Меню

Актуальность темы мое здоровье

Проект «Моё здоровье принадлежит только мне».

Проект учащегося 9 класса, выполнен с целью развития интереса к здоровому образу жизни, пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школы, формирования потребности следить за своим здоровьем.

Скачать:

Вложение Размер
moyo_zdorove_prinadlezhit_tolko_mne.pptx 2.21 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Тема: «Моё здоровье принадлежит только мне» Выполнил : Бех Александр Андреевич, ученик 9 «А» класса Руководитель: Карнаухова М. В., учитель истории и обществознания

Цель: развитие интереса к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы, формирование потребности следить за своим здоровьем. Задачи: 1.Рассмотреть содержание понятия «здоровый образ жизни» и способы сохранения здоровья в подростковом возрасте. 3. Разработать анкету для проведения социологического опроса. 4. Определить группу учащихся , провести исследование . 5. Установить, от чего зависит здоровье старшеклассников . 6. Подготовить памятку «Как сохранить здоровье»

Объект: учащиеся 9-ых классов. Предмет: здоровье как показатель качества жизни подростка. Гипотеза: здоровье подростка определяется качеством жизни самих школьников. Методы исследования: наблюдение; социологический опрос; поиск и анализ информации в сети Интернет . Практическая значимость проекта: разработанная памятка «Как сохранить здоровье»

Этапы реализации проекта 1 этап «Подготовка к проектированию» Определение темы, уточнение цели . 2 этап «Планирование» Анализ проблемы, определение задач, составление плана . 3 этап «Исследование» Сбор информации, анкетирование, сохранение результатов в формате Word , создание макета и оформление презентации, вывод о работе . 4 этап «Представление проекта» Защита проекта

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Критерии здорового образа жизни : Режим дня Правильное питание Гигиена Физическая активность Вывод : старшеклассники имеют представление о роли всех критериев в формировании здорового образа жизни, но не систематически соблюдают правила здорового образа жизни.

Самыми распространёнными привычками, вредящими здоровью человека, являются: курение , алкоголизм, наркомания. Привычка сохранять здоровье — это залог нормальной жизни для человека .

Вывод: подростки имеют представление о роли критериев в формировании здорового образа жизни, ( 100 % обучающихся знают, что такое здоровый образ жизни; 53 % из опрошенных считают, что их образ жизни является здоровым , 37 % считают, что частично образ жизни является здоровым) Подростки не систематически соблюдают правила здорового образа жизни . В рамках пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школы и создания условий для формирования потребности следить за своим здоровьем определены следующие мероприятия : 1. Принять участие в разработке и проведении классных часов по формированию основ здорового образа жизни. 2. Пересмотреть свои правила жизни и привлечь к здоровому образу жизни своих друзей и одноклассников. 3 .Составить памятку « Как сохранить здоровье ».

Памятка « Как сохранить здоровье ». Мы открыли вам секреты, Как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, И легко вам будет жить!

Источник

Индивидуальный итоговый проект «Моё здоровье принадлежит только мне»
проект по физкультуре

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Скачать:

Вложение Размер
gotovyy_proekt.docx 32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Черкутинская основная общеобразовательная школа им.В.А.Солоухина

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

«Моё здоровье принадлежит только мне»

Ученица 9 класса.

1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников………………………………………………………………..….4

2.Исследование об информированности школьников начальной школы о здоровом образе жизни…………………………………………………….…6

3. Конкурс рисунков среди учащихся начальной школы………………….7

4. Проведение спортивного мероприятия в школе…………………………8

3.Разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни школьников……………………………………………………………………..11

Тема здорового образа жизни — одна из наиболее распространенных тем в современном мире, так как крепкое здоровье гарантирует не только хорошее самочувствие, но и умственную активность. С одной стороны проводится много программ и акций по здоровому образу жизни в различных учреждениях и организациях. А с другой — по данным медицинских исследований учащихся 1-9 классов МБОУ Черкутинская ООШ им. В. А.Солоухина только 48% практически здоровые дети, 52% хронические заболевания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Таким образом, возникает противоречие между тем, что пропагандируется и реальным положением. Отсюда вытекает цель работы. Указанные обстоятельства говорят о том, что проблема формирования здорового образа жизни является одной из важнейших в настоящее время, что подтверждает актуальность данной темы.

Аннотация к исследовательскому проекту «Мое здоровье в моих руках». Проблема здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества. Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Проект «Мое здоровье в моих руках» направлен на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Проект предусматривает получение ученикам знаний необходимых для формирования потребностей в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание проекта предполагает изучение критериев здорового образа жизни, исследование знаний обучающихся о ЗОЖ, выработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни. Практическая значимость проекта состоит в том, что его результаты позволят сформировать и совершенствовать здоровый образ жизни школьника.

Цель проекта — изучение информированность учеников начальных классов МБОУ Черкутинская ООШ им. В. А. Солоухина об основах здорового образа жизни, сформировать положительное отношение к своему здоровью и снизить риск приобщения к этой вредным привычкам.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

-рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа как основу сохранения здоровья;

-провести анкетирование для изучения информированности о здоровом образе жизни;

-развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ; -содействие развитию познавательных и творческих способностей, развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний, направленных на вовлечение обучающихся и родителей в процесс формирования здоровьесберегающей среды школы;

-выработать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

Объектом проекта является — знания о здоровом образе жизни школьника.

Предметом проекта является — информированность школьников об основах здорового образа жизни.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы методы :

— изучение источников информации по данной теме (литературы, интернет ресурсы);

— организация и проведение социологического исследования в форме анкетирования, с целью выявления проблемы в области здоровья; — организация и проведение конкурса рисунков, плакатов, выставки, презентация фильмов на освещенную тему и информация об организации и проведении Дня «Моё здоровье принадлежит только мне»; — подготовка команд для участия в спортивных соревнованиях и осуществление судейства; — разработка сценария Дня «Моё здоровье принадлежит только мне» и приглашение гостей мероприятия; — освещение мероприятия в СМИ; – оформление стенда по итогам мероприятия.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его результаты позволят сформировать и совершенствовать здоровый образ жизни школьника.

Источник

Исследовательская работа: «Мое здоровье в моих руках»

В нынешней ситуации изучение проблем качества жизни детей и состояния их здоровья имеют приоритетное значение, что обуславливает актуальность темы исследования.

В данной исследовательской работе рассматриваются такие вопросы:

Что такое здоровый образ жизни?

Какие факторы на него влияют?

Как правильно заботится о своем здоровье?

Скачать:

Вложение Размер
Краткая презентация проекта «Мое здоровье в моих руках» 2.94 МБ
Содержание исследовательской работы «Мое здоровье в моих руках» 359.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Мое здоровье в моих руках» Автор: ученик 4 Б класса Лицея№15 Гордополов Илья Руководитель: учитель физической культуры Рахманова Марианна Миннахметовна

«Для чего нужен здоровый образ жизни?» -чтобы жить долго -чтобы учиться хорошо — чтобы быть счастливым — чтобы быть полезным — чтобы иметь хорошую работу — чтобы дети были здоровыми — чтобы страна наша процветала

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ в лицее №15

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей

Основные внутренние органы

Пища и питательные вещества

Значение физических упражнений для здоровья человека

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15»

«Мое здоровье в моих руках»

Березовский городской округ
2014

  1. Введение ……………………………………………………………………… 3
  2. Основы знаний ЗОЖ ………………………………….…………………. 3
  1. Когда и как возникли физическая культура и спорт………………. 3
  2. Современные Олимпийские игры…………………………………..…4
  3. Что такое физическая культура……………………………………..…5
  4. Правила поведения в физкультурном зале, на спортплощадке……..6
  5. Режим дня……………………………………………………………….6
  6. Твой организм…………………………………………………………..7
  7. Основные части тела……………………………………………………7
  8. Почему с возрастом изнашивается организм человека………………8
  9. Скелет……………………………………………………………………8
  10. Мышцы…………………………………………………………………..9
  11. Осанка………………………………………………………………….10
  12. Сердце и кровеносные сосуды………………………………………..11
  13. Органы чувств…………………………………………………………11
  14. Личная гигиена………………………………………………………. 12
  15. Закаливание…………………………………………………………. 15
  16. Мозг и нервная система……………………………………………….16
  17. Органы дыхания……………………………………………………….14
  18. Органы пищеварения………………………………………………….15
  19. Пища и питательные вещества……………………………………….15
  20. Вода и питьевой режим……………………………………………….15
  21. Тренировка ума и характера………………………………………….16
  22. Спортивная одежда и обувь…………………………………………..16
  23. Самоконтроль………………………………………………………….17
  24. Первая помощь при травмах………………………………………….18
  25. Значение физических упражнений для здоровья человека…………18
  26. Значение утренней гимнастики………………………………………19
  27. Гигиенические правила при выполнении упражнений……………..19
  28. Двигательный режим………………………………………………….20
  29. Дыхание при ходьбе, и беге на лыжах……………………………….21
  30. Значение и виды лёгкой атлетики……………………………………21
  31. Значение подвижных и спортивных игр……………………………..22
  32. Значение занятий лыжной подготовкой……………………………. 22
  33. Значение занятий гимнастикой……………………………………….23
  34. Значение и виды плавания…………………………………………….23
  1. Список литературы…………………………………………………………..25
  2. Приложение ………………………………………………………………….27

Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит.

Леонардо да Винчи

«Мое здоровье, в моих руках»

Основные разработчики проекта

ученик 4 Б класса Гордополов Илья

ученик 4 В класса Рихтер Генрих

ученица 4 В класса Богер Валерия

учитель физической культуры Рахманова М.М.

сформировать начальные представления о здоровом образе жизни

  1. Расширить теоретические знания о здоровье.
  2. Выяснить, какие знания имеют школьники о своем здоровье
  3. Дать рекомендации как правильно о нем заботиться
  4. Пропаганда здорового образа жизни.

здоровье как показатель качества жизни школьников

здоровье детей определяется качеством жизни детей

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовка к проектированию»

Определение темы, уточнение цели.

2 этап «Планирование»

Анализ проблемы, определение задач, составление плана.

3 этап «Исследование»

Сбор информации, анкетирование, сохранение результатов в формате Word, создание макета и оформление презентации, вывод о работе.

4 этап «Представление проекта»

Защита проекта на школьном семинаре.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Физическое воспитание предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире.

Из-за образа современной жизни у большинства людей слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте.

В нынешней ситуации изучение проблем качества жизни детей и состояния их здоровья имеют приоритетное значение, что обуславливает актуальность темы исследования.

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Общаясь с ребятами в классе и лицее, мы заметили, что отношение к своему здоровью у ребят разное. Некоторые ребята не знают, о здоровье человека ничего. Мы решили провести своё исследование и узнать, как правильно заботиться о своем здоровье, какие факторы на него влияют.

В данном исследовании мы рассмотрим такие вопросы:

  • Что такое здоровый образ жизни?
  • Какие факторы на него влияют?
  • Как правильно заботится о своем здоровье?
  1. Основы знаний ЗОЖ
  1. Когда и как возникли физическая культура и спорт

Физические упражнения возникли в глубокой древности. Первобытным людям день и ночь надо было защищаться от нападения хищников, противостоять силам природы, добывать пищу. Иногда охотники сами становились добычей зверей. Выживали наиболее сильные, ловкие, выносливые, а значит, самые здоровые.

Добывая пищу и защищаясь от хищников, люди бросали камни, палки; убегая от зверей, перелезали или перепрыгивали через различные препятствия.

Постепенно люди стали замечать, что результат тех или иных движений зависит от определённых приёмов. Например, палка или камень летит дальше, если перед броском сделать замах. Человек будет бежать быстрее, если немного наклонить туловище вперёд; прыгнет дальше, если разбежится, и т.д.

Человек также понял, что после многочисленных бросков камень летит дальше. Часто прыгая через ямы и пробегая большие расстояния, охотник замечал, что прыгать и бегать он стал лучше. Другими словами, повторение движений помогает не только лучше выполнять само движение, но и совершенствовать весь организм.

В свободное время люди не только отдыхали и развлекались, но и готовили своих детей к трудностям жизни, к защите от врагов. Этим целям начали служить различные виды упражнений. Например, в древнем городе Спарте юные граждане (7-20 лет) весь день находились в школах. Там они занимались маршировкой, бегом, прыжками, метанием копья и т. д.

А в древнегреческом городе Олимпия устраивались состязания — Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года. На Олимпийских играх сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

Перед состязаниями каждый атлет обязан был дать торжественную клятву соблюдать правила честной борьбы. Среди участников Олимпийских игр не должно быть ни лжецов, не воров, ни мошенников.

На время Олимпийских игр прекращались войны. Зрители сидели на холмах и криками подбадривали соревнующихся.

Победителя встречал весь город. В городской стене делали пролом, куда на колеснице въезжал победитель.

Древние состязания породили особый вид деятельности – СПОРТ. Он включает в себя тренировки и состязания. Соревнования не только помогают определить чемпионов (победителей), но и выявляют физические возможности людей.

  1. Современные Олимпийские игры

Существуют различные соревнования: первенство класса, школы, города, области. Сильнейшие атлеты участвуют в мировых чемпионатах. Но особенно почётно победить на Олимпийских играх.

После большого перерыва Олимпийские игры возобновились в 1896 году в Греции. В их возрождении большую роль сыграл выдающийся французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен. С 1924 года проводятся зимние Олимпийские игры. На летние и зимние игры съезжаются спортсмены из разных стран.

Современный олимпийский символ – пять переплетённых колец. Они олицетворяют единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Олимпийский девиз « Быстрее, выше, сильнее!».

Олимпийская эмблема – сочетание пяти колец с какими- нибудь другими элементами. Например, на эмблеме Игр XXII Олимпиады, которые проводились в Москве в 1980 году, вместе с олимпийскими кольцами изображён силуэт, напоминающий высотные здания, башни Московского Кремля и беговые дорожки стадиона.

Олимпийский флаг – белое атласное полотнище с олимпийскими кольцами.

Зажжение олимпийского огня – один из главных ритуалов на торжественном открытии Олимпийских игр. Его доставляют из Олимпии эстафетой к месту проведения игр лучшие спортсмены мира.

Клятва спортсменов и судей звучит так: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во слову спорта и во имя чести своих команд».

Талисман Олимпийских игр – это обычно изображение животного, которого особенно любят в стране, где проводятся Игры.

Олимпийские награды – это медали и дипломы. Победители награждаются золотыми, серебряными, бронзовыми медалями.

  1. Что такое физическая культура

Сейчас поговорим о физической культуре, которая необходима каждому человеку.

Физическая культура включает в себя не только занятия физическими упражнениями, но и знания о своём организме, личной гигиене, закаливании, режиме дня, правильном питании, а также умение применять эти знания в повседневной жизни.

ФК помогает человеку совершенствоваться, укрепляет здоровье. Те ребята, которые дружат с физкультурой, меньше болеют, а значит, реже пропускают уроки в школе. Они более выносливы, меньше устают, лучше учатся.

ФК поможет твоему организму правильно расти и развиваться.

Если хочешь иметь красивую фигуру, правильную осанку, крепкие мускулы, занимайся физическими упражнениями. У людей, имеющих всё это, отлично работают внутренние органы. Поэтому у них и хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение.

ФК поможет тебе стать более волевым, дисциплинированным, смелым, решительным. Занимаясь спортом, ты найдёшь много хороших друзей.

  1. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке

На открытой площадке в основном проводятся лёгкоатлетические виды упражнений – ходьба, бег, прыжки, метания, подвижные игры, а зимой – лыжная подготовка; в физкультурном зале – гимнастические, акробатические и танцевальные упражнения, различные подвижные и спортивные игры.

На занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

  • Заниматься только с учителем, обязательно выполняя все его требования;
  • Быть в соответствующей спортивной форме;
  • Без разрешения учителя не покидать место занятий;
  • При выполнении упражнений быть внимательными и осторожными, не мешать друг другу, не толкаться, не разговаривать, не кричать;
  • Во время бега, прыжков, метаний не стоять на пути разбега и на месте приземления учащихся или спортивного снаряда;
  • При выполнении упражнений, особенно в подвижных играх, помогать друг другу, не нарушать правила игры, избегать столкновений с соперниками, не допускать грубых приёмов;
  • Заниматься только на исправном спортивном оборудовании, с исправным инвентарём; закончив выполнение упражнений, складывать инвентарь в места его хранения;
  • На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за чистотой.
  1. Режим дня

Многие ребята жалуются на то, что у них не хватает времени и приходится вечно торопиться, делать всё наспех. Но всегда ли человеку действительно не хватает времени? Или он не умеет правильно распределять свои дела?

Умение организовать своё время – очень ценное качество человека. Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет.

Нужно распределять своё время так, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища принималась не меньше четырёх раз в день, и обязательно в определённые часы. Кроме того, следует больше отдыхать на свежем воздухе. При хорошо продуманном режиме дня времени хватает на всё: на учёбу и отдых, занятия в кружках и помощь родителям, чтение и спорт.

Чтобы занятия физкультурой приносили тебе только пользу, нужно знать свой организм.

Каждый человек больше чем наполовину состоит из воды. А откуда у нас столько воды? Мы состоим из клеток, а клетки почти целиком состоят из воды. Клеток в человеке сто триллионов. В нашем организме из более 200 видов: костные клетки, клетки мозга, кожи, мышц, нервные клетки, клетки крови и др.

Собравшись вместе, клетки образуют ткани организма. Из тканей строятся различные органы. Клетки, как кирпичики, ткани – стены, органы – здания.

  1. Основные части тела человека

Голова, шея, грудь, туловище, живот, спина, рука, нога

Основные внутренние органы

  • Головной мозг – как вы думаете почему мы слышим, видим, двигаемся. У нас с вами есть замечательные помощники – органы чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа. Это они сигналят об увиденном и услышанном Мозгу. А он – главнокомандующий. Он в ответ посылает сигналы ногам, рукам. Мозг и внутренним органам отдаёт приказы как работать.
  • Лёгкие — при помощи их мы дышим.
  • Сердце – насос для перекачки крови.
  • Желудок – его главная работа – переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок.
  • Печень – очищает нашу кровь от вредных веществ. Если вдруг в наш организм попадут ядовитые вещества, печень их тут же разрушит и выведет из организма.
  • Кишечник – в желудке пища превращается в кашицу, затем она попадает в тонкую кишку которая с помощью малюсеньких ворсинок -насосиков всасывает пищу. Затем пища попадает как бы в толстый хвост – толстую кишку. Это хорошая хозяйка. Она всасывает всю воду, а остатки (отходы) без сожаления выбрасывает.
  1. Почему с возрастом изнашивается организм человека

Старость – это самый последний период жизни человека. Обмен веществ замедляется. Суставы становятся менее гибкими, поэтому старые люди не могут двигаться так, как в молодые годы. С возрастом увядает кожа, появляется множество морщин, мышцы теряют свою упругость. Волосы седеют. Появляются изменения и во внутренних органах. В чём причина? Организм изнашивается, клетки с возрастом рождаются с ошибками, они устают и с трудом справляются со своей работой. Если человек выбирает здоровый образ жизни, заботится о себе, то старение наступает позже. Вам будет интересно узнать, что некоторые люди доживают до ста и более лет. В 1500 году в Йоркшире (Англия) родился человек по имени Дженкинз, который прожил 170 лет.

Если из пластилина вылепить человечка, он будет падать и разваливаться. А если в туловище, в руки и в ноги вставить проволочки, человечек станет прочным и устойчивым. А у человека вместо проволочек «вставлен» скелет. Это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похожим на бесформенный, студенистый мешок. Конструкция скелета легка и красива. Мышцы

Для того чтобы кости скелета могли двигаться, необходимы какие-то приспособления. Ими и являются мышцы. Они перекидываются через суставы, прикрепляясь своими концами к костям.

Мышцы сокращаются (т.е. становятся короче), а кости при этом приближаются друг к другу. Для движения в суставах нужны две группы мышц – сгибатели и разгибатели . При сгибании мышца сокращается и одна кость приближается к другой. Когда же ты разгибаешь, например, руку, также происходит сокращение мышцы. На этот раз – разгибателя, а сгибатель расслабляется.

Для того чтобы так здорово работать, мышца имеет специальное строение. Её клетки соединяются в специальные пучки мышечных волокон. В их состав входят особенные вещества, позволяющие сокращаться и расслабляться.

Мышца состоит из тела и сухожилий . Сухожилия находятся на её концах и прикрепляются к костям.

Мышцы бывают разные. Во внутренних органах и сосудах есть гладкие мышцы. Мышцы тела – те самые, которые дают силу и ловкость, называются поперечно-полосатыми. Их около 400.

Ты наверняка обратил внимание на то, что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку. ОСАНКА – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд.

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперёд, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, лёгких, желудка и др. внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Всё это ухудшает самочувствие и настроение. В большинстве случаев нарушения осанки появляются из-за слабо развитых мышц.

Есть простой способ проверить свою осанку — встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются затылок, лопатки, ягодицы и пятки – осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит, надо срочно заняться её исправлением.

Что нужно делать для улучшения осанки

  • приучай себя спать на плоской подушке и ровном средней жёсткости матраце.
  • Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.
  • Приучай себя сидеть за партой прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край.
  • Укрепляй мышцы физическими упражнениями.
  1. Сердце и кровеносные сосуды

СЕРДЦЕ часто сравнивают с мощным неутомимым насосом. Сердце перегоняет кровь по телу человека в течение всей жизни. Размер сердца у взрослого человека примерно с его кулак.

  • Укрепляй сердце занятиями физическими упражнениями, катайся на велосипеде, коньках, лыжах, плавай, бегай.
  • Не приобретай вредных привычек – они разрушат сердце.
  1. Органы чувств

Всё многообразие внешнего мира – свет, звуки, изменение температуры, запахи, вкус – организм воспринимает с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Их всего пять – это глаза, уши, кожа, нос, язык.

Ты уже знаешь, что физкультура – это не только выполнение физических упражнений, но и соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта.

Тебе и окружающим неприятны грязные руки, нечищеные зубы, запах пота от тела.

Основной гигиенической процедурой для поддержания чистоты тела является мытье. Мыться нужно не менее одного раза в неделю горячей водой с мылом. После этого необходимо сменить нательное бельё.

В течение дня, и особенно при занятиях физическими упражнениями, загрязняются руки, лицо, шея. Мыть их надо обязательно утром и вечером тёплой водой с мылом.

Руки, кроме того, надо мыть ещё перед каждым приёмом пищи, после прогулки и после посещения туалета.

Очень важно следить за чистотой ног. Их надо ежедневно мыть перед сном. Это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.

После занятий физическими упражнениями необходимо принять душ.

Не чищенные и испорченные зубы также становятся причиной многих заболеваний.

Уход за зубами простой. Чтобы удалить остатки пищи, застрявшей между зубами, надо чистить зубы два раза в день не менее 1-2 минут.

  • Чисти зубы два раза в день, утром и вечером.
  • Не ешь много сладкого.
  • Не перекусывай зубами нитки и не грызи орехи.
  • Посещай кабинет зубного врача.
  1. Закаливание

Если спросить у ребят, полезно ли для здоровья солнце, воздух и вода, то все, конечно, скажут – полезны. Но знаешь ли ты, что это не всегда так? Ведь если целый день лежать на солнце, купаться в холодной воде, то можно не укрепить здоровье, а заболеть. Поэтому, прежде чем начать закаливание, запомни несколько правил .

  • Начинай закаливание в тёплую погоду.
  • Ходи босиком по лесной тропинке, песку, мягкой траве, гальке.
  • Постепенно увеличивай продолжительность закаливающих процедур.
  • После водных процедур разотри тело полотенцем до лёгкого покраснения.
  • Если начал закаляться, то делай это каждый день! Если пропустил 1-2 недели, то надо начинать всё сначала.
  • Выполняй закаливающие процедуры только будучи здоровым.
  • Быстро смени верхнюю одежду, чулки, носки и обувь, если они намокли в холодную погоду.
  1. Мозг и нервная система

Головной мозг находиться в полости черепа, спинной мозг – в позвоночнике. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему.

От состояния нервной системы зависит деятельность всего организма, а значит – здоровье. Постоянные волнения, напряжённая умственная деятельность, однообразная физическая работа переутомляют нервную систему. Из-за этого ослабевает внимание, ухудшается память, снижается работоспособность, могут возникнуть головные боли, вялость и другие болезненные явления. Береги нервную систему!

  • Чередуй умственную работу с физической.
  • Гуляя на свежем воздухе, больше двигайся.
  • Спи не менее 9 часов.
  • Занимайся физической культурой и спортом.
  • Старайся получать как можно больше положительных эмоций.
  1. Органы дыхания

В организме человека нет запасов кислорода, поэтому без воздуха он не может жить. При вдохе в организм поступает кислород. При выдохе из него удаляется углекислый газ.

Органы дыхания – нос, трахея, лёгкие

Занятия физическими упражнениями улучшают работу лёгких, закаляют организм, и человек меньше болеет простудными заболеваниями.

Выполняя физические упражнения, очень важно правильно дышать

Разводить руки в стороны, поднимать их в вверх, прогибаться, распрямляться, вставать, и т.п. нужно, делая вдох.

Опускать руки, наклоняться, приседать, — делая выдох

Дышать нужно через нос. При больших физических нагрузках (быстром беге, поднимании тяжестей) выдох делают через рот.

Уметь управлять дыханием – значит уметь управлять собой. Медленный, длительный выдох помогает расслабиться, успокоиться.

  • Перед каждым упражнением сделай полный выдох.
  • Все движения делай свободно, плавно, без напряжения.
  • Повтори упражнение 5-6 раз.
  1. Органы пищеварения

Рот, пищевод, желудок, кишечник.

Пища попадает к нам в рот. Там она пережёвывается зубами, смачивается слюной. Далее по пищеводу пища попадает в желудок. В нём она продолжает перевариваться с помощью желудочного сока. Из желудка пища идёт в кишечник. Питательные вещества всасываются в кровь, и разносится ею по всему организму. Не переваренные отходы через прямую кишку удаляются из организма.

Физические упражнения укрепляют мышцы живота, улучшают работу кишечника.

Однако надо помнить, что выполнять физическую работу сразу после еды вредно для пищеварения. Кроме того, наполненный желудок приподнимает диафрагму и мешает нормальной работе органов дыхания и кровообращения. Поэтому между принятием пищи и занятиями физическими упражнениями необходимо делать перерыв 2-2,5 часа.

  1. Пища и питательные вещества

Человек с пищей получает все вещества, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила.

  • Старайся, есть в одно и то же время.
  • Ешь четыре раза в день: утром дома – первый завтрак, в школе – второй завтрак, после школы – обед и вечером – ужин.
  • Не ешь всухомятку.
  • Некогда не отказывайся от супа: ведь в нём много веществ, которые способствуют правильному пищеварению.
  • Не «перекусывай» между основными приёмами пищи.
  • Ешь не спеша, хорошо пережёвывай пищу.
  • Во время еды не отвлекайся, не читай, не смотри телевизор. Пища из-за этого плохо переваривается.
  1. Вода и питьевой режим

Человек может прожить без пищи больше месяца, а без воды всего несколько дней.

Во время тренировки (особенно в жару) пить не следует. А вот через 20-30 минут после тренировки очень полезно выпить овощной или фруктовый сок, компот, минеральную воду, но небольшими порциями.

Во время похода полагается пить три раза: за час до начала похода, во время привала и при остановки на ночлег.

  • Никогда не пей сырую воду из неизвестного источника.
  • Родниковую воду надо пить маленькими глотками, согревая её во рту, иначе может заболеть горло.
  1. Тренировка ума и характера

Сегодня, завтра, послезавтра тебе предстоит сделать много дел и многому научиться. Как же всё успеть. Секрет простой – надо научиться правильно распределять время, то есть соблюдать режим дня .

  • Прежде всего, приучи себя просыпаться в одно и то же время.
  • Обязательно выполняй утреннюю зарядку. Она не только укрепит твоё здоровье, но и поможет быстрее включить организм в работу.
  • Не смотри телевизор более 1часа 20минут в день.
  • Обязательно чередуй занятия с отдыхом.
  • Помни, что только глубокий спокойный сон (не менее 9 часов) в хорошо проветриваемом помещении поможет тебе восстановить силы.
  • Соблюдай чёткий режим дня, и ты не только успеешь сделать намеченные на день дела, но и станешь более волевым, организованным, настойчивым и умным.
  1. Спортивная одежда и обувь

Прежде всего одежда и обувь должны соответствовать твоему размеру, не стеснять движения, дыхание и кровообращение. Поэтому воротнички, пояса, резинки не должны быть узкими и тугими.

Если ты занимаешься в помещении или в тёплую погоду на улице, то лучше быть одетым в хлопчатобумажный трикотажный костюм или спортивные трусы и майку. Такая одежда хорошо впитывает с поверхности тела пот.

В холодную погоду спортивная одежда должна состоять из трёх слоёв: нижнего белья (лучше из хлопка), рубашки(желательно из фланели), тёплого трикотажного костюма или шерстяного свитера и спортивных брюк.

На голову обычно надевают вязаную шапочку, на руки – варежки. Если погода ветреная, то хорошо поверх всего надеть ветровку.

Обувь должна быть подходящей по размеру и удобной. Тесная обувь нарушает кровообращение, что приведёт к обморожению. Тесная обувь с грубыми внутренними швами или складками может натереть ногу. То же самое бывает, когда обувь велика.

Зимнюю обувь надевают на шерстяной носок, под которым должны быть тонкие носки из хлопка.

Необходимо следить за чистотой спортивной одежды и обуви. Лыжные ботинки, например, следует просушивать и смазывать кремом. Одежду, прилегающую к телу, — стирать после каждой тренировки.

Если ты регулярно занимаешься физическими упражнениями, то тебе очень важно научиться правильно оценивать своё самочувствие и контролировать, как твой организм справляется с физической нагрузкой. Это и есть самоконтроль

Если после занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон нормальные, значит, твой организм хорошо переносит нагрузки. Если после тренировки ты ощущаешь небольшую усталость, значит, нагрузка была достаточной. Если во время тренировки краснеет лицо, учащаются дыхание и сердцебиение, появляется испарина, это вполне нормально.

Однако,если во время занятия или после него лицо побледнело, выступил обильный пот, появились головокружение, тошнота, значит, нагрузка для тебя слишком велика. Нередко после таких занятий ухудшается аппетит, появляется раздражительность, нарушается сон.

Необходимо обратиться к врачу, посоветоваться с учителем. Если со здоровьем всё в порядке, значит, надо или на время прервать занятия, или снизить нагрузку.

Как ты переносишь нагрузку, показывает и твой пульс .

Пульс можно посчитать, приложив ладонь к груди в области сердца, кончики пальцев к запястью руки, виску или шее.

Обычно пульс считают за 10 секунд, затем эту величину умножают на 6 и узнают пульс за 1 минуту.

После любой физической нагрузки пульс учащается. Чем продолжительнее и тяжелее нагрузка, тем пульс чаще. Это нормально. Однако если пульс утром до зарядки или тренировки больше 90-100 ударов в минуту, то это говорит о том, что или у тебя не всё в порядке со здоровьем, или ты перетренировался в предыдущие дни.

После тренировки или урока физкультуры пульс должен возвратиться в спокойное состояние через 10-15минут, после зарядки ещё быстрее.

Очень полезно завести дневник самоконтроля.

  1. Первая помощь при травмах

При занятиях физкультурой иногда случайно или из-за несоблюдения правил безопасности ты можешь получить травму.

При ушибе положи на ушибленное место на 20-30 минут холодный компресс. Меняя его каждые 5 минут.

Ссадины и потёртости кожи сначала промой раствором перекиси водорода. Потом смажь это место зелёнкой.

При кровотечении. Прежде всего, его надо быстро остановить. Если кровотечение небольшое, например, на руке или ноге, то достаточно поднять конечность вверх, промыть вокруг ранки кожу раствором перекиси водорода и сверху наложить стерильную повязку.

При более сильном кровотечении на рану следует наложить давящую повязку, состоящую из трёх слоёв: кусочка стерильной марли, комка ваты и тугой повязки.

При кровотечении из носа надо принять полулежащее положение, поместить на переносицу пакетик со льдом. Одновременно с этим следует сжать пальцами крылья носа до остановки кровотечения.

При более серьёзных травмах следует немедленно вызвать врача.

  1. Значение физических упражнений для здоровья человека

Чтобы приносить как можно больше пользы своему народу, своей стране, чтобы лучше и интереснее жить самому, каждый человек должен быть здоровым, сильным, ловким, быстрым, выносливым. Такой человек может производительно трудиться, не утомляясь, длительное время, а устав, быстрее восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой.

Для того чтобы стать таким, надо систематически заниматься физическими упражнениями как в школе, так и дома, а в свободное от учёбы время, самостоятельно или вместе со старшими, использовать оздоровительные силы природы (солнце, воду, воздух) и постоянно соблюдать гигиенические требования.

Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все основные системы организма (дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и др. ), укрепляют мышцы, связки, повышают сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

26. Значение утренней гимнастики, занятий на свежем воздухе

Утренняя гимнастика оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы, существенно улучшает умственную работоспособность, внимание. Она облегчает переход от сна к бодрствованию, являясь своеобразным мостиком, по которому мы переводим наш организм из состояния покоя в активное состояние, предшествующее урокам. Положительное влияние утренней гимнастики сказывается на протяжении всего учебного дня.

  1. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений

Первое требование – наличие специальной одежды и обуви. В спортивном зале и на улице при температуре не ниже + 17 о С – спортивные трусы и майка; в прохладную погоду – в спортивном костюме. Спортивную форму необходимо регулярно стирать, а обувь чистить.

После занятий надо принять водные процедуры, умыться, причесаться, переодеться.

Второе требование – заниматься только на спортивном оборудовании, соответствующем определённым упражнениям, используя исправный инвентарь. Размер спортивных снарядов, вес различных предметов и отягощений должны соответствовать возрасту и росту. Весь спортивный инвентарь должен быть чистым, готовым для занятий.

Третье требование – выполнять физические упражнения можно только в местах, где имеются соответствующие санитарно-гигиенические условия (чтобы не получить травм и не заболеть). Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи свалок, купаться в загрязненных водоёмах. Места занятий обязательно должны быть чистыми, помещения хорошо проветриваемыми. В физкультурных залах после занятий обязательно делают влажную уборку. Температура воздуха во время занятий должна быть не ниже гигиенических требований.

Учёные доказали, что успеваемость зависит от состояния здоровья. А здоровье, в свою очередь, находиться в зависимости от соблюдения каждым школьником оптимального двигательного режима.

Из чего же складывается двигательный режим школьника?

1. Утренняя гигиеническая гимнастика . Выполняется каждое утро, состоит из 7-10 упражнений. Ускоряет переход от ночного отдыха к бодрствованию, тонизирует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение.

2. Прогулка по дороге в школу и из школы . В сочетании с энергичной ходьбой пребывание на свежем воздухе даёт оздоровительный эффект.

3. Гимнастика до учебных занятий способствует расширению оздоровительных задач, даёт возможность настроиться на активное начало учебного дня, мобилизует ребят на продуктивную работу на уроках.

4. Физкультминутки на уроках, во время приготовления Д/З помогают преодолеть утомляемость, проявляющуюся в результате напряжённого умственного труда.

5. Подвижные игры во время длительных перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху в середине рабочего дня. Если в школе есть условия, то вместо подвижных перемен проводятся «Часы здоровья», позволяющие на протяжении 45 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями, любимыми играми.

6. Уроки физической культуры – позволяют учащимся овладеть различными физическими навыками и умениями, развивать быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость и координацию движений, воспитывать волю, смелость, решительность.

7. Спортивный час в группах продлённого дня помогает снять усталость после окончания уроков. Во время занятий на свежем воздухе выполняемые упражнения имеют большой оздоровительный и закаливающий эффект.

8. Кружки физической культуры способствуют к приобщению школьников к спорту.

9. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья, внутришкольные соревнования, туристические прогулки, физкультурные праздники) тоже способствуют приобщению школьников к постоянным занятиям физическими упражнениями, привитию любви у отдельным видам спорта.

10. важным компонентом двигательного режима являются самостоятельные занятия школьников , выполнение ими домашних заданий по физической культуре.

Объём двигательного режима – 6-8 часов в неделю.

  1. Дыхание при ходьбе, беге, и ходьбе на лыжах

Правильное дыхание при выполнении физических упражнений имеет большое значение для правильного роста организма, для укрепления здоровья.

Дышать надо глубоко и ритмично, при медленных движениях – редко и через нос. При медленном беге обычно делают на четыре шага вдох и на четыре шага выдох. При быстрых движениях дышат чаще всего и через нос, и через рот.

Правильным для человека является дыхание через нос. При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух, проходя через нос, увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно воздействуют на микробы, вдыхаемые с воздухом, тем самым, предотвращая простудные заболевания.

  1. Значение и виды легкой атлетики

Лёгкая атлетика – один из самых популярных видов спорта. Л/А – это ходьба, бег, прыжки, метание. Соревнования по этим видам проводятся с глубокой древности. Они составляли основу древних Олимпийских игр.

Лёгкоатлетические упражнения развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса. Они очень полезны для здоровья. Занимаясь лёгкой атлетикой, ты станешь не только сильным, ловким, выносливым и закалённым, но и смелым, решительным, волевым.

31. Значение подвижных и спортивных игр

Ты и твои друзья, конечно, любите бегать, прыгать, метать мячи и т.п. Но ещё интереснее делать это в игре, соревнуясь.

Подвижные игры помогут тебе развить ловкость, меткость, быстроту, выносливость. В играх не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение.

Не меньшая польза подвижных и спортивных игр и в том, что они позволяют ребятам лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину

32. Значение занятий лыжной подготовкой

Зимой ты конечно, любишь кататься на санках, коньках, лыжах. Зимний лес в снегу, чистый воздух улучшает самочувствие, поднимает настроение.

Катание на свежем, морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет, развивает выносливость, силу, ловкость и другие двигательные качества.

Лыжи появились в глубокой древности, ещё в каменном веке. Первые лыжи были короткими и широкими, и охотники могли на них только ходить по снегу.

Лыжный спорт – популярный и массовый вид зимнего спорта , включающий лыжные гонки, прыжки с трамплина, биатлон, слалом, горные лыжи и скоростной спуск, северное двоеборье (гонки и прыжки с трамплина), фристайл (балет, акробатика, могул ), а также лыжную подготовку как первую ступень занятий лыжным спортом.

Мы гордимся нашими выдающимися лыжниками – чемпионами мира и Олимпийских игр: В. Кузиным, Н. Зимятовым, П. Колчиным, В.Ведениным, Л. Козыревой, Г. Кулаковой, Р. Сметаниной, Е. Вяльбе, Л.Егоровой и т. д.

При ходьбе на лыжах в работу вовлекается наибольшее, по сравнению с другими видами упражнений, число мышц, основательно нагружаются мышцы ног, рук, спины, живота.

33. Значение занятий гимнастикой

Гимнастика как вид спорта включает в себя спортивную, художественную, ритмическую гимнастику, аэробику. Словом «гимнастика» называют также комплексы упражнений утренней зарядки, лечебной физкультуры и др.

Занятия гимнастикой развивают все группы мышц, делают фигуру стройной, походку лёгкой, а движения пластичными и грациозными. Занятия под музыку развивают чувство ритма, чувство прекрасного.

  1. Белов В. И. Жизнь без лекарств: В 2 т. — М.:КСП, С-Петербург: Респекс, 1995. — (Библиотека нетрадиционной медицины).
  2. Богданов Г. П. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. — М.: Просвещение, 1987.
  3. Валеологические аспекты образования. / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Папиной, Н. П. Неворотовой — Кемерово: Изд-во облИУУ, 1995.
  4. Васьков Ю. В. Раздел «Основы знаний» // Физическая культура в школе. — 1989.-N9.-С. 18-21; 1989.-Ы П.-С. 1649; 1990.-N2.-С. 11-14; 1990.-N4.-С. 15-18; 1990.-N 8.-С. 15-19; 1990.-N П. -С. 27-30; 1991.- N 5. — С. 20-25; 1991.- N1,- С. 19-22; 1992.-К 11-12. -С. 12-14.
  5. // Вестник образования. — 1997. — N 10.
  6. Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. Кемерово 1999.
  7. Кулешов А. П. Страницы олимпийского дневника. — М.: Ф и С., 1987.
  8. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории. — М.: Просвещение, 1991.
  9. Образование. Личность. Здоровье: Коллективная монография (по материалам Всероссийского семинара-совещания «Организация охраны здоровья детей и подростков, реабилитационной службы и специального образования / Мин-во образ. РФ, Администр., ОблИУУ; Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина — Кемерово, 1996. -360с.
  10. Программы, Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение, 2007.
  11. Ратнер А. Б., Родиченко В. С., Столбов В. В. Приглашение в олимпийский мир. — М.: Советский спорт, 1995.
  12. Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры: Методические рекомендации / Министерство просвещения Молдавской ССР, Республиканский ИУУ. — Кишинев, 1984.
  13. Столбов В. В. История и организация физической культуры и спорта. — М.: Просвещение, 1982.
  14. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре: Методические рекомендации / Министерство просвещения Молдавской ССР, Республиканский ИУУ. — Кишинев, 1986.
  15. Хавин Б. Н. Все о советских олимпийцах. — М.: Ф и С., 1985.
  16. Словарь некоторых терминов и понятий учителя физической культуры и его учеников. — Кемерово, 1998.
  17. Федеральный комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов. Авторы учебников: В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон и др. — М.: Просвещение, 2006.
  18. Физическое воспитание учащихся 5-7, 8-9, 10-11 классов / Под редакцией В. И. Ляха. Серия пособий для учителя. — М.: Просвещение, 1997.
  19. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить! – Новосибирск, 2000г.
  20. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е издание.- Кемерово.Кемеровское книжное издательство, 1980 г.
  21. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: «Физкультура и спорт», 1978г.
  22. Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье. – М.: Советская Россия 1990г.
  23. Белов В.И. Психология здоровья. — — М.: Респекс, 1994г.
  24. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2003г.
  25. Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. – Кемерово, 1999г.
  26. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
  27. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.
  28. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
  29. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок.- Новосибирск, 2002г.

Источник

Читайте также:  Витаминная модель психического здоровья п варра презентация
Adblock
detector