Меню

Актуальность темы ответственность за свое здоровье

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

Выступление на МО

Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

• сформировать у обучающихся представление о:

-позитивных факторах, влияющих на здоровье;

— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

• дать представление о:

— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Следует осуществлять простые и очень важные действия:

  1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Во время учебного дня проводить подвижные игры.
  3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
  6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
  7. Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
  8. Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
  9. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
  11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков;

Проведение дополнительных уроков физической культуры.

Организация спортивных перемен.

Физкультминутки для учащихся.

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа.

Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

● создана медико-психологическая служба;

● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

● здоровье и здоровый образ жизни;

● соблюдение режима дня;

● соблюдение правил личной гигиены;

● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

● различные формы физического воспитания:

● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

● создание здоровьесберегающей среды;

● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

● планомерной работы с родителями;

● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

Источник

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы
статья по теме

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников

Из опыта работы

Хоршева Елена Петровна, воспитатель 2 класса

МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат №2 VIII вида»

Киселёвского городского округа,

Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения.

Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.

Таким периодом в жизни ребёнка является младший школьный возраст. Возраст, в котором происходит становление человека… период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития (В. А. Сухомлинский). Именно в младшем школьном возрасте (7-11лет) целесообразно начать работу, направленную на воспитание ценностного отношения у детей к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.

В реализации поставленной цели применяю различные методы. Одним из основных является беседы, которые я называю «Урок Здоровья», с участием не только детей, но и родителей.

Первый урок «Как я понимаю, что такое здоровье», признан, выявить знание и понимание учащимися понятия здоровья, его составляющих, умение оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.

В ходе беседы дети совместно обсуждают, что такое здоровье и оценивают значимость здоровья для собственного развития, дальнейшей жизнедеятельности.

В результате формулируется определение здоровья (для этого используются не только высказывания детей, но также толковый словарь С. И. Ожегова), дети знакомятся с компонентами здоровья и пытаются оценить своё здоровье, В результате, закладываются предпосылки для понимания младшими школьниками ответственности за своё здоровье, необходимости выполнения определённых правил, с целью не только сохранения, но и укрепления, совершенствования собственного здоровья.

Следующая беседа – урок-практикум. На этом уроке здоровья дети совместно (под руководством воспитателя) вырабатывают общие (необходимые для всех) правила, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Все правила можно объединить в группы:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • активная двигательная деятельность;
  • закаливание;
  • правильное питание;
  • одевание по погоде (соблюдение температурного режима).

В ходе обсуждения дети приходят к выводу о формировании собственного здоровья

Для реализации поставленной цели мною проводятся мероприятия, которые я разделила на 5 разделов:

  1. Чистота – залог здоровья . Работа организуется по нескольким направлениям:
  • личная гигиена;
  • гигиена жилища;
  • гигиена одежды;
  • гигиена питания

Совершенствуя санитарно-гигиенические умения и навыки детей, провожу с детьми беседы, практические занятия, осуществляю контроль за сформированностью культурно-гигиенических умений и навыков. Стимулирую действия похвалой, поддержкой, которые вызывают у детей положительные эмоции и желание выполнить работу ещё лучше, ещё качественнее. Направление работы воспитывает в них дисциплинированность, аккуратность, выдержку, терпение

2. Мы играем, отдыхаем – своё здоровье укрепляем.

На прогулках детям предлагаю поиграть в какую-либо подвижную игру (желательно незнакомую детям). Дети, не зная правил данной игры, просят познакомить их с ними

В результате, благодаря такой работе ребята не только узнают много новых подвижных игр, в которые могут играть каждый день, но, находясь в роли ведущего, они учатся чётко объяснять те или иные команды, а, находясь в роли игрока, учатся эти команды правильно выполнять. Такая деятельность способствует не только расширению кругозора, но и воспитывает ответственность, любознательность, познавательный интерес , а также положительные эмоции, которые испытывают дети, исполняя и роль ведущего.

3. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Данный раздел предполагает знакомство младших школьников с правилами и способами закаливания, развитием у них навыков закаливания. Сюда включена работа по выполнению детьми утренней гимнастики.

На одном из уроков здоровья я спрашиваю детей о том, как они понимают, что такое закаливание, нужно ли закалять организм человека, нужно ли это детям. Также спрашиваю ребят том, кто из них закаляет свой организм, каким образом? Занимаются ли закаливанием организма их родители? Существуют ли правила закаливания и знакомы ли они детям?

В ходе беседы подвожу детей к выводу о том, что и закаляться необходимо по определённым правилам, а также, что зарядка способствует тому, чтобы организм рос крепким, сильным, выносливым.

4. Кто правильно питается, здоровым развивается.

Правила здорового образа жизни, воспитания здорового человека – это правильное питание, поэтому я выделяю данную тему в специальный раздел, «Разговор о правильном питании», где дети учатся, почему нужно питаться в определённое время, почему нужно есть мясо, рыбу, творог, избегать различных «перекусов», «сухомяток», в результате чего станет меньше жалоб на боль в желудке, отсюда, хорошее настроение на протяжении всего дня.

Направление работы включает не только вопросы физического, но духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому следующий пункт…

5. Пусть и сердце и душа будут добрыми.

Работа предполагает воспитание нравственных качеств личности детей, их духовного здоровья. Она проводится по следующим направлениям:

  • воспитание добрых отношений внутри класса (создание детского коллектива);
  • воспитание доброго, уважительного отношения к членам своей семьи: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям, сёстрам;
  • воспитание уважительного отношения к людям, работающим в школе;
  • воспитание ответственности за своё поведение, умение анализировать и оценивать свои поступки.
  • воспитание любви к своему краю, гордости за его людей;
  • воспитание чуткости, отзывчивости.

Формированию, а затем сплочению детского коллектива, развитию добрых, товарищеских отношений среди детей способствуют подготовка к различным конкурсам, праздникам, ролевые игры, в которых дети учатся анализировать и оценивать поступки героев и вместе с тем свои поступки. Большое значение на данном этапе работы играют «откровенные разговоры» , в которых дети рассказывают о себе своим одноклассникам, поначалу это может быть знакомство детей друг с другом, где они расскажут о своей семье, своих увлечениях, интересах. Позже, став взрослее, ребята могут делиться с одноклассниками своими проблемами и получить дружеский совет. Главное для «откровенного разговора» – обстановка доверия, доброжелательное отношения к другим.

С первого дня ребёнка в школе его окружает множество взрослых. Конечно, педагог становится для него самым важным, самым главным человеком, но ведь рядом с детьми много тех людей, которые делают его пребывание в школе комфортным, уютным, безопасным: это и административные работники, работник медицинского кабинета, и школьный библиотекарь, и работники столовой , уборщицы. Сразу необходимо показать детям важность их труда, маленькие школьники должны понять, что без этих людей их жизнь в школе была бы намного труднее, каждого из сотрудников, называя их по имени-отчеству.

Со всеми взрослыми, которых ребята встречают в школе, они здороваются, а, уходя домой, прощаются.

Кроме того, каждый человек должен знать историю того края, где он родился, рос, где живёт. Без знания своих исторических корней нет Человека. Историю нашего края не надо учить, она сама учит, сама воспитывает теми событиями, которые свершились на нашей кузбасской земле, судьбами тех людей, которые эту историю создавали.

Результатом такой работы является, не только воспитание нравственных качеств личности учеников: доброта, отзывчивость, чуткость, сердечность, сочувствие, сопереживание, сострадание, но и умение работать в команде, воспитание чувство ответственности, самостоятельности, умение планировать свою деятельность. Участвуя в праздниках, торжественных мероприятиях, совершая экскурсии, знакомясь с интересными людьми, дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, т.о. формируется их духовно-нравственное здоровье.

Работа по каждому разделу предполагается на всем периоде обучения. Процесс познания строится таким образом, что на каждом новом этапе, в каждом следующем классе дети не только узнают новое по каждому разделу, но и возвращаются к уже известному им. Имеющиеся у младших школьников знания по тому или иному разделу позволяют им открыть новые, неизвестные ранее стороны изучаемого объекта. Такое направление работы позволяет не просто дать ученикам определённые знания, сформировать умения в преобразовании, обогащении собственного здоровья, но и способствует более глубокому пониманию их детьми. Многообразие видов и форм деятельности, богатство содержания способствуют развитию интереса у младших школьников,

Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Научить ребенка осознавать эту радость – дело не трудное. Он просто должен овладеть рефлексией (осознанием) эмоций, то есть понять, элементарное. Что чистая кожа рук по ощущению куда приятнее, чем грязные пальцы.

Список использованной литературы:

В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Шк». \ 1985.-557 с.

Источник

Читайте также:  Суворин алексей сергеевич голодание ради здоровья
Adblock
detector