Актуальность профилактики здоровья человека
Данный раздел сайта подготовлен для медицинского персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь: врачей, медсестер, студентов, проходящих практику, ассистентов врачей, всех иных лиц, имеющих отношение к медицинскому обслуживанию граждан. В книге приводятся рекомендации, основанные на клинической практике по 169 вариантам превентивных мер: скрининговые тесты, подключение консультантов, вакцинация, профилактика с помощью медикаментозных средств — для осуществления превентивных мер по 60 наиболее типичным состояниям. В группу пациентов, для которых рекомендованы эти меры, вошли асимптоматичные больные всех возрастов и категорий риска. Таким образом, можно утверждать, что в книге рассмотрены все основные виды медицинской помощи: частная практика, терапевтическая помощь, педиатрия, акушерство и гинекология. Рекомендации по каждой главе основаны на стандартизованном обзоре современного состояния научных исследований по данному вопросу и включают резюме опубликованных клинических исследований, позволяющих судить об эффективности данного профилактического подхода, причем для каждого из них приводится перечень основных профессиональных организаций и служб здравоохранения. Надо сказать, что клиницисты всегда интуитивно понимали значимость профилактических мер. Когда повседневно встречаешься со сложной, а подчас и безнадежной задачей лечения болезни, которая зашла слишком далеко, невольно думаешь, насколько была бы облегчена эта задача, если бы можно было начать лечение на ранних стадиях, а то и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше.
Преимущества использования профилактических подходов стали особенно очевидными за последние 2—3 десятилетия, когда за счет эффективных клинических превентивных мер стали реже встречаться случаи массовых заболеваний. Благодаря вакцинации детей, в Соединенных Штатах практически стали единичными случаями такие инфекционные заболевания, как полиомиелит, который накатывался раньше регулярными эпидемическими волнами (более 18 300 случаев в 1954 году). В 1987 году в Соединенных Штатах насчитывалось всего 5 случаев паралитического полиомиелита. До того, как начали делать прививки, эпидемия краснухи повторялась в США каждые 6—9 лет; пандемия 1964 года дала более 12 миллионов инфицированных детей, более 11 тысяч погибло на стадии развития плода и около 20 тысяч детей умерло от врожденного синдрома краснухи. С 1969 года, когда начали делать прививки, количество заболеваний снизилось на 99%. То же самое можно сказать о дифтерии, коклюше и других некогда столь распространенных детских заболеваниях. Профилактические меры по раннему обнаружению заболеваний привели к резкому снижению показатепей заболеваемости и смертности. С 1972 года смертность от инсульта у пожилых людей снизилась более чем на 50%, что во многом связано в первую очередь с ранним распознаванием и лечением гипертонии. Смертность от рака шейки матки снизилась с 1950 года на 73%8, в частности, благодаря использованию теста Папаниколау, позволяющего выявить цервикальную дисплазию. Благодаря рутинному обследованию новорожденных и вовремя начатому лечению, если таковое необходимо, удается вылечить детей с такими поражениями, как фенилкетонурия и врожденный гипотиреоз, которые прежде неизбежно приводили к отставанию в их умственном развитии. Хотя вакцинация и скрининг остаются в числе важнейших профилактических мер, наибольшие надежды связываются с изменением отношения самих больных к своему здоровью. Они должны принимать меры задолго до активного развития заболевания.
Важность такого подхода была показана на основе статистики, обнаруживающей все более очевидную связь между отношением больных к своему здоровью и некоторыми заболеваниями, которые состоят в числе ведущих в списке причин смертности населения: сердечно-сосудистые заболевания, рак, поражения сосудов мозга, травмы, хроническая обструкция дыхательных путей.
Одно только курение является причиной смерти каждого шестого жителя Соединенных Штатов, в том числе 130 тысяч смертей от рака, 115 тысяч — от поражения коронарных артерий, 27 500 — от поражения сосудов мозга, 60 тысяч — от хронического поражения легких. Важнейшими причинами аварий на дорогах являются нежелание пристегиваться ремнями безопасности и вождение автомобилей в нетрезвом виде — более 47 тысяч смертей в 1987 году. Малоподвижность и несоблюдение правил здорового питания приводят к атеросклерозу, раку, диабету, остеопорозу и ряду других распространенных заболеваний. Некоторые сексуальные извращения увеличивают риск непредвиденной беременности, передачи заболеваний половым путем, СПИДа. Несмотря на наличие совершенно очевидных клинических критериев, убеждающих в необходимости профилактики, врачи часто не следуют рекомендациями. Причина заключается в целом ряде обстоятельств, в том числе и в том, что врачи не получают компенсацию за осуществление профилактических мероприятий, а также потому, что они слишком заняты, чтобы уделять внимание еще и профилактическим процедурам. Однако даже и с учетом этого, врачей следует упрекнуть в недостаточном внимании к профилактике вообще. Одна из важнейших причин, объясняющих эту ситуацию, заключается в том, что клиницисты не вполне хорошо представляют, какие же профилактические меры действительно необходимы.
Одна из причин заключается в том, что рекомендации поступают из различных источников, которые к тому же разнятся друг от друга. Достаточно упомянуть такие источники информации, как государственные службы здравоохранения, специальные медицинские организации, профессиональные и научные организации, добровольные ассоциации, индивидуальные эксперты. И все же главная причина заключается в том, что врачи весьма сомневаются в клинической эффективности профилактических мер. Часто врач не уверен, что выполнение тех или иных профилактических мер сможет заметно сказаться на снижении смертности либо заболеваемости по тем болезням, которые он старается вылечить. К тому же неясно, как сравнивать относительную эффективность различных профилактических мер. Не располагающий свободным временем врач затрудняется, что из профилактических мер следует посоветовать больному в ходе его непродолжительного посещения. К тому же не исключено, что некоторые манипуляции могут принести больше вреда, чем пользы. Хотя соображение такого рода можно отнести к любой врачебной процедуре, оно особенно актуально относительно профилактических мер, имея в виду, что все-таки пациент, относительно которого применяют профилактическую меру, более или менее здоров. Некоторые осложнения или редкие побочные эффекты, с которыми можно примириться при лечении тяжелого заболевания, приобретают большое значение, если возникают в асимптоматических условиях, и здесь приходится особенно тщательно взвешивать преимущества лечебных мер по сравнению с возможным риском.
К тому же такие «широкозахватные» меры, как рутинное массовое обследование населения, неизбежно влекут за собой еще и значительные расходы. Подобные соображения все чаще ставят под сомнение целесообразность рутинных обследований асимптоматичных больных, когда в стандартную проверку входит традиционный набор тестов и обследований. Ежегодная проверка здоровой части населения была впервые предложена Американской медицинской ассоциацией в 1922 году. В течение многих последующих лет работники здравоохранения рекомендовали проводить рутинные врачебные обследования и подробные лабораторные тесты как эффективное профилактическое средство. В настоящее время, не отрицая важности регулярных обследований домашним врачом, следует признать, что применение стандартного скринингового набора обследований всех здоровых людей, осуществляемого один раз в год, не может считаться эффективной мерой для предотвращения заболеваний. Более того, и частота обследований и содержание периодических осмотров должны быть соотнесены с каждым конкретным человеком, и нужно иметь уверенность, что данная процедура будет клинически эффективной. Такой подход к регулярным обследованиям был выдвинут Американской медицинской ассоциацией в 1983 году, заявившей, что она больше не выступает за регулярные ежегодные медицинские осмотры здоровой части населения.
Источник
Актуальность здорового образа жизни
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровье человека на 60 % и более зависит от образа жизни(еда, режим питания, физическая активность, уровень стресса, вредные привычки и разрушительное поведение).
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В современном обществе всё больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.
На протяжении последних десятилетий мы, к сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что постоянно растёт так называемая неинфекционная заболеваемость и смертность от неё взрослого населения (в первую очередь, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, хронические бронхолёгочные заболевания, онкологические), уменьшается количество здоровых детей. Абсолютно здоровые дети в нашей республике в разные годы составляют от 10% до 20% от общей численности детского населения. А ведь именно в детском возрасте закладывается фундамент здоровья взрослого человека и, что немало важно, стиль его будущей жизни.
Взрослое население, как правило, более половины имеют какое-либо хроническое заболевание. В процессе роста и взросления человека достаточно серьёзно повышается количество патологии. Логично встаёт вопрос о путях решения проблемы.
По опыту многих стран мира, достигших 2–3-кратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 % до 70 %. Очень важно, что имеются убедительные научные доказательства, что популяционные профилактические программы сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:5–6 в течение 5–10 лет, а программы профилактики на рабочем месте уже в течение 3–5 лет сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:3–6. В связи с этим, основным стратегическим направлением обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья нации, должно быть усиление профилактической направленности здравоохранных действий всех ветвей власти, организаций и структур общества, с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни, во всех сферах его деятельности, при постоянном совершенствовании в качестве основы жизнедеятельности института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
Здоровый образ жизни – это комплекс общегигиенических, морально-этических и оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.
Комплекс норм поведения, предусмотренный здоровым образом жизни:
- регулярное, сбалансированное, рациональное питание;
- соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей;
- отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем;
- соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики;
- здоровое сексуальное поведение;
- полноценный отдых;
- комфортные условия труда и быта;
- здоровое сотрудничество, умение творчески работать, здоровая атмосфера в коллективе, объединенном единой целью;
- духовное здоровье. Наличие цели, смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения;
- личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья;
- повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
Здоровье является естественным состоянием человека. В природе есть все необходимое для его поддержания, но для этого человеку необходимо жить по ее законам, так как природа не навязывает нам болезни. Она обеспечила человека внутренними защитными силами и механизмами, которые у многих людей находятся в заторможенном состоянии, причиной чему является неестественный образ жизни.
Для поддержания здоровья, защиты от болезней человеку необходимо побуждение и активизация механизмов саморегуляции организма, развитие и подключение его резервных сил, т.е. естественный метод самооздоровления. Болезнь – способ информирования человека о нарушении равновесия в его организме.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Здоровье – бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.
Источник
Актуальность исследования проблемы формирования здорового образа жизни
специалист в области арт-терапии
Актуальность исследования проблемы формирования здорового образа
жизни у детей старшего дошкольного возраста обусловлена заботой общества о здоровье населения России. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС Консультант Плюс] , Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС Консультант Плюс.], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [ Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс],. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс.] и другими нормативными актами.
Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Б.Е. Скоморохов и А.А. Титова рассматривают здоровый образ жизни как «глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом» [Скоморохов Б.Е., Титова А.А. Основное содержание молодежной политики. Проблемы здоровья молодого поколения. Формирование здорового образа жизни: Методическая разработка учебного занятия. Ступино, 2016. С. 30.] Е.А. Воронова здоровый образ жизни рассматривает «с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации» [Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 52.]
По мнению И.В. Чупаха, здоровый образ жизни – это «реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, 2014. С. 21.] В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Как отмечает В.С. Безрукова, «здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2013. С. 321].
ФГОС ДО связывает формирование ЗОЖ у дошкольников с осмыслением ценностного потенциала, который составляют интеллектуальные ценности, ценности двигательного характера, технологические ценности, валеологические ценности, мобилизационные и интенционные ценности [ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html (дата обращения 01.03.2017)].
Ценность здорового образа жизни определяется как гармоническое сочетание физического, духовного и социального благополучия личности и раскрывается через категории «физические качества», «телосложение», «здоровье» и «норма». ФГОС ДО определяет содержание образовательной области «физическое развитие», которая включает формирование ценностей здорового образа жизни. Ценности ЗОЖ заключаются в стремлении сохранить и укрепить свое здоровье, так же желание правильно питаться, соблюдать режима дня и заниматься спортом. Формирование ценностей ЗОЖ – это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.
В приобщении к ценностям ЗОЖ старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией. В детстве происходят усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Дети старшего дошкольного возраста сознательно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам.
По мнению Т.Ю. Бобровской, «формирование необходимых представлений о ценностях ЗОЖ у старших дошкольников зависит от того, какие знания о здоровье и здоровом образе жизни имеют педагоги и в какой мере эти знания используют в своей педагогической деятельности» [ Бобровская Т.Ю. Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 34.]
С.В. Жерякова отмечает, что «в основе формирования ценностей ЗОЖ старшего дошкольника лежат такие его составляющие как: «научные знаний, расширяющие представления детей о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек» [ Жерякова С.В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 462.]
Т.В. Карасева, Е.В. Руженская [Карасева Т.В., Руженская Е.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 5. С. 23] отмечают, что п равильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка.
Процесс формирования ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия: с оздание развивающей предметно-пространственной среды по
формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста; использование различных форм и методов формирования представлений ценностей ЗОЖ.
Нами было проведено экспериментальное исследование сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка» г. Лесосибирска. Для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики: а нкета «Что такое здоровье?» Г.А. Хакимовой, д иагностика выявления особенностей отношения детей к
практическим действиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья» Г.А. Хакимовой, р исуночный тест «Что такое здоровье?» О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, адаптирован Г.А. Хакимовой.
По результатам проведенной диагностики сделаны следующие выводы.
Представления в области здоровья детей, имеющих высокий уровень (20,4% испытуемых) — осознанные и глубокие. При рассмотрении понятия «здоровье» выделяют все его аспекты (физический, психический и социальный). Мотивом бережного отношения к здоровью выступает понимание дошкольниками его ценности, стремление к его сохранению и укреплению. Дети с большим удовольствием и по личной инициативе принимают активное участие в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья (зарядка, закаливание, плавание и др.). Имеют представление о необходимости тех или иных оздоровительных мероприятий.
Представления в области здоровья детей, имеющих средний уровень (42,5% испытуемых), — существенны и дифференцированы, содержат уже несколько сформировавшиеся убеждения, однако часто поверхностные и не аргументированные. При рассмотрении понятия «здоровье» выделяют один или два его аспекта, часто физический. Дети этой подгруппы обладают убеждением, что здоровый образ жизни соблюдать необходимо, результатом последнего указывают на здоровье человека, но в рамках только физического его аспекта или вообще затрудняются ответить. При анализе предложенной
ситуации, угрожающей здоровью человека, они безошибочно выявляют некоторые факторы, но часто не могут аргументировать свои ответы. Дети с удовольствием, но иногда без личной инициативы («чтобы не ругали») выполняют какие-либо действия, ориентированные на сохранение и укрепление здоровья (зарядка, закаливание и др.).
Представления в области здоровья детей, имеющих низкий уровень (37,1% испытуемых), — поверхностны, часто неадекватны. Дети отказываются выполнять действия, ориентированные на сохранение и укрепление здоровью (зарядка, закаливание и др.). Не имеют представления о необходимости тех или иных оздоровительных мероприятий.
Следовательно, сформированность ценностного отношения к здоровью у детей соответствует в целом среднему уровню. В связи с этим, введение специальных педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста целесообразно и актуально . В связи с этим, было принято решение о необходимости разработки и реализации с детьми целенаправленной работы по формированию ценностей здорового образа жизни.
С целью формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста разработан и реализован проект «В здоровом теле – здоровый дух». Программное содержание включало три взаимосвязанных раздела.
I раздел — предполагал формирование представлений об особенностях внешнего строения человека, об индивидуальном своеобразии его внешнего вида, о социальной роли ребенка согласно его половой дифференциации, об особенностях внутреннего строения человека, о функциях основных органов и систем;
II раздел — способствовал вырабатыванию представлений о сущности здоровья и факторах его определяющих, о резервных возможностях здорового организма, знаний о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека;
III раздел — был направлен на формирование представлений и навыков безопасной жизнедеятельности, навыков оказания первой помощи в необходимых случаях.
В ходе контрольного исследования представлений о здоровье детей были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Уровень представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста по итогам первичного и повторного исследования
Представим полученные данные на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ уровней представлений о здоровье
Проводя сопоставительный анализ результата первичного и повторного исследования, мы обнаружили, что при повторном исследовании уровней представлений о здоровье 21,1 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень. На этапе констатирующего исследования было выявлено 1,6 % испытуемых с таким уровнем.
68,4 % испытуемых продемонстрировали средний уровень представлений о здоровье . На этапе констатирующего исследования было выявлено 77,5 % испытуемых с таким уровнем. Дети, имевшие по результатам первичной диагностики низкий уровень, сначала неохотно включались в деятельность, наблюдали со стороны. Но спустя некоторое временя, они стали проявлять активность, играть вместе с другими детьми, принимать активное участие в педагогической деятельности.
Вдвое уменьшилось число испытуемых с низким уровнем представлений о здоровье (с 20,9 % до 10,5 %).
Таким образом, по результатам первичного и повторного исследования представлений о здоровье наблюдается положительная динамика развития детей старшего дошкольного возраста.
В ходе контрольного исследования особенностей отношения к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, были получены следующие данные, представленные в таблице 2.
Уровень отношения детей к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, по итогам первичного и повторного исследования
Представим полученные данные на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ отношения детей к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья
Проводя сопоставительный анализ результата первичного и повторного исследования, мы обнаружили, что при повторном исследовании уровней отношения к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, 47,5 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень. На этапе констатирующего исследования было выявлено 29,3 % испытуемых с таким уровнем.
40,2 % испытуемых продемонстрировали средний уровень отношения к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья . На этапе констатирующего исследования было выявлено 45,7 % испытуемых с таким уровнем.
Вдвое уменьшилось число испытуемых с низким уровнем отношения к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья (с 25,0 % до 12,3 %).
Таким образом, по результатам первичного и повторного исследования уровня отношения к выполнению практических действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья , наблюдается положительная динамика развития детей старшего дошкольного возраста.
В ходе контрольного исследования особенностей представлений о здоровье и эмоционального отношения к проблемам здоровья, были получены следующие данные, представленные в таблице 3 и на рисунке 3.
Уровень представлений и эмоционального отношения
к проблемам здоровья по итогам первичного и повторного исследования
Рис. 3. Сравнительный анализ представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровья
Проводя сопоставительный анализ результата первичного и повторного исследования, мы обнаружили, что при повторном исследовании уровней представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровья , 43,6 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень. На этапе констатирующего исследования было выявлено 20,4 % испытуемых с таким уровнем.
33,5 % испытуемых продемонстрировали средний уровень представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровья . На этапе констатирующего исследования было выявлено 42,5 % испытуемых с таким уровнем. 22,9 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровья . На этапе констатирующего исследования было выявлено 37,1 % испытуемых с таким уровнем.
Таким образом, по результатам первичного и повторного исследования уровня представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровь я , наблюдается положительная динамика развития детей старшего дошкольного возраста.
Показатели и уровни сформированности ценностей здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов. Полученные данные подтверждаются наблюдениями педагогов и родителей: отмечается повышение интереса детей к своему здоровью. Это стало выражаться в большом количестве вопросов познавательного характера, в содержании самостоятельной игровой деятельности, детских рисунках и поделках.
На заключительном этапе опытно-исследовательской работы было проведено повторное диагностирование . Цель контрольного эксперимента — определить уровень сформированности ценностей здорового образа жизни дошкольников как результат систематической педагогической деятельности и по результатам проведенной диагностики сделать вывод об эффективности применяемых на этапе формирующего эксперимента форм и методов педагогической работы.
По результатам первичного и повторного исследования уровня представлений и эмоционального отношения к проблемам здоровь я , наблюдается положительная динамика развития детей старшего дошкольного возраста. Показатели и уровни сформированности ценностей здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В качестве эффективных способов формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста могут считаться следующие условия: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проекта «В здоровом теле – здоровый дух», направленного на формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, разработанный в ходе исследования проект «В здоровом теле – здоровый дух» по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста доказал свою эффективность.
Источник