Актуальные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья
Кризис, охвативший в последнее время все сферы общественной жизни, отразился и на состоянии здоровья населения нашего общества. Негативные перемены, связанные с кризисом, повлияли на возникновение целого ряда острых социальных проблем, в том числе связанных с деятельностью людей с ограниченными физическими возможностями.
Министерство здравоохранения сегодня бьёт тревогу, что каждый 10-й россиянин – инвалид. Число зарегистрированных инвалидов превышает 15 миллионов человек. Минздрав считает такую ситуацию недопустимой. Всемирной организацией здравоохранения официально зарегистрировано 39 миллионов слепых и 246 миллионов людей с нарушением функций зрения. В России проживает 218 тысяч инвалидов по зрению; из них, тотально слепых – 103 тысяч, причем 22 % – люди трудоспособного возраста [2]. Можно привести следующие факты: каждую минуту в мире теряет зрение один ребенок и слепнет один взрослый человек. Найти достоверные статистические данные о количестве людей с ограничениями здоровья (по зрению) практически невозможно и этот факт подтверждают в обществах слепых. Существует веская причина такого положения, так, например, больной сахарным диабетом, потеряв зрение, официально получив статус человека с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем теряет возможность получать бесплатно жизненно необходимый для него инсулин, поэтому многие из таких больных не спешат становиться на учет в общество слепых. Также не ведется учет граждан, живущих в отдаленных, небольших поселениях, которые в свою очередь не осведомлены об организациях, учрежденных государством для помощи и адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде. Прогнозируемое количество слепых к 2020 году в мире может составить 75 миллионов человек.
Не лучше обстоит дело и с категорией инвалидов по слуху. По данным Минздравсоцразвития в РФ насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Число лиц с различными нарушениями слуха очень велико, по оценкам ВОЗ их составляет 10 % населения, сюда можно отнести возрастное снижение слуха у пожилых людей, ухудшение слуха от профессиональной деятельности, военной травмы, а также и в результате техногенных катастроф. Количество людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха, более 300 тысяч, это те, которые являются носителями жестового языка, обучались или обучаются в специальных школах для глухих и слабослышащих.
За последнее десятилетие социологи все чаще обращаются к теме инвалидности, но рассматривают ее под другим ракурсом. Если зарубежными социологами такими как: И. Гоффман, Л. Доминелли, Д. Холл, М. Пристли, Т. Тинклин – проблема инвалидов анализируется прежде всего как объект в социальной среде, то отечественные специалисты выделяют ее в отдельную категорию (Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина, И.А. Дворянчикова, Т.А. Добровольская, Ю.Н. Мануйлова, Н.Б. Шабалина, Н.В. Шапкина) [1]. На выводах сделанными российскими социологами мы можем выделить людей с ограниченными возможностями здоровья в отдельную страту (слой общества). При изучении данной страты мы будем исследовать ее развитие через внутренние связи и взаимоотношения, что поможет лучше понять взаимодействие людей с ограниченными возможностями здоровья с обществом. Данные исследования помогут разработать программу, где будут указаны конкретные возможные пути избавления людей с ограниченными возможностями здоровья от определенных барьеров, в том числе и психологических. Для этого необходимо изучить потребности инвалидов. Статусная категория людей с ограниченными возможностями здоровья в структуре российского общества характеризуется следующими параметрами: занятостью, удовлетворенностью своей деятельности, стратегией экономического поведения, социальным капиталом, а также широтой социальных связей и степенью удовлетворённости различными сторонами своей жизни. Если данная категория людей нуждается в социальной помощи, мы не только должны помочь разрешить их проблемы, но и можем содействовать организации социальной среды обитания.
Эмпирической основой материала выступают результаты социологических исследований, проведенных в г. Сарапул и Сарапульском районе в мае месяце 2015 г. Эти исследования являются составной частью исследовательского проекта, посвященного изучению условий и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде, а также повышения социального статуса людей данной категории в обществе. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов. Респондентами были люди с ограниченными возможностями, а также работники предприятия «Промтехника». Из опрошенных 4 % тотально слепых; 8 % – слепохлухих, 8 % – глухих, 80 % – слепых, из них: 1 группы – 65 %; 2 группы – 25 %; 3 группы -10 %. Исследование проведено методом анкетного опроса, а также методом интервью с руководителями общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов.
В последние годы со стороны государственных структур задействованы немалые ресурсы и не только материального характера, а также предприняты шаги законодательного характера. Как показали результаты исследования, несмотря на все выше сказанное, 96 % респондентов заявили о недостаточной поддержке государства и местных властей. Респонденты также отметили свою готовность к участию во всех сферах общественной жизни. Нельзя не отметить тот факт, что 95 % опрошенных за последние годы не ощутили положительного отношения к себе со стороны общества. 92 % опрошенных заявили, что чаще всего сталкиваются с хамским отношением в свой адрес в учреждениях шаговой доступности (магазинах, банках и т.п). Особо следует отметить, что многие государственные учреждения, как и общественный транспорт, не приспособлены даже для обслуживания людей без ограничений здоровья, это пожилых людей, женщин с детьми, малоподвижных групп населения, поэтому для нас не стало открытием, что и для людей с ограниченными возможностями здоровья в транспорте и в различных учреждениях, в том числе внепроизводственных (учреждений культуры, отдыха, досуга) нет условий для комфортного существования. Так ответили 96 % респондентов.
100 % респондентов людей с ограниченными возможностями здоровья отметили, что самым важным аспектом в их жизни является трудовая деятельность. Наибольшие проблемы при этом возникают у слепых инвалидов. Выяснилось, что 60 % опрошенных, сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вовсе не в состоянии им воспользоваться. По мнению большей половины опрошенных (60 %) – невозможно использовать общественный транспорт для проезда к месту работы и не только. Это является самой серьезной проблемой, связанной с трудоустройством и культурным досугом. Большинство респондентов вынуждены пользоваться услугами такси «… пенсии по инвалидности и заработной платы на разъезды не хватает». К тому же общественный транспорт стоит на втором месте среди объектов социальной инфраструктуры, в которых инвалиды чаще всего сталкиваются с хамским, а порой и унизительным отношением, о чем заявили 40 % опрошенных. Положительное отношение к данной проблеме выразили 100 % слепых. 100 % опрошенных слепых инвалидов отметили, что дорожные покрытия оставляют желать лучшего. Повышение качества дорожного покрытия избавило бы их от частых затрат на покупку обуви, т.к. из-за некачественных тротуаров, дорожек, пешеходных зон на проезжей части, обувь часто приходит в непригодность: слепые не могут увидеть ямку, камень, поэтому ранят ноги, портят обувь. Из ответов следует, что 92 % опрошенных слепых инвалидов желали бы, чтобы опасные зоны на проезжей части (начало и окончание лестничных подъемов) обозначались яркими ориентирами. Зона светофора была бы выявлена цветом, т.к. 40 % опрошенных слепых (независимо от группы) могут ориентироваться только по цвету.
На вопросы касающиеся оснащения бытовым оборудованием жилых помещений 94 % опрошенных инвалидов не высказали каких-либо особых пожеланий: «мы уже приспособились к тому, что имеем». Тем не менее, за благоустройство придомовой площади и рядом расположенных скверов высказались около 80 % опрошенных людей с ограниченными физическими возможностями.
На основе анализа социологических исследований и изучения материалов, посвященных проблемам инвалидов (просмотра спец репортажей, бесед с людьми с ограничениями здоровья), мы выяснили, что несмотря на информацию, получаемую нами из средств массовой информации о государственной поддержке инвалидов всех категорий – для глухих, слабослышащих и слепых, делается очень мало и что самое печальное, инвалиды потеряли веру и в государство, и веру в общественные организации, которые занимаются проблемами людей с ограниченными возможностями.. Как показали данные анкетирования, 100 % респондентов высказали мнение о том, что «их никто не спрашивает, как улучшить их качество жизни».
Таким образом, анализ полученных данных, позволил нам сделать следующий вывод, что самой главной потребностью в жизни каждого инвалида является человеческое общение с окружающими, так высказалось большинство респондентов (80 % опрошенных), нежели благоустройство своего личного жилья. Поэтому очень важно формировать у наших сограждан позитивного отношения к людям с инвалидностью, создать благоприятный морально-психологический климат в обществе, это может послужить важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации людей с различными ограничениями жизнедеятельности.
В Набережных Челнах сегодня реализуется программа «Доступная среда» по социальной реабилитации инвалидов. Как отмечено в программе, серьезных нарушений в работе с инвалидами в городе нет, однако есть над чем поработать: в зимний период времени не всегда очищаются от снега тротуары и пандусы; не во всех объектах города – а это школы, больницы, учреждения культуры, работают лифты, подъемники; так же не везде работают информационные табло. Мероприятия по созданию условий для комфортного проживания и перемещения граждан с ограниченными физическими возможностями в Набережных Челнах осуществляется не только в сфере социальной защиты, но и в сферах здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта: Органный зал, ДК «Энергетик», центр народных культур «Родник», ДЮСШ «Дельфин», ДЮСШ «Этюд», ДЮСШ «Челны», реабилитационный центр «Изгелек», Центр занятости населения, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Госпиталь для ветеранов войн и Закамская детская больница с перинатальным центром. На реализацию данной программы в 2013 году было выделено около 80 миллионов рублей, однако эти деньги подрядчики использовали не качественно. Представители общественных организаций инвалидов и сами инвалиды высказали свои предложения и некоторые замечания, рассказали о том, как проходит приемка пандусов в подъездах, отметили, что отсутствуют пандусы около магазинов. Многие сетовали, что зачастую подрядчик стремится сделать все быстро, не опираясь на качество. Самое главное желание у инвалидов сегодня – это чтобы как можно больше объектов в городе было доступно для людей с ограниченными физическими возможностями. Сегодня инвалидам-колясочникам опасно передвигаться, так как инвалидные коляски не очень удобны и безопасны. На сегодняшний день очевидно, что программа «Доступная среда» пока не может предоставить удобное перемещение всем инвалидам в нужные для них организации и учреждения.
Из-за того, что до сих пор для инвалидов остаются недоступны многие места нашего города, программа «Доступная среда» продлена до 2020-го года. Благодаря продлению программы, за 5 лет будет возможно усовершенствовать пандусы, кнопки вызова, перила и оказать другую помощь для инвалидов.
Таким образом, несмотря на все трудности и сложности, связанные с людьми с ограниченными физическими возможностями, сегодня в обществе проделана определенная работа для комфортного существования инвалидов всех категорий. Работа проводится на государственном уровне.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Коррекционная педагогика
- ОВЗ: проблемы и пути решения
ОВЗ: проблемы и пути решения
ОВЗ: проблемы и пути решения
Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. Сегодня таких людей довольно много. Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях.
Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается и эта тенденция устойчиво воспроизводится как в развитых, так и в развивающихся странах. В зависимости от критериев, положенных в основу отнесения индивида к числу инвалидов, этот показатель варьируется от 5–7% (Индия, Пакистан) до 17% (США) и 20% (Канада, Финляндия и некоторые другие развитые страны).
Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей- инвалидов в мире становится всё больше.Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.
В последнее время статистика детей- инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Росстата детей инвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. У одной части детей наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, у других болезни нервной системы, а у третей части детей присутствуют врожденные аномалии, в числе которых хромосомные нарушения. Эти три типа патологий являются основными причинами нарушений интеллекта у детей, и они же являются ведущими причинами инвалидизации детей в раннем возрасте.
Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле детей- инвалидов около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.
Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах.
Общепринятое социальное отношение к лицам с ограниченными возможностями как к людям, относиться к которым нужно гуманно, но с учетом осознания их бесполезности для общества. На этом основании происходит дискриминация данных лиц, уменьшаются их жизненные шансы, рационализируются враждебность, агрессивность, основанная на других, например, социальных или психофизических различиях; стигматизирующие термины часто применяются в повседневном дискурсе, без осознания их исходного смысла. Однако, зарубежный опыт показывает, что адекватно организованный процесс социальной реабилитации инвалидов позволяет им более полно включиться в социум, развить свой личностный потенциал и влиться в сферу духовного и материального производства.
Таким образом, проблема социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность по причине численного увеличения данной категории инвалидов.
Негативными последствиями увеличения числа детей-инвалидов в масштабах государства станут как ухудшение демографических показателей (повышение уровня заболеваемости и смертности, падение рождаемости), так и экономические потери (отток рабочей силы из сферы производства, затраты на содержание, лечение и сопровождение лиц с ограниченными возможностями). Необходимость решения перечисленных вопросов подтверждается также изменениями в государственной социальной политике.
Актуальность рассматриваемой темы подтверждается вниманием государственных властей РФ к проблеме реабилитации и интеграции детей-инвалидов, а также к проблеме создания для всех детей комфортной, способствующей всестороннему развитию, среды обитания.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации утверждает необходимость улучшения качества социальной среды и условий жизни граждан. В виде одного из основных направлений социальной политики Концепция выделяет социальную реабилитацию и интеграцию инвалидов, подразумевающую ряд модификаций социальной сферы, в числе которых:
— создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания;
— организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
— повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;
— создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;
— укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий;
— создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
— создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Наиболее важное условие реабилитации детей с нарушениями интеллекта − раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития.
Целью социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования сохранных функций его организма, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.
Реабилитация детей с нарушениями интеллекта должна быть нацелена на развитие ребенка как личности и представлять собой не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на реабилитанта.
По этой причине деятельность специалиста по социальной реабилитации должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса. Л. И. Акатов к таковым направлениям причисляет: организаторскую деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающую и коррекционная работу; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерскую работу.
Организаторская деятельность в структуре социально-реабилитаци-онной работы является условием грамотного и подробного планирования реабилитационных мероприятий. Часто социальный работник выступает в роли координатора и организатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Психологическая диагностика также неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка с интеллектуальными нарушениями; выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности; определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития; установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.
Чрезвычайно важный момент в социальной реабилитации детей — просвещение и консультирование родителей и специалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Консультирование родителей и специалистов, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации; оно позволяет уточнить и ликвидировать факторы, препятствующие процессу социальной адаптации.
Основные задачи социальной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием:
1) компенсация нарушенных психических функций;
2) снятие (ликвидация) разного рода психо- и патопсихологической симптоматики;
3) формирование психологических механизмов, способствующих успешности социальной адаптации ребенка;
4) социально-психологическое обеспечение возможности адекватного профессионального самоопределения;
5) психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т. п.).
Специалистам следует обратить внимание на то, что содержание самообслуживания разрабатывается индивидуально, в силу разного уровня развития и сформированности навыков самообслуживания при одном и том же диагнозе. Содержание процесса социальной реабилитации должно строиться на основе комплексного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:
1) тщательности изучения каждого воспитанника для определения оптимальной нагрузки на ребенка;
2) всесторонности изучения ребенка в различных видах деятельности для выявления его сильных и слабых сторон;
3) дифференцированности оценки обнаруженных особенностей с учетом возраста, характера, индивидуальных различий детей;
4) непрерывности мониторинга реабилитационного процесса;
5) индивидуальности выбора средств, методов и приемов социальной реабилитации.
Одно из наиболее популярных и наиболее развитых направлений социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта представляет социально-педагогическая реабилитация, сущность которой заключается в обеспечении специальных образовательных условий. То есть, социально-педаго-гическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта осуществляется в рамках системы специального образования.
Ян Амос Коменский был одним из первых, кто поднял вопрос образования людей с особыми потребностями здоровья в своем сочинении «Великая дидактика». До этого момента лица с различными аномалиями развития, как неполноценные члены общества, не обладали правом на образование, более того, их обучение считалось фактически невозможным. В таких условиях дети с интеллектуальными нарушениями не могли адаптироваться к социальной жизни, в силу неспособности к самостоятельному обучению простейшим социально-бытовым навыкам и невозможности заниматься какой-либо полезной деятельностью, они существовали в крайне неблагополучной социальной нише – как нищие и «убогие».Приблизительно в начале 19 века в Западной Европе появилась тенденция к осознанию возможности, а затем – и целесообразности обучения инвалидов; государство стало признавать гражданские права людей с ограниченными возможностями на получение медицинской помощи и начального профессионального образования.
В России, при отсутствии на тот момент у инвалидов прочих гражданских прав, в этот же период открываются школы для слепых (1806 г.) и глухонемых (1807 г.). Первое учебное учреждение для лиц с нарушениями интеллекта было открыто только в 1868 г. при военно-учебной прогимназии.
Ближе к концу 19 – началу 20 века стали создаваться школы для обучения детей с коморбидными нарушениями: в Германии при вспомогательных школах организовывались классы для умственно отсталых с нарушениями слуха, в Дании открываются специальные школы для детей с нарушениями интеллекта и глухотой, в Пруссии, в 1906 г., создаются учебные учреждения для слепоглухонемых детей. В России в 1909 г. открылся петербургский приют для слепоглухонемых, при котором были организованы образовательные классы. Позднее, в большинстве развитых стран было признано право на получение образовательных услуг не только за детьми трех упомянутых категорий, но и за всеми обладающими аномалиями развития.
В 30-е годы начинает развиваться наука дефектология, предпринимаются попытки дифференциации лиц с нарушениями по принципу образовательных потребностей. В 1930 г. в США формируется комиссия по проблемам «умственной дефективности», определявшая степень интеллектуального недоразвития и делившая детей на две категории. В 1944 г. во Франции принимается закон о новой номенклатуре и классификации детей с отклонениями в развитии. В России в это время также возникают образовательные учреждения, специфика которых определяется ведущим дефектом учащихся. Этот период времени считается дифференциальным этапом развития специального образования.
На 2018 год специальное образование представляет собой развитую систему образовательных учреждений, для обучения в которых детям с ограниченными возможностями здоровья создаются особые условия, поскольку обучение в обычных педагогических условиях для них затруднительно или невозможно. На современном этапе развития российского общества специальное образование включает разные типы школ в соответствии с характером нарушений у детей, является государственным институтом образования, имеет собственную нормативно-правовую базу, регламентирующую государственную систему социальной реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями, и направлено на реализацию их прав на получение образования.
В соответствии с характером диагноза выделяют восемь основных видов специальных школ, в нормативно-правовых документах числящихся под порядковыми номерами:
— специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида – школа-интернат для глухих детей;
— 2 вида – школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей;
— 3 вида – школа-интернат для незрячих детей;
— 4 вида – школа-интернат для слабовидящих детей;
— 5 вида – школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
— 6 вида – школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата;
— 7 вида – школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении, задержкой психического развития;
— 8 вида – школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
Специальное образование является незаменимым элементом социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Будучи неспособными усваивать необходимые знания и приобретать навыки социального взаимодействия самостоятельно, эти дети нуждаются в корректирующем и направляющем педагогическом воздействии. Специальная школа позволяет детям избежать изоляции, которой они подвергаются, ограничивая свой круг общения семьей, а опыт существования в социальной среде – собственным домом. Помимо этого, специальные школы оказывают необходимую помощь родителям детей с нарушениями интеллекта, что позволяет последним решить проблемы общения со своим ребенком и оптимизировать процесс социальной реабилитации.
Важность социальной реабилитации, как единственного способа улучшить качество жизни детей с нарушениями интеллекта, а также трудоемкость и затратность реабилитационного процесса вызывают необходимость говорить о реабилитации как об обязанности государства перед ребенком. То есть, должна существовать система социальных гарантий, основы социальной реабилитации детей должны быть зафиксированы на законодательном уровне.
Анализ правовых документов позволяет отметить некоторые недостатки российского законодательства в отношении граждан с особыми потребностями, в особенности лиц с нарушениями интеллекта. Отсутствуют законодательные акты, ориентированные на лиц с нарушениями интеллекта в целом, детей с данным дефектом в частности. Недостаточно внимания уделяется вопросам социально-трудовой реабилитации данной категории граждан, несмотря на актуальность проблемы трудоустройства выпускников специализированных школ, очевидно отсутствие дифференциации законодательных актов по типу реабилитации. Российским законодательством не охвачены многие важные сферы жизнедеятельности лиц с нарушениями интеллекта – трудовая, досуговая, религиозная.Правовая база РФ не учитывает особую уязвимость детей с нарушениями интеллекта, и вызванную ею необходимость более жесткой регламентации аспектов процесса социальной реабилитации.
Источник