Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
Среди административных правонарушений, содержащихся в шестой главе КоАП РФ можно выделить три группы, видовыми объектами посягательства которых, являются: 1) здоровье граждан (ст.ст. 6.1, 6.2, 6.8-6.10, 6.13-6.15); 2) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст.ст. 6.3-6.7); 3) общественная нравственность (ст. 6.11, 6.12).
1) Административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан.
Одним из правонарушений данной группы является незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством), предусмотренное ст. 6.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан[48] от 22 июля 1993 г. в Российской Федерации допускается функционирование частной системы здравоохранения, к которой относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью (ст. 14).
Статья 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, под народной медициной понимает методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения на основании представления профессиональной медицинской ассоциации.
Объективную сторону правонарушений данной статьи составляют следующие действия: а) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии лицензии на данный вид деятельности (ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ); б) действия, нарушающие установленный законом порядок занятия народной медициной (целительством) (ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 17Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[49], медицинская и фармацевтическая деятельность подлежат обязательному лицензированию.
Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации, в случае, когда им делегированы такие полномочия по соглашению с федеральным органом.
Субъектом правонарушения выступают физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой, фармацевтической деятельностью или народной медициной.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека должно рассматриваться как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 235 УК РФ.
Отдельным блоком правонарушений данной группы выступают правонарушения, связанные с нарушением порядка оборота наркотических средств.
Это незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ) и потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ).
Видовым объектом данных правонарушений являются общественные отношения, регулирующие порядок оборота (производства, хранения, сбыта и потребления) наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изъятых из свободного гражданского оборота.
Объективная сторона этих правонарушений выражается в следующих противоправных действиях: приобретении (покупке, обмене, сборе дикорастущих растений, принятии в дар и т. д.); хранении; перевозке, изготовлении, переработке без цели сбыта; потреблении без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ.
Субъектом является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны данные проступки могут быть совершены только умышленно.
Критерием, разграничивающим данные правонарушения с уголовными преступлениями, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 228, 228.1 УК РФ, выступают размеры наркотических средств. Размеры крупного и особо крупного размеров разовых доз наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».
2) Административные правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Видовым объектом данных правонарушений выступают общественные отношения по поводу соблюдения установленных соответствующими правовыми актами санитарно-эпидемиологических и гигиенических правил.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ является общим. Им устанавливается ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объектом посягательства данного правонарушения выступают общественные отношения по поводу выполнения установленных санитарных правил и гигиенических нормативов.
Непосредственными объектами посягательства остальных правонарушений данной группы выступают общественные отношения по поводу выполнения установленных санитарных правил и гигиенических нормативов в отдельных сферах жизнедеятельности.
Так, ст. 6.4 КоАП РФ, установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения влечет административную ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.6 КоАП РФ. Статья 6.7 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.
Объективная сторона правонарушений рассматриваемой группы выражается либо в активных действиях, либо в бездействии, когда лицо, обязанное выполнять установленные правила и нормативы, не выполняет их.
Субъектом правонарушений являются должностные лица, ответственные за соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил, и граждане, нарушающие такие правила.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
3) Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере общественной нравственности.
Объективная сторона данных правонарушений выражается: а) в систематических действиях, направленных на получение женщиной или мужчиной материального вознаграждения от беспорядочных половых связей (ст. 6.11 КоАП РФ), б) в действиях, направленных на получение дохода от деятельности лица, занимающегося проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).
Субъектом правонарушения являются граждане, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)
В предыдущих материалах была рассмотрена уголовная и гражданско – правовая ответственность медицинского работника.
Предметом настоящего материала является административная ответственность.
Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность в отличие от уголовной может применяться как в отношении медицинского работника, так и в отношении медицинской организации как юридического лица. Это следует из ч.ч.2, 3 ст. 2.1. КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в отношении физического лица – медицинского работника.
При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Составы административных правонарушений, посягающие на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены в главе 6 КоАП РФ.
Перечислим составы данных правонарушений:
- Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.
- Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.
- Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.
- Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).
- Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.
- Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.
- Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.
Ответственность по данной статье применяется в отношении должностных лиц и юридического лица. Ответственность наступает в виде штрафа (ч.1), в виде административного приостановления деятельности (ч.2).
Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:
- в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
- в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
- в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.
Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».
Примеры из судебной практики
Решение Верховного суда республики Коми № 21-822/2016 от 30 ноября 2016 г. по делу № 21-822/2016.
Постановлением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Абрамовой М.Е. от 23 августа 2016 года № . АО «Комиавиатранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.30 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В ходе проверки надзорным органом выявлено, что АО «Комиавиатранс» не размещает информацию для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 года. Программа утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545. Тем самым нарушаются требования пункта 3 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Верховный суд республики Коми согласился с тем, что действия АО «Комиавиатранс» надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Интерес представляет также Решение № 7-556/2016 от 5 декабря 2016 г. по делу № 7-556/2016 Верховного суда Удмуртской республики. Суд рассматривал обоснованность привлечения к административной ответственности за отсутствие информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и пр. В ходе рассмотрения данного дела судом сделан вывод о необходимости переквалификции правонарушения с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ на ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Решение Кировского районного суда г.Томска № 12-447/2016 от 23 декабря 2016 г. по делу № 12-447/2016.
Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области Чиняева М.Ф. от 12.10.2016 г. главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В силу ч.ч.2, 3 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности.
Как следует из материалов дела и установлено руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области в ходе проведения внеплановой документарной проверки главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. допустил нарушение установленного законом срока с момента обращения пациента и проведения искусственного прерывания беременности.
Совершенное Калинкиным Д.Е. деяние, по мнению суда, не может быть признано малозначительным, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области признано законным.
Источник