Аксиологический компонент психологического здоровья это
Особую актуальность на современном этапе развития российского общества приобретает разработка, апробация методов, технологий, направленных на поддержание, сохранение и коррекцию отклонений психологического здоровья в юношеском возрасте.
Глубокий анализ феноменологии здоровья в культуре и психологической науке проведен О.С. Васильевой, Ф.Р.Филатовым и др. В изучаемой литературе обозначаются три идеологии в определениях здоровья и нормы: традиционно медицинскую, валеологическую и психологическую. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, валеология — как уравновешенность организма со средой, а психология — с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье [3]. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Можно говорить о том, что психологическое здоровье — это прижизненное образование, естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия [4]. В многообразии мнений и течений постепенно сформировались общие контуры теории психологического здоровья:
- Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного.
- Проблема психологического здоровья — это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.
- Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности.
- Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке [1, 2, 3, 4].
По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе [7]. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» [6]. Обобщая различные точки зрения относительно структурных составляющих психологического здоровья, мы выделили следующие компоненты психологического здоровья детей раннего юношеского возраста: самоотношение, рефлексия, саморазвитие.
Цель исследования
Целью исследования является изучение и развитие компонентов психологического здоровья юношей.
Материал и методы исследования
Экспериментальное изучение компонентов психологического здоровья учащихся 10 классов проводилось в 2013 году в г. Лесосибирске. В исследовании приняли участие 20 учащихся, из них 12 девушек и 8 юношей.
Опираясь на теоретические положения о структурных составляющих психологического здоровья детей раннего юношеского возраста, мы разделили методы изучения психологического здоровья согласно выделенными нами компонентами: аксиологический (методика «Тест — опросник самоотношения В.В. Столина»), инструментальный («Шкала самоуважения М. Розенберга») и потребностно-мотивационный («Шкала оценки потребности в достижении»).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализируя результаты исследования, установлено, что в группе испытуемых раннего юношеского возраста в целом выражено положительное недиффиренцированное чувство по отношению к своему Я (интегральный показатель самоотношения). При этом замечено, что в данной группе слабо выражен показатель самоуважения: старшеклассники в среднем низко оценивают веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, способность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. В то же время зафиксировано, что в среднем по группе выражено положительное отношение к себе в целом, низкий уровень самообвинения. Кроме того, обнаружено, что старшеклассники продемонстрировали в целом невысокий уровень самоинтереса и уверенности в интересе собственной личности для других. Также старшеклассники ожидают скорее негативное, чем позитивное отношение от других.
Анализ результатов изучения инструментального компонента психологического здоровья детей раннего юношеского возраста показал, что в группе испытуемых выявлен средний уровень самоуважения и самоуничижения. Уровень самоуважения превышает уровень самоуничижения, о чём свидетельствует и коэффициент самоуважения: 1,24. При этом нами было отмечено, что испытуемые, соглашаясь с «самоуничижительными» утверждениями, соглашались в то же самое время и с утверждениями, относящимися к шкале самоуважения. Таким образом, при высоком уровне самоуничижения самоуважение может выступать как защитная функция.
Анализ результатов изучения потребностно-мотивационного компонента психологического здоровья детей раннего юношеского возраста показал, что в целом по группе наиболее выраженным является средний уровень мотивации достижения, между тем 25% учащихся показали низкий уровень мотивации достижения.
Для выявления статистически значимых взаимосвязей компонентов психологического здоровья детей раннего юношеского возраста был применён корреляционный анализ (критерий Спирмена). Анализируя результаты, нами были выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи компонентов психологического здоровья.
Показатель мотивации достижения отрицательно взаимосвязан с показателями самопринятия (r = -0,47, p≤0,05) и ожидания положительного отношения от других (r = -0,50, p≤0,05). Чем выше уровень самоприятия, чем чаще старшеклассник ожидает положительного отношения от других к своей личности, тем ниже уровень мотивации достижения. И наоборот, старшеклассники, обладающие низким уровнем самоприятия и не ожидающие положительного отношения со стороны других людей, больше мотивированы на достижения. Возможно, речь идёт об определённом напряжении, социальной и психологической фрустрации, когда низкое самоотношение настраивает старшеклассника на реальные достижения, «чтобы доказать другим и себе».
Показатель самопринятия коррелирует также с общим интегральным показателем самоотношения (r = 0,64, p≤0,05). Чем выше самопринятие, тем выше самоотношение в целом у детей раннего юношеского возраста. Можно предположить, что самопринятие является системообразующим фактором самоотношения в целом в исследованной группе.
Для развития компонентов психологического здоровья юношей нами разработан и апробирован социально-психологический тренинг, поскольку, как отмечает В.И. Панов, в групповом тренинге сознание человека ставится в рефлексивную (т.е. самоотражающую, сомоосознающую) позицию. В тренинге «приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания. » [28].
Анализируя результаты повторной диагностики, мы отмечаем, что после проведения тренинга старшеклассники в большей степени проявляют веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. У детей раннего юношеского возраста в целом выражено положительное недиффиренцированное чувство по отношению к своему Я (интегральный показатель самоотношения). Кроме того, отмечается положительная динамика потребности в мотивации достижения: не выявлен низкий уровень мотивации достижения, высокий уровень представлен у 50% старшеклассников.
Заключение
Таким образом, реализация социально-психологического тренинга способствовала развитию всех компонентов психологического здоровья юношей: аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного.
Рецензенты:
Адольф В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, г.Красноярск.
Логинова И.О., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом медицин. психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г.Красноярск.
Источник
Аксиологический компонент психологического здоровья это
Предлагая поуровневый подход к рассмотрению психического здоровья, Б.С. Братусь, между тем отмечает, что применение термина «уровень» является условным. В строгом значении об уровнях уместнее говорить при изменении какого-либо свойства, когда каждая новая ступень вбирает в себя пройденные уровни. В данном случае речь идет скорее о составляющих психического здоровья, существующих одновременно. Именно два уровня — личностно-смысловой и индивидуально-психологический Б.С. Братусь называет собственно психологическими уровнями [3].
Однако существует и другой подход, основанный не просто на необходимости поуровневого деления «психического здоровья», но на принципиальном разделении понятий психического и психологического здоровья. Б.С. Братусь, размышляя о тенденциях современного общества, признает, что для многих людей становится характерным именно такой диагноз: «психически здоров, но личностно болен» [3]. Очевидно, что такого же мнения придерживается И.В. Дубровина. Она одна из первых современных отечественных психологов предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. И.В. Дубровина пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье». Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, И.В. Дубровина объединяет остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6]. В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов в работе «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечают, что до недавнего времени проблема психологического здоровья была на периферии терапии выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане оставалось вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов [7]. Результаты исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода позволили авторам сделать вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность человека. Такого же мнения придерживается В.Э. Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье — это, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов. Тогда как психологическое здоровье — это состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности [5].
О.В. Хухлаева в качестве «ключевого» слова для описания психологического здоровья использует слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно, О.В. Хухлаева говорит о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [8].
Н.В. Басалаева отмечает, что психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием, как умение приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных условиях, что является предпосылкой психологического здоровья [1].
Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому необходимо решать важные задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности, строить образ «Я» и образ мира. Показателями психологического здоровья подростка является стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению [4].
О.В. Хухлаева описывает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.
Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающей двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» [8].
По мнению О.В. Хухлаевой, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья подростков в соответствии с его трёхкомпонентной структурой, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. В работе с подростками можно рассматривать такие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление будет отличаться своим наполнением для учеников разных классов [8].
Цель исследования
Целью исследования является развитие инструментального компонента психологического здоровья старших подростков.
Материал и методы исследования
Экспериментальная база исследования представлена средней общеобразовательной школой Красноярского края. Выборка — старшими подростками в количестве 25 человек в возрасте 14 лет.
Опираясь на теоретические положения о структурных составляющих психологического здоровья старших подростков, мы использовали следующий диагностический инструментарий: «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева, «Методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности» А.В. Карпова и «Методика диагностики готовности к саморазвитию» А.М. Прихожан.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализируя результаты, полученные по методике самоотношения С.Р. Пантилеева, мы получили следующие данные в процентном выражении. Наиболее высокие результаты старшие подростки показали по шкалам «открытость», «саморуководство», «самопринятие» и «самопривязанность», из чего можно сделать вывод, что в целом для данной выборки подростков характерно чувство симпатии к себе, ощущение ценности собственной личности. Следует отметить, что по результатам диагностики по «Методике определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова большинство испытуемых (60 %) обладают средним уровнем развития рефлексии. Данный результат означает, что большинство продиагностированных подростков не испытывают явных проблем в оценке своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей. В то же время у 40 % испытуемых отмечается низкий уровень развития рефлексии. Вероятно, что этим школьникам в меньшей степени свойственно задумываться над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Они не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми. Таким образом, на основе показателя рефлексивности мы выделили уровни сформированности инструментального компонента психологического здоровья старших подростков: средний — у 60 % подростков, низкий — у 40 % подростков.
Анализируя готовность старших подростков к саморазвитию, мы отмечаем, что в группе испытуемых преобладает средний уровень данной готовности — у 40 % испытуемых. Тем не менее, у 30 % подростков отмечается высокий уровень готовности к саморазвитию, что свидетельствует о соответствии норме развития психологического здоровья подростков. Таким образом, по результатам, полученным в ходе диагностического исследования, нами были выделены две группы испытуемых: со средним уровнем развития рефлексии — 15 человек (60 %) и с низким уровнем развития рефлексии — 10 человек (40 % подростков). Подростки с несформированным инструментальным компонентом вошли в экспериментальную группу исследования.
По результатам первичной диагностики мы выделили две группы подростков — контрольную группу (А) и экспериментальную группу (В). Группу В составили подростки с несформированным инструментальным компонентом. Количество испытуемых в контрольной группе — 15 человек, в экспериментальной группе — 10 человек. Учащиеся экспериментальной группы приняли участие в тренинге, целью которого явилось развитие компонентов психологического здоровья подростков посредством создания условий для их личностного роста [38]. В тренинге были использованы такие методы, как: игровые методы, методы арт-терапии, групповая дискуссия. После реализации системы тренинговых занятий мы провели повторную диагностику компонентов психологического здоровья старших подростков. Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики в экспериментальной группе, мы наблюдаем рост показателей самоотношения подростков этой группы, что может свидетельствовать о развитии навыков рефлексии и понимания себя, принятие своей личности. Кроме того, уровень рефлексии в экспериментальной группе вырос на 40 %. Сопоставляя показатели первичной и повторной диагностики по «Методике диагностики готовности к саморазвитию» А.М. Прихожан, мы отмечаем, что средние показатели в контрольной группе по данной методике остались на прежнем уровне, а в экспериментальной группе средние показатели готовности к саморазвитию выросли на 10 %.
Заключение
Таким образом, сопоставив данные первичной и повторной диагностики, мы пришли к заключению, что тренинг личностного роста является наиболее эффективным методом развития психологического здоровья старших подростков с несформированным инструментальным компонентом, позволяющим в значительной степени повысить уровень развития рефлексии старших подростков.
Рецензенты:
Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Москва;
Логинова И.О., д.псх.н., профессор, зав. каф. психологии и педагогики с курсом медицины, психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г.Красноярск.
Источник