Меню

Активная деятельная жизнь здоровье интересная работа

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная

Методика разработана Е.Б. Фанталовой и является центральной методикой предложенного ею комплекса методик «Диагностика внутреннего конфликта».
В основе замысла настоящей методики – гипотетическое предположение автора о том, что «одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является постоянно подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств отношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей…» [Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б. Фанталова – Самара: Бахрах-М,2001. – 127 с.].

Методика позволяет выявить основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности, и получить представление о том:

  1. каковы основные внутренние противоречия личности;
  2. каково их содержание и степень выраженности.

В методике используются 12 понятий-ценностей (заимствованных из методики Рокича). Несмотря на то, что данные ценности не могут быть всеохватывающими, исчерпывающими для конкретной личности, автор все же настаивает на нецелесообразности увеличения количества ценностей, чтобы не нарушалась психометрическая точность метода.
Процедура проведения:
Испытуемому предлагаются оценить 12 понятий-ценностей на основе их попарного сравнения дважды: первый раз – по критерию значимости, второй раз – по критерию достижимости. Ответы заносятся в специальные матрицы в регистрационном бланке (Приложение 1).
Обработка и анализ результатов.
Первоначально подсчитывается сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Цi) и сколько раз по «доступности» (Di).. Затем определяется величина расхождения «значимости» и «достижимости» по каждому понятию отдельно, равная разности Цi — Di. Результаты заносятся в последнюю строчку таблицы для подсчета результатов.
Следующий этап – определение интегрального показателя дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (R).

где i – номер понятия в регистрационном бланке.
При n = 12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 – 72, где 0 – означает полное совпадение «Ценности» и «Доступности», 72 – максимальное их расхождение.
Имеющиеся нормы по индексу расхождения «Ц-Д» (R) следующие: 33,07±1,7 (мужчины), 33,02±1,6 (женщины).
Данный показатель свидетельствует о степени неудовлетворимости текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности.
Кроме того, по каждой сфере отдельно определяется уровень расхождения между «Ц» и «Д», являющийся критерием наличия или отсутствия противоречия в данной ценности, а также его характере и степени выраженности.
Так если Цi > Дi и расхождение между значениями этих показателей превышает 4, то можно говорить о состоянии «внутреннего конфликта».
Психологический смысл данного состояния выражается в том, что человек испытывает состояние разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности.
Если Дi > Цi и их расхождение превышает 4, – то это означает наличие у испытуемого состояния «внутреннего вакуума» в данной сфере, переживаемого как состояние внутреннего опустошения, снижения побуждений, ощущение «избыточности присутствия».
Расхождение между Цi и Дi не превышающее 4 свидетельствует о попадании данной ценности в область «нейтральной зоны», характеризующейся отсутствием противоречия.

Бланк методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
Инструкция: Ниже приведен список общечеловеческих ценностей. Сравните попарно все ценности, определяя какая из ценностей каждой пары более значима, более важна для Вас. Результаты Вашего выбора внесите в матрицу 1. Каждая клетка матрицы содержит номера сравниваемых ценностей. Так в клетке 1 2 Вы сравниваете первую ценность (активная, деятельная жизнь) со второй (здоровье). Номер более значимой ценности обведите в кружок.
Список ценностей.

Источник

Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича

Теория Рокича

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

  • Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Методики

Наиболее популярными в эпоху современности являются методики таких специалистов как Фанталова и Рокич.

Е. Фанталовой

Целью этой методики является исследование ценностных ориентаций и внутренних конфликтов личности. В основе этого способа заложено шкалирование. Это парное сравнение, в бланке представлены жизненные сферы, прилагается инструкция к выполнению.

В каждом столбике представлены сферы жизни, нужно выбрать наиболее привлекательную, наиболее важную. В итоге результаты подсчитываются, ответы испытуемого приобретают числовые значения.

Получается определенный коэффициент предпочтений.

Можно с легкостью определить, какие сферы жизни являются наиболее важными для человека.

Методика получила широкое распространение благодаря высокой степени эффективности, быстрому выполнению.

Структура выполнения диагностики понятна и проста для подростков. Можно выявить не только их ценности, но и определенные конфликты личности.

Скачать ценностно-ориентированную систему методик Фанталовой.

М. Рокича

Данная методика направлена на определение восприятия мира индивидом, отношению к окружающему миру. Она выявляет ценности и установки испытуемых.

Рокич рассматривал инструментальные и терминальные ценности. Первые подразумевают образ действий (честность, рационализм), а вторые убеждения, смысл индивидуального существования.

Согласно инструкции, индивиду предлагается 18 ценностей

Их необходимо расположить от самой важной до менее важной

Цифрой «1» обозначается что-то наиболее важное, а «18» — это то, что менее всего важно для испытуемого. После обработки результата человек получает список ценностей

После обработки результата человек получает список ценностей.

Те, что стоят в самом начале — являются основными, а те, что в конце — почти не имеют для индивида значения.

Благодаря компактности теста, простоте его выполнения, высокой эффективности он завоевал большую популярность. Эту методику применяют не только при работе с подростками, но и со взрослыми людьми.

Методика Рокича «Ценностные ориентации».

Ценностные ориентации играют огромную роль в жизни человека, помогая ему определяться, что наиболее или наименее важно для него. Закладываются ориентации под влиянием множества факторов, формируются в процессе взросления и развития человека

Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки.

Современная молодежь и её ценностные ориентации:

Наша интересная группа Вконтакте:

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности ранг Инструментальные ценности ранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Здоровье (физическое и психическое) Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Интересная работа Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Исполнительность (дисциплинированность)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзей Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) Смелость в отстаивании своего мнения
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Чуткость (заботливость)
Счастливая семейная жизнь Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Творчество (возможность заниматься творчеством) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) Честность (правдивость, искренность)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Как проводится исследование?

Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?

Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.

Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.

Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.


Смотреть галерею

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Источник

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Методика разработана Е. Б. Фанталовой и предназначена для распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем.

Инструкция

На специальном бланке предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. Вы должны дважды произвести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз — по «ценности» (матрица 1) и второй раз — по доступности (матрица 2).

Примечание. Процедуру исследования можно упростить и проводить не методом парного ранжирования, а методом субъективных оценок «ценности» и «доступности», например, по 10-балльным шкалам. «Ценность» и «доступность» можно заменить на «важность» и «реальность» или «необходимость» и «возможность».

Перечень 12 понятий — общечеловеческих ценностей

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Здоровье (физическое и психическое).

3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

7. Наличие хороших и верных друзей.

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

10. Свобода как независимость в поступках и действиях.

11. Счастливая семейная жизнь.

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

На регистрационном бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется вам в этой паре более важной. Ее вы обводите кружком. Обводить можно только одну цифру из пары. Пропускать пары нельзя. Отвечать старайтесь быстро, по первому побуждению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается вами.

Регистрационный бланк

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для вас, большей привлекательности.

Матрица 2. Сравните понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для вас.

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «ценности» (Ц) и сколько раз по «доступности» (Д). Затем все «ценности» и «доступности» ранжируются отдельно друг от друга. После этого происходит сравнение рангов Ц и Д и определяются величины расхождений между каждой Ц и Д. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий: Ц-Д.

Выводы

Чем больше сумма расхождений между Ц и Д, тем больше выражен внутренний конфликт у обследованного вследствие неудовлетворения жизненных ценностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава I. Проблема соотношения деятельности и установки в отечественной психологии

Глава I. Проблема соотношения деятельности и установки в отечественной психологии Проблема соотношения деятельности и установки не раз вставала в отечественной психологии. И в этом нет ничего удивительного, так как в настоящее время теория деятельности и теория

Понятие о сферах жизни

Понятие о сферах жизни В повседневной жизни мы существуем одновременно в 4 главных сферах: индивидуальной, микросоциальной, социальной и макросоциальной.Индивидуальная сфера — интрапсихическая, или личностная сфера. Это наш внутренний мир со своей системой ценностей,

Методика «Уровень субъективного контроля»

Методика «Уровень субъективного контроля» Локус контроля (ЛК) обозначает систему убеждений личности относительно того, где располагаются (или локализуются) силы, влияющие на результаты его действий и на всю его судьбу. Лица, убежденные в том, что главные силы,

КАЧЕСТВА ПРОСВЕТЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СОСТОЯНИЙ

КАЧЕСТВА ПРОСВЕТЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СОСТОЯНИЙ Подходящесть текущего состоянияОчень важно отдавать себе отчет в том, что вы находитесь в таком состоянии, которое может быть бесполезным или по крайней мере далеко не оптимальным для того, чтобы действовать в текущей

49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка

49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе

Глава 2. БЛЕФ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. БЛЕФ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. БЛЕФ МЕЖДУ СЛЕДОВАТЕЛЕМ И ДОПРАШИВАЕМЫМ 2.1.1. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ БЛЕФУЮЩЕГО ПОДСЛЕДСТВЕННОГО И ДОПРАШИВАЕМОГО 1. Использование внутренних противоречий в показаниях.2. Использование противоречий между сведениями,

Иллюзионизм в различных сферах деятельности

Иллюзионизм в различных сферах деятельности Необходимо научиться определе нию качества и количества негатив ного иллюзионизма личности, начиная с которого иллюзионизм становится преступным. Таким образом, зародыши преступного иллюзионизма сидят исключительно во

Иллюзионизм и обман в различных сферах деятельности

Иллюзионизм и обман в различных сферах деятельности ИЛЛЮЗИОНИЗМ МЕЖДУ СЛЕДОВАТЕЛЕМ И ДОПРАШИВАЕМЫМТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ БЛЕФУЮЩЕГО ПОДСЛЕДСТВЕННОГО И ДОПРАШИВАЕМОГО1. Использование внутренних противоречий в показаниях.2. Использование противоречий между

Наука доступности

Наука доступности Период с 1971 по 1972 годы стал для нас с Амосом самым плодотворным. Мы провели это время в Юджине, штат Орегон, по приглашению Орегонского исследовательского института, где тогда собрались будущие светила научных областей, представляющих для нас интерес

Психология доступности

Психология доступности Большой шаг вперед в понимании эвристики доступности был сделан в начале 1990-х годов, когда группа немецких психологов под руководством Норберта Шварца задалась интригующим вопросом: как на впечатления о частоте встречаемости категории повлияет

Разговоры о доступности

Разговоры о доступности «В прошлом месяце было две авиакатастрофы, и из-за этого совпадения она теперь предпочитает ездить поездом. Глупо. Риск остался тот же, все дело в доступности данных».«Она недооценивает риски загрязнения воздуха в жилых помещениях, потому что в

1. Методика «выявление осознанности различных компонентов мотива»

1. Методика «выявление осознанности различных компонентов мотива» Методика разработана А. В. Ермолиным и Е. П. Ильиным. Исходный материал методики — бланк, на котором напечатаны два варианта заданий: вариант А — неоконченные предложения, вариант Б —

Социальные страты и система соотношения прав и обязанностей

Социальные страты и система соотношения прав и обязанностей Структура экстремальных групп отражена в оригинальной системе номинаций, воспроизводящей полный спектр статусных состояний. Термины иерархии, от низшей номинации к высшей, образно воспроизводят тенденцию

Источник

Читайте также:  Как ваше здоровье сегодня уже лучше

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector