Проекты
Статус проекта: победитель конкурса
«Школа активного долголетия»
- Конкурс Второй конкурс 2017
- Грантовое направление Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан
- Рейтинг заявки 67,00
- Номер заявки 17-2-015928
- Дата подачи 29.09.2017
- Размер гранта 2 989 000,00 ₽
- Cофинансирование 2 495 480,00 ₽
- Перечислено Фондом на реализацию проекта 2 989 000,00 ₽
- Сроки реализации 01.12.2017 — 30.09.2018
- Организация МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «ЗАБОТА»
- ИНН 7731282219
- ОГРН 1087799027887
Краткое описание
В программе предусмотрен комплекс мер, направленный на повышение качества жизни граждан старшего поколения, активизацию из в жизни общества, поддержку и пропаганду практик здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья людей старшего поколения. Привлечение людей старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В трех городах Республики Крым (Симферополь, Судак и Евпатория) будет организована Школа активного долголетия, в которой для пенсионеров, ветеранов, инвалидов будут осуществлены следующие мероприятия:
1. Проведение лекций и мастер-классов по здоровому образу жизни и правильному питанию.
2. Проведение занятий по лечебной физкультуре и скандинавской ходьбе.
3. Проведение занятий по компьютерной, правовой и финансовой грамотности.
4. Проведение спортивных соревнований среди пенсионеров по легкой атлетике, настольному теннису, шахматам, комбинированной эстафете и волейболу.
5. Проведение автобусных экскурсионных поездок по культурно-историческим местам Крыма.
Всего в программе будет охвачено не менее 2872 пенсионеров, людей с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа будет реализована в тесном взаимодействии с правительством Республики Крым, Госсоветом, местными органами власти, социальной защиты населения и общественными организациями.
Публичные мероприятия программы будут широко освещены в СМИ, сети Интернет и социальных сетях.
Программа является продолжением успешной реализации комплекса ее мероприятий в городе Севастополь. В ходе выполнения программы было получено множество благодарностей от пенсионеров и ветеранов, мероприятия программы широко освещены в средствах массовой информации: на телевидении, в газетах, интернете и социальных сетях. Команда проекта была отмечена благодарностями губернатора Севастополя, ветеранских и общественных организаций. После успешной реализации программы в г. Севастополь необходимо распространить опыт на другие города Республики Крым.
Источник
«Школа активного долголетия»
Основной регион реализации: Орловская область
Охват проекта по регионам: Орловская область
Организатор
Проект в соцсетях
Описание
Направление работы «Школы активного долголетия».
- Оздоровительная программа.
- Познавательно – образовательная программа. Культурно – досуговая программа
I. Познавательно – образовательная программа.
Эта лекции по разным направлениям: беседы, библиотекотерапия, просмотр видеофильмов. Эти уроки духовно обогащают, развивают творческие способности, способствуют повышению культурного уровня.
- Лекции специалистов Центра:
- Специалисты по социальной работе, читают лекции о музыке, живописи, литературе;
- Лекция врача — терапевта о здоровом образе жизни;
- Психологи читают лекции о психологическом здоровье, способах тренировки памяти, о возрастной психологии.
- Цикл бесед о жизни и творчестве замечательных людей, организованных сотрудниками городской библиотеки.
- Библиотекатерапия. В Центре имеется библиотека.
- Просмотр видеофильмов:
- оздоровительно – обучающие фильмы профессора Жданова.
- «Алкогольный террор»;
- «Вред табакокурения»;
- «Очки пора снимать».
- Научно – популярные фильмы:
- «Азбука здоровья»;
- «Живая вода».
- фильмы на религиозные темы:
- «Перед Царицей небесной», о Самарском Иверском монастыре;
- «Монастырь в миру (о Михайло – Архангельском Храме селе Красные Ключи);
- «7 смертных грехов»;
- «История ислама»;
- «Дар над бездной отчаяния» (о иконописце Журавлеве).
- «Живи и помни» (о воинах Самарской земли живых и павших).
- «Реабилитация инвалидов в Самарской области.
- оздоровительно – обучающие фильмы профессора Жданова.
II. Культурно – досуговая программа.
В Центре регулярно организуются:
- посещение театра, краеведческого музея, выставок, концертов;
- творческие встречи с членами союзов профессиональных литераторов;
- посещения женского Введенского монастыря, а так же посещение мужского храма и храма святой Матроны.
- организация праздников, посвященных определенным датам, дням рождения клиентов.
Школа активного долголетия способствует развитию личности в пожилом возрасте, учит умению жить достойно, развивает творческие способности, обучает умению вести здоровый образ жизни.
Цели
проекта
Цели программы «Школы активного долголетия».
- Пропаганда здорового образа жизни. Активизирование собственных возможностей пожилых людей и инвалидов, сохранение их социальной активности, физического и психического здоровья;
- Укрепление статуса пожилого человека в обществе;
- Использование интеллектуального, культурного, личностного потенциала и жизненного опыта людей старшего возраста в укреплении связи поколений.
Задачи программы «Школы активного долголетия».
- Повышения качества реабилитационных услуг для пожилых и инвалидов;
- Разработка и внедрения инновационных методик, направленных на повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов;
- Расширение интеграции пожилых и инвалидов в процессы социальной коммуникации;
- Адаптация личности в пожилом возрасте к переходу в сложный и длительный период жизни.
Результаты
проекта
Ожидаемые результаты:
- повышение общего уровня культуры, увеличения периода активного долголетия, сохранения способности к самообслуживания у пожилых;
- улучшения качества жизни пожилых людей, выработка у них адаптационных механизмом к процессу старения;
- обеспечение достойного, уважительного отношения к пожилым людям;
- активизирование жизненной позиции пенсионеров, вовлечение их в общественно – полезную деятельность.
Контролировать свое настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы терять его. Когда вы сердитесь, начинаете считать;
- Избегать ссор.
- Не замыкаться в себе.
- Стараться почаще улыбаться, смеяться. Смех создает здоровье благодаря счастливому душевному состоянию смеющегося. Улыбайтесь и Вы получите в ответ улыбку!
- Быть постоянно занятым. Занятый человек – счастливый человек, у него нет времени на ссоры, сплетни.
Отличительной особенностью коллектива БУ ОО «КЦСОН Северного района города Орла» является внимательное и доброжелательное отношение к своим клиентам. «Не надо бояться старости. Надо готовиться к ней и входить в старость, обладая здоровым телом и здоровыми привычками».
Источник
Школа активного долголетия
В Брянском областном госпитале для ветеранов войн с октября 2015 года проводятся образовательные занятия с пациентами стационарных отделений в рамках работы Школы активного долголетия.
- Предоставление доступной информации пожилым людям об особенностях здорового образа жизни в зрелом возрасте, особенностях питания, двигательной активности, факторах риска развития заболеваний.
- Коррекция психологического состояния пациентов, формирование позитивного настроя.
- Улучшение социально-психологической адаптации пожилых людей.
Главные цели — изменение у пациентов стереотипов поведения, пересмотр привычек, повышение мотивации к изменению образа жизни и уровня социальной адаптации.
Занятия «Школы активного долголетия» состоят из двух частей:
- теоретическая часть (беседа, лекция),
- практическая часть (занятия, направленные на улучшение памяти, внимания, мышечно-релаксационные занятия, арт-терапия).
Занятия длительностью 40 мин проводятся раз в неделю в каждом из трёх стационарных отделений.
Основные разделы занятий:
- Безопасность в пожилом возрасте.
- Двигательная активность.
- Особенности питания в пожилом возрасте.
- Повышение положительного психо-эмоционального настроя пожилых людей.
- Профилактика возрастных заболеваний (артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, инсульта, сахарного диабета, ожирения).
- Сохранение социальной активности, снижение социальной изолированности пожилого человека.
ГАУЗ «Брянский областной госпиталь для ветеранов войн» активно сотрудничает с Российским геронтологическим научно-клиническим центром. Каждому пациенту раздаются клинические рекомендации и методические материалы, разработанные совместно с геронтологическим центром по питанию, физической активности, обустройству дома пожилого человека. К работе в школе широко привлекаются волонтёры. Сегодня налажено сотрудничество с инструкторами по физической культуре фитнес-клуба «База». Ко Дню пожилого человека тренерский состав клуба приурочил посещение пациентов госпиталя с целью проведения специально разработанной программы по физической активности с учётом возрастных особенностей пациентов.
Благодаря занятиям в Школе активного долголетия у пациентов наблюдается улучшение качества жизни, увеличивается период активного долголетия, сохраняется способность к самообслуживанию. Пожилые люди активно участвуют в общественной деятельности.
В Школе активного долголетия прошли обучение около 6000 пациентов. Полученную информацию и навыки они используют в повседневной жизни.
Источник
Школа активного долголетия
Отвественный — врач общей врачебной практики — Семенова Елена Борисовна
Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.
По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение И.П.Павлова о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста — одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т.д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.
Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания — качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.
Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать культуру общения.
Старение — биологический разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций и гибели клеток, ограничению адаптационных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Следует разграничивать старение и старость как биологический процесс и возрастной период, или как причину и следствие. По принятой ныне возрастной классификации старым человек считается с 75 лет.
Первые признаки старения появляются незаметно. На лице появляются первые морщины как следствие уменьшения жирового слоя и снижения эластичности кожи, начинают седеть и выпадать волосы. Кости опорно-двигательного аппарата становятся более хрупкими, при переломах срастаются медленнее. Уменьшается эластичность связок суставов, что затрудняет движения и нередко причиняет боль. Движения пожилых людей замедленны, расчетливы, экономны, у них меняется походка, появляется сутуловатость. С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма. Уменьшается подвижность нервных процессов и ослабляется память, особенно на недавние события, замедляется частота сердечных сокращений, уменьшается сократительная способность миокарда, возникают изменения в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и многих других физиологических системах. Возрастные изменения обмена, функции и структуры клеток создают основу для возникновения различных заболеваний, в первую очередь атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеохондроза, сахарного диабета, радикулита и других.
Старение может быть физиологическим и преждевременным. Под физиологическим старением понимают закономерно и постепенно наступающие возрастные изменения, темп и последовательность развития которых определены индивидуальными особенностями человека. Преждевременное старение возникает в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, прежде всего болезней, частота возникновения которых тесно связана с возрастом человека. Известно много сотен болезней, но причиной смерти в пожилом и старческом возрасте являются лишь некоторые из них, чаще всего гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, некоторые психические и аутоиммунные заболевания. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию, — это несбалансированное питание, гиподинамия, эмоциональные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, неблагоприятные факторы внешней среды и некоторые другие. Их устранение может значительно уменьшить возникновение основных болезней, развитие преждевременного старения и увеличить продолжительность жизни.
На продолжительность жизни влияют также наследственные факторы, образ жизни человека, факторы окружающей среды. Установлено, что в семьях долгожителей дети значительно чаще достигают глубокой старости и долголетия. Предупреждению болезней и преждевременной старости способствуют профилактические и гигиенические меры, проводимые с раннего детства в течение всей жизни.
Постарение населения (рост доли пожилых людей в общей численности населения) характерно для всех развитых стран. Проблемы, возникшие в связи с этим, обусловили быстрое развитие геронтологии — науки о закономерностях старения живых существ, в том числе и человека, и гериатрии — науки о болезнях людей пожилого возраста. Самой важной задачей геронтологии является определение путей и методов предупреждения преждевременного старения. Решение этой проблемы предполагает не продление периода старости, дряхлости, а значительное увеличение периода работоспособности, отдаление сроков наступления болезней.
Двигательная активность и ЛФК
для людей пожилого и старческого возраста.
Для ограничения отрицательных последствий старения и целенаправленного воздействия на организм используются комплексы физических упражнений, совершенствующих механизмы регуляции, деятельности сердца и расширяющих амплитуду движений в суставах и позвоночнике людей пожилого возраста.
Для укрепления сердца и расширения диапазона его работы от минимума в покое до максимума в нагрузке используются упражнения, развивающие выносливость: ходьба дозированная, бег оздоровительный, езда на велосипеде, плавание и др. Для «омолаживания» суставов и межпозвоночных хрящей применяются нагрузки, расширяющие амплитуду движений в них. При выполнении этих упражнений рекомендуется соблюдать ряд правил: проведение перед выполнением комплекса упражнений для суставов 3-5 минутной разминки общего характера (она может состоять их ходьбы и дыхательных упражнений); повторение на первых занятиях каждого упражнения 3-4раза с небольшой ‘ амплитудой, постепенно увеличивая число повторений до 10-15 раз и более; расширение амплитуды движений после освоения техники выполнения упражнения; выполнение упражнений ежедневно, общей продолжительностью 7-15минут (необходимо постоянно следить за дыханием); при появлении боли нагрузка прекращается, отдых 5-7минут и продолжение занятий вновь. Комплексы упражнений можно разработать самостоятельно, но лучше, особенно начинающим заниматься впервые, воспользоваться советом специалистов.
В предлагаемом комплексе использованы простые, легко выполнимые упражнения, доступные каждому.
* Упражнение 1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, приподнять плечи — вдох, опустить — выдох; расслабиться, дыхание спокойное, неглубокое (повторить Зраза).
* Упражнение 2. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки ног на себя (темп средний, повторить 8-10 раз).
* Упражнение З. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, поочередно отводить выпрямляющуюся руку в сторону и возвращать в исходное положение (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).
* Упражнение 4. Сидя на стуле, согнув ноги, держась руками за спинку стула сзади, поочередно разгибать правую и левую ноги, скользя стопами по полу (темп средний, повторить 4 раза каждой ногой).
* Упражнение 5. Сидя на стуле, поднять правую руку вверх -вдох, опустить — выдох (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).
* Упражнение 6. Сидя на стуле, поворачивать туловище с разведением рук в стороны (темп медленный, повторить 3- 4 раза в каждую сторону).
* Упражнение 7. Стоя боком к стулу, одной рукой держась сверху за спинку стула, выполнять маховые движения противоположными рукой и ногой вперед и назад; то же, стоя другим боком (махи выполняют свободно, без напряжения, повторить 6-8 раз).
* Упражнение 8. Встать на длину вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно присесть — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (повторить 6-8 раз).
* Упражнение 9. Сидя на стуле, руки на коленях, выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола (повторить 4-8 раз каждой ногой).
* Упражнение 10. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно поднимать руки вверх — вдох, опускать -выдох (повторить 3-4 раза каждой рукой).
* Упражнение 11. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно сводить и разводить пятки и носки стоп на 4 счета (дыхание произвольное, повторить 8-12 раз).
* Упражнение 12. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки опустить, откинувшись на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд.
Этот комплекс выполняется ежедневно в течение 10-12 дней. Особое внимание необходимо обратить на точность движении при выполнении упражнений 4, 6, 7, 8, 9. Они затруднительны для лиц с тугоподвижностью в суставах, но исключать их из комплекса не нужно, а напротив, следует добиваться их выполнения, повторяя каждое по отдельности несколько раз в день.
Спустя 10-12дней комплекс усложняется вводом специальных упражнений для шей, которые выполняют, сидя на стуле:
1 медленно поворачивают голову направо и налево;
2 медленно наклоняют голову влево и вправо;
3 медленно наклоняют голову вперед и назад;
4 движения головой вперед и назад;
5 вращения головой с опущенными и приподнятыми плечами;
6 ноги выпрямить, руки опустить, руки опустить, откинуться на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд. Упражнения для шеи особенно полезны лицам с остеохондрозом позвоночника, они уменьшают или снижают головную боль, болевые ощущения в области сердца. При их выполнении соблюдают медленный темп, добиваясь полной амплитуды движений, повторяя каждую позицию по З раза.
По мере освоения описанных упражнений появляется личный опыт двигательной активности, который используется для разработки новых комплексов упражнений. Вначале в него включаются упражнения без отягощения: приседания, наклоны, прыжки, вращения руками, махи ногами и др; очень хороши упражнения с палкой, они помогают развивать координацию движений и подвижность в суставах. Затем добавляются упражнения с гантелями, мячами, резиновыми амортизаторами, развивающие мышечную силу и выносливость. При разработке комплексов упражнений необходимо учитывать свои двигательные возможности, не нужно торопиться форсировать нагрузки (только постепенное увеличение, последовательное включение все более сложных упражнений обеспечит оздоравливающий эффект); не ждать наступления оздоравливающего эффекта тотчас, только через месяц систематических ежедневных занятий почувствуется бодрость, свобода движений, желание заниматься упражнениями; обязательно включать в комплекс упражнение особенно трудное для вас. Выполняя комплексы физических упражнений, не забывайте, что этого совершенно не достаточно для активного двигательного режима. Наряду с комплексами используйте ходьбу, бег оздоровительный, элементы спортивных игр, подвижные игры и другие нагрузки. Сочетая их с закаливанием, помня о самоконтроле, можно быть уверенным в оздоравливающем, «омолаживающем» эффекте избранного двигательного режима.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Люди неодинаково переносят сложности жизни, различные потрясения и неприятности. Возникшее при этом нервное перенапряжение может стать причиной срыва, который нередко происходит именно в пожилом возрасте, характеризуется определенным снижением защитных сил организма. Как выстоять, уберечь нервную систему от этого срыва? Огромное значение здесь имеет жизненная позиция человека.
Каждый человек обладает определенным социальным статусом — положением, которое он занимает в обществе, семье, трудовом коллективе. И характер статуса, и характер приемов, разумеется, во многом зависят от индивидуальности человека, его личности. Понятно, что какая-то серьезная болезнь вызывает нарушение сложившегося статуса, особенно у лиц пожилого возраста. Важно при этом заметить, что пожилого человека, прежде всего, пугают не столько физические неудобства, связанные с постигшей его болезнью, сколько изменившееся отношение окружающих, преувеличенные представления о собственной ущербности; Эти отрицательные эмоции, с которыми не каждому удается справиться самостоятельно, могут в будущем вызвать изменения в личностных реакциях данного человека, его отношении к себе, жизни, людям и в конце концов привести к возникновению невроза.
Психические изменения могут наступить довольно рано. Наиболее ранним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспособность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Астеническое состояние развивается очень медленно и имеет волнообразное течение: иногда состояние больного улучшается на длительный промежуток времени. Астеническое состояние сопровождается явлениями раздражительной слабости, больные чувствительны, обидчивы, склонны к слезливости. Постепенно развивается снижение памяти, которое выражается в том, что больному трудно вспомнить даты, имена, термины. Вначале нарушения памяти проявляются лишь эпизодически, наиболее отчетливо при переутомлении. Однако постепенно возникают все чаще. В течение нескольких лет больные справляются со своими привычными обязанностями, однако затрачивают на их выполнение больше усилий и времени. В дальнейшем расстройства памяти выражаются в том, что больной с трудом запоминает и усваивает новые, вновь приобретенные знания, а память на прошлое длительное время остается сохранной.
Настроение больного обычно пониженное. Иногда оно углубляется до состояния депрессии со слезоточивостью, самоупреками. Развиваются выраженные нарушения памяти. Изменяется все поведение больного — он становится многоречивым, навязчивым, раздражительным, эгоистичным. Круг интересов сужается и сосредотачивается на мелочах.
Беда большинства людей пожилого возраста в том, что у них скудеет арсенал психологической защиты; менее доступным становится спорт, сужается круг друзей, исчезает интерес к прежним увлечениям. Однако каждый должен постараться найти ‘ новые приятные ему занятия. Одни, например, с удовольствием проводят время с внуками; другие увлекаются рукоделием, поделками, столярными и прочими работами; третьи — чтением, музыкой, общественной работой, «малым туризмом» — прогулками в ближайшем пригороде или парке.
Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они непрерывно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! Ни один лентяй не достиг активного долголетия, почти все достигшие ее вели деятельный образ жизни.
Можем ли мы заставить головной мозг работать больше, таким путем задержать, «отсрочить» его старение?
Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функцию. В результате его деятельность усиливается.
Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает — нормальному функционированию. Как и любой другой орган, мозг нуждается в постоянной тренировке. Даже больные, перенесшие инсульт, и люди с серьезными повреждениями мозга в результате несчастных случаев добиваются улучшения своего здоровья с помощью упражнений — займитесь устным счетом, начните учить иностранный язык, разгадывайте кроссворды, головоломки, попробуйте освоить какое-то совершенно новое занятие: живопись, игра на музыкальном инструменте и т. д.
Придумывайте сами для себя любые приемы, словечки, стишки, облегчающие запоминание, пусть простые — ведь никто не узнает, как именно удалось вам не забыть фамилию нужного человека, адрес или название лекарств.
Пишите себе письма. Расписание дел на неделю, на день, листок со всеми памятными датами, список покупок — такая же необходимость, как телефонная книжка. Сделайте памятку в прихожей, не забудьте взять ключи, выключить электроутюг, не остался ли ‘проездной в кармане другого пальто и т. д.
Положите на видном месте листок бумаги и карандаш, чтобы записывать дела и соображения сразу, как только они приходят в голову, пока их не вытеснили новые заботы. Еще один листок положите для записи о том, кто звонил и что говорил.
Организованность и вовремя заведенные полезные привычки, помогают ничего не упускать независимо от состояния вашей памяти, и все успевать.
Хороший поливитаминный препарат с минералами поможет вам обеспечить свой мозг «строительными материалами», необходимыми ему для работы. В частности, это витамины группы В (фолиевая кислота, В1, В6, В15). Разнообразное и полноценное питание плюс эмоции тоже дадут положительный эффект.
ПИТАНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Пища служит единственным энергетическим источником для жизнедеятельности организма. Она является необходимым строительным материалом для формирования органов и каждой функциональной системы человеческого тела. Происходящий при этом обмен веществ, включающий свойственные всей живой природе процессы построения сложных соединений и явления распада, осуществляется благодаря постоянному поступлению пищи, воды и минеральных веществ.
Химический анализ показывает, что здоровый организм человека содержит примерно:
белков-23%, жиров-12%, углеводов — 1 %, минеральных солей — 4%, воды — 60%.
Диетологи считают, что можно значительно увеличить продолжительность жизни только за счет рационального питания. Нормальная деятельность головного мозга и организма в целом зависит в той или иной степени от качества употребляемой пищи. Неправильное питание может стать причиной некоторых заболеваний, отрицательно влияет на умственные способности и таким образом уменьшает продолжительность жизни. Правильное питание является средством профилактики и лечения заболеваний, нормализует деятельность организма.
Перечислим некоторые основные положения рационального питания:
правильная организация регулярного обеспечения организма хорошо и свежеприготовленной вкусной и сытной пищей, содержащей необходимые для развития и деятельности организма количество питательных веществ, полностью обеспечивающих его энергозатраты;
снабжение организма необходимым количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, клетчатки для его формирования и обновления;
соблюдение определенного режима питания в отношении кратности приемов пищи и распределения ее калорийности в течение дня, а также создание благоприятных условий (температурных, органолептических и других качеств).
В возрасте 60 лет и старше ослабляются процессы обмена веществ, меняется способность к усвоению отдельных питательных элементов, что накладывает на питание пожилых людей не только количественные, но и некоторые качественные ограничения. С целью создания щадящих условий для работы органов пищеварительной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и нормализации вводно-солевого обмена рекомендуется значительно ограничить или исключить из рациона питания крепкие мясные бульоны, грибные отвары, острые подливы. Необходимо уменьшить потребление продуктов, содержащих значительное количество холестерина (яичный желток, икра, мозги, печень и т.п.) и тугоплавких жиров (баранье, свиное сало и т.п.).. А также рекомендуется ограничение поваренной соли. Необходимое количество животных белков и жиров должно поступать в основном с молочными продуктами. Полезно шире использовать в питании овощи и фрукты, особенно в свежем и сыром виде. Пожилой возраст требует более внимательного отношения к режиму питания, но без резкого изменения привычного времени приемов пищи. Следует обращать внимание на кулинарную обработку продуктов, в частности ограничить употребление жареных, копченых, крепкосоленых и маринованных блюд.
Первым шагом на пути к достижения активного долголетия является сбалансированное питание. Это значит, что наше ежедневное меню должно включать определенное количество белков (бобовые, орехи и т.д.), углеводов (фрукты), жиров (растительных), а также витамины и минеральные вещества (овощи, зелень в любом виде). Фрукты и овощи необходимы при каждом приеме пищи — они не только богаты витаминами и минеральными веществами, но и нужны для обеспечения щелочно-кислотного баланса. Углеводы — единственный компонент питания, в котором большинство из нас не испытывает недостатка. Помните, что с возрастом мы должны сократить их потребление — ради собственного здоровья.
Зная основные принципы рационального питания, вы сможете прийти к здоровому образу жизни. Конечно, рациональное питание не панацея от всех бед, но это основной фактор здоровья и долголетия.
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА
При продолжающемся переедании и малоподвижном образе жизни одна стадия незаметно переходит в другую. Выделяют две формы избыточной массы тела. Первичную, при которой накопление жира в организме не связано с какими-либо заболеваниями, а является следствием внешних воздействий. Врачи издавна называли эту форму тучности «ожирением от переедания» или «ожирением от лени». Она наиболее распространена и составляет более 70% случаев ожирения. Значительно реже встречается вторичная форма нарушения жирового обмена, связанная главным образом с эндокринными расстройствами. Однако и при этой форме в той или иной степени имеет место избыточное потребление пищи. Чаще всего избыточная масса тела обусловлена неправильным и нерациональным питанием и образом жизни. Ведущим в развитии избыточной массы тела и ожирения (около 60% первичных случаев) является диетический дисбаланс, обусловленный избыточной калорийностью пищи — перееданием энергоемких продуктов (сливочное масло, сало, жирное мясо, мучные блюда, сахар, сладости, картофель), содержащих повышенное количество жиров и углеводов, и недостаточной физической активностью.
Установлено, что с возрастом пищевой центр становится менее чувствительным к изменениям содержания глюкозы в крови и для подавления чувства голода требуется более значительное количество глюкозы в крови, чем в молодом возрасте, а значит и большее потребление нищи. Этот фактор играет определенную роль в повышении аппетита и тучности у людей пожилого возраста. Следует помнить о том, что чувство голода у тучных людей проявляется гораздо сильнее, чем у людей с нормальной массой тела, что стимулирует переедание.
Бичом современного человека является малоподвижность. Первостепенная роль в борьбе с тучностью принадлежит не врачу, а человеку, если он желает иметь нормальную массу тела, а значит и здоровье. Для того, чтобы ограничить себя в пище, следить за калорийностью продуктов рациона, систематически заниматься физкультурой, необходимы сила воли, собранность и настойчивость.
Наши советы:
ешьте три раза в день, включая завтрак;
избегайте пищи, в которой много сахара и жира, и наоборот, вводите в рацион крахмалосодержащую пищу — хлеб из пшеничной муки грубого помола, картофель, рис;
уменьшите порции мясных блюд, даже постное мясо дает много калорий;
переходите на обезжиренные молочные продукты и продукты пониженной жирности;
ешьте медленно, отводите еде полчаса, от добавок откажитесь;
если вы чувствуете голод в промежутках между завтраком и обедом, обедом и ужином, установите время для легкой закуски утром и во второй половине дня;
чтобы закуска действительно была легкой, малокалорийной, наметьте заранее, что будете есть; идеальны для закусок фрукты и овощи; ешьте медленно, пусть ваши вторые завтраки и обеды длятся не менее 10 минут;
будьте готовы к тому, что вес будет уменьшаться медленно; лучше похудеть за год на 5кг, чем сбросить те же килограммы за месяц, а через два их снова набрать;
ведите «дневник питания и физических нагрузок».
Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для людей старших возрастов
Источник