Актуальность укрепления психического и психологического здоровья
Лекция ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
- Актуальность вопросов сохранения и развития психического и психологического здоровья человека с. 1
- Психическое и психологическое здоровье с. 3
3. Депрессия как нарушение психического здоровья с. 164. Психологическое здоровье студента с. 195. Технологии психологического оздоровления с. 286. Контрольные вопросы с. 337. Литература с. 34
Проблема психического здоровья человека и факторов его оптимизации относится к числу наиболее актуальных проблем современной науки. Психическое здоровье людей является непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется ростом стрессогенности жизни, ее темпа, постоянно увеличивающимся потоком информации, интенсификацией коммуникативных связей, что выдвигает на первый план проблему сохранения психологического здоровья населения, особенно такой уязвимой его части, как молодежь. Психологическое здоровье и возможность его самостоятельного совершенствования становится важнейшим фактором конкурентноспособности будущего профессионала.
Сегодня все чаще в понятие «уровень достаточного профессионализма» включают не только профессиональные знания и навыки, но и психологические, личностные, эмоциональные, энергетические характеристики будущего специалиста. Тем самым умение поддерживать свою работоспособность (быть энергичным, плодотворным, успешным) в различных сферах жизни становится одним из качеств, определяющих профессионализм и конкурентноспособность специалиста. Понимание здоровья как способности к преодолению неблагополучия, самосохранению и саморазвитию применительно к уровню психического здоровья означает сформированность стрессоустойчивости, культуры безопасности и направленность личности на самосовершенствование. Новые требования к универсальным способностям будущего специалиста предполагают хорошее развитие многоуровневой адаптации, сохранение способности принятия решения и адекватного действия в нестереотипных условиях.
Проблематика психического и психологического здоровья становится особо актуальна в некоторые возрастные периоды, когда оно подвергается наибольшим рискам нарушения. Это подростковый период, период обучения в высшей школе (особенно если это связано с отрывом от дома и проживанием студента в общежитии), период старения. К сожалению, сегодня отмечаются неблагоприятные перемены в картине психического здоровья молодого поколения: происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, являющихся характерной реакцией на психический стресс. Резко увеличивается распространённость алкоголизма, наркоманий, токсикоманий. Кроме того, у значительной части студентов отмечается кризис идентичности, который определяется разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и вполне объяснимой консервативностью личностных установок, стереотипов поведения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи имеют сегодня особую социальную значимость, т.к. от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации. Психологические особенности несформированной личности, интенсификация учебного процесса в вузах отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье. Дефицит времени приводит к стрессовому напряжению с высокой вероятностью развития разного рода дезадаптаций (психо-вегетативные расстройства, неврозы) и различных соматических заболеваний.
Получение образования в высших учебных заведениях сегодня можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Поэтому одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных высших учебных заведений является изучение условий сохранения здоровья студентов в процессе обучения в вузе.
Источник
Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе
Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Для психологически здорового человека характерны следующие качества:
- -оптимизм
- -разумность
- -эмоциональное спокойствие
-умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:
- Овладение детьми языком эмоций:
-закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций.
- Коррекцию агрессивности:
-Коррекция драчливости у дошкольников.
-Снятие конфликтности в общении детей.
-Снятие вербальной агрессии.
- Формирование у дошкольников уверенности в себе:
-Формирование адекватной положительной самооценки.
-Формирование у детей уверенности в собственных силах
- Формирование социальных навыков у ребенка.
—Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.
—Овладение коммуникативными навыками.
Развитие дружеских взаимоотношений.
- Формирование у дошкольников нравственного сознания:
-Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.
-Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
В ряде психологических работ понятие психическое здоровье связывается с созданием психологического комфорта. Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников. В роли дошкольников – воспитатели ДОУ.
- Овладение языком эмоций.
Этюд «Поссорились и помирились».
Цель: Овладение языком эмоций.
Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой. Руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.
Пантомима «Дарю цветок».
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Дети встают в большой круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок.
Ведущий: Жил-был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко (подуть на ладони теплым воздухом) Цветок медленно распустился. Вдруг налетел холодный ветерок, и лепестки сомкнулись (подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свои цветочки соседу слева. А теперь в обратную сторону.
- Коррекция агрессивности.
Упражнение «Спина к спине».
Цель: Дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора.
Двое детей(по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
-легко ли было вести разговор?
-В чем были трудности?
-Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
- Формирование у дошкольников уверенности в себе.
Упражнение «Ладонь в ладонь».
Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом ребенка. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, речку, болото и т.д.
Необходимо помнить, что детский возраст это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирование личности, которая находится в руках взрослого. Родители и педагоги должны создавать максимально благоприятные условия для ее здорового формирования.
Источник
Исследовательская работа по биологии по теме «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»
Г.ТЫНДА АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ »
Выполнил: Ануфриев Максим,
ученик 9 б класса
Руководитель: Сидоренко Тамара Константиновна,
2017/2018 уч. год
Работа содержит 21 страниц печатного текста, 16 источников, 3 анкеты, 4 диаграммы, 3 рисунка.
Суть исследовательской работы состоит в изучении психологического здоровья школьника.
Зная индивидуальные особенности психики данного ученика, можно построить образовательный и воспитательные процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность школьнику осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психической деятельностью, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 8
2.1. Описания психического здоровья школьников 8
2.2. Описание методики исследования
Термин «психологическое здоровье» был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни. Психологическое здоровье – неотъемлемая составляющая здоровья, благодаря которому человек реализует свои познавательные, эмоциональные и коммуникативные способности.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается. [3, С. 201]
Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования Амурской области, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. Переход к подростковому возрасту школьника характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах с взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Обоснованы ли опасения, что порой образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков?
Меня беспокоит, с остояние психического здоровья школьника, которое может отклоняться в силу различных причин в течение всего учебного года: начало и окончание года, увеличение учебной нагрузки, смена школьного коллектива, враждебное отношение к учителю и др. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Для меня проблема, как сохранить психическое здоровье школьников? И поэтому я считаю выбранную мною тему актуальной.
Цель: Изучение психологического здоровья современных школьников в образовательной среде
1. Провести теоретический анализ психологической безопасности школьников;
2. Провести тестирование среди школьников МОБУ СОШ №7, для определения уровня психологической безопасности.
Гипотеза: если создать нормальные психологические условия для современных школьников, то уровень психологической безопасности возрастет.
Объект исследования: психологическое здоровье учащихся МОБУ СОШ № 7 города Тынды. В исследовании приняли участие 98 человек.
Предмет исследования: Психологическое здоровье современных школьников в учебном процессе.
Методы исследования : наблюдения, анкетирование.
Методики исследования: «Какое у тебя настроение в школе?» . «Конфликтность». « Симптомы, указывающие на возможность заболеть неврозом»
Практический выход исследования: практические советы родителям, учителям, школьникам.
Источник