в общей структуре исследований работы, выполненные по оценке риска для здоровья населения от воздействия химических факторов в средах:
— воздух атмосферный — 88,3 % (из них по оценке аэрогенного риска при обосновании размеров СЗЗ — 98,7 %);
— пищевые продукты — 7,1 %;
— вода питьевая — 3,2 %;
Не получила развитие методология оценки риска для здоровья населения от микробиологических и физических факторов (прежде всего шума), многосредового и многофакторного воздействия.
Не установлены единые методические подходы к порядку и процедурам комплексной оценки влияния факторов среды обитания на здоровье населения, объединяющей в рамках СГМ различные методы (оценка риска для здоровья населения, биостатистические методы анализа и прогноза и др.).
Необходимо отметить положительный опыт по использованию методологии оценки риска здоровью населения от воздействия химических факторов в организации надзорной деятельности на подконтрольной территории Управлений Роспотребнадзора по Свердловской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Новосибирской областям, Пермскому, Алтайскому краям, Республике Татарстан, гг. Москве, Санкт-Петербургу.
По инициативе или с непосредственным участием Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации проводится работа, на основании которой готовятся распорядительные документы в субъектах Российской Федерации, региональные концепции и программы по снижению вредного воздействия факторов среды обитания; рекомендации по разработке дополнительных природоохранных мероприятии, например:
— программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга по разделам электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 2015 г.», закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 г. №29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»;
—постановление Правительства Мурманской области № 488-ПП от 09.12.2005 г. «Об утверждении региональной программы «Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 гг.»;
— областная целевая программа «Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2000-2010 гг.»,
— закон Кемеровской области «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Чистая вода на 2006-2010 годы».
Необходимо отметить неудовлетворительную работу по внедрению и использованию методологии оценки риска здоровью населения от воздействия химических факторов на подконтрольной территории в Управлениях Роспотребнадзора по Хабаровскому, Приморскому, Ставропольскому краям, по Калининградской, Сахалинской, Амурской, Омской, Саратовской, Архангельской, Новгородской, Псковской, Брянской, Владимирской, Тверской, Тульской областям, по Удмуртской Республике.
Научно-исследовательскими институтами (НИИ) РАМН и Роспотребнадзора гигиенического профиля осуществляется большая работа по оценке риска здоровью населения химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
На 1-ой международной конференции по оценке риска под эгидой ЕС «Глобальный диалог по оценке риска» (Брюссель, ноябрь, 2008 г.) Россия признана одной из ведущих стран, в которой проводятся научные исследования по оценке риска, наряду с США, Канадой, Европейским Союзом и Китаем.
Вместе с тем, за период 2004-2009 гг. НИИ Роспотребнадзора гигиенического профиля, выполняющими работы по оценке риска здоровью населения от воздействия вредных факторов среды обитания, разработано 8 нормативно-методических документов — методических рекомендаций, которые не доведены до утверждения в установленном порядке на федеральном уровне.
Чрезвычайно актуальным является вопрос гармонизации подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в Российской Федерации и за рубежом, что определит её участие в международных организациях. Практически не уделяется внимание разработке и внедрению адаптированных подходов к управлению риском и использованию экономических инструментов оценки эффективности и результативности управленческих решений.
В целом на практике реализован механизм, позволяющий обнаруживать ведущие источники риска, в тоже время, отмечается низкий уровень применения полученных результатов работ с целью принятия управленческих решений, в большинстве случаев полученные результаты остаются на уровне информирования о риске.
Не отработан и требует особого рассмотрения вопрос о научно-методическом системном обосновании создания и развития национальной системы информирования о рисках как для лиц принимающих решения, так и для населения.
Не решен вопрос о создании технологий и методов предотвращения, снижения или компенсации риска, использовании экономических инструментов управления риском для здоровья населения.
Отсутствует эффективный механизм информирования о риске в виде взаимообмена информацией между специалистами Роспотребнадзора, лицами, принимающими решения на разных уровнях управления, хозяйствующими субъектами, средствами массовой информации и др.
Таким образом, можно выделить следующие основные результаты внедрения методологии оценки риска здоровью населения:
— разработана адаптированная к российским условиям модель оценки риска, которая отражена в «Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04 и Методических указаниях 2.3.7.2519-09 «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население»;
— утверждены программа и учебный план подготовки специалистов на курсах по оценке риска;
— создана и функционирует Система аккредитации органов по оценке риска на базе ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора;
— внедрена в практическую деятельность Роспотребнадзора методика оценки риска в части применения обоснования СЗЗ.
В тоже время, отмечается низкий уровень применения полученных результатов работ по оценке риска здоровью населения с целью принятия управленческих решений, полученные результаты, в большинстве случаев, остаются на уровне информирования о риске.
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
1. Начальникам Управления санитарного надзора (О.И. Аксенова), Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова), Правового Управления (О.А.Кулагина), Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина) в срок до 20.03.2010 подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные, нормативно-методические и распорядительные документы по вопросам оценки риска здоровью населения;
2. Директорам научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора (А.И. Потапов, Н.В. Зайцева, С.В. Кузьмин, В.П. Чащин, А.Б. Бакиров, В.Ф. Спирин, И.К. Романович, Р.С. Рахманов) и учреждений РАМН (В.А. Тутельян, Ю.А. Рахманин) (по согласованию), главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин) подготовить План разработки нормативно-методических документов по оценке риска для здоровья населения с учетом возможной гармонизации референтных концентраций химических веществ с гигиеническими нормативами и представить в Управление научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности в срок до 20.03.2010;
3. Начальникам Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина), Управления санитарного надзора (О.И. Аксёнова) подготовить предложения по составу межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации с международными подходами гигиенических нормативов и представить на утверждение руководителю Роспотребнадзора в срок до 1.03.2010;
4. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина):
4.1 обеспечить координацию работ по подготовке нормативно-методических документов по оценке риска здоровью населения;
4.2 включить в план работы Ученого совета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010 год вопросы совершенствования методических подходов к оценке интегральных (многосредовых, многофакторных) рисков для здоровья населения и методологии оценки риска для здоровья населения от воздействия микробиологических и физических факторов;
5. Начальникам Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова), Правового Управления (О.А.Кулагина) в срок до 20.03.2010 подготовить предложения о внесении дополнений в учредительные документы органов и организаций Роспотребнадзора пункта об обязательном проведении работ по оценке риска здоровью населения от воздействия химических факторов;
6. Отметить положительный опыт по использованию методологии оценки риска здоровью населения от воздействия химических факторов в организации надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области;
6.1. Начальникам Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова), Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина), руководителю Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (С.А. Бусырев) в срок до 01.03.2010 дать предложения по организации и проведению совещания для изучения опыта Свердловской области по использованию в работе методологии оценки риска здоровью населения от воздействия химических факторов;
7. Начальнику Правового Управления (О.А.Кулагина) рассмотреть нормативно-методические документы по оценке риска здоровью населения от воздействия химических факторов, разработанные на региональном уровне (Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Пермский край и др.), дать им правовую оценку в срок до 30.05.2010;
8. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ в субъектах Российской Федерации:
8.1 провести анализ деятельности подразделений СГМ с оценкой эффективности социально-гигиенического мониторинга как инструмента осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в срок до 15.03.2010;
8.2 подготовить предложения по разработке системы информирования о рисках для здоровья населения с проработкой вопроса о создании национальной системы информирования о рисках для здоровья населения и в срок до 31.03.2010 представить в Управление организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова) и в Управление санитарного надзора (О.И. Аксенова);
9. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому (В.А. Отт), Приморскому (Д.В. Маслов), Ставропольскому (А.В. Ермаков) краям, Калининградской (Т.П. Груничева), Сахалинской (Б.Б. Дарижапов), Амурской (В.Т. Смирнов), Омской (А.С. Крига), Саратовской (А.Н. Данилов), Архангельской (Р.В. Бузинов), Новгородской (А.Н. Петров), Псковской (А.В. Нестерук), Брянской (П.А. Степаненко), Владимирской (Е.А. Лисицин), Тверской (В.А. Синода), Тульской (Л.И. Шишкина) областям, по Удмуртской Республике (Н.А. Забродин) принять меры по устранению недостатков по данному вопросу и в срок до 01.04.2010 доложить в Роспотребнадзор о проведённых организационных мероприятиях;
10. Начальникам Управления санитарного надзора (О.И. Аксенова), Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова) обеспечить координацию и контроль за внедрением методологии оценки риска для здоровья населения в органах и организациях Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации;
11. Рабочей группе по разработке «Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» в срок до 30.06.2010 доработать Руководство с учётом результатов работы рабочей группы по вопросам гармонизации зарубежных и российских нормативно-методических документов по оценке риска здоровью населения от воздействия химических факторов и представить в установленном порядке на утверждение в Роспотребнадзор;
12. Начальникам Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова), Управления санитарного надзора (О.И. Аксёнова), Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина), главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин) провести анализ ситуации по выполнению работ по обоснованию санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации и доложить руководителю Роспотребнадзора в срок до 15.04.2010;
13. Начальнику Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения (А.Ю. Попова) провести анализ системы подготовки специалистов органов и организаций Роспотребнадзора по программам оценки риска здоровью населения в рамках дополнительного профессионального образования в срок до 30.03.2010;
14. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин):
14.1.Подготовить предложения по уточнению показателей федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, необходимых для оценки риска здоровью населения, в срок до 20.03.2010;
14.2. Разработать Программу цикла тематического усовершенствования по вопросам использования ГИС-технологий в системе социально-гигиенического мониторинга и оценки риска здоровью населения, и в срок до 01.06.2010 представить ее на утверждение в установленном порядке.
Председатель Коллегии Роспотребнадзора
Ответственный секретарь Коллегии
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г. Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21 Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49 Источник ➤ Adblockdetector |