Опыт работы «Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ»
материал по теме
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kinzyabaeva_e.n.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на проблемной секции
«Реализация ФГТ и подготовка к введению ФГОС
Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ
Выполнил: старший воспитатель
Кинзябаева Эльмира Наилевна
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Ф едеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады, по-другому все воспринимают, умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность. Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса тоже значительно ухудшилось.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья самих педагогов ДОУ и родителей.
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия, которые осуществляюся в соответствии с СанПиН с учетом здоровья, возраста детей и времени года: ежедневно во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика в спортивном зале, а в летний период года на открытом воздухе. Разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, закаливание и бодрящая гимнастика после сна. Все эти формы деятельности позволяют сохранить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.
В целях развития двигательной активности, повышения эмоционального тонуса, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) нами был разработан План оздоровительно-игровой работы на год «Минутки здоровья. В план включены различные виды ходьбы, игровые упражнения и подвижные игры, каждый комплекс рассчитан на 8 минут.
А также в своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологий, которые интегрируются в различных видах детской деятельности:
— ритмопластика (кружок хореографии);
— различные формы гимнастик;
В нашем детском саду реализуются в кружковой деятельности дополнительные образовательные программы «Атлетик» по ФК, «ЛФК для дошкольников», «Умелые ручки» по арт-терапии, «Зеленая школа» по экологическому воспитанию дошкольников, «Путь к совершенству» по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, «Я и мои эмоции».
С целью повышения качества оздоровительной работы в детском саду особое внимание уделяется развитию культуры здоровья самих сотрудников детского сада.
Для оптимизации психофизического здоровья младших воспитателей и педагогов мы провели семинар-тренинг «Хорошее настроение – залог здоровья», практикум «Приемы релаксации и снятия напряжения в течение рабочего дня», мастер-класс «Су-Джок терапия, йога, стрейчинг», «Круглый стол» по теме «Пути реализации здоровьесберегающего подхода». Обсуждаем вопросы здоровьесбережения на педсоветах и медико-педагогических совещаниях.
Данные мероприятия не только помогают избавиться от тревог, усталости, напряжения, но особенно важно, каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы в ДОУ, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
В апреле 2013 года в рамках празднования 65-летия г. Салавата и всероссийской акции в ДОУ прошла неделя здоровья под девизом «Башкортостан – территория здоровья!». С целью повышения эффективности работы по здоровьесбережению мы провели городской методический семинар-практикум «За здоровьем в детский сад!» для старших воспитателей и педагогов детских садов.
Для сохранения социального и психического здоровья дошкольников в нашем саду с 2012 года функционирует Совет профилактики. Обратите внимание на слайд, здесь отражены направления деятельности Совета (на данный момент у нас 1 неблагополучная семья), в состав которого входят заведующий, ст. воспитатель, мед.сестра, педагог-психолог, воспитатель.
Хотелось бы отметить результаты нашей работы: на сегодняшний день 82% родителей вовлечены в образовательный процесс по вопросам сохранения здоровья детей, заболеваемость дошкольников заметно снизилась при значительном повышении посещаемости ДОУ; деятельность по здоровьесбережению приведена в определенную систему: накоплен передовой педагогический опыт, позволяющий делиться и с другими дошкольными учреждениями, педагоги грамотно владеют здоровьесберегающими технологиями, которые постоянно совершенствуются, разработаны дополнительные образовательные программы по оздоровлению дошкольников.
Таким образом, исходя из выявленных проблем, для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья наших детей мы планируем :
- Повышать квалификацию педагогов по вопросам внедрения в практику детского сада современных здоровьесберегающих технологий.
- Создать условия для сохранения здоровья сотрудников ДОУ.
- Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.
- Создать родительский клуб «Здоровая семья» с целью формирования здорового образа жизни в семье, профилактики семейного неблагополучия.
Итак, современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Источник
статья: «Актуальность проблемы физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
статья
Значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность проблемы физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Мельникова Анжелика Владимировна
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему.
“ Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.
В действующем Законе “Об образовании ” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические технологии . Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. С использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии . Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах. Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
— формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
— использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
— конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
— обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
— непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
— реабилитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
-специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья: психическое здоровье (ментальное здоровье), социальное, физическое и психологическое здоровье.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе. Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
— Разные виды массажа.
— Привитие детям гигиенических навыков.
— Простейшие навыки оказания первой помощи.
— Физкультминутки во время занятий.
— Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
— Массовые оздоровительные мероприятия.
— Гимнастика для глаз.
2. Работа с семьей.
— Пропаганда здорового образа жизни.
— Выступления на родительских собраниях.
— Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
— Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
-Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение.
— Посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий и развивающей среды.
— Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
— Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
— Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, на обеспечение индивидуального подхода каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна.
Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается, у не.
Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС ДО.
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое вни.
Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: «Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного возраста» (ссылка).
Феномен гендерной социализации. Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Гендерные различия девочек и мальчиков. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста. Роль .
Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най.
Источник