Спорт для инвалидов
10 минут Ирина Смирнова 2866
Это ставит целый спектр задач перед государством, которое должно обеспечить инвалидам надлежащие условия социализации с последующей интеграцией в обществе. Многие страны, в том числе и Россия, проводят масштабную деятельность, направленную на создание различных спортивных центров и мероприятий для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Несмотря на существующие преграды, состоящие в основном из материальных бюджетных трудностей, спорт инвалидов стремительно набирает силу, постепенно выходя на новые уровни.
Спорт – необходимое условие для интеграции
Опыт многих развитых стран неоднократно показывает, что спорт для инвалидов является одним из важных инструментов в системе реабилитации и дальнейшей адаптации в обществе. Для людей, имеющих различные виды нарушений здоровья, соответственно, и цели подобных занятий будут разительно отличаться.
Для кого-то это будет основная возможность расширить или улучшить качество своих функциональных способностей. В то время как для других – отличный шанс овладеть спортивным мастерством высокого класса, и что в последнее время нередко обсуждается в СМИ, пополнить паралимпийскую сборную страны.
Согласно разработанной государством программе «Развитие физической культуры и спорта», количество людей-инвалидов к 2020 году должно вырасти на 20%. Это довольно неплохие перспективы для России, особенно если учесть, что 2017 году данный показатель уже равнялся 14%, тогда как в 2012 году он едва доходил до 3,5%.
Кроме этого, в своем выступлении она же добавляла информацию о необходимости расширения учебных баз вузов путем открытия отделений, направленных на подготовку специалистов по адаптивной физкультуре. Благодаря таким нововведениям, у большого количества людей с ОВЗ появится шанс улучшить качество жизни и даже найти свое призвание.
Баталова не раз делала акцент на том, что во всех странах спортивные объекты проектируются с обязательным учетом потребностей людей-инвалидов. Постепенно Россия к этому тоже пришла, и все современные постройки подобного типа по закону должны быть благоустроены для спортивных занятий инвалидов.
Адаптивная физкультура
Как уже не раз упоминалось, привлечение людей с ОВЗ к спорту и физкультуре, является весомым фактором для их социализации. Опыт организации подобных мероприятий в России, как и в остальных странах, очередной раз доказывает, что данный процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов. Самый первый – это признание инвалидного спорта как равноценной составляющей общего движения.
На сегодняшний момент не только в Москве, но и по всей стране работает довольно большое количество федераций для людей с ОВЗ, клубов и физкультурно-оздоровительных секций. Это позволяет всем желающим не только поправить свое здоровье, но и включиться в жизнь общества, исходя из своего состояния.
Более всего предпочитаются в России следующие виды спорта:
- легкая атлетика,
- мини-футбол,
- шашки и шахматы,
- стрельба из лука,
- плавание, биатлон,
- фехтование, дзюдо.
Кроме этого, широко востребованы танцы для инвалидов-колясочников, велоспорт, лыжный и конный. Многообразие предложений в центрах позволяет всем желающим выбрать наиболее подходящий для себя вид физических нагрузок и получать удовольствие от каждого проведенного занятия.
Следующим этапом развития спорта для людей с ОВЗ является подготовка медицинских и тренерских кадров, которые будут работать со спортсменами, имеющими инвалидность. На базах некоторых государственных институтов уже проходит подготовка будущих специалистов по следующим направлениям: «Физическая реабилитация и эрготерапия» и «Адаптивная и оздоровительная физкультура».
Очень важно в работе с такими спортсменами создание и внедрение специальных направлений тренировочной деятельности, а также поиск оригинальных аспектов психологического подхода для использования их после занятий. Для решения этих задач в высших учебных заведениях открываются специализированные кафедры, персонал которых занимается исключительно вопросами инваспорта.
Определенная часть данных вопросов решается Министерством спорта и туризма, Паралимпийским комитетом и соответствующими федерациями. На сегодняшний день Россия является одной из самых сильных стран в мире, которые участвуют в спортивном движении людей с ОВЗ. Российские спортсмены-инвалиды, благодаря своим победам, уже стали известны во всем мире.
Регулярные тренировки и достижение довольно высоких результатов помогают им справляться с трудностями, которые раз за разом становятся на пути в повседневной жизни. Инвалидный спорт постоянно подтверждает, что его участники – полноправные члены общества. Они поднимают международный престиж России и вносят немалый вклад в развитие спорта.
На текущий момент физкультурно-спортивная деятельность проводится с четырьмя нозологическими группами инвалидов – людьми с дефектами слуха, зрения, нарушением функций опорно-двигательного аппарата и интеллекта. На этой основе существуют и периодически открываются различные организации, объединяющие вышеперечисленные категории людей с ОВЗ.
За время существования Паралимпийских игр российские спортсмены выиграли 268 медалей на летних соревнованиях и 153 – на зимних. В общем, была выиграно 421 медаль, из которых золотых – 145.
Основные направления развития
Необходимость физической культуры для инвалидов все больше осознается не только самими больными, но и государством в целом. Благодаря этому, внедряется все больше новшеств в спортивной сфере, способных в несколько раз улучшить адаптацию людей с ОВЗ. К примеру, за последние 5 лет доля построенных для людей-инвалидов спортивных сооружений возросла в 1,5 раза. В 2011 году она составляла 12,6%, в 2016 данный коэффициент уже исчислялся 21,1%.
Наблюдаются значительные улучшения условий для инвалидов после прошедшей Паралимпиады в Сочи. Алексей Ашапатов, четырехкратный паралимпийский чемпион, с радостью отмечает, что сейчас люди с ОВЗ в большинстве населенных пунктов России получили долгожданную возможность жить полноценно. Им стало доступно посещать спортивные и культурные объекты, куда регулярно ходят обычные граждане.
Кроме этого, известный спортсмен утверждает, что большая часть спортивных заведений для здоровых людей полностью пригодна для инвалидов. Его слова: «Могу гарантировать, что в регионе, где я проживаю, – Ханты-Мансийском округе – почти 90% спортзалов оснащены инвентарем для занятий людей с ОВЗ».
Он уже не первый раз повторяет, что в идеале их и здоровых граждан нельзя разделять. Просто спортивные объекты необходимо изначально оборудовать под всех. Также Алексей добавил, что практически любой тренер в состоянии быстро овладеть навыками для тренировок с инвалидами.
С 2019 года в РФ стартовал полноценный ввод масштабного мероприятия для людей с ОВЗ, Всероссийского комплекса ГТО, включающего физкультурно-спортивные навыки – «Готов к труду и обороне». С 2019 года инвалид, сдавший нормативы, станет обладателем знака отличия. Запуск комплекса ГТО среди инвалидов пройдет на базе ранее сформированных центров, численность которых уже достигла 2,5 тысячи. В данный момент тестирование ГТО в России проводится в 14 регионах.
С прошлого года начала свое действие Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 годы». Она продолжила программу, реализующуюся с 2006 года. Нововведенная ФЦП в большей мере ориентирована на формирование инфраструктуры массового спорта, а также на застройку малобюджетных заведений в шаговой доступности.
Одним из первостепенных условий предоставления средств из бюджета федерации на реконструкцию либо застройку того или иного сооружения является обеспечение максимальной доступности спортивного объекта для людей с ОВЗ. Кроме этого, обязательно должны учитываться и другие маломобильные категории граждан страны.
Также скоро на базе федерального бюджета планируется постройка уникального объекта в Нижегородской области (г. Дзержинске). Региональные власти подали заявку на оформление субсидии в рамках ФЦП на возведение комплексного центра паралимпийской подготовки.
Согласно данному проекту, заведение должно быть благоустроено для тренировки будущих паралимпийцев, а также для остальных людей, имеющих инвалидность. Кроме того, на базе центра смогут заняться спортом и здоровые люди, хотя по большей мере центр предполагается использовать для восстановления пациентов с тяжелыми травмами, адаптации к протезам и общей реабилитации инвалидов.
Мероприятия в регионах страны
Безусловно, по всей России проходят массовые культурные и спортивные мероприятия, в которых принимают участие люди с ОВЗ, но некоторые регионы выделяются особо активной деятельностью.
Ханты-Мансийский автономный округ
В Ханты-Мансийском округе, или Югре, действует организация ВОИ (Всероссийского общества инвалидов), деятельность которой регламентируется большим количеством правовых актов. Благодаря ее функционированию, проводятся не только мероприятия, способствующие физической реабилитации инвалидов, но и культурно-развлекательные, которые обеспечивают позитивный настрой на жизнь в сложившихся условиях.
Немаловажную роль играет творческая реабилитация. Уже довольно давно стал традиционным фестиваль искусства «Я радость нахожу в друзьях», участников которого год из года становится все больше.
Лучшие из них отправляются на Международный конкурс «Филантроп» в Москву. В Сургуте создана театральная труппа, где непревзойденно отыгрывают свои роли и инвалиды, и студенты.
Одним из особо ярких событий Югры был необычный фестиваль спорта, который получил название «Через тернии к звездам». Для участия в нем приехали более 130 людей-инвалидов со всего округа. На фестивале, организованном Центром спорта инвалидов Югры, прошли соревнования по шашкам, шахматам, дартсу и баскетбольным броскам. При этом самым главным результатом стали не победы и призы, а возможность пообщаться по интересам.
Спортсмены округа Ольга Сергиенко и Ашапатов Алексей стали участниками паралимпийских игр, прошедших в Пекине в 2008 году, где Ольга заняла 4 место по пауэрлифтингу и метанию копья, а Алексей установил 2 новых рекорда – в метании диска и толкании ядра. В 2009 году на Зимних играх в Айдахо девушка получила золотую и серебряную медаль в лыжных соревнованиях.
В 2009 году в Тайване на Сурдлимпийских играх в российской сборной приняли участие 5 человек из Югры, показавшие себя лучшими в 2-х видах спорта. Ханты-Мансийские спортсмены-инвалиды не сбавляют темп и тщательно готовятся к предстоящим XXIV зимним Олимпийским играм, которые пройдут в 2022 году в Пекине. На их примере многие люди с ОВЗ находят себя, стараются не падать духом в сложной ситуации, а наоборот, стремятся к преодолению трудностей.
Пермский край
Не только в Югре проходят волнительные, но вместе с тем шумные и веселые мероприятия, основными участниками которых являются взрослые люди с ОВЗ, а также дети. В Перми 1 июня 2019 прошло открытие XVIII краевого Фестиваля спорта для детей с ОВЗ. В этом году сюда съехалось около 400 юных спортсменов с нарушением зрения, слуха, функционирования опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна и детским церебральным параличом.
В рамках фестиваля призеры отборочных соревнований по всем регионам Пермского края состязались в гонках на колясках, забегах на 60 метров, прыжках в длину, кольцебросе и динамометрии. Творческая часть мероприятия состояла из конкурса поделок и рисунков, выступления команды по чирлидингу и концертной программы, исполненной детскими творческими коллективами Центра «Сигнал».
Многим запомнились слова, произнесенные 1 июня Александром Ивониным, председателем регионального отделения Всероссийской федерации физкультуры и спорта людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. «Самое важное, что фестиваль предоставляет детям возможность проявить свой талант, а это, в свою очередь, сплачивает семьи. Благодаря таким мероприятиям, мы растим новые кадры для Паралимпиады. Наш центр развивает 31 вид спорта для детей с ОВЗ, и каждый желающий может найти себе занятия по душе».
Архангельская область
Не отстает и от других команда Северодвинска, административного центра Архангельской области. На 28-летних играх ее участники завоевали 33 медали, в число которых входят 18 золотых. Тренировки проходят на базе спортклуба «Нордин», руководителем которого является Валерий Григорьевич Малыгин, ветеран-инвалид, принявший участие в 25 играх.
В этот раз ему удалось установить личный рекорд и получить 5 медалей в различных видах спорта. Остальные северодвинцы практически не отставали от своего лидера и стали призерами в настольном теннисе. Отличным примером стала Ольга Мокроусова, которая стала обладательницей 4 золотых медалей.
Неразрешимых проблем не бывает!
Множество слов сказано о том, что инвалиды должны жить полноценной жизнью, но оценить потребность в этом может только сам нуждающийся и его близкие родственники. Замкнутость, плохое настроение, нежелание просто просыпаться практически всегда улетучивается, стоит лишь человеку с ОВЗ прийти в обычный спортзал и познакомиться с подобными людьми, но при этом не унывающими, а стремящимися вперед.
Нередко именно так и получаются будущие участники, и даже призеры областных или паралимпийских соревнований, которые с болью вспоминают время полной апатии и нежелания жить. Но, как известно, все непостоянно, и то, что казалось нереальным тогда, сейчас кажется обычным делом, и все паралимпийцы с уверенностью утверждают, что не существует ничего невозможного.
Источник
Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов
Рубрика: Физическая культура и спорт
Статья просмотрена: 18289 раз
Библиографическое описание:
Сунагатова, Л. В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов / Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 603-607. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5856/ (дата обращения: 08.06.2021).
Рост инвалидности — тенденция мировая. Всего в мире насчитывается порядка 650 миллионов официально зарегистрированных инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Для сравнения: в США — 54 миллион инвалидов, или 19 %, в Китае – 60 миллионов, или 5 %.
До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85 % общего числа новорожденных. Лишь некоторая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы, однако число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико. По данным зарубежной статистики, оно составляет 9-11 % всей детской популяции. В Российской Федерации такая официальная статистика отсутствует. Однако известно, что в настоящее время в России 1.6 миллионов детей (4.5 % общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них только 540 тысяч детей и подростков получают необходимую образовательную поддержку в системе государственного образования.
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом. Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное в данной системе, создание условий для занятий физической культурой и спортом. Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения и общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности.
Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение «колясочников» в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.
До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не обсуждались публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов [5, с. 189].
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
И лишь в 90-е годы были отмечены серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. В связи с этим возникала проблема изучения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта как фактора социальной адаптации инвалидов в обществе.
Адаптивная физическая культура — это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.
Адаптивный спорт — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.
Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем [6, с.50].
Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах.
Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.
Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта [1, с. 47].
Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям.
Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований инвалидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия и др. Спорт для инвалидов — это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет инвалиду повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем.
В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту» [4, с.12]. В Росспорте 21 марта 2008 года, по согласованию с Минобрнауки, был подписан, без преувеличения, очень важный для развития спорта среди инвалидов документ под названием «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации)». Данный документ используется в работе по организации деятельности отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами. Указанные методические рекомендации изданы для использования органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями при разработке своих нормативных актов. Таким образом, в настоящее время для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов имеется федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений [2, с.].
Паралимпийское движение в России существует с 2001 г. Соревнования проводятся по программе специальной Олимпиады России. Основными целями проведения соревнований являются: пропаганда специального Олимпийского движения среди лиц с нарушением интеллекта, адаптация их к жизни в обществе посредством спорта, привлечение внимания и активизация деятельности государственных, общественных и других организаций по социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта.
В 2000 году в городе Мурманске начал свою работу детско-юношеский клуб физической подготовки «Оптимист», для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидов). В 2007 году произошла реорганизация клуба в детско-юношескую спортивно-адаптивную школу № 15 для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидов.). Таких школ в Российской Федерации всего пятнадцать.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодежи города Мурманска и Мурманской области было открыто с целью создания детям с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.
Сегодня в школе занимаются 250 воспитанников с различными заболеваниями слуха, зрения, с заболеваниями ДЦП, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями различной тяжести, с тяжелыми сочетанными дефектами, аутизмом, девиантным поведением. Большая часть из них — воспитанники специальных коррекционных школ-интернатов, дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, часть ребят находится на домашнем обучении. Возраст обучающихся от 4 до 18 лет. Желающие продлить обучение занимаются адаптивной физической культурой и спортом до 21 года.
В своей работе школа использует следующие виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, предназначенное для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально — волевых способностей; адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения. Школа работает по следующим спортивным направлениям: плавание, туризм, волейбол, аэробика, мини-футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, каратэ, иппотерапия, дзюдо, баскетбол.
Занятия адаптивным спортом являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников школы, помогают им адаптироваться в современном обществе, положительно влияют на состояние организма, развивают творческий потенциал, способствуют развитию физических качеств, предоставляют возможность самореализации. Школа положительно решает проблему результативности и качества дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на имеющиеся средства методического обеспечения.
В отсутствием утвержденных государственных типовых программ физкультурно-спортивной направленности для детей с отклонениями в состоянии здоровья для учреждений дополнительного образования перед педагогическим коллективом школы стоял вопрос о методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса и внедрении в этот процесс инноваций и нетрадиционных технологий.
За 10 лет работы тренерско-преподавательским составом создан целый пакет методической продукции: разработаны, апробированы и дают эффективные результаты 12 авторских, 5 модифицированных программ и 6 методических разработок: «Иппотерапия для детей с ДЦП», «Общая физическая подготовка для детей с ДЦП дошкольного возраста», «Общая физическая подготовка для детей с ДЦП школьного возраста», «Каратэ для детей с детским церебральным параличом», «Адаптивный туризм для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Лыжные гонки для детей с отклонениями в развитии», «Лыжные гонки для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста», «Плавание для детей с отклонениями в развитии», «Мини-футбол для детей с отклонениями в развитии», «Легкая атлетика для детей с отклонениями в развитии», «Аэробика для детей с нарушением интеллекта», «Аэробика для глухих и слабослышащих детей».
Педагогический коллектив школы добился определенных успехов в достижении главной цели адаптивной физической культуры: коррекции имеющихся отклонений в развитии или состояния здоровья, в воспитании личности, формировании здорового образа жизни, развитии физических качеств, социализации и интеграции занимающихся.
Развитие новых видов спорта, желание участвовать в паралимпийских и сурдологических соревнованиях, возрастающие спортивные достижения воспитанников, требуют находить новые формы, методы и средства учебно-тренировочного процесса, учитывая передовой опыт адаптивной физической культуры.
Поэтому перед школой стоят следующие задачи обновления и совершенствования методической базы:
корректировка программ в связи с возникающей необходимостью введения в учебно-тренировочный процесс этапа спортивного совершенствования;
разработка новых программ:
по игровым видам спорта для развития направлений «Юнифайд» («объединенный спорт»);
по видам спорта: бочче, художественной гимнастике для детей с умственной отсталостью.
Данная работа является уникальной и не имеет аналогов, так как учебно-методическое сопровождение учебно-тренировочного процесса ориентировано на реализацию в условиях Кольского Заполярья.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами показывает, что физическая культура и спорт среди данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, идеальным образом препятствует уходу инвалида в свою болезнь [3, с.16-18].
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт рассматриваются как средство для социальной интеграции инвалидов в общество, являются мощным стимулом, помогающим восстановлению или вообще установлению контакта с окружающим миром.
Однако в нашей стране наблюдается недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт очень важны для человека с ограниченными возможностями. В связи с этим главной задачей остается вовлечение в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом как можно большего числа инвалидов, создания условий для занятий с целью успешной интеграции человека с ограниченными возможностями (в том числе и инвалида) в общество.
Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. фирма“STAR”, 2006. 147 с.
Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006 г. № СК-02-10/3685).
Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. физ.к-ры. 1998. № 1. С. 16–18.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.
Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст]: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.: ил.
Источник