Светлые четверостишия
Мне Река говорила:
— Весь мир — твой родимый дом.
Но нужнее ты там,
где пустыни и пепелища.
Береги в себе жизнь,
даже если покрылась льдом.
И пытайся всегда
быть
глубже,
полней
и чище.
А люди, которые счастье, — о них не пишется.
Предательски не выводится ни строки.
Зато мне о них, и только о них, —
дышится,
И шепчется вечное «Господи, береги».
Мы можем часами стоять у пустой стены.
И, кажется, сможем жить без еды и крова.
А в детстве мы врали родителям, что больны.
Теперь точно так же врём, что вполне здоровы.
Состою целиком
из тихого и простого.
Мне хватает вполне — что верю, дышу, люблю.
Я хочу поливать цветы и читать Толстого.
Но, сжав зубы, слежу
за курсом
евро к рублю.
Текли водой под запертые ворота,
Со скал ныряли, души свои губя.
Но смысла нет по миру искать чего-то,
Когда
всё изначально
внутри тебя.
Разве об этом я так просила,
Столько терпенья в себе нося?
— Небо, ну дай нам хотя бы силы,
Если вернуть никого нельзя.
Раз весною во время Святого Причастья
Грустный мальчик услышал,
как сказал Всевышний:
— Разве ветра тебе
мало для счастья?
Так иди посмотри
на цветущие вишни.
А мне говорили, стоит сходить к врачу.
Одеться теплей и быть аккуратней впредь.
Мол, «осень» — по сути «падать».
А я лечу.
И в кои-то веки знаю, куда лететь.
Сотни раз на меня ни за что кричали
И зачем-то желали злого.
Но со мной до конца
что пришло — вначале.
А в начале был свет. И слово.
Источник
Лучший урок письма
Автор работы: Герасимова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ д.Большой Сатнур Малмыжского района
Кировской области телефон (883347) 6-65-39
Открытый урок по русскому языку
для учащихся 6 – 7 классов.
«Пишите друг другу письма.»
Цель:
1.Познакомить учащихся с историей письма;
2.Способствовать развитию мотивации написания письма;
3.Воспитывать уважение к письму как к свидетельству времени;
4.Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
— продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
— воспитывать интерес к ценностям родного языка, чувство патриотизма;
-помочь осознать роль писем в жизни человека.
Форма проведения: урок- мастерская.
Методические приемы: рассказ учителя, художественное чтение, аналитическая беседа.
Эпиграф урока:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева
1.Оргмомент:
— Ребята, помните домашнее задание? ( Да, принести чистые конверты). А для чего нам нужен конверт? Значит, вы что-то хотели узнать. Может сформулируем тему нашего урока? ( ответы учащихся) Обратите свое внимание на эпиграф к уроку. Вам хочется получать письма? А сами умеете их писать?
К нам на урок принесли письмо. Кому оно? От кого? Нет ни адреса, ни имени того, кто написал его. Если это конверт, то , наверное, это письмо. Открывать его не будем ( ведь чужие письма читать нельзя), пока не узнаем о том, что такое письмо, как оно пишется, кому и как адресуется. А может кто-то не знает , как оформить конверт и , узнав тему нашего урока, решил воспользоваться тем и научиться заполнять конверт. А чтобы понять , нам следует окунуться в историю создания эпистолярного жанра .
1) Ребята, знаете ли вы, что такое письмо?
Запишите слово и подберите словарную статью слова письмо из Толкового словаря С.И.Ожегова.
Письмо-1. Написанный текст , посылаемы для сообщения чего-либо кому-нибудь;
2. Умение писать;
3.Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи;
4.Манера художественного изображения.
2) Историческая справка:
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить, В языке отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанное или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо( пиктография):изображение в виде рисунка, затем в виде условных знаков( идеография, иероглифы) и, наконец, научились передавать знаками их названия ( звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин ( при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником .
Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого с детства славянского языка основные звуки и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по -старославянски , мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения, как , например, в английском или французском.
Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне( болгары, сербы, хорваты), западные славяне(чехи, словаки), восточные славяне( украинцы, белорусы, русские).
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности « славянских стран учителям».
3. Словарный диктант.
— А сейчас проверим, знаете ли слова , связанные с созданием письма. Отгаданные слова запишите в тетради:
* Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо)
* Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт)
* Пункт назначения письма, местонахождение лица, кому оно предназначено (адрес)
* Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс)
* Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон)
Учитель: Но достаточно ли этих слов, чтобы понять, что такое эпистолярный жанр? Давайте познакомимся еще с несколькими понятиями:
1) Эпистола- литературный жанр, послание в форме письма;
2) Адресат- тот, кому адресовано письмо;
3) Адресант- тот, кто пишет письмо.
Как вы думаете, в письмах уместно ли употребление вежливых слов? Конечно же, это слова:
4)Здравствуйте — это значит -живите и будьте здоровы,
5)До свидания- до скорого свидания.
4. Письмо- это средство связи человека с человеком, но не единственное. Как еще могут общаться люди друг с другом, побеждая расстояние? ( Телефонный разговор, с помощью интернет
-сообщения и традиционного письма) . Давайте попробуем обыграть все эти формы общения.
1)Телефонный разговор (Два ученика общаются по телефону)
— Алло. Привет, Кирюха! Как дела?
— Привет. Все хорошо.
— На стадион вечером собираешься?
— Спрашиваешь! Конечно , приду. Ведь сегодня тренировка обязательная для всех. А ты будешь?
— Хотелось бы. Если управлюсь с домашним заданием по биологии, то приду. А ты уроки выполнил?
— Да, справился со всеми заданиями. Ну, пока!
— Пока!
2)Интернет- сообщение (сообщение ученика)
-Интернет- сообщение и традиционное письмо могут содержать один и тот же текст. Но отличаться может способом письма( человеческий почерк и компьютерный шрифт со всевозможными смайликами- принятыми условными обозначениями для выражения эмоции):
( или (- улыбнулся;
( или ( -поморщился;
;-)- подмигнул;
:- О или 8- ) — удивился;
:-/ или : — / — я совершенно серьезен;
:*- поцелуй и т.д.
3) Традиционное письмо ( ученик читает заранее написанное письмо ):
« Здравствуй, милая сестренка! Получила твое письмо, Очень жалко, что ты не смогла приехать на мой день рождения. Было очень весело! Друзья и подруги подарили много милых вещей . Самым замечательным подарком оказался маленький котенок. Я назвала его Шустрик. Он такой хорошенький!
А что нового у тебя? Как твоя учеба? Как здоровье? Чем занимаешься в свободное время?
Пиши. До свидания. Твоя сестра Маша.
— Какими преимуществами обладает каждая из этих форм общения?
(ответы учащихся)
Учитель: Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить другу или послать СМС , чем написать письмо. И все-такиКто не любит получать письма? Может не стоит современному человеку пытаться вычеркнуть из своей жизни эту великую сферу общения — общение в письмах?
Ведь письмо близким, друзьям, любимым может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, если он владеет непростым искусством — писать письма.
5. Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма ( какие коммуникативные задачи ставим перед собой при общении с другими людьми?)
Записать в тетради:
сообщить, оповестить;
поздравить;
извиниться;
поделиться чувствами, впечатлениями, новостями;
поблагодарить и т.д.
Алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение- имя того, кому предназначено письмо ( Здравствуйте..)
Вступление- вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата;
Заключение- выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания;
Подпись. Дата.
А теперь положите перед собой конверт, и мы попробуем их правильно заполнить ( образец на доске):
— От кого: Иванова И.И.
— Откуда: ул. Новая д.3 д. Большой Сатнур
Малмыжский район Кировская область
— индекс: 612931
Кому: Петрову П.П.
Куда: ул. Комсомольская д.12.кв.8
г. Малмыж
Индекс: 612320
Практическая часть урока ( на партах лежат тексты писем из произведений писателей)
1) Письмо Ваньки Жукова : « Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась мне была выволочка Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а яначал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева их сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности
2.Письмо Катерины Петровны: « Ненаглядная моя,- писала Катерина Петровна,- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет- совсем уж не тот,- да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется , не была такая длинная, как одна эта осень».
3. Письмо к Гриневу от Маши Мироновой (А.Пушкин «Капитанская дочка»).
«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь дошло до вас! Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь»
4)Письмо Ф.И.Тютчева дочери: « Спасибо, моя милая дочь, за твое сердечное внимание. Как было бы мне приятно , моя дорогая Кити, поблагодарить тебя за более удовлетворительные вести о твоем здоровье. Ах, твое злосчастное здоровье составляет не меньшую из моих забот, и я предупреждаю тебя, что решительно не согласен разделять ту чересчур героическую покорность , с которой ты принимаешь свое теперешнее состояние»( частное письмо )
7. Прочитайте и определите, из каких произведений взяты письма, кто и кому его написал?
Ответьте на вопросы:
— Главный элемент эпистолярного жанра? (Обращение к тому человеку, кому адресовано послание).
— А какие обращения рекомендует современный этикет? (Уважаемый, многоуважаемый, дорогой, любимый, милая и т.д.).
— А теперь самое время узнать, чье же письмо оказалось в начале урока в нашем классе. (Учитель вскрывает конверт, в это время в класс заглядывает ученица 1 класса и кивком головы спрашивает у ребят, где ее письмо). Ага, вот и нашелся хозяин этого письма.
Ребята , сможем ли мы теперь помочь Маше подписать правильно конверт и отправить его адресату? ( Ребята хором отвечают: «Поможем!»). Вот и разрешилась проблема, и письмо уйдет по нужному адресу.
8. Итог урока. Рефлексия.
–Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
— Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?
— Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.
Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.
Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.
Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.
9. Домашнее задание.
-Используя алгоритм, напишите письмо своему другу (подруге) Алгоритм написания письма (раздается каждому учащемуся)
Экологическая сказка о лесном ручейке.
Бежал ручеек мимо лесных марийских мест. Журчал, торопился влиться в половодье реки Шабанка .Вдруг очутился на его пути огромный Серый камень.
— Пропусти меня, Серый камень,- зажурчал ручеек.
— Не могу. Я на солнышке греюсь, а ты меня остудишь.
-Пусти меня, мне в реку нужно попасть,- зазвенел жалобно ручеек.
Только Серый камень притворился глухим и занятым .
Стал тогда ручеек просить дорогу у Сосны-Старухи. У Сосны ветви могучие, изгибаются, молодые листочки- иголочки прямо в облаках живут.
-Мне твоя вода не нужна,- проскрипела Старуха-Сосна.- Найди себе другую дорогу.
Ручеек долго-долго кружил по корягам, увалам, а дорогу к большой реке так и не нашел. Устал он, заблудился и приплыл снова к Серому камню. Стал он плакать студеными прозрачными слезками. Плакал долго-долго
Так и образовалось небольшое лесное озерцо. Водятся в нем караси и окуньки. Радует лесных птичек и зверушек своей вкусной прозрачной водичкой.
Источник