Адаптация и здоровье
Сегодня проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих дисциплин, находясь на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии, биологии. Существует множество определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях. Ф.З.Меерсон представляет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. Помимо генотипической адаптации, которая передается по наследству, существует стенотипическая адаптация, в ходе последней, по мнению автора, происходит формирование так называемого «системного структурного следа», что приводит к повышению мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма. Тем не менее «любая, даже самая успешная адаптация сопряжена не только с тратой энергии, но также с тратой структурных генетически детерминированных ресурсов организма».
Изучение процессов адаптации тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление этой реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом.
Ф.Б. Березин считает, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между организмом и средой.
По мнению М.Г. Агаджаняна, адаптация — динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Автор говорит о невозможности разрыва разных видов адаптации.
По мнению А.А. Налчаджян, адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Соответственно, адаптация, через социализацию формирует адаптированность личности.
Вышеприведенные точки зрения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.
В литературе изучены составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.
В.П.Казначеев, рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом.
По мнению Л.Н.Собчик, собственно психическая адаптация характеризуется показателями актуального психического состояния. Она выделяет два основных типа механизма адаптивного поведения: стенический — ведущие пики профиля по тесту MMPI по четвертой шкале (импульсивность), шестой шкале (ригидность), девятой шкале (оптимистичность) и гипостенический — ведущие пики по второй шкале (пессимистичность), седьмой (тревожность), нулевой (интроверсия). По мнению автора, повышение профиля MMPI по отдельным шкалам отражает действия соответствующих психологических механизмов, таких как «уход в болезнь» — пик по 1 шкале, отказ от самореализации и усиления контроля сознания — пик по 2 шкале, вытеснение из сознания негативной информации или трансформация тревоги в функциональные нарушения — пик по 3 шкале.
По Ф.Б. Березину ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три основных уровня: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня — организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня — оптимальное формирование психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.
Адаптационная стратегия всегда индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, причем каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов — физиологических, обеспечивающих постоянство внутренней среды и психологических, которые направлены на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного адаптогенного фактора.
По мнению Ф.З. Меерсона, М.А. Беребина, Л. И. Вассермана психическая адаптация понимается как системная, многомерная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой. Такая системная модель исследования предполагает анализ взаимосвязей физиологических, психологических и социальных компонентов. Изменение хотя бы одного из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов.
Ф.Б. Березин проводит аналогию с основными стадиями стресса по Г. Селье. Периоду первичной адаптации соответствует реакция тревоги, стабильной адаптации — стадия сопротивления, а адаптационному утомлению — стадия истощения. Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса по Ф.Б. Березину является тревога, ещё, тревогу можно рассматривать как охранительный и мотивационный механизм.
Интенсивность тревоги отражает индивидуальные особенности человека в большей степени, чем реальная значимость угрозы, поэтому часто разделяют тревогу как личностную черту, обуславливающую готовность к тревожным реакциям и реактивную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент. Тесная взаимосвязь между симптомами тревожности, вегетативными сдвигами дает основание полагать, что эти сдвиги являются компонентами единого симптома тревоги, являющегося по существу проявлением эмоционального стресса. Обычно тревога связывается с эрготропными проявлениями. А.Б. Леонова говорит об идентичности физиологического стресса и эмоционального (эмоциональное напряжение), но только в тех случаях, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Наиболее активно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения адаптации. Согласно этой концепции здоровье рассматривается, как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь как результат срыва адаптации. Адаптивные реакции при этом рассматриваются преимущественно по показателям системы кровообращения. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах
М.А. Медведева, А.В. Ротова, Г.Л. Апанасенко, предложивших определять «количество здоровья физиологическими резервами организма -максимальной работой органов при сохранении качественных пределов их функций». Многие исследователи подчеркивают недостаточность для современной медицины классической оценки здоровья, основанной на противопоставлении болезни здоровью. Г.Л. Апанасенко, например, определяет здоровье (адаптацию) по резервам биоэнергетики. Прогрессивная эволюция живого связана с увеличением интенсивности энергообразования организмов. Основное условие существования всего живого — возможность поглощать энергию из окружающей среды, аккумулировать ее и использовать для осуществления процессов жизнедеятельности. Чем выше доступные для использования резервы биоэнергетики, тем организм жизнеспособнее, ибо жизнь поддерживается тратой энергии: работа многочисленных клеточных насосов, разнообразные процессы всасывания, выделения и внутриклеточного обмена — все это сопровождается энерготратами на всех уровнях. Чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру.
С позиции теории функциональных систем К.В.Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации их иерархических, мультипараметрических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Здоровый организм характеризуется, таким образом, системной и межсистемной гармонией. Слаженное взаимодействие функциональных систем в организме человека по иерархическому и мультипараметрическому принципам осуществляется на основе синхронизации ритмов их деятельности, а также ритмов, составляющих их отдельных элементов (хронотроп по А.А.Ухтомскому, 1936). Так, результаты экспериментов Судакова показали, что служащие, у которых вид сердечной деятельности и дыхания был синхронизирован, как правило, во время работы не обнаруживали психоэмоционального напряжения и утомления и показывали хорошие производственные результаты. Служащие, ритм сердцебиений и дыхания у которых не был синхронизирован во время работы, жаловались на психоэмоциональное напряжение и утомление. Эмоциональный стресс, как постулирует теория функциональных систем Судакова К.В., формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности. В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. Эмоциональный стресс нарушает имеющую место в нормальном организме гармонию внутри-и межсистемных информационных отношений. Вследствие этого, при эмоциональных стрессах, прежде всего, нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения. При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях, когда в центральной нервной системе складывается «застойное» эмоциональное возбуждение на основе непрерывных нисходящих влияний эмоциогенных систем, структур мозга на периферические органы, повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, гормональный гомеостазис и устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются нормальные механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Нередко это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На этой стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность генетического аппарата клеток.
Актуальной проблемой научных исследований становится изучение дифференцированного, в зависимости от возраста, пола, влияния макросоциальных перемен на психическое здоровье населения. Так, изучение современных макросоциальных изменений нашло свое отражение в работах Ю.А. Александровского. Он отмечает появление новых факторов, обуславливающих рост числа невротических расстройств: социально-политическая нестабильность, локальные войны, экологические крупномасштабные катастрофы, безработица, появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев. А.А. Чуркин, также отмечает, что формирование ППР на 50-55% обусловлено условиями и образом жизни, на 20-25% состоянием окружающей среды, на 15-20% генетическими факторами и лишь на 10-15% уровнем медицинской помощи и деятельностью органов здравоохранения. В тоже время Б.С. Положий приходит к выводу, что психологическая уязвимость значительной части жителей России является следствием социально обусловленной деформации их характера. Он отмечает, что глубинные перемены в обществе затронули практически все слои населения. Однако, в последующем, значительная часть людей успешно адаптировалась к новым условиям жизни, найдя в ней свое место и выработав новые паттерны поведения. К другой части общества относятся те, у кого под влиянием стресса социальных изменений развилась стойкая и выраженная психическая и социальная дезадаптация. Роль пластичности, устойчивости, флексибильности психики для успешной адаптации была отмечена еще в работах Н.Д. Лакосиной, Г.В. Залевского. Однако, связь формирования черт, которые можно отнести к «симптомокомплексу ригидности», с тоталитарным государственным устройством, одними из первых в отечественных исследованиях была подчеркнута Ф.В. Кондратьевым, Б.С. По их мнению, психическая ригидность большей части населения России является социально обусловленной и представляет собой, по сути «стигмат тоталитарного сознания». Планомерное и систематическое обезличивание человека, подчинение его чужим интересам, формирование «винтика» государственной машины царили в нашей стране более 70 лет. Итогом стало сотворение деформированной личности с уничтоженным собственным «Я». Такие люди могут быть достаточно адаптированы в социальных условиях, породивших эту деформацию. Однако стремительная демократизация общества явилась для них сильнейшим психологическим потрясением, причем основным стрессовым фактором стала неожиданно пришедшая свобода. Этот феномен подробно описан Э. Фроммом: «У обезличенного человека с утраченным чувством «Я» неожиданно пришедшая свобода вызывает острые чувства беспомощности, одиночества, тревоги, неизвестности. Неверие в собственные силы, неумение принимать самостоятельные решения ведут не только к неодолимому желанию вернуться в прошлое, привычно раствориться в сильнейшем целом, но и к глубокому внутриличностному конфликту». Обращаясь к психоаналитической концепции, Э. Фромм описывает «рецептивный» и «эксплуататорский» типы характера, затрудняющие адаптацию к новым условиям жизни. Первый тип — типичный пример выработанного при социализме пассивного иждивенчества, лишающий человека способности в короткие сроки стать инициативным и решительным. Происходящие перемены воспринимаются катастрофическими, а прошлое чрезмерно идеализируется. Такие люди становятся легковерными жертвами различных афер, а нарушения их адаптации, зачастую, достигают характера клинически оформленного психического расстройства. Второй тип характеризуется завистью, цинизмом, подозрительностью. Его декомпенсация в изменившихся условиях носит характер деструктивного, зачастую, антисоциального поведения.
Итак, обзор литературы по проблеме адаптации раскрывает различные взгляды к данной тематике: одни авторы рассматривают адаптацию на основе физиологических характеристик, другие на основе психологических, социальных и других особенностей.
Источник
Адаптация как мера уровня здоровья человека
Под адаптацией (от лат.- приспособление, приноравливание) в широком смысле понимают свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Адаптацию можно определить и как способность организма поддерживать такое индивидуальное состояние, которое обеспечивает его сохранность, развитие, работоспособность и максимальную продолжительность жизни в различных условиях среды. Адаптация человека к условиям среды носит ярко выраженный социальный характер, то есть индивид прежде всего должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, детский сад, школа и т. п. При этом адаптация не является пассивной реакцией организма, она представляет собой активный процесс приспособления всех органов и систем, а также психической деятельности к соответствующим условиям коллектива.
Педагогу необходимо знать, что адаптационные возможности у детей и подростков существенно ниже, чем у взрослых, кроме того, они в значительной степени индивидуальны. Так, дети с сильной нервной системой, эмоционально менее возбудимые, приспосабливаются лучше. Большое влияние на ход адаптации оказывает неблагополучный «биологический» анамнез ребенка: патологическое течение беременности у матери, осложненные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Медико-биологические исследования процессов адаптации детей при поступлении их в ясли, детский сад и школу свидетельствуют о напряженной работе всех физиологических систем детского организма, что приводит в некоторых случаях к задержке физического развития, снижению резистентности и развитию различных заболеваний.
Мерой адаптации является уровень здоровья, который определяется сохранностью гомеостаза — устойчивости внутренней среды организма, как в состоянии покоя, так и в субэкстремальных и экстремальных ситуациях.
Адаптация как универсальное фундаментальное свойство живых организмов является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает основные параметры организма в физиологических пределах, увеличивает мощность гомеостатических систем, обеспечивающих стабильность в изменяющихся условиях среды.
Здоровье человека как целостное состояние организма, характеризующееся определенной устойчивостью гомеостаза, является понятием многомерным и динамическим. Многомерность его определяется различными системами, участвующими в поддержании конкретного состояния, уровня здоровья. Все они связаны между собой, соподчинены, и уровень их функциональной активности может быть выражен количественно.
Целесообразно выделить несколько параметров, определяющих адаптивные возможности организма:
• уровень и гармоничность физического развития;
• резервные возможности основных физиологических систем;
• уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
• наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
• уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В зависимости от степени проявления эти показатели могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма. Например, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низким уровень иммунитета, закаленности и в результате — частые простуды, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.
Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма. Последнее определяется резервными возможностями его основных систем, деятельность которых зависит от механизмов регуляции. Именно от состояния этих механизмов, их совершенства зависит эффективность процессов адаптации в бытовых и производственных условиях, а также в случае болезни.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое онтогенез?
2. На какие периоды подразделяется онтогенез?
3. Какие основные закономерности роста и развития вам известны?
4. Почему физическое развитие называют показателем здоровья?
5. Что такое конституциональный тип и почему его изучению отводят важное место?
Глава 3.
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
· Строение нервной системы. Нейрон. Нервы и нервные волокна
· Физиологические свойства нервной ткани
· Координация нервных процессов
· Особенности нервных процессов у детей и подростков
Нервная система является основной регулирующей и координирующей системой организма. Она быстро и точно передает информацию ко всем органам и системам, обеспечивает функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешнем средой.
В нервной системе происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.
3.1. Общий план строения нервной системы
Нервная система в структурном и функциональном отношении делится на центральную и периферическую (рис. 1). Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функционирования органов, систем и организма в целом.
Центральная нервная система человека представлена спинным, продолговатым, средним, промежуточным мозгом, мозжечком, базальными ганглиями (нервными узлами) и корой головного мозга. Каждая из этих структур имеет морфологическую и функциональную специфику. Но наряду с этим у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций, к которым относятся: нейронное строение, наличие множества синаптических контактов между нейронами; образование центров, ответственных за осуществление специфических функций; множественность прямых и обратных связей между нервными центрами и между нейронами внутри центров; способность нейронов к восприятию, обработке, передаче, хранению информации; преобладание числа нейронов для ввода информации наш числом нейронов, выносящих информацию из ЦНС; способность к параллельной обработке разной информации; способность к саморегуляции; функционирование на основе рефлекторного принципа.
|
Рис. 1. Нервная система человека:
/ — головной мозг; 2 — спинной мозг; 3 — периферическая нервная система
Периферическая часть нервной системы состоит из нервов, т. е. пучков нервных волокон, покрытых соединительнотканной оболочкой, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нервных узлов — скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.
В зависимости от строения периферических структур различают соматический и вегетативный отделы нервной системы. Первый контролирует сокращения поперечно-полосатой мускулатуры и в конечном итоге — движения, обеспечивает чувствительность нашего тела, второй осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и обмена веществ в соответствии с текущими потребностями организма. С деятельностью вегетативной нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного давления на относительно постоянном уровне, теплорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и многие другие процессы. Большинство внутренних органов обладает двойной иннервацией: к каждому из них подходят два нерва — симпатический и парасимпатический, эффекты которых противоположны (рис. 2).
Рис. 2. Схема вегетативной
а — парасимпатическая часть;
б — симпатическая часть;
/ — глаз; 2 — слезная железа;
3 — дыхательные пути;
4 — подчелюстная железа;
5 — подъязычная железа;
6 — околоушная железа;
7 — сердце; 8 — трахея; 9—
10—печень; 11 — поджелудочная
14 — почка; 15 — мочевой
Так, симпатический ускоряет и усиливает работу сердца, а симпатический (блуждающий) — тормозит, парасимпатический нерв вызывает сужение кольцевой мускулатуры радужной оболочки глаза и в связи с этим сужение века, а симпатический нерв вызывает расширение зрачка. Симпатическая часть вегетативной нервной системы способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях, когда требуется напряжение всех сил; парасимпатическая часть — система «отбоя», она способствует восстановлению истраченных организмом ресурсов. Раздражение симпатических нервов утомленной скелетной мышцы восстанавливает ее работоспособность. Все это дало основание говорить об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы.
Все отделы вегетативной нервной системы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. К центрам вегетативной нервной системы приходят импульсы от ретикулярной формации ствола мозга, мозжечка, гипоталамуса, подкорковых ядер и коры больших полушарий.
Все отделы нервной системы анатомически и функционально представляют собой единое целое. Их основой являются нервные клетки — нейроны. Нервная ткань помимо нейронов включает клетки нейроглии, которые, окружая со всех сторон нейроны, выполняя для них опорную, питательную и изолирующую функции.
Нейрон. Нервы и нервные волокна.Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной системы, которая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает информацию к различным органам тела. Сложность функции нейрона обусловливает особенности его строения. Нейроны представляют собой клетки, разнообразные по форме, хотя по общему строению они не отличаются от любой другой клетки тела (рис.3).
|
Рис. 9. Строение нейрона: / — ядро; 2 — аксон; 3 — синапсы; 4 — дендриты;
5 — безмякотное волокно; 6 – миелиновая оболочка.
В них можно выделить клеточную мембрану, ядро, ядрышко, органоиды. Особенностью строения нейронов является большое число клеточных отростков и наличие в цитоплазме специфических образований: тигродного вещества или тигроидных глыбок, и нейрофибрилл (тонкие нити, состоящие из белковых молекул, участвующие в проведении импульсов возбуждения по нервной клетке). Тигроидное вещество содержит РНК, количество которой увеличивается до полового созревания, а затем находится на относительно постоянном уровне, если условия существования клеток остаются благоприятными. При экстремальных ситуациях содержание РНК в тигроидном веществе может уменьшаться, а сами глыбки полностью распадаются, что приводит к гибели нейрона.
Нейрон имеет два вида отростков. Длинный отросток — аксон расположен всегда в так называемой базальной части нейрона (см. прил. 6), его длина может достигать 1,5 м. Аксоны проводят возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и исполнительным органам (мышцам, железам), являясь своеобразным «выходом». Конец аксона сильно ветвится, образуя контакты со многими сотнями клеток. У нейрона аксон всегда только один.
Дендриты — многочисленные короткие ветвящиеся отростки, расположенные в различных частях нервной клетки. На дендритах имеются отростки и шипики. Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов. Ветвистость и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендритов в сравнении с телом клетки и создают условия для расположения на них большого числа контактов с другими нервными клетками — синапсов. Количество синапсов на теле одного нейрона достигает 100 и более, а на дендритах одного нейрона – нескольких тысяч.
Синапс (рис.4) представлен двумя мембранами — пресинаптической и постсинаптической, между которыми имеется синаптическая щель размером не более 20 нм. Пресинаптическая мембрана находится на нервных окончаниях (окончаниях аксона), которые в центральной нервной системе имеют вид пуговок, колечек или бляшек. Постсинаптическая мембрана находится на теле или на дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс.
|
Рис. 4. Строение синапса:
/ — митохондрия; 2 — синаптическая бляшка;
3—синаптические пузырьки; 4 — пресинаптическая мембрана;
5 — постсинаптическая мембрана; 6 — синаптическая щель;
Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью особого вещества – посредника, или медиатора. Чаще всего это ацетилхолин, адреналин и норадреналин. В центральной нервной системе наряду с возбудительными существуют тормозные синапсы, из синаптических бляшек которых освобождается тормозной медиатор – гамма-аминомасляная кислота и глицин. На каждой нервной клетке расположены и возбуждающие и тормозные синапсы, что обеспечивает разный характер ответа на пришедший сигнал.
Синаптический аппарат в ЦНС, особенно в ее высших отделах, формируется в течение длительного периода постнатального развития. Его формирование в большой мере определяется притоком внешней информации. На ранних этапах развития первыми созревают возбудительные синапсы, тормозные синапсы формируются позже, с их созреванием усложняются и совершенствуются процессы переработки информации.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник