Актуальность проблемы витамин е
Процессы свободнорадикального окисления в последние несколько десятилетий интенсивно изучаются как в нашей стране, так и за рубежом. Установлена роль свободнорадикальных процессов в реализации иммунного ответа, в развитии механизмов стресса и адаптации, разработана теория свободнорадикальных механизмов старения, показана тесная взаимосвязь эндокринной системы и перекисного окисления липидов (ПОЛ). Выявлено, что при различных токсических воздействиях активация перекисного окисления липидов является одним из фундаментальных молекулярных механизмов патогенеза.
Параллельно с изучением роли и места процессов свободнорадикального окисления в живых системах изучалась роль антиоксидантов, которые обладают свойством контролировать интенсивность этих процессов и устранять избыток агрессивных свободных радикалов. Среди таких веществ особое место занимает α-токоферол или витамин Е, который является основным представителем природных антиоксидантов. Изначально α-токоферол рассматривали как антистерильный фактор, способствующий процессам оплодотворения и имплантации. Но в результате многочисленных исследований была установлена его антирадикальная активность. В настоящее время за витамином Е признана роль универсального протектора клеточных мембран — вещества, защищающего липидный слой клеточных мембран от дезорганизации в результате интенсификации процессов ПОЛ. Фенольные антиоксиданты, к которым относится и витамин Е, являются главными восстановителями гидроксильного радикала — наиболее реакционно-активного продукта перекисного окисления. Выяснено, что витамин Е играет важную роль в функционировании нервной ткани, вызывает заметное изменение защитной и регуляторной функций гематоэнцефалического барьера у лабораторных животных и диких грызунов в зависимости от сезонных колебаний обмена веществ. Показано влияние α-токоферола на генетический аппарат клеток. Весьма важной является обнаруженная способность α-токоферола предупреждать развитие апоптоза клеток в условиях окислительного стресса.
В целой серии исследований с использованием разнообразных моделей стресса (эмоционального, холодового, окислительного и др.) нашими сотрудниками, аспирантами и студентами было показано, что предварительное введение α-токоферола препятствует интенсификации ПОЛ и тем самым защищает организм от стрессорных повреждений. В работе Нестерова Ю.В. (1998) изучалось изменение интенсивности ПОЛ в печени и легких крыс при интоксикации разными дозами алкоголя, воздействии холода и в условиях жесткой иммобилизации на спине, и во всех случаях интенсификации ПОЛ показана протекторная роль α-токоферола. Моделирование окислительного стресса путем введения солей свинца, доксорубицина и затравки сероводородсодержащим газом показало защитную роль антиоксиданта в отношении как печени, так и ткани центральной нервной системы (Мажитова М.В., 2000). Гепатопротекторный и гонадопротекторный эффект α-токоферола при затравке сероводородсодержащим газом показан в работах Пюрведжаловой Э.Б. (2004) и Логинова П.В.(2004). В основе этих эффектов лежит высокая антирадикальная активность α-токоферола.
В настоящее время приоритетным на наш взгляд является изучение влияния свободнорадикальных процессов и антиоксидантов, в частности витамина Е, на нейроэндокринные механизмы регуляции функций. Еще в 1983 году Теплым Д.Л. было показано модулирующее влияние витамина Е на морфофункциональное состояние нейроэндокринных центров гипоталамуса белых крыс, что дало основание предполагать возможность реализации эффектов витамина Е не только при местном влиянии на периферические ткани и органы, но и через опосредованное изменение функционального состояния отделов ЦНС эндокринных желез. В работах Кондратенко Е.И. (1996) показаны эффекты α-токоферола на морфофункциональное состояние щитовидной железы, причем эти эффекты зависели от стероидного профиля животных и имели четкие половые различия. Автором также было подтверждено положение о влиянии α-токоферола на функции гипоталамо-гипофизарной системы, изменение которых при введении антиоксиданта оказывало влияние на состояние щитовидной железы. Недавние исследования дают основание считать, что свободнорадикальные процессы в организме характеризуются циклическим колебанием интенсивности, которые сопряжены с ритмом активности эндокринных желез и режимом освещенности (Кондратенко Е.И., 2003).
Попытки исследовать особенности поведения животных, получавших a-токоферол, позволили установить зависимость его эффектов от стадий эстрального цикла и возраста животных. Показано снижение общей двигательной и исследовательской активности молодых самок, получавших α-токоферол, в фазу эструса. У старых крыс при введении витамина Е двигательная и исследовательская активность снижаются, но уже независимо от стадии эстрального цикла. Оказалось, что a-токоферол способен модулировать не только процессы ПОЛ в условиях стресса, но и поведенческую реакцию. Вводимый животным перед холодовым стрессированием в стадии диэструса, он повышает ориентировочно-исследовательскую активность и снижает уровень тревожности животных (Ломтева Н.А., 2003).
Модулируя физико-химические характеристики мембран, α-токоферол может изменять чувствительность клеток к регуляторным влияниям со стороны вегетативной нервной системы. По данным Курьяновой Е.В. (2003), периодическое введение α — токоферола способствует меньшему отклонению ЧСС и Мо от исходного уровня и меньшей централизации управления хронотропной функцией сердца при стрессе. Периодическое введение α-токоферола в процессе онтогенеза способствует возрастному урежению ЧСС у крыс с дефицитом симпатических нервных влияний за счет усиления парасимпатических и гуморальных влияний на сердечный ритм. Результаты этой работы указывают на значение α-токофероа как одного из факторов компенсации нарушений вегетативной регуляции сердечной деятельности в условиях формирования дефицита симпатических нервных влияний и свидетельствуют о возможности воздействовать на формирование дефицита симпатических нервных влияний с помощью введения антиоксидантов.
Таким образом, физиологические эффекты витамина Е многообразны и дальнейшее их изучение является перспективным направлением исследований кафедры анатомии и физиологии Астраханского государственного университета.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Проблемы морфологии. Теоретические и клинические аспекты» 14-17 сентября 2005г., г. Астрахань. Поступила в редакцию 25.08.2005г.
Источник
Статья «Витамин Е (исследовательская работа учащегося)»
статья по химии (11 класс) по теме
В статье представлен план реферата, практическая часть (результаты исследования) и приложения ученической работы по узученной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaik.doc | 798 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Л.Е., Корявикова Н.Т.
МБОУ СОШ № 32, г. Смоленск
«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А.Сент-Дьёрдьи
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Ольги
Важнейшей задачей современной школы, которая нашла отражение в ФГОС, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование у школьников умений трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Одним из способов решения этой задачи рассматривается исследовательская работа учащихся, в ходе которой у школьников формируются универсальные способы учебной деятельности, дающие импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Представленная исследовательская работа преследует следующие цели : развитие межпредметных связей, формирование ключевых компетенций, расширение кругозора учащихся, формирование здорового образа жизни. В ходе выполнения работы формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности; компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний, полученных из различных источников информации; познавательная компетентность (выполнение лабораторного практикума); коммуникативная компетентность. При организации деятельности учащегося реализуются следующие методические задачи : обучать работе с различными источниками информации; учить анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы; социализировать учащихся; формировать навыки выполнения химического эксперимента, работы с продуктами мультимедиа и навыки продуктивного общения.
Аннотация. Актуальность работы определяется постоянным обсуждением проблем здорового питания в средствах массовой информации. Исследование продуктов питания на содержание в них питательных веществ, витамином, микроэлементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, – объект постоянного внимания ученых, врачей, диетологов. Результаты этих исследований важны для всех тех, кто проявляет заботу о своем здоровье, красоте и долголетии.
Объект исследования: витамин Е. Предмет исследования: биологическая роль витамина Е. Цель работы: исследование роли витамина Е в жизнедеятельности организма человека. Задачи: рассмотреть классификацию витаминов, изучить физические и химические свойства витамина Е, обнаружить присутствие витамина Е в пищевых продуктах и выявить его биологическую роль в организме человека. Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы, химический эксперимент. Результаты исследования представлены в форме реферата и мультимедийной презентации.
Введение. Витамин Е: секрет женской привлекательности
1. Классификация витаминов 2. История открытия и изучения витамина Е
3. Свойства витамина Е 3.1. Качественные реакции (лабораторный практикум) 4. Биологическая роль витамина
5. «Где найти витамин Е?» Продукты, содержащие витамин Е
5.1. Обнаружение витамина Е в некоторых продуктах (Лабораторный практикум) Заключение/ Библиография/ Словарь терминов/ Приложения
Список приложений: «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах», «Классификация витаминов», «Формулы витаминов А, D, Е, К», «Биологическая роль витамина Е», «Источники витамина Е», «Рецепты масок для волос с витамином Е», «Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»
Приложение 1. «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах»
Часть А. Изучение свойств α-токоферола. Цель: изучить физические свойства α-токоферола и провести качественные реакции.
Опыт 1. Физические свойства токоферола.
Опыт 2. Качественные реакции на α-токоферол
Реактивы: α-токоферол (0,1%-ный) в спирте (96%-ном); азотная кислота (конц.); раствор хлорида железа (III). Оборудование: штатив лабораторный с пробирками; водяная баня; водяной термометр; пипетка; плитка.
А. Взаимодействие с концентрированной азотной кислотой. Техника опыта:
1) В сухую пробирку берем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляем 10 капель концентрированной азотной кислоты и содержимое пробирки встряхиваем. 3) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Опыт 3. Взаимодействие с раствором хлорида железа (III). Техника опыта:
1) В сухую пробирку вливаем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляют 0,5 мл хлорида железа (III). 3) Тщательно перемешивают содержимое пробирки. 4) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Часть Б. Обнаружение α-токоферола в различных продуктах. Цель: провести опыты по обнаружению витамина Е в предложенной
Опыт 4. Обнаружение витамина Е в растительных маслах.
Опыт 5. Обнаружение витамина Е в различных продуктах. Техника опытов 4, 5: см. Опыт 2 и 3.
Продукты для обнаружения витамина Е: 1) Подсолнечное масло «Юг России» г. Ростов-на-Дону, 2) Подсолнечное масло «Слобода» г. Алексеевка,
3) Подсолнечное масло «Золотая семечка» г. Ростов-на-Дону, 4) Растительное масло г. Краснодар, 5) Оливковое масло г. Минск, 6) Молоко «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 7) Сметана «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 8) Сливочное масло «Дедушкин горлачик» г. Орша, 9) Крем для рук «Ромашковый» г. Минск.
Выводы: а) подсолнечное масло «Слобода» и оливковое масло подтвердили нахождение в них витамина Е с помощью двух реактивов. В подсолнечном
масле «Золотая семечка», «Юг России», домашнем растительном масле нахождение α-токоферола проявилось при помощи одного из реактивов; б) нахождение витамина Е в креме для рук «Ромашковый» полностью подтвердилось с помощью обоих реактивов. При обнаружении α-токоферола в сливочном масле и молоке наблюдались лишь незначительные признаки его нахождения. В сметане витамин Е не обнаружен.
Приложение 2. «Рецепты масок для волос с витамином Е»
Питательная маска для волос с витаминами А, Е, РР (витамин B3): 0,5 чайной ложки каждого из витаминов: А, Е, РР (никотиновая кислота – B3); 2 ст. ложки масла льняного; 1 ч. ложка элеутерококка настойки; 1 желток. Все смешать и нанести на кожу головы и волосы на один час. Затем хорошо промыть волосы. Маска питает кожу головы.Ускоряет рост волос и оживляет их.
Маска для роста волос с витаминами А и Е: 1 ч. ложка каждого из витаминов А, Е; 1 ч. ложка репейного масла; 2 ст. ложки теплой воды; 2 ст. ложки горчицы в сухом виде; 1 желток. Все ингредиенты смешать. Нанести на кожу и волосы. Укутать. Держать минимум 10 минут в первый раз. Будет чувствоваться жжение из-за горчицы. В следующие разы время увеличивать постепенно до часа. Стоит проводить такие процедуры раз в неделю. Эта маска дает замечательный результат – волосы оживают, начинают блестеть и быстрее расти.
Травяная маска с витаминами А, В1, В12, Е: 1 ст. ложка липы; 1 ст. ложка крапивы; 1 ст. ложка ромашки. Залить 200 мл кипятка, настоять, процедить через 30 минут. Добавить небольшое количество измельченного ржаного хлеба и несколько капель витаминов А, В1, В12, Е. Пусть постоит минут 10-15, затем нанести на кожу головы и волосы. Смыть через час. Такая маска призвана укрепить корни волос, придать им блеск и жизненную силу. Для жестких волос ржаной хлеб следует заменить яйцом.
Авитамино́з — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Анеми́я — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов)
Витаминная недостаточность — заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника, либо интенсивно разрушаются в организме. В зависимости от степени витаминной недостаточности различают авитаминозы и гиповитаминозы.
Гемоглоби́н — сложный железосодержащий белок кровосодержащих животных, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.
Гипервитаминоз — интоксикация, вызываемая приёмом резко повышенных доз витаминов А, D, E.
Гипереми́я — переполнение кровью сосудов кровеносной системы какого-либо органа или области тела.
Гиповитаминоз — болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.
Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюктивы), вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной). Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), герпетический, бактериальный, хламидийный, острый и хронический конъюнктивит.
Панкреатит — группа заболеваний и синдромов, при которых наблюдается воспаление поджелудочной железы. При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание).
Пролиферация — разрастание ткани организма путём размножения клеток. Механизм пролиферации отличается от других механизмов изменения объёма клетки (клеток), например, отёка.
Синдро́м — совокупность симптомов с общим патогенезом.
Эритроциты — клетки крови человека, позвоночных животных и некоторых беспозвоночных
Источник