Меню

Адаптивная физическая культура студентов с ограниченными возможностями здоровья организация методика

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Введение. Физическая культура (ФК) и спорт являются главным фактором для реабилитации и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведя анализ процесса физического воспитания студентов с ОВЗ можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая сторона процесса физического воспитания считается ее основной спецификацией [3].

Цель работы рассмотреть основные принципы организации и некоторые особенности методики занятий физической культурой для студентов ОВЗ.

В процессе работы мы попытались решить следующие задачи: 1) Рассмотреть понятия «физическая культура», «студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «адаптивная физкультура для подростков с ОВЗ». 2) Изучить данные научных источников об адаптивной физической культуре для студентов с ОВЗ.

Материалы и методы исследования. В работе мы использовали метод изучения научной и специализированной литературы по теме проблеме особенностей организации процесса физического воспитания для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение.

Понятие «физическая культура» имеет множество определений, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. В социологическом словаре физическую культуру определяют, как часть общей культуры общества, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и др. Так же ее рассматривают как процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей [1].

А.М. Павловой в 2015 году проводились исследования среди основной группы здоровья об их желании заниматься с ОВЗ. Далее приведены результаты данного исследования: всего лишь 10,4 % из числа опрошенных не хотели бы учиться в одной группе, в то время как 83,6 % опрошенных студентов положительно относятся к такой возможности, 6 % затруднились дать ответ [4]. Из этого можно сделать вывод, что доброжелательное и лояльное отношение студентов к людям с ограниченными возможностями по здоровью может положительно повлиять на успешность социализации и адаптации студентов с ОВЗ.

По данным А.М Павловой, опубликованной в журнале «молодой ученый». На сегодняшний день имеются данные по заполненным анкетам из Российских вузов (конкретно каких не указано). Всего была получена 481 анкета, из них 180 анкет заполнены полностью. Полученные данные дают представление о количестве студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также об особенностях их сопровождения в вузах России [4].

Наименьший процент обучающихся составляют инвалиды-колясочники (2,28%) и лица с психическими заболеваниями (0,46%). Тогда как студенты с соматическими заболеваниями составили 25,18%, а студенты с неуказанным диагнозом составили самую многочисленную группу – 39,77%.

Основными задачами физической культуры являются: оздоровительная (укрепление здоровья); образовательная (обеспечение доступа к образованию таких детей, уменьшая их дискриминацию); воспитательная; коррекционно-развивающая. Разновидностью физической культуры является физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура).

Адаптивной физической культурой называют комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направленны на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, которые препятствуют ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [3].

Занятия физической культуры в колледжах и университетах направлены на уменьшение степени нагрузки студентов для их оздоровления и поддержания нормальной физической формы [2].

Обязательным допуском к занятиям физической культуре в колледжах, вузах и техникумах является предоставление медицинской справки с указанием в ней группы и состояния здоровья, а также имеющихся ограничений и рекомендаций если имеются, то определенные ограничения.

Преподаватель обязан знать о заболевании каждого своего учащегося, так как данные по состоянию здоровья обучающихся необходимо использовать при организации занятий и определении вида физических упражнений и нагрузки. Исходя из диагноза студента, преподаватель составляет для него индивидуальную программу, студенты занимаются в группах в соответствии с имеющимися заболеваниями. Студенты, освобождённые от практических занятий физической культурой, используют другие формы овладения ценностями физической культуры. Например, изучают теоретические сведения, особенности занятий физическими упражнениями при определённых заболеваниях, принимают посильное участие в судействе студенческих спортивных соревнований.

Выделяют следующий принципы организации занятий адаптивной физической культурой [3]. Принцип дифференциации и индивидуализацииозначает объединение обучающихся в относительно однородные группы по различным признакам. Индивидуальный подход характеризуется учетом особенностей, присущих одному человеку (студенту). Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в том, что недоразвитые или утраченные функции возмещаются использованием сохраненных функций. Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям обучающегося. Принцип оптимальности педагогического воздействия заключается в том, что физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативности педагогического воздействия предполагает многообразие физических упражнений и условий их выполнения [3].

Читайте также:  Как приготовить творог здоровья

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что активизация работы со студентами с ОВЗ в области физической культуры и спорта способствует изменению отношения общества к этой группе населения. Физическая культура и спорт имеют очень большое значения в плане реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями
статья на тему

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, препятствует уходу инвалида в свою болезнь.

Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.

Цель физкультуры и спорта- развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе.

Таким образом, физкультура и спорт в значительной степени «способствуют освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей».

Скачать:

Вложение Размер
doklad_adaptivnyy_sport_.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда РФ

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями.

Антонова Ирина Викторовна

Михайлов 2017 г.

  1. Адаптивная физическая культура.

1.1 Ряд показателей, формирующихся в процессе занятий адаптивной физической культурой;

1.2 Принципы и подходы в адаптивном физическом воспитании.

2. Физическая активность и спорт среди инвалидов в нашем колледже.

Список использованной литературы

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной (платной) основе .

В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, препятствует уходу инвалида в свою болезнь.

Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.

Цель физкультуры и спорта- развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе.

Таким образом, физкультура и спорт в значительной степени «способствуют освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей».

1. Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Но главное, — адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения нами педагогических задач , которые условно можно объединить в следующие группы :

1. коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.

2. коррекция и развитие координационных способностей,

3. коррекция и развитие физического развития.

4. коррекция и профилактика соматических нарушений,

5. развитие познавательной деятельности,

6. формирование личности.

При занятиях со студентами – инвалидами мы используем различные принципы и подходы.

Принцип дифференциации и индивидуализации дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение обучающихся в относительно однородные группы (по возрасту, заболеваниям, показателям физического развития).

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохраненных функционально-двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных способностей.

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий. Он заключается в возмещении недоразвитых или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохраненных функций и формирования «обходных путей».

Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям обучающегося.

Принцип оптимальности педагогического воздействия означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности педагогического воздействия означает многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на сенсорные ощущения , речь, мелкую моторику, интеллект.

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с обучающимся, его окружением, прежде всего с родителями.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры как и везде, так и в нашем колледже, является урочная форма. В зависимости от целей программного содержания уроки подразделяются на:

  • уроки образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям,
  • уроки коррекционной- развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей,
  • уроки оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы,
  • уроки лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.
  • уроки рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Наиболее типичным для обучающихся нашего колледжа с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки, включающие в себя элементы обучения, развития, коррекции, профилактики.

2. Физическая активность и спорт среди инвалидов в нашем колледже

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», — считает профессор П.А. Виноградов.

При организации занятий в нашем колледже — основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участие в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения.

В последнее время в нашем обществе произошло много изменений по этому вопросу и наш колледж не исключение. Для реабилитации обучающихся средствами физической культуры проводится большая спортивно-массовая работа, которая имеет свои традиционные направления. Каждый год мы планируем свою работу так, чтобы регулярно охватывать как можно большее количество студентов физкультурно-массовой работой и вовлекаем их в разнообразную физкультурно-оздоровительную деятельность исходя из интересов, возможностей и особенностей каждого обучающегося. В этом учебном году нами было проведено 12 физкультурно –оздоровительных и спортивных мероприятий, охватывающих всех студентов . Наши студенты приняли участие в 11 соревнованиях с выездом в другие города и страны, начиная с Первенства Михайловского района и заканчивая Чемпионатом Мира, где становились победителями и призёрами соревнований по различным видам спорта. В этом учебном году двум студентам колледжа присвоено звание «Мастер спорта». Это студентка — Седова Екатерина по спортивной игре бочча и студент — Лисовой Алексей по настольному теннису. Трём студентам – звание «Кандидат в мастера спорта»(Павлов Алексей – н/теннис, Сверба Пётр – л/а, Винокуров Арсений — бочча)

Во внеурочное время студенты нашего колледжа имеют возможность самостоятельно заниматься физической культурой и спортом. В их распоряжении находятся 2 тренажерных зала, плавательный бассейн, футбольное поле, комбинированная спорт. площадка, гимнастический городок.

В спортивном зале в вечернее время работают следующие секции: ОФП, волейбольная, настольного тенниса, оздоровительного плавания, аэробики, бочча, легкой атлетики для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Лучшие спортсмены колледжа принимают участие в районных, областных, всероссийских и международных соревнованиях.

Студенты-инвалиды проявляют огромное мужество в преодолении ежедневных трудностей. Обладая опытом общения с такими детьми, преподаватели физического воспитания в колледже стараются участвовать в их судьбе. Помогают найти себя в жизни и спорте независимо от их физического состояния и индивидуальных особенностей.

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Список использованной литературы

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
  1. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2009. – 384 с.
  2. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. – М., 1980.
  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1. – М., 2005.
  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 2. – М., 2007.
  1. Рожков П.А., Сладкова Н.А., Поляков Б.А., Выходец И.Т. Классификационный кодекс и международные стандарты. – М., 2008.
  1. Толмачев Р.А. Адаптивная физкультура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М., 2004

9. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник. – М., 2007.

Автор: Антонова Ирина Викторовна

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Михайловский экономический колледж-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

(ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда РФ)

Должность: преподаватель физической культуры.

Адрес: 391721 Рязанская область, Михайловский район, п. Октябрьский, ул. Зелёная, дом 3, квартира 71.

Контактный телефон: 8-910-508-03-55

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших.

Учебная программа по пауэрлифтингу (адаптивная физическая культура) для учащихся комплекса интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ составлена на основе нормативных документов Министерства образования и на.

Одной из основных задач физического воспитания младших школьников является обучение разнообразным двигательным действиям, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.При игре в настольн.

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются повышение физических возможностей студентов-инвалидов посредством адаптивной физической культурой.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАИнвалидность, адаптивная физическая культу.

Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа.

Создание условий для приобщения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ к спорту, возможности их общения и как следствие реабилитации и социальной адаптации.

Диссеминация опыта преподавания дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО «А.

Источник

Adblock
detector