Меню

Адаптация как условие сохранения здоровья

Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.
учебно-методический материал на тему

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей

Скачать:

Вложение Размер
adaptatsiya.doc 559.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояние. В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад.

Период адаптации к условиям детского сада — это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение. Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать.

В период адаптации мы решаем следующие задачи:

Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.

Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры. Формирование чувства защищенности, свободы,

доверия к окружающему.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.

Развитие игровых навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм поведения.

Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша педагогически целесообразное воздействие. (Практика показывает, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному периоду в его жизни).

Овладение навыками самообслуживания.

В нашем ГБОУ функционирует ГКП и дети, посещавшие эту группу, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило ,характерно радостное или устойчиво спокойное состояние.

Таким образом, можно подвезти итоги. Из 11 детей в начале сентябре поступивших в нашу группу : с легкой степенью адаптации- 7 детей, со средней степенью адаптации- 4 ребенка, с тяжелой степенью адаптации – 0.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы наиболее.

Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но .

В статье говорится о том, что приоритетной задачей учреждения, в котором работает автор, на сегодняшний день является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательны.

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т.

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста.

laquo;Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста&raquo.

Источник

Адаптация и здоровье

Сегодня проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих дисциплин, находясь на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии, биологии. Существует множество определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях. Ф.З.Меерсон представляет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. Помимо генотипической адаптации, которая передается по наследству, существует стенотипическая адаптация, в ходе последней, по мнению автора, происходит формирование так называемого «системного структурного следа», что приводит к повышению мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма. Тем не менее «любая, даже самая успешная адаптация сопряжена не только с тратой энергии, но также с тратой структурных генетически детерминированных ресурсов организма».

Изучение процессов адаптации тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление этой реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом.

Ф.Б. Березин считает, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между организмом и средой.

По мнению М.Г. Агаджаняна, адаптация — динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Автор говорит о невозможности разрыва разных видов адаптации.

По мнению А.А. Налчаджян, адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Соответственно, адаптация, через социализацию формирует адаптированность личности.

Вышеприведенные точки зрения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.

В литературе изучены составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.

В.П.Казначеев, рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом.

По мнению Л.Н.Собчик, собственно психическая адаптация характеризуется показателями актуального психического состояния. Она выделяет два основных типа механизма адаптивного поведения: стенический — ведущие пики профиля по тесту MMPI по четвертой шкале (импульсивность), шестой шкале (ригидность), девятой шкале (оптимистичность) и гипостенический — ведущие пики по второй шкале (пессимистичность), седьмой (тревожность), нулевой (интроверсия). По мнению автора, повышение профиля MMPI по отдельным шкалам отражает действия соответствующих психологических механизмов, таких как «уход в болезнь» — пик по 1 шкале, отказ от самореализации и усиления контроля сознания — пик по 2 шкале, вытеснение из сознания негативной информации или трансформация тревоги в функциональные нарушения — пик по 3 шкале.

По Ф.Б. Березину ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три основных уровня: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня — организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня — оптимальное формирование психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.

Адаптационная стратегия всегда индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, причем каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов — физиологических, обеспечивающих постоянство внутренней среды и психологических, которые направлены на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного адаптогенного фактора.

По мнению Ф.З. Меерсона, М.А. Беребина, Л. И. Вассермана психическая адаптация понимается как системная, многомерная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой. Такая системная модель исследования предполагает анализ взаимосвязей физиологических, психологических и социальных компонентов. Изменение хотя бы одного из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов.

Ф.Б. Березин проводит аналогию с основными стадиями стресса по Г. Селье. Периоду первичной адаптации соответствует реакция тревоги, стабильной адаптации — стадия сопротивления, а адаптационному утомлению — стадия истощения. Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса по Ф.Б. Березину является тревога, ещё, тревогу можно рассматривать как охранительный и мотивационный механизм.

Интенсивность тревоги отражает индивидуальные особенности человека в большей степени, чем реальная значимость угрозы, поэтому часто разделяют тревогу как личностную черту, обуславливающую готовность к тревожным реакциям и реактивную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент. Тесная взаимосвязь между симптомами тревожности, вегетативными сдвигами дает основание полагать, что эти сдвиги являются компонентами единого симптома тревоги, являющегося по существу проявлением эмоционального стресса. Обычно тревога связывается с эрготропными проявлениями. А.Б. Леонова говорит об идентичности физиологического стресса и эмоционального (эмоциональное напряжение), но только в тех случаях, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Наиболее активно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения адаптации. Согласно этой концепции здоровье рассматривается, как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь как результат срыва адаптации. Адаптивные реакции при этом рассматриваются преимущественно по показателям системы кровообращения. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах

М.А. Медведева, А.В. Ротова, Г.Л. Апанасенко, предложивших определять «количество здоровья физиологическими резервами организма -максимальной работой органов при сохранении качественных пределов их функций». Многие исследователи подчеркивают недостаточность для современной медицины классической оценки здоровья, основанной на противопоставлении болезни здоровью. Г.Л. Апанасенко, например, определяет здоровье (адаптацию) по резервам биоэнергетики. Прогрессивная эволюция живого связана с увеличением интенсивности энергообразования организмов. Основное условие существования всего живого — возможность поглощать энергию из окружающей среды, аккумулировать ее и использовать для осуществления процессов жизнедеятельности. Чем выше доступные для использования резервы биоэнергетики, тем организм жизнеспособнее, ибо жизнь поддерживается тратой энергии: работа многочисленных клеточных насосов, разнообразные процессы всасывания, выделения и внутриклеточного обмена — все это сопровождается энерготратами на всех уровнях. Чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру.

С позиции теории функциональных систем К.В.Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации их иерархических, мультипараметрических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Здоровый организм характеризуется, таким образом, системной и межсистемной гармонией. Слаженное взаимодействие функциональных систем в организме человека по иерархическому и мультипараметрическому принципам осуществляется на основе синхронизации ритмов их деятельности, а также ритмов, составляющих их отдельных элементов (хронотроп по А.А.Ухтомскому, 1936). Так, результаты экспериментов Судакова показали, что служащие, у которых вид сердечной деятельности и дыхания был синхронизирован, как правило, во время работы не обнаруживали психоэмоционального напряжения и утомления и показывали хорошие производственные результаты. Служащие, ритм сердцебиений и дыхания у которых не был синхронизирован во время работы, жаловались на психоэмоциональное напряжение и утомление. Эмоциональный стресс, как постулирует теория функциональных систем Судакова К.В., формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности. В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. Эмоциональный стресс нарушает имеющую место в нормальном организме гармонию внутри-и межсистемных информационных отношений. Вследствие этого, при эмоциональных стрессах, прежде всего, нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения. При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях, когда в центральной нервной системе складывается «застойное» эмоциональное возбуждение на основе непрерывных нисходящих влияний эмоциогенных систем, структур мозга на периферические органы, повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, гормональный гомеостазис и устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются нормальные механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Нередко это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На этой стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность генетического аппарата клеток.

Актуальной проблемой научных исследований становится изучение дифференцированного, в зависимости от возраста, пола, влияния макросоциальных перемен на психическое здоровье населения. Так, изучение современных макросоциальных изменений нашло свое отражение в работах Ю.А. Александровского. Он отмечает появление новых факторов, обуславливающих рост числа невротических расстройств: социально-политическая нестабильность, локальные войны, экологические крупномасштабные катастрофы, безработица, появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев. А.А. Чуркин, также отмечает, что формирование ППР на 50-55% обусловлено условиями и образом жизни, на 20-25% состоянием окружающей среды, на 15-20% генетическими факторами и лишь на 10-15% уровнем медицинской помощи и деятельностью органов здравоохранения. В тоже время Б.С. Положий приходит к выводу, что психологическая уязвимость значительной части жителей России является следствием социально обусловленной деформации их характера. Он отмечает, что глубинные перемены в обществе затронули практически все слои населения. Однако, в последующем, значительная часть людей успешно адаптировалась к новым условиям жизни, найдя в ней свое место и выработав новые паттерны поведения. К другой части общества относятся те, у кого под влиянием стресса социальных изменений развилась стойкая и выраженная психическая и социальная дезадаптация. Роль пластичности, устойчивости, флексибильности психики для успешной адаптации была отмечена еще в работах Н.Д. Лакосиной, Г.В. Залевского. Однако, связь формирования черт, которые можно отнести к «симптомокомплексу ригидности», с тоталитарным государственным устройством, одними из первых в отечественных исследованиях была подчеркнута Ф.В. Кондратьевым, Б.С. По их мнению, психическая ригидность большей части населения России является социально обусловленной и представляет собой, по сути «стигмат тоталитарного сознания». Планомерное и систематическое обезличивание человека, подчинение его чужим интересам, формирование «винтика» государственной машины царили в нашей стране более 70 лет. Итогом стало сотворение деформированной личности с уничтоженным собственным «Я». Такие люди могут быть достаточно адаптированы в социальных условиях, породивших эту деформацию. Однако стремительная демократизация общества явилась для них сильнейшим психологическим потрясением, причем основным стрессовым фактором стала неожиданно пришедшая свобода. Этот феномен подробно описан Э. Фроммом: «У обезличенного человека с утраченным чувством «Я» неожиданно пришедшая свобода вызывает острые чувства беспомощности, одиночества, тревоги, неизвестности. Неверие в собственные силы, неумение принимать самостоятельные решения ведут не только к неодолимому желанию вернуться в прошлое, привычно раствориться в сильнейшем целом, но и к глубокому внутриличностному конфликту». Обращаясь к психоаналитической концепции, Э. Фромм описывает «рецептивный» и «эксплуататорский» типы характера, затрудняющие адаптацию к новым условиям жизни. Первый тип — типичный пример выработанного при социализме пассивного иждивенчества, лишающий человека способности в короткие сроки стать инициативным и решительным. Происходящие перемены воспринимаются катастрофическими, а прошлое чрезмерно идеализируется. Такие люди становятся легковерными жертвами различных афер, а нарушения их адаптации, зачастую, достигают характера клинически оформленного психического расстройства. Второй тип характеризуется завистью, цинизмом, подозрительностью. Его декомпенсация в изменившихся условиях носит характер деструктивного, зачастую, антисоциального поведения.

Итак, обзор литературы по проблеме адаптации раскрывает различные взгляды к данной тематике: одни авторы рассматривают адаптацию на основе физиологических характеристик, другие на основе психологических, социальных и других особенностей.

Источник

Читайте также:  Актуальное состояние проблемы здоровья школьников
Adblock
detector