«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
статья
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_sohraneniya_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Сократ
«Сущность понятий «Здоровье», актуальность проблемы сохранения здоровья »
В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Есть более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесбережения: Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.
«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня».
Основная цель , которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Только в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, я планирую свою работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
- Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
- Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Основными компонентами здоровьесбережения являются:
- Соблюдение режима дня.
- Рациональное питание.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Профилактика заболеваний, закаливание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
- Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз, дозировка домашних заданий.
После завершения уроков я принимаю детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.
1) Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня . Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. Режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.
2) Еще один важный компонент – культура питания . Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.
3) Важным компонентом является соблюдение санитарно-гигиенических норм , в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых.
4) Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании . Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Мы проводим гимнастики для глаз.. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
5) Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки во время выполнения домашнего задания или при проведении познавательных занятий; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.
В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.
При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.
С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Два огня», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики».
В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.
В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Спортландия».
Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи ( «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).
При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.
Я регулярно провожу экскурсии и прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.
— природоведческие экскурсии («Краски осени», «По следам пернатых»);
— обществоведческие экскурсии («Профессии наших мам», «Книжная страна»);
— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
— творческие прогулки, прогулки-наблюдения;
6)Познавательные занятия провожу с учетом интересов и потребностей детей. рассказов, занятия по интересам.
Провожу викторины: « Волшебный сундучок-словарь вежливых слов», « Правильное питание», «Уроки Мойдодыра», «Мое здоровье — в моих руках».
Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Как вести себя за столом», «Правильно ли мы едим», «Чтобы зубки не грустили», «Если хочешь быть здоров(правила закаливания)», «Режим дня-основа жизни человека».
7)Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Поэтому я учу воспитанников испытывать радость от каждого положительного результата. Стараюсь создать комфортную атмосферу в коллективе, что также способствует укреплению здоровья.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка.
Часто начиная класса с третьего — иногда раньше, иногда позднее — у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в.
Из опыта работы.
В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения.
Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том.
Перечисление проблематики детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. .
Источник
«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»
статья по математике на тему
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_po_organizatsii_raboty_naprvlennoy_na_sohranenie_i_ukrepleniya_zdorovya_obuchayushchihsya_v_shkole._mynkova_n.v_.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мынькова Наталья Викторовна,
учитель математики ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол
Направление: Здоровьесберегающее воспитание.
«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Но, к сожалению, официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. Лишь 5 – 10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Школьники часто жалуются на головные боли, боли в животе. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость и физическую слабость. Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника.
В основном это связывают:
- с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки
- усложнением характера взаимоотношений «ученик – учитель» и межличностных отношений внутри класса
- недостатком двигательной активности
- неправильным питанием
- несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса
- отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
Для этого на уроках используются различные здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Возложение на школу и учителя заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:
- во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
- во – вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся, желательных и нежелательных, осуществляется именно педагогами, в стенах образовательный учреждений.
- в – третьих, учитель – главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательном учреждении. Он в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная, — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.
Ежегодно, в начале учебного года я ставлю перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся , поэтому провожу целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни детей.
Первое , на что я обращаю свое внимание – это правильная организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Второе, учитывая динамику работоспособности школьников, я распределяю время следующим образом:
- первые 3-5 мин. – время фазы врабатывания (нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу)
- следующие 20-25 мин. период оптимальной устойчивости работоспособности (нагрузка может быть максимальной)
- снижение нагрузки, так как развивается утомление, снижается учебная активность ребят, что может привести к агрессивности, мнительности и тревожности.
Третье, умение замечать внешние признаки усталости учеников (частая смена позы, зевание, потягивание, подпирание головы, разговор с соседом, увеличение количества ошибок, частые поглядывания на часы). При планировании урока, стараюсь не допускать однообразия работы, нужно помнить, что отдых – это смена видов деятельности. В норме 4-7 видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение заданий)
Четвертое , с первых минут урока, стараюсь создать обстановку доброжелательности, используя методы, которые улучшают психологический климат в классе, способствуют снятию напряжения, помогают ученикам лучше усвоить материал.
Пятое , особое внимание уделяю строгому нормированию домашнего задания для недопущения перегрузок, учитывая объем и сложность материала.
Кроме того, большое внимание на уроках уделяю правильной посадке учащихся. На переменах предлагаю ребятам не сидеть, а больше двигаться для развития двигательной активности.
Огромное влияние в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание (создание положительного фона), а также озеленение и освещения кабинета (создание комфорта и уюта).
Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на здоровье учителя, а это в свою очередь оказывает влияние и на состояние здоровья учащихся.
Подводя итог, хочу отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, реже болеть, меньше пропускать занятия, хорошо работать на уроках, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Наша работа, работа учителей по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности все заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было умным, сильным и здоровым.
Как говорил Сократ « Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто ». Поэтому здоровья всем нам и нашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.
Школьный возраст — период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек — это формирование у детей с.
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье — это со.
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани.
На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п.
Пояснительная записка Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокиетребования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должнане только давать обучающимся .
Выступление на педсовете «Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся».
Источник