Меню

Актуальность проекта психологическое здоровье

Исследовательская работа «Психологическое здоровье современных школьников»

Автор: Клюкина Валерия Алексеевна

Место работы/учебы (аффилиация): Многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области, 11 класс

Научный руководитель: Вергулесова Анна Олеговна

В последние годы жизнь в современном мире поменялась. Изменился ритм жизни, приоритеты, появилось больше амбиций, ко всему прибавились и проблемы. В данной работе мы хотим рассмотреть проблемы психологического здоровья школьников, их причины и последствия, возможные варианты сохранения и поддержания здоровья.

Актуальность: данная тема актуальна для лиц с 10 до 18 лет, потому что в этом возрасте начинается переход во взрослую жизнь, первые встречи с проблемами, которые могут повлиять на психологическое здоровье.

Проблема: в современном мире люди, будучи еще школьниками, сталкиваются с проблемами, которые влияют на их психологическое здоровье.

Цель: информирование школьников о психологическом здоровье, повышение значимости данной проблемы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Провести анкетирование.
  3. Проконсультироваться с психологом, узнать методы предотвращения (если есть) опасных ситуаций в связи с ухудшением психологического здоровья.
  4. Разработать брошюру.

Гипотеза: если можно сохранить психологическое здоровье лицам от 10 лет до 18, то как?

Объект исследования─ лица от 10 до 18 лет, обучающиеся в школе.

Предмет исследования─ психологическое здоровье.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
  2. Практические: анкетирование, консультация с психологом.

Планируемый результат─ разработать брошюру по теме психологического здоровья школьников.

Источник

Проект по здоровьесбережению дошкольников. Психогимнастика детей средней группы

Ирина Марфицина
Проект по здоровьесбережению дошкольников. Психогимнастика детей средней группы

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель этого проекта — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими; Это — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Цели психогимнастики:

• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

• создание возможности для самовыражения;

• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Общей задачей является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Более конкретной задачей можно назвать корректировку поведения детей в различных проблемных ситуациях (конфликты, споры, обиды). Курс специальных игровых занятий, направлены на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений.

Актуальность проекта: Психологическое здоровье ребенка играет ведущую роль в его развитии. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. В нашей группе есть дети из неполных семей, дети с задержкой развития речи, воспитанники детского дома. Я надеюсь, что занятия психогимнастикой поможет снизить уровень тревожности в группе, снять барьер стеснительности.

Помимо этого, даже развитые дети из семей с благоприятным психологическим фоном в силу своего возраста не всегда могут выразить свои чувства, эмоции и желания словесно и отсюда возникает непонимание и конфликты со сверстниками. Одной из своих ведущих задач, как воспитателя, я считаю обучение детей разрешать споры и конфликты словами, выводить ребят на диалог. Проблема коммуникации и неумения выразить себя в наше время актуальна не только среди детей, но и взрослых. Поэтому очень важно начинать учить детей находить выход из проблемных жизненных ситуаций и контролировать эмоции уже в дошкольном возрасте.

Продолжительность проекта – годовой.

Характер упражнений – игровой (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста). По количеству участников – групповой.

Участники проекта – воспитатели, дети, родители.

Предполагаемый результаты: снижение уровня тревожности в группе, снятие барьера стеснительности, способность детей выражать свои чувства, эмоции и желания словесно, поиск выхода из проблемных жизненных ситуаций и снижение конфликтных ситуаций в группе.

Этапы проекта

• подготовительный (знакомство с темой, подбор материала);

• основной (исполнение этюдов, игр, упражнений по психогимнастике в режимных моментах и во время непосредственной образовательной деятельности)

Средствадля достижения результата: собрана картотека этюдов на расслабление (внутреннее и мышечное, подобраны и проведены игровые упражнения на развитие воображения, на развитие речи – описание эмоций и чувств, проведена консультация для родителей.

Итоги: Некоторые дети стали употреблять в повседневной речи слова – описание чувств и эмоций (мне грустно, это весело и т. д, начали самостоятельно решать конфликты между собой, употреблять слова вежливости (извини, прости, я нечаянно и т. д., появилось проявление эмпатии в группе – если кто-то плачет, ребята могут обнять, погладить, пожалеть. Распознавать эмоции по картинкам ребятам пока трудно, но большинство детей после объяснения и обсуждения картинки, могут изобразить чувство по примеру воспитателя. К сожалению, результаты работы видны не по всем детям из группы, но в ходе работы над проектом я научилась подбирать мини-этюды к режимным моментам и к различным ситуациям, поняла, что психогимнастика – это не только полезно, но и интересно, поэтому лично для меня с окончанием проекта не заканчивается работа с этим направлением

Источник

Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе

Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье.

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Для психологически здорового человека характерны следующие качества:

  • -оптимизм
  • -разумность
  • -эмоциональное спокойствие

-умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Читайте также:  Сосновые шишки польза для здоровья

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

  1. Овладение детьми языком эмоций:

-закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций.

  1. Коррекцию агрессивности:

-Коррекция драчливости у дошкольников.

-Снятие конфликтности в общении детей.

-Снятие вербальной агрессии.

  1. Формирование у дошкольников уверенности в себе:

-Формирование адекватной положительной самооценки.

-Формирование у детей уверенности в собственных силах

  1. Формирование социальных навыков у ребенка.

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками.

Развитие дружеских взаимоотношений.

  1. Формирование у дошкольников нравственного сознания:

-Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

-Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

В ряде психологических работ понятие психическое здоровье связывается с созданием психологического комфорта. Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников. В роли дошкольников – воспитатели ДОУ.

  1. Овладение языком эмоций.

Этюд «Поссорились и помирились».

Цель: Овладение языком эмоций.

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой. Руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Пантомима «Дарю цветок».

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети встают в большой круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок.

Ведущий: Жил-был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко (подуть на ладони теплым воздухом) Цветок медленно распустился. Вдруг налетел холодный ветерок, и лепестки сомкнулись (подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свои цветочки соседу слева. А теперь в обратную сторону.

  1. Коррекция агрессивности.

Упражнение «Спина к спине».

Цель: Дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора.

Двое детей(по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

-легко ли было вести разговор?

-В чем были трудности?

-Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

  1. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Упражнение «Ладонь в ладонь».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом ребенка. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, речку, болото и т.д.

Необходимо помнить, что детский возраст это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирование личности, которая находится в руках взрослого. Родители и педагоги должны создавать максимально благоприятные условия для ее здорового формирования.

Источник

Психологическое здоровье — основа благополучия школьника

Цель данной работы — изучение психологического здоровья обучающихся. В рамках работы исследованы и раскрыты понятия «психологическое здоровье», «психологическое благополучие». Ценность работы в том, что в ходе исследования доказана зависимость качества знаний от факторов, нарушающих психологическое здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_-osnova_blagopoluchiya_shkolnikov.docx 60.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании………………………………………………………………………………..5

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление………………………………………………………………………………….5
  2. Психологическое благополучие — основа психологического здоровья

ГЛАВА 2 . Исследование особенностей психологического здоровья

2.1. Модель построения и интерпретация результатов……………………………………8

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека. Психология здоровья сегодня развивается достаточно интенсивно в изучении условий, способствующих и препятствующих сохранению психологического здоровья человека. Одно из условий связано с особенностями образовательной среды, в которой молодой человек получает образование. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во-первых , по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи, во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек, 75% из них имеют хронические заболевания, среди мальчиков 35%, в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Сегодня стремительное снижение здоровья школьников отмечается медиками, социологами, педагогами, вызывает острую тревогу всех мыслящих взрослых.

Моя исследовательская работа актуальна, так как очень важно привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Объект исследования : психологическое здоровье учащихся.

Предмет исследования : факторы, влияющие на психологическое здоровье и психологическое благополучие.

Гипотеза: мы полагаем, что если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Цель работы : выявление уровня психологического здоровья учащихся 12-16 лет МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»

1. Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;

2. Осуществить практическое исследование.

изучение специализированной литературы

методы психологической диагностики

метод психологического анализа и интерпретации

использование Интернет — ресурсов

Экспериментальная база исследования . Исследование было проведено на базе МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». В исследовании приняли участие 36 подростков.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована в качестве теоретического пособия для старшеклассников, классных руководителей и родителей.

Структура и объем работы. Работа изложена на 9 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит указания на 18 источников. В конце работы даны приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании.

  1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление.

Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В психологии данное понятие трактуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, М.Р. Битянова, А.М. Степанов, и др.) Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях, потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Под психологическим здоровьем, по мнению И.В. Дубровиной, понимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека является способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность

1.2 Психологическое благополучие — основа психологического здоровья школьников.

Психологическое благополучие является одной из основных целей образования. Исследование психологического благополучия детей и подростков началось относительно недавно. У. Бронфенбреннер попытался объяснить внутренние характеристики взаимодействия между психологическим благополучием и образованием. Если процесс школьной жизни связан с положительными эмоциями, то в таком случае учебное заведение становится позитивным социальным институтом и способствует психологическому благополучию.

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием удовлетворенности жизнью Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия. Большинство исследований показывают, что отношение самоэффективности к психологическому благополучию является однонаправленным. Другими словами чувство самоэффективности влияет на уровень благополучия. Например, в исследовании китайских школьников было обнаружено, что самовоспринимаемая компетентность по основным предметам тесно связана с текущей удовлетворенностью жизнью и предсказывает глобальную удовлетворенность жизнью спустя 7 – 9 месяцев. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые ожидают более позитивные результаты в своей учебной деятельности, и те, которые имеют высокие личностные стандарты, также демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью.

На психологическое благополучие учащихся влияет также уровень социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следующие социально- психологические факторы психологического благополучия:

(а) безопасность и комфортность домашней среды,

(б) атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями,

близостью и гармонией;

(в) открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;

(г) родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;

(е) чувство значимости в семье,

(е) семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами

Другими аспектами школьной среды, положительно связанными с удовлетворенностью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своему учебному заведению.

Положительные отношения со сверстниками представляют собой третий социально-психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Я согласна с М.Р. Битяновой, которая выделяет такие факторы риска угрозы психологическому здоровью, как повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность. Однако именно эти факторы должны стать показателями психологического нездоровья детей и профилактика и коррекция именно этих факторов должны стать предметом заботы всех взрослых, работающих с детьми. Таким образом, психологическое благополучие состоит в удовлетворении экзистенциальных потребностей личности. Психологическое благополучие наступает тогда, когда человек стремится найти ответы на сложные вопросы жизни, такие как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, самотождественность и счастье. Чтобы формировать у школьника психологическое благополучие, необходимо обеспечить его вовлеченность в мотивационный поток.

Выводы по первой главе

Обобщая содержания теоретической главы, остановимся на важных для темы рабочих понятиях.

1. Психологическое здоровье – сложный комплексный многоаспектный феномен, основу которого составляет развитие личностной индивидуальности. Представители различных теоретических направлений определяют понятие по-разному. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.

2. Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Зависит оно от чувства самоэффективности, от уровня социальной поддержки, от чувства привязанности к своему учебному заведению, от положительных отношений со сверстниками.

3. Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность

ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья школьников.

В предыдущей главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологического здоровья как проблемы психологии образования. Также нами выделены критерии, способствующие развитию психологического здоровья, и определена специфика представлений о психологически здоровом человеке в образовательной среде.

В данной главе, опираясь на результаты теоретического обобщения различных подходов, были поставлены следующие задачи:

1) провести диагностический этап исследования;

2) проанализировать и обобщить полученные результаты;

2.1. Модель построения и интерпретация результатов

В исследовании приняли участие 37 школьников МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». Все учащиеся характеризуются разным уровнем учебной и социальной активности, успеваемости, а также отношением к ситуации обучения.

Рассмотрение каждой диагностической процедуры осуществляется по следующему плану:

• краткая характеристика метода;

• обоснование выбора методики.

Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

для исследования тревожности — методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трѐх типов:

1. ситуации, связанные со школой;

2. ситуации, актуализирующие представления о себе;

3. межличностное общение.

Проведя исследование и проанализировав результаты, я сделала следующий вывод: у 40% обучающихся школьная тревожность, у 30% обучающихся самооценочная тревожность, у 30% обучающихся межличностная тревожность, причѐм у девушек в 1,5 раза межличностная и школьная тревожность выше, чем у юношей, а у 6 юношей уровень самооценочной тревожности в 1,2 раза выше, чем у девушек. Высокий уровень тревожности у большинства старшеклассников, при этом самый высокий – в 9 классе.

Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА и установочной целью поступить в вуз, колледж создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье. Напряженность, эмоциональный дискомфорт – это та причина, которая сначала приводит к излишней тревожности, а в дальнейшем — к снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению сна учащихся и, как следствие, препятствует их учебной деятельности. Снижение результативной деятельности старшеклассника, в свою очередь усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера.

Именно на этой стадии особенно важно применять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников. Нервно-психическое состояние уч-ся 5-11классов проверялось с помощью цветового теста Люшера, наблюдаются ли отклонения от аутогенной нормы? АТ-норма — определенная последовательность выбора цвета (красный, жѐлтый, зелѐный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чѐрный). По мнению Люшера АТ-норма – это своеобразная мера гармоничности или внутренней оптимальности нервно-психического состояния человека. Результат:

у 33% уч-ся выраженное состояние; у 48% уч-ся – устойчивое; у 19% уч-ся– средне-статистическое.

С этой же целью была использована анкета «Оценка напряжённости». По данным этой анкеты 40 % школьников находятся в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой. Настораживает тот факт, что 38% обследованных согласились с пунктом анкеты «Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости». Соответственно можно сделать вывод, что у этих детей нет чувства ответственности, не развита эмоционально – волевая сфера.

Мы решили проследить уровень успеваемости, протестированных обучающихся. Получили следующие данные. Всего протестировано 37 школьников, из них 15 отличников и хорошистов, что составляет 40 % данной группы. Мы можем предположить, что 60%, находятся в зоне риска.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.

Выводы по второй главе

С помощью данных методов были получены следующие результаты: у значительной части обучающихся наблюдается факторы нарушения психологического здоровья, что может привести в дальнейшем к невротическим расстройствам. Это напрямую связано с качеством знаний. данных детей.

Для достижения указанной цели нами были поставлены и решены исследовательские задачи.

Теоретические задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;
  • Осуществить практическое исследование.

В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. Были выделены обобщенные характеристики психологически здоровой личности: человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией, он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. В процессе теоретического обзора было выяснено, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В образовательном учреждении психологическое здоровье обеспечивается тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

В результате практической части было обнаружено, у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся. Большой процент школьников находится в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой.

Дальнейшую работу по данной теме мы видим в тщательном исследовании уровня социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей, знакомстве администрации школы с полученными данными, создании из числа старшеклассников «Скорой психологической помощи», привлечении членов детской организации «Созвездие» к поддержке детей с высоким уровнем тревожности, внедрении разработанной системы развивающих занятий как элемента в систему образовательного процесса.

  1. Аликин И.А. Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции» // Вестник практической психологии образования. 2008. №4. С. 39-44.
  2. Башмаков М. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
  3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11-17.
  4. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3. С. 28-48.
  5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. — М.: 1997. С. 67-91.
  6. Бронфенбреннер Ури Два мира детства: дети в США и СССР, Книжный мир.ком, С-15
  7. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. № 2. С. 35-39.
  8. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 52-59.
  9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
  10. Дубровина И.В. Практическая психология. М., 1997.
  11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, №4. С. 52-66.
  12. Иванова М.Г., Портнова А.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 99-102.
  13. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16-21.
  14. Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 101-106.
  15. Котова С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1. С. 25-34.
  16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия, 1999. С. 4
  17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999.
  18. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2000. № 4. С. 30-44

Источник

Adblock
detector