Меню

Адекватное поведение человека это социальное здоровье

Социальное здоровье
статья на тему

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_zdorove.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.

Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно — психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно — профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.

Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.

Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.

Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.

Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.

Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.

Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.

И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.

В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.

Источник

3. Понятие о социальном здоровье.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать:

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные — в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственнодуховных качествах человека, основными из которых являются способности:

 осознавать свободу воли или свободу выбора;

 испытывать чувство любви;

 осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

 осознавать различия между добром и злом;

 способность к самооценке;

 осознавать качества собственной воли;

 испытывать чувство веры;

 испытывать чувство достоинства;

 осознавать присущее ему чувство стыда;

 способность к прогнозированию событий и оценок;

 способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

 способность понимания красоты и стремление к ней;

 способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

 способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

 чувство смешного, чувство юмора;

 способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

 способность испытывать горе (свое и чужое);

 способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация ( от лат. adaptatio –приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis – общественный)– это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.

Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Источник

Критерии психического и социального здоровья

Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социаль­ного здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности ко­торого будет во многом зависеть мера практической востребованности психоло­гии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворитель­ное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко ока­зываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира чело­века. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчер­пать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литера­туре немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем глав­ным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные призна­ки. Приведем некоторые из примеров.

В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой извест­ный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума за­ключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и разли­чий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоро­вом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена 1 . Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимисти­ческие настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяю­щих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов 2 . «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоро­вой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адап­тированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным пока­зателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомне­ниями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хоро­шие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья 3 .

сли задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о харак­тере функционирования психической сферы человека с различных сторон (позна­вательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностя­ми. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целитель­

ньгх силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармонич­ный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружени­ем, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешен­ности человека и

бъективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамиче­ский процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и пси­хических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащи­ми в основе его личностного статуса 1 И наоборот, только у психически здорово­го, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы ко­торых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психи­ческого и социального здоровья.

Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. До­стоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые при­знаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психи­ческого здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).

Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья пред­ставлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы от­носят к ним:

♦ причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упо­рядоченность;

♦ соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места обитания;

♦ максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;

♦ гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношени­ем человека к ней;

♦ соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

♦ критический подход к обстоятельствам жизни;

♦ способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, уста­новившимися в разных коллективах;

♦ адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

♦ чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

♦ чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоя­тельствах;

♦ способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизнен­ных ситуаций;

♦ самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

♦ способность планировать и осуществлять свой жизненный путь 1 .

Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлага­лись, согласно И. Н. Гурвичу [3], следующие критерии позитивного психическо­го здоровья:

♦ рост, развитие и самоактуализация личности;

♦ интеграция личности; автономия;

♦ адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отно­шении окружения.

Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточ­но полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызыва­ли определенные затруднения их использования в исследовательской практике.

Один из представителей гуманистического направления, американский психо­лог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастли­вый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, за­щищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:

♦ потребность в безопасности;

♦ потребность в привязанности и любви;

♦ потребность в уважении;

♦ потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности способностей.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису 2 . Он вы­деляет:

интерес к самому себе;
общественный интерес;
самоуправление (самоконтроль);
высокую фрустрационную устойчивость;
гибкость;
принятие неопределенности;
ориентацию на творческие планы;
научное мышление;
принятие самого себя;
риск;
длительный гедонизм;
нон-утопизм;
ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некото­рые выводы.

Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и опреде­ленная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здо­ровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслу­чайности.

Во-вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более как их некоторые совокупности, ибо в них не обнаруживается какого-либо классифици­рующего признака, который позволил бы придать им возможную внутреннюю орга­низацию, например: распределение критериев психического и социального здоро­вья по структурным составляющим личности ли каким-то иным основаниям.

Перечислим некоторые из наиболее часто называемых в литературе критери­ев здоровья, попробовав распределить их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

Из психических процессов чаще упоминаются:

♦ максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения);

♦ адекватное восприятие самого себя;

♦ способность концентрации внимания на предмете;

♦ удержание информации в памяти;

♦ способность к логической обработке информации;

♦ креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом);

♦ дисциплина ума (управление мыслительным потоком).

В сфере психических состояний в их число обычно включают:

♦ эмоциональную устойчивость (самообладание);

♦ зрелость чувств соответственно возрасту;

♦ овладание с негативными эмоциями (самые разрушительные из них — страх, гнев, жадность, зависть);

♦ свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

♦ сохранность привычного (оптимального) самочувствия. Среди свойств личности — это:

♦ сосредоточенность (отсутствие суетливости);

♦ нравственность (честность, совестливость и др.);

♦ адекватный уровень притязаний;

♦ уверенность в себе;

♦ необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

♦ целеустремленность (обретение смысла жизни).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированное™, уравнове­шенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доб­рота, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей лич­ности.

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адек­ватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на рбщественно полезное дело; культура потребления; альтруизм; эмпатия; ответ­ственность перед другими; бескорыстие; демократизм в поведении.

Уже внутри выделенных нами критериев психического и социального здоро­вья заметна смысловая близость некоторых из них, их определенная синонимия. Из этого можно сделать по крайней мере один вывод: дальнейшее направление работы по изучению и систематизации критериев здоровья должно предусматри­вать и определенные усилия по их возможной внутренней интеграции — выделе­нию критериев все более высокой степени общности. Как уже говорилось выше,

свести все дело в оценке как психического, так и социального здоровья к какому-то одному, универсальному критерию представляется маловероятным. Однако оправданно сузить исходную критериальную базу, выделив в ней наиболее валид­ные показатели здоровья, было бы в практическом отношении вполне оправдан­ной постановкой вопроса.

В заключение остановимся на.характерных, наиболее типичных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Их тоже можно попытаться упорядо­чить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хао­тичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мыш­ления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

К психическим состояниям обычно относят аффективную тупость; беспричин­ную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность.

Среди свойств личности можно отметить: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассив­ность («духовное нездоровье»). В целом нездоровая личность достаточно дезин­тегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассив­ная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно ги­пертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагопо­лучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выли­вающемся в жесткость и бессердечность); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Самокат польза для здоровья ребенка
Adblock
detector